Сахалин. Грозный перевал
Мыс Великан — одно из мест Сахалина, куда только ленивый туроператор не предлагает свои услуги, только вот стоимость разная. И добраться до него можно по-разному. Можно через Охотское-Свободное, а можно через Буссе-Грозный. И та и другая дорога одинаково интересна и одинаково плоха. На простой «пузотерной» технике не добраться, нужно что-то более серьёзное.
Изначально, когда существовал леспромхоз в Пихтовом, дорога из Охотского пересекала всю Муравьевскую низменность и соединялась с дорогой в Новиково. Видите на карте этот белый участок между желтым и красным маршрутом? Это было очень удобно, так как можно было замкнуть кольцо. А с Великана можно было возвращаться через озеро Вавайское, Озерское, Пригородное и Корсаков. Получался хороший насыщенный объектами маршрут на целый день и куча живописных болот по дороге. Но в 2014 году прошел тайфун, который снес несколько мостов, и дорога стала проезжей только на квадроциклах. Тот же тайфун размыл участок дороги за «пятаком» и пробраться непосредственно к самому Великану, со стороны Охотского, стало невозможно. И стало хорошо… Вытоптанные и выжженные поляны начали зарастать, затягиваясь сочной зеленью. В 2016 рыбаки отсыпали дорогу через ручей, выше «пятака», она простояла пару месяцев и осыпалась, кольцо опять разомкнулось. На настоящее время под обрушившимся обрывом проезжают только «безбашенные» водители, кому в этой жизни ничего не ценно, а машина и подавно. Так-что можно приехать на Великан с юга, а можно с севера. Но уж если приехали, придется теми же путями и возвращаться.
«Южный вариант» (красный) длиннее «Северного» (желтого) на целых 48 км, и составляет 145 км. Естественно на него тратится около 3 — 3,5 часа хода, а с остановками все 4 — 4,5. Но эти остановки в пути просто необходимы, потому, как рука сама тянется к фотоаппарату, запечатлеть открывающиеся ландшафты, не ехать же только из-за Великана. Опять же нужна хорошая видимость, с перевала в туман много не наснимаешь. Этот рассказ про «Южный маршрут» и все что можно увидеть по пути свернув с перевала на многочисленные отвилки направо, к морю.
Корсаков
Ключевыми объектами в Корсакове являются две смотровые площадки с видом на город. Всего города, конечно, не разглядишь, но его часть, которую японцы называли Оодомари (она и дала название городу) видна как с запада на восток, так и обратно. Первую площадку разработали на вершине утеса японцы, любоваться затопленным крейсером «Новик», в лучах падающего за полуостров Крильон солнца. Теперь на том месте, где из воды торчали трубы крейсера, и рубка находится северный участок порта. Смотрится тоже ничего. Иногда можно увидеть с площадки необычные вещи, например рубку подводной лодки, она между пирсом с кранами и кораблем в море.
Северный причал Корсаковского порта
Так же с нее можно увидеть центральную часть порта, оставшиеся с периода Карафуто склады, банк колонизационного развития Карафуто, целлюлозный завод и маяк на противоположной сопке.
Центральный порт-ковш Корсаковского порта
Вторая площадка находится напротив первой на морской террасе, над южным участком порта и называется «Гора плача». Там стоит памятник сахалинским корейцам, оставленным на Сахалине после репатриации японцев. Пару лет ее облагородили и поставили скамейки, на которые прилетают посудачить бабуськи с сопутствующими собаками.
Иногда заходят на рейд Корсакова и вот такие "сараи"
Корсаков, город совершенно интересный и подробное описание его достопримечательностей выйдет отдельным рассказом. Забегая вперед, могу сказать, что это город умудрился за 164 года своей истории три раза сгореть полностью и четыре раза изменить свое название. Сюда стоит съездить отдельно, посмотреть на оставшиеся с периода Карафуто метеостанцию и радиостанцию, увидеть старое японское кладбище, жилые дома, несколько школьных павильонов и много чего еще интересного. Нам же в формате нашего путешествия стоит поторопиться — путь неблизкий.
Пригородное
Едем дальше, на восток и по выезду из Корсакова, и через 8 км попадаем в Пригородное.
