Иногда без библии не обойдёшься. И не говорю сейчас о настольной книге глубоко верующего человека. Без библии, да и иных религиозных источников часто невозможно понять происхождение многих вещей, привычных сегодня. Или историю и ценность городка, куда занесло во время очередного подробного путешествия. Библия и историческая книга — развитие христианства неотделимо от светской истории, истории Рима и земель вокруг, формирования Европы.
Вот, и попав в небольшой средневековый городок Сент-Антуан-л’Аббеи к югу от Вьенна, понял, что без первоисточников снова не обойтись. Без той части, которая — «Житие преподобного Антония». Да простят меня глубоко верующие за вольное изложение темы, но ведь разговор наш прежде всего о Франции, о рыцарях и монашестве, и для всех. Не являясь таким глубоко верующим, я всё же уверен, что, в большинстве своём, так и было, люди эти существовали, описанные события происходили.
Антоний по паспорту был египтянин. Копт, но ведь это ни что иное, как египтянин, именно так и переводится с древнегреческого. Считается, что копты — прямые потомки тех самых, легендарных любителей пирамид и мумий. Был из семьи, как бы сейчас сказали, состоявшейся и обеспеченной. Шёл уже III век, христиантство дало первые прочные корни, и родители Антония воспитывали его в этой вере с рождения.
Когда Антонию исполнилось двадцать лет, умерли родители, оставив ему на попечение младшую сестру. Но заботился о ней он недолго, жизнь его резко изменилась, ибо однажды он услышал: «Если хочешь быть совершенным, иди, продай имение твоё и раздай нищим, и будешь иметь сокровище на Небе, и иди вслед за Мной» Недолго думая, Антоний передал сестру на попечение знакомым, отказался от права на наследство, раздал имущество бедным и покинул селение…
Через некоторое время Антоний проявился в Фивадской пустыне (это в верхнем Египте, где когда-то были Фивы), где жил в пещере. Потом, взяв в ближайшем селении полугодовой запас хлеба, он перебазировался в развалины римского форта на берегу Нила. Здесь он прожил целых 20 лет. Вероятно, от Антония стала исходить какая-то мудрость, ибо люди стали всё чаще его навещать, приносили и еду. Уединение всё более повышалось уровнем, через 20 лет Антоний общался со своими гостями исключительно через малое отверстие в стене. Говорят о многочисленных учениках Антония. Но история знает всего о двух.
После 305 года Антоний стал выходить из своего убежища, но исключительно для того, чтобы помочь приходящим в пустыню новым отшельникам правильно уединиться. В 311 году, когда при императоре Максимине начались гонения христиан, Антоний даже посетил Александрию, где ободрял на баррикадах. Когда репрессии закончились, преподобный удалился аж на берег Красного моря близ Суэцкого залива. Он уже не хотел видеть приносящих еду, поэтому сам возделывал небольшое поле и растил хлеб.
Фреска из церкви в Сент-Антуан-л’Аббеи
Так он жил целых много лет, пока не встретился с будущим святым Павлом Фивейским, сообщившим ему о том, что христианские гонения в Римской империи прекратились и что появилась ересь арианство. Антоний решил отправиться в Александрию и выступить против ереси. Но это путешествие было уже выше его сил, поэтому вернувшись в свою пустыню, он на 105 году скончался.
И до Антония были люди, желающие пожить в уединении — кто спасаясь от преследований, кто для подвигов воздержания. Но именно Антоний, создавший своеобразный «кодекс уединения», считается отцом монашества. Отшельнического монашества, когда отшельники живут отдельно, каждый в своём убежище, питаются и молятся отдельно. Но есть у них и наставник, авва…так сказать для решения важных наболевших вопросов. Несколько таких скитов под руководством одного аввы назывались лаврой…первое знакомое слово, да?
Параллельно появляется другой род отшельнической жизни, который Антоний отвергал. Пропагандистом был преподобный Пахомий. Желающие организовывали общину, где вместе сеяли и пахали, пели и ели (ну и молились, конечно), жили по уставу. Такие общины стали называться киновиями или монастырями. А вот второе знакомое слово.
И самый парадокс в том, что мощи преподобного Антония Великого, противника монастырей, хранятся в одном из самых строгих монастырей во Франции в городке Сент-Антуан-л’Аббеи
Об этом по порядку.
В VI веке при византийском императоре Юстиниане мощи Антония были найдены и торжественно перенесены из пустыни в Александрию, а вскоре в Константинополь. В эпоху первых крестовых походов госпитальеры привезли с Востока мощи святого Антония и стали думать, где их разместить. По каким-то критериям был выбран Мот-Сен-Дидье, где началось строительство аббатства.
Что и явилось датой смерти городка Мот-Сен-Дидье, конечно только по названию, и датой рождения городка Сент-Антуан-л’Аббеи, случилось это в XI веке. К слову, голова преподобного Антония хранится отдельно с 1491 года в Арле.
При монастыре был основан хоспис, постоянно строились новые здания — трапезная, исповедальня, лазарет, конюшня и сады. Был создан отдельный орден Святого Антония, которому в 1289 году папа Бенифаций VIII передал аббатство.
В 1777 году монастырь и его имущество были переданы мальтийским рыцарям.
Центром аббатства является церковь св. Антония, к которой поднимаемся «лестницей в небо».
Строительство церкви началось в 1130 году и закончилось в конце XV века. Готический фасад был возведен к 1297 году. Целиком не влезает — за спиной обрыв. Ну что ж, по частям
Появились рано утром уже и первые путники — аббатство находится на святой дороге в Сантьяго
В церкви в специальном сундуке из дуба и резьбой из ореха хранятся мощи Святого Антония.
Немного нерезко…фото тайком
В церкви очень много старинных артифактов, включая архитектуру из римских катакомб.
Истлевшие от времени фрески. Глядя на эти, понимаешь буквальность слова «истлевшие»
Отдельно хранится 113-килограммовый сундук, в котором мощи выносятся из церкви во время религиозных праздников.
Аббатство с городом связывает небольшая Монастырская площадь
Сам старинный городок примечателен средневековыми домиками, торговым кварталом.
Готические ворота главного входа строились долго, и были закончены аж в 1658 году. Два павильона ограждают центральную конструкцию ворот, на втором этаже был суд и проживал прокурор.
Нижние ворота города разрушены, осталась только часть арки
На улицах городка расположены дома ремесленников, плотников, рабочих и садовников, а сейчас и магазинчики и таверны.
Немного выше по склону идут улицы, где жили вместе благодаря близости к рынками нотариусы, драпировщики, пекари, сапожники.
Непосредственно около аббатства — Главная улица, где жили аристократы, аптекари, доктора, хирурги. Отреставрированные домики до сих пор обитаемы, обитатели живут прибылью от туризма.
Вот так часто в Европе — маленький незаметный городок. А перекликается с большой историей, где и «отец монашества», и император Юстиниан, и крестоносты, и мальтийские рыцари…