Шёл 1277 год. Европейцы на Ближнем Востоке переживали далеко не лучшие времена. Годы великих походов и славных завоеваний первых Крестовых походов давно ушли, недавний восьмой поход был скорее похож на фарс. Вязкая мусульманская тьма всё сильнее обволакивала последние светлые точки нескольких городов на побережье, ещё удерживаемых рыцарями.
Город под названием Акка, или Акра, или Сент-Жан-д’Акр, столица Иерусалимского королевства, которое уже давно этот Иерусалим потеряло, ещё был полон жизни, купцы торговали, ремесленники работали, монахи в монастырях молились, оживлённый порт принимал и отправлял корабли, жители радовались относительному спокойствию за толстыми крепостными стенами.
Особая, тревожная, атмосфера только в кварталах, которые занимают рыцари орденов — госпитальеров, тамплиеров, Тевтонского ордена. Здесь чувствуют скорый конец (Сент-Жан-д’Акр прекратил существование через 14 лет) и уже вовсю создаются базы на Кипре, куда переберутся госпитальеры, во Франции для тамплиеров, а тевтонцы давно осваивают Прибалтику. К тому же купцы Генуи, Венеции и Пизы, которые проживают в городе, ведут споры за сферы влияния, и рыцари орденов всё больше втягиваются в эти распри. Мало того, так ещё и сицилийский выскочка Карл Анжуйский претендует на корону королевства.
Папа Григорий X всё же старается организовать новый крестовый поход, а для этого надо, чтобы хотя бы рыцари Акры перестали враждовать, участвовать в итальянских торговых играх, и вновь договорились и обьединились. Для начала надо выгнать из города Карла Анжуйского.
Для того, чтобы всех примирить, папа отправляет в Сент-Жан-д’Акр графа Гийома де Руссильона, лучше кандидатуры не найти. Честный, бескорыстный, преданный и прекрасный дипломат. …И ему почти удалось, но в ночь с 7 на 8 июня, в самый ответственный момент граф просто исчез, бесследно и внезапно.
Одна из загадок Акры. И вскоре выскочка Анжуйский берёт власть силой, поддерживаемый тамплиерами. Кстати, мне кажется, зря историки забывают об этом случае, когда говорят о уничтожении тамплиеров французским королём. Конечно не главная, но, возможно, одна из причин… Анжуйский был противником французской короны, и исчезновение Гийома де Руссильона, близкого ко двору, не могло не беспокоить Париж.
Незримые нити соединили в год 1277 Сент-Жан-д’Акр с небольшим городком Сент-Круа-ан-Жаре в 25 км на запад от Вьена,
куда мы едем по этой дороге, подымающейся в гору вдоль виноградников.
Здесь ждала возвращения графа Беатрис-де ла Тур де Пен, его супруга. С каждым месяцем всё менее понятна ситуация — оплакивать или нет? Ведь мёртвым графа никто не видел, путей из города немного, госпитальеры пролезли все подземные коридоры Акры, молчат арабские купцы — обычно в таких случаях просили выкуп.
… прошло уже 3 года, но надежда в сердце Беатрис жива, надо только молиться, господь услышит…может вот только молитва тихая? … А что, если усилить молитвы во много раз? Так возникает идея построить в Сент-Круа-ан-Жаре монастырь. Графиня сама совершает путешествие в один из картезианских монастырей с предложением строительства аббатства на её земле, и в 1280 году на склоне высокого холма, вершина которого находится на высоте почти в 1000 метров над уровнем моря, закладывается первый камень в основание картезианского монастыря Сент-Круа-ан-Жаре.
Почтенная дама осталась, стала жить при монастыре, где умерла в 1307 году, так и не дождавшись мужа, но так и не поверившая в его гибель. Здесь же и похоронена.
Великолепно сохранился главный фасад монастыря, своими двумя круглыми мощными башнями скорее напоминающий вход в замок.
Да и вся передняя сторона монастыря выглядит как мощная крепость, только в стенах сейчас жилые дома.
Монастырская церковь полностью сгорела в XVIII веке и была построена заново.
Другие монастырские постройки были сильно переделаны в XVIII веке.
А сам городок, вероятно, мало изменился со времени Беатрис.
Возвращаемся обратно на восток, наш путь лежит в маленький городок Отрив. По пути пересекаем Рону, на реку с высокой горы открываются красивые виды.
Путь наш лежит в маленький городок Отрив южнее и немного восточнее Вьена, который последние 100 лет неразрывно связан с именем Жозефа Фердинанда Шеваля и его творением под названием «Идеальный дворец почтальона Шеваля».
Сам Отрив имеет мало достопримечательностей. Разве что традиционный муниципалитет. …
Или остатки старого замка.
Все направляются к дворцу Шеваля.
Будущий почтальон и «сам-себе-архитектор» родился 19 апреля 1836 года в городке Шарм-сюр-Лэрбасс. Учёба была для мальчика скучна, а может трудна, поэтому в 13 лет он бросил школу и, немного послонявшись без дела, устроился «булки выпекать» к местному пекарю. Когда Шевалю исполнилось 32 года, он решил бросить и это занятие, переехал в глубинку, где вскоре стал сельским почтальоном.
Разнося почту адресатам пешком, иногда наматывая в день по 30 км, по дороге он пристрастился рассматривать марки на письмах, журналы, и открытки, на которых были изображены дальние страны и великолепные прекрасные дворцы. Он сам мечтал побывать в дальних странах, всё это увидеть, но увы… надо было образование получать, хотя почтальон может быть этого и не понимал. А раз нельзя увидеть, надо по кусочкам построить дальние страны рядом с собой.
«И тогда я стал мечтать о строительстве дворца, великолепного замка. Я никому не сказал о своей мечте, потому что боялся, что люди начнут смеяться надо мной. Мне самому стало стыдно от этой идеи», — писал Шеваль в своих мемуарах. «Пятнадцать лет спустя, когда я уже почти забыл о своей мечте, когда я совсем не думал о ней, моя нога напомнила мне о ней. Я споткнулся о камень, чуть не упал. Я поднял его. У камня был такой необычный вид, что я положил его себе в карман. Я хотел забрать его с собой, чтобы полюбоваться им в тишине», — писал Шеваль. «Поскольку природа наделила меня строительным материалом, я должен стать архитектором и каменщиком»
Я в это не верю. Рассматривая «дворец» Шеваля, я не увидел никаких Особых Великолепных Камней, которые необходимо было сразу утащить на задний двор и подолгу ими любоваться. Булыжники как булыжники, из которых в этих местах делают мостовые и верхние части обычных домов — вот пара примеров.
Но когда Шеваль закончил своё творение, он, несомненно, захотел в своих мемуарах придать всему дух романтизма и просветления, ибо многие в деревне по-прежнему считали его просто чокнутым.
Итак, начиная с 1879 сельский почтальон стал собирать булыжники по округе. Это факт. Сначала носил их в сумке, потом в корзине, наконец купил тачку. 20 лет он складывал стройматериал на участке и, выйдя на пенсию, начал строительство. Целиком на строительство своей мечты Фердинанд потратил 33 года с момента находки первого камня, закончен был дворец в 1912 году.
Строительство велось простейшими инструментами, камни соединялись известью и раствором цемента, которым обмазывались и фигуры из проволоки для создания всех украшений фасада. Создатель хотел, чтобы дворец напоминал смесь всех стилей и культур — от Европы, через Ближний Восток до Китая.
Украсил его бесчисленными «древними» надписями, таинственными знаками, странными богами, сказочными животными и чем-то похожим то ли на фонтаны, то ли на люстры из камней и ракушек, предметами, смысл которых знал только сам создатель. Вероятно, для придания дополнительной одухотворённости, на стенах замка Шеваль высек изречения — «Для сердца, горящего желанием, нет ничего невозможного», «Человечество, помни, что ты всего лишь пыль, только твоя душа бессмертна» …и тому подобное.
Такова история создания дворца… а что впечатления? Ну что ж, разрешите мне побыть критиком.
Вначале о том, что восхищает. Восхищает целенаправленность, упорство человека, долгие годы идущего за мечтой, какой бы смешной она не казалась. Огромный упорный труд простого почтальона, отдавшего 33 года своей жизни созданию своего дворца, и в чём-то добившегося и признания — в 1969 году Идеальному дворцу Шеваля присвоили статус исторического памятника. Около дворца любят выступать музыканты, один концерт готовился и при нас.
Городку, где над ним издевались и дразнили, Фердинанд принёс известность, только благодаря ему Отрив стал популярным местом для туристов, Шеваль обеспечил прибыль и сферу деятельности его жителям надолго. В библии сказано — каждый должен создать свою церковь. Церковь Шеваля не содержала понятие границ, она — его личное восприятие чего-то вроде вселенской любви, он построил свою церковь так как чувствовал и видел.
А теперь обратная сторона медали. Всё же имею какое-то отношение к строительству.
Первое. Функциональность.
Любой дворец, по крайней мере из встреченных мной, мог рассматриваться и с целью удобства пребывания в нём. Словами старой песни — «и дворец для кого-то только дом». При любых архитектурных стилях присутствует и идея планировки — удобный вход, просторные и светлые комнаты, коридоры и галереи… Готов согласиться, что для настоящего дворца размеры здания Шеваля не так уж и впечатляют — всего 26 метров в длину, 14 метров в ширину и до 10 метров в высоту. Но и при таких размерах внутри — всего одно длинное узкое помещение, скорее коридор, которое Шеваль использовал как сарай.
Единственно место, которое можно использовать по назначею — терраса наверху с красивым видом… столик, скамеечки, зонтик, на столе стаканчик…
Второе. Прочность и технологии.
Здание ещё пока не прошло проверку временем. Знаем, что разрушается и железобетон. Ширина 14 метров, коридор внутри метр, значит 13 метров ушло…на что? Я не могу представить, чтобы стены 6 метров толщиной Шеваль заливал бетоном. Значит, дворец — разновидность так называемой «сэндвичевой» конструкции, когда пространство между прочными внешними, сравнительно тонкими стенами засыпается. Чем почтальон засыпал — землёй, мусором… но точно не камнями — заполнить такой обьём булыжниками — ему тачками ещё надо было бы таскать лет 50. Насколько прочны внешние стены? По какой технологии бетон? Из описания я понял, что проволока использовалась только для художественной лепки, нигде нет упоминание о армировании бетона. Многочисленные украшения наверху здания могут создать щели, через которые будет затекать вода, что творится в «сэндвиче» ?…
Третье. Идея, архитектура, стили, эстетика.
Хорошо, скажете вы. Вероятно, почтальон не хотел создать именно дом, не задумывался о прочности, а желал поразить нас необычным искусством? Безусловно, здание уникально, оригинально, необычно. Но когда смотрю на него, возникает ощущение, что вижу перед собой что-то вроде невысокого детского сказочного городка с лестницами и балкончиками. Как будто кто-то очень долго строил замок из песка, хотя и необычный.
Шеваль не был согласен с тем, что дворцы могут строить только архитекторы. Хочу ему возразить. И для того, чтобы смешивать стили и направления, надо сначала стили и направления изучить. Иначе — хаос. Он замахнулся в одном коктейле вообще смешать все известные овощи и фрукты. Ближневосточные мотивы, китайские, алжирские, щепотку испанца Антонио Гауди. Швейцарское шале, индийский храм, средневековое шато и Белый дом. Для всех ли вкусен такой коктейль?
В его дворце слишком всего много. Фигурки людей и животных, камни, ракушки и люстры из них, рога и копыта, диковинные фигуры, некоторые из которых похожи на статуи богов, скульптуры людей, животных,
храмов, башенки, фонтаны, узоры, где-то даже, говорят, история Адама и Евы…я не нашёл.
На стенах цитаты из Христианства и Буддизма, от Библейской до Индусской мифологии. … Может быть, у Шеваля всё в каждой детали имело смысл, но без его обьяснений я не смог этого «всего» понять.
Знаю, что дворец, получив признание от Андре Бретона и Пабло Пикассо, стал родоначальником стиля «ар брют» — грубое искусство. Но найдутся, и многие, которые не понимают ни Бретона, ни Пикассо, я уверен. На вкус и на цвет…
Своеобразным сюрреализмом и примитивизмом заразился весь городок. Здесь несколько «авторских» галерей, которые продают всё, что угодно… вот например такую козу из деревяшек. … Интересно, если её сожрёт короед, мне вернут 2000 евро? Шучу… и в мыслях не было… даже за 10 центов.
Я согласен с тем, что дворец Шеваля можно рассматривать как курьёзность, сюр, произведение, которому кто-то даст своё определение, в музеях тоже видим порой забавные экспонаты. Но назвать архитектурой с большой буквы трудновато.
А какое ваше мнение?
Теги:
Самостоятельные путешествия, Культурно-познавательный туризм, Автопутешествия