Возникло Пригородное в конце XIX века, как каторжанский поселок Мерея, при японцах носило название Мерей, что с айнского обозначает длинный путь вокруг озера. Раньше здесь было лагунное озеро, но японцы его засыпали и сейчас от него осталось около 1/20 того что было. А чего тут только не было. Был кирпичный завод Корсаковской тюрьмы, потом вырубили лес и, сделав из него шпалы и столбы, отправили на КВЖД. Потом организовали рыбалку, потом предприятие по добыче и разделке китов (причем русско-японское). Потом японцы высадили здесь десант по захвату южного Сахалина, а через 40 лет сами стали строить укрепрайон, опасаясь десанта американцев. Здесь был построен самый большой и современный завод в мире по производству агар-агара и через почти 100 лет, самый большой в мире завод СПГ. В общем, историческое место. На пригорке стоит разрушенная стела в честь бригады «Северная звезда», высадившейся здесь в июле 1905, а чуть повыше памятник типа Тюхонхи (Чурейто — показавшим верность). И то и другое разрушено и лежит в траве.
Дорога от Корсакова к Пригородному (Мерея)
Стела бригаде "Северная звезда", на месте японского десанта в июле 1905 года
Была стела 11 метров, в виде трехгранного штыка. Штык сломали....
На самой макушке заросшей лесом стоял синтоистский храм, от которого осталась только чаша тёзу-бати (чаша для омовения рук перед храмом) и стоит она посреди православного кладбища. В общем, так вот как-то, все смешалось, повторилось на витках истории и замерло в ожидании новых событий. Американцы снесли укрепрайон, но через почти 60 лет после войны, поставив на его месте завод СПГ. Производство у американцев с боями отвоевал «Газпром» и главнокомандующий Владимир Владимирович с удовольствием нажал символическую кнопку запустив его в действие…Как говорил мой знакомый ассенизатор: «Пошло дерьмо по трубам…». Вот и идет по трубам в газовозы, танкеры днем и ночью, а потом уплывает за горизонт в Японию, Южную Корею, Китай, к новым друзьям и партнерам. Особенно красиво ночью, когда завод светится сотнями лампочек, как рождественские гирлянды, да из отводных труб стравливается газ, полыхающий как из труб Мордера. Создатели «Властелина колец» нервно курят в сторонке на фоне этой картинки. И не только потому, что эта немыслимая феерия света, а потому, что это, насколько я знаю, самое неэффективное производство, так как 53% нужно потерять, чтобы сжижать 100% газа.
Газовоз заправлен по завязку...
Озерское
Следующий поселок, по пыльной грунтовой дороге (асфальт только до СПГ), через 21 км — Озерское. Бывший Чеписанский пост, бывший японский поселок Нагахама (длинный пляж), бывший совхоз им. С. М. Кирова. Отсюда начинается действительно длинный пляж до самого Тонино-Анивского полуострова. В Озерском можно полюбоваться озером Чибисанским, увидеть самую большую стелу Тюхонхи, японский порт-ковш, ДОТы укрепрайона «Мерейский пляж», памятник Миронычу и насладится мозаичным панно «Рыбаки Сахалина» времен развитого социализма.
Тюхонхи в Озерском. Мой японский друг Эдуард, которому отправил фото написал следущее: ТЮКОНХИ, что буквально обозначает "памятная плита верному духу / верности" и устанавливавшихся для увековечивания памяти верноподданных императора, павших на поле боя примерно с 1914 года по инициативе Японского Общества отставных военных. На плите написано крупными буквами - ТЮ-КОН-ХИ (посередине) и слева - "надпись маршала, полного генерала армии виконта Кавамура Кагэаки". Последний весьма отличился во время русско-японской войны и, в числе прочего, был возведен посему в виконты. Возможно, что на постаменте те же буквы (они сильно затерты). Так как Кавамура являлся главой (председателем) вышеуказанного общества военных с конца 1919 года до самой своей смерти, можно предположить, что плита была установлена именно в эти годы. Как говорят, плиты устанавливали часто на территории синтоистских храмов.
А мы едем дальше, на восток, вдоль протоки связывающей все озера Чибисано-Вавайской системы. Протока называлась у айнов Аракури, и здесь находилось несколько айнских стойбищ. После войны вместо Аракури, появилось по созвучию, режущее ухо для этих мест, название Аракуль. Этот участок достаточно скучен, дорога идет по намытым за шