Калмыкия: начало.
Задумав писать про кратковременную поездку в Калмыкию, я сначала долго не могла собраться с мыслями, целостная картина не группировалась воедино, я не понимала-как преподнести этот материал, а начав, уже не могла остановиться. Хотелось рассказать об очень многом, прикоснуться к каждой детали и проникнуться в более глубокие слои и прошлого и культуры этой страны. Но рамки конкурсной работы заставили ограничиться основными моментами и пришлось корректировать текст так, чтобы он не выглядел раздробленным и поделенным на части. Но сейчас, когда закончен конкурс, отгремели фанфары и названы победители, мне захотелось продолжить тему, вернее закончить начатое. Если случится повторение текста из конкурсного рассказа, то это только для того, чтобы не терялась целостность повествования.
Итак, миграция предков калмыков-ойратов, их переезд с территории своей Родины и веками насиженных мест начался в конце XVI-начале XVII века: собрав весь свой нехитрый скарб они медленно продвигались на северо-запад, вниз по течению реки Иртыш, к границам России. Легко сказать-написать, но длительный путь этот был сопряжен большим количеством бед, несчастий и даже военных столкновений, в результате которых многие кочевники погибли. Оставшаяся же часть расположилась лагерем недалеко от столицы в томительном ожидании решения своей участи.
В далеком 1608 году несколько старейшин ойратов были приняты русским царем Василием Шуйским и рассмотрев их челобитную о желании принять русское подданство и выделении им территории для дальнейшего проживания получили одобрение, чему были несказанно рады. Кочевникам были выделены земли в степях Нижней Волги и Предкавказья.
В те времена для России реальную угрозу представляли сложные отношения с Крымским и турецким ханствами и, конечно же, взяв под свое покровительство калмыцкий народ, русское государство преследовало свои цели: в лице благодарных переселенцев оно приобрело грозную военную силу, укрепившую слабо защищенные южные границы.
Даже якобы русское слово «захолустье» и то образовано от калмыцкого «заха улус», что значит «пограничные» или «дальние» люди.
Оставшаяся и выжившая часть ойратов наконец-то дошла до степных краев и навсегда здесь обосновалась, найдя для себя и своих потомков новую родину- Калмыцкое ханство, основанное позднее, в 1664 году и просуществовавшее чуть больше ста лет во главе с ханом, а позднее наместником.
Но в 1771 году калмыцкие старейшины, недовольные усиливающимся давлением правительства России, ушли назад в Джунгарию, увлекая за собой и часть калмыков. Местность с красивым названием- Джунгария существует и поныне, это географическая и историческая область Центральной Азии на северо-западе Китая. Как и прежде следуя по дороге сюда, большая часть калмыков не вынеся всех тягот трудного пути, погибла, а Калмыцкое ханство в России было упразднено- его территорию включили в состав Астраханской губернии. Но, тем не менее, оставшиеся калмыки прижились на дарованных землях и в 1920 году была образована Калмыцкая АО.
Меня всегда удивляют сухие факты, цифры, детали, которые можно вместить в пару-тройку страниц, или еще хуже абзацев! А ведь за ними судьбы тысяч людей, целого народа, годы-столетия, сотни тысяч дней и миллион часов!
Главный город современного калмыцкого народа-Элиста
— это один из самых молодых центров субъектов Российской Федерации. В 1853 году здесь была создана Элистинская лесная плантация, с 1865 года возникло село Черноярского уезда Астраханской губернии, которое только в 1918 года превратилось в центр Элистинского уезда, а с 1930 года-в город. С 1935 года город Элиста-центр Калмыцкой АССР- вот такие краткие данные.
Теперь прикоснемся к святая-святых каждого народа-его вере. Буддизм в повседневную жизнь ойратов вошел еще в далеком XIII веке, а через три столетия одна из его ветвей стала национальной религией и монголов и отколовшихся от них калмыков, они конечно же постоянно держали связь с Далай-Ламой, местожительством которого был Тибет. Некоторые калмыки, во времена переселения в Россию, оседали на Дону, Урале, Украине и принимали христианскую веру, но те калмыки, которые дошли до степей и поныне живущие в Калмыкии, большей частью все же буддисты.
Двухлетний малыш Лхамо Дхондрупу, родившийся в 1935 году в крестьянской семье в деревушке Такцер, на северо-востоке Тибета, в настоящее время входящей в состав китайской провинции Цинхай, сидя на ковре в просторной кибитке, четко отвечал на заковыристые вопросы специальной группы лам, искавшей новое перерождение постаревшего Далай Ламы XIII.
Ведь звание Будда не передается по наследству и Далай-Лама может родиться в любой самой обычной и простой семье. Будду грядущего старейшие Ламы ищут по особым признакам, но непременным условием является чистота тела: без родинок, шрамов и пигментных пятен.
«Маленькие дети, которые являются перерождениями, обычно помнят вещи и людей из своих предыдущих жизней. Некоторые из них могут читать религиозные тексты, хотя их никто этому не учил." —вспоминал впоследствии Лхамо и после соответствующих двухлетних испытаний малыш был признан-таки Перерождением Далай Ламы XIII. Вместе со старейшинами он покинул родной дом и в феврале 1940 года в Лхасе, бывшей столице независимого Тибетского государства, состоялась церемония его возведения на престол. С шести лет новый Далай-Лама начал получать монашеское образование, которое завершил в 1959 году с отличием и со степенью доктора буддийской философии, ведь буддизм это и есть философия.
Его Святейшиство Далай Лама XIV с пятидесятых годов прошлого века живет в Индии, ведет жизнь простого монаха, встает еще засветло, молится и медитирует.
Весь его день расписан буквально поминутно: аудиенции, различные церемонии, религиозные встречи, а также поездки по миру-это первый Далай Лама выезжающий за пределы своей резиденции.
Не только калмыки, но и представители других национальностей невероятно почитают своего учителя и духовного лидера. Калмыкию Далай Лама XIV посещал три раза: в 1991, 1992 и 2004 годах и каждый раз это был краткосрочный, но очень важный визит, придающий импульс дальнейшему развитию буддизма в этом регионе.
В последний свой визит Далай-лама освятил место под строительство нового храма «Золотой Обители Будды Шакьямуни», который в настоящее время является самым крупным буддийским храмом в Европе.
Для жителей всей Калмыкии новый храм, по-калмыцки хурул, сразу же стал значимым и легко узнаваемым символом единства нации, сплотившейся в своей решимости сохранить национальную самобытность и буддийское наследие.
Слово Будда сходно со словом «будить», Будда-«Пробужденный (от сна к знанию)». Будда Шакьямуни, в честь которого был назван новый храм, это духовный учитель, живший в 563- 483 года до нашей эры, родившийся в богатой, едва ли не царской семье и до 30 лет ведущий жизнь принца. Однажды он выбрался на прогулку за пределы дворца и там впервые увидел и осознал суровую реальность жизни. Болезни, мучения, старение и смерть неизбежны и ни богатства, ни знатность не могут никого защитить от них, будь ты хоть бедный или богатый. И то, что путь самопознания является единственным путем для постижения причин страданий и избавления от них, подвигло молодого принца оставить свой дом, семью, имущество и отправиться на поиски этого пути.
Вокруг огромного белоснежного храма, стоящего на холме и четко выделяющегося на ярком голубом небе четверо ворот,
но главные — южные, именно через них и надо заходить на территорию.
Все вокруг для меня было в диковинку: само здание в традиционном буддийском стиле, разлетающиеся на ветру привязанные кусочки тканей, люди, подходящие к храму и необычно молящиеся, выполняя своеобразные движения руками. Между двумя лестницами у входа в хурул построен красивейший каскадный фонтан,
но насладиться в этот жаркий день падающей водой нам не удалось- фонтан приводили в порядок несколько пожилых женщин, с любопытством рассматривающие нас.
Перед ступеньками главного входа в белоснежный храм всех приветствует Белый старец (Цаган Аав)- языческий бог калмыков, покровитель всего живого.
Вокруг хурула возведены семнадцать пагод с установленными статуями прославленных буддийских учителей.
«Согласно буддистским законам, все существует не так, как нам представляется. Между видимостью и действительностью — пропасть.
Когда мы гневаемся, предмет нашего гнева представляется нам полностью в черных красках. Нам кажется, будто все те отрицательные качества, которыми мы его наделяем, существуют объективно. Однако такое восприятие на 90 процентов является отражением наших собственных эмоций." Но разве это не так?
Про строительство храма и экскурсию я уже рассказывала, повторяться не буду. Дополню лишь, что меня поразил запах в храме, не могу понять-от чего, хотя догадываюсь. Пол устлан коврами, все ходят босиком, т. е. в носках конечно, ну, а далее все ясно, гигиена и все -такое! А ведь здание не старое, должны же быть новейшие и современные системы вентиляции. Еще удивил запрет на съемку в музее хурула, куда мы успели заскочить буквально на 5 минут, и зажатые регламентом даже не успели выслушать до конца начатую экскурсию.
В хуруле хранится полная монашеская амуниция и пьедестал с фото его Святейшества Далай-ламы XIV, где по приезду в Калмыкию и при посещении храма он восседает — мне это сложно представить- живая статуя, а у его ног происходят многочисленные полные простирания верующих, но наверное у буддистов таковы законы.
До начала 1990-х Элиста была захолустным городком, и совсем не интересным из всех областных и республиканских центров, практически без привлекательной архитектуры и с двумя допотопными музеями. Все изменилось в 1993 году, когда президентом Калмыкии стал Кирсан Илюмжинов. Конечно же, он не был добрым волшебником, просто ему очень хотелось, чтобы родной город стал лучше, красивее и люди были счастливы, живя в нем.
Тем не менее в Элисте как не было крупных промышленных предприятий, так нет и сейчас, а мелкие почти все были закрыты в лихие 90-е.
В городе очень много памятников и скульптур
и одна из них- 3-метровая беломраморная скульптура белого старца, установленная недалеко от нашей гостиницы и открытая в 1998 году.
Цаган Аав — покровитель всего живого в мире, символ единения и чистоты и особенно почитаемый у калмыков, аналогичную скульптуру мы уже видели у входа в хурул «Золотая обитель Будды Шакьямуни». У ног хранителя изобилия и семейного благополучия сидят животные:
сайгак и орел, олицетворяющие вечность и бессмертие Вселенной, и волк, как символ честности и стойкости. Вообще сайгаки -это самые древние обитатели необъятных степей Калмыкии и издавна считаются символом республики.
С середины 19 века в Элисте действовал православный храм, но в конце века в здании вспыхнул пожар. Через несколько лет на пожарище был построен новый деревянный храм в честь Воздвижения Креста Господня. В 1933 году храм закрыли, а чуть позже местные жители растащили его по дворам на стройматериалы. Богослужения в то время проводились в здании церковно-приходской школы, построенной еще в 1879 и находящейся рядом с порушенным храмом.
Крестовоздвиженская церковь сохранилась до наших дней, это самое старое православное сооружение в республике
и находится она рядом с новым собором, построенным в 1996 году при поддержке Кирсана Илюмжинова. Главный православный храм Калмыкии Казанский кафедральный собор освящен 7 июня годом позже Святейшим Патриархом Московским и Всея Руси Алексием II, сделавшим храму бесценный дар -икону Казанской Божьей Матери.
Я уже писала, что в общем город производит странное впечатление, до мегаполиса с целыми улицами новых современных, ярких и разнообразных построек ему вряд ли дошагать, повсюду выстроились серые, совершенно безликие жилые дома, постройки второй половины прошлого века. То тут то там встречаются здания из того же прошлого, используемые под современные учреждения, но налет нафталина виден невооруженным взглядом. И вот вам пример: огромное, красивое в архитектурном замысле, здание, но как же оно запущено,
да еще и находится на окраине странного городского парка.
Увидев, выходивших из здания детей, мы с удивлением прочли вывеску: «Дворец детского творчества»!
Серую застройку слегка, но все же разбавляют новые районы, несмело и застенчиво обосновавших на окраинах города.
А мы с вами еще раз пройдемся на центральную площадь города имени Ленина,
начавшую формироваться еще в 30-е годы, когда Элиста только стала городом. На площади и вокруг нее сосредоточено множество значимых зданий и памятников и первое, что было построено в 1932 году-это здание Дома Советов, разрушенное во время ВОвойны. К концу 60-х годов с некоторыми изменениями здание было восстановлено и сейчас в нем располагается Калмыцкий государственный университет.
А напротив через площадь находится новое здание дома Советов, скромное, в привычном серой гамме, построенное в 1950-м году и больше похожее на общежитие-справа на фото.
И если площадь до сих пор носит имя вождя всего пролетариата, то где-то должен быть и памятник ему! А, вот и он, скромненько так стоит, в стороночке.
А ведь раньше, установленный в 1970 году, красовался на более почетном месте-в самом центре площади, глядя на здание университета, а спиной повернувшись в сторону аллеи ведущей к парку Дружбы. И сколько бы так простоял- не известно, но в 1995 году на аллее установили статую Будды Шакьямуни,
а поворачиваться спиной к ламам, буддам, монахам считается верхом неучтивости и касается это не только людей, но и памятников. Выход из положения был найден- монумент развернули на 180 градусов и оставили в покое, пока в 2005 году не грянули новые перемены: площадь и близлежащие территории подверглись глобальной реконструкции. На этот раз дедушку Ленина, чтобы не мешал, перенесли в сторону поближе к зданию заседаний Дома правительства, а на его месте соорудили красивую Пагоду Семи дней.
На площади есть еще одно красивое сооружение-фонтан с цветами лотоса, которые возвышаются над площадью на высоких столбах-стеблях.
Лотос в буддизме-это символ незапятнанности. Рождаясь в мутной воде, на поверхность лотос появляется чистым. Считается, что человек, следующий учению Будды, своей чистотой подобен лотосу.
Следующим пунктом программы было посещение 11-метровой Ступы Просветления, находящейся на проспекте Остапа Бендера,
так же среди жилых домов и построенной в 1999 году.
Для меня в диковинку было видеть подобные сооружения, понимать их предназначение, но в буддийской символике ступа — это символ природы ума, оказывающий благотворное влияние на силовое поле Вселенной и они существуют уже несколько тысяч лет. В Калмыкии есть самые разные ступы, но главной все же остается именно Ступа Просветления,
являющая собой цель буддийского пути — познание собственных мыслей, полное просветление, что означает освобождение человеческого ума от помех и препятствий, раскрытие способностей собственного разума. Ну не потрясающе ли? Никак не получается связать воедино обычных калмыков и такие запредельные предназначения и учения буддизма.
Территория, на которой стоит Ступа Просветления, опоясана со всех сторон канатами из разноцветных флагов с мантрами — дань духам воздуха, разносящих молитвы по всей Земле.
Обойдя ступу по кругу, обдуваемые ветрами и замерзшие, все хотели быстрее попасть внутрь небольшого сооружения, пришлось даже ждать своей очереди, очень не хотелось разуваться, но каково же было мое удивление, когда ступив на пол ступы в тонких носках, я почувствовала приятное тепло-пол обогревался изнутри.
Внутренний интерьер крошечного теплого помещения, все его стены тоже как будто излучали тепло, настолько ярко они были расписаны специально приглашенным хранителем традиционного тибетского стиля живописи (Карма Гадри) художником Дензонгом Норбу и его кропотливая работа продолжалась 3 года.
Каждый архитектурный элемент ступы несет в себе важную информацию, по центру расположен огромный молитвенный барабан — «кюрде»
а у стены напротив двери традиционный алтарь, на нем стоит фото Далай Ламы, фигурки будды, еда и питье.
Рядом со ступой находится город Шахмат,
о нем я рассказывала в первом отзыве, вот еще несколько фото из музея
и территории с игрушечными разноцветными домиками
Ну вот, пожалуй и все, что я хотела еще рассказать. Находясь в Элисте, мне все время казалось, что время отмоталось лет эдак на 30–35 назад и я попала в обычный советский провинциальный городок. На лицо был слишком разительный контраст со спешащими жить современными городами. Калмыкия идет по жизни своим шагом, размеренным и не спешным не забывая о прошлом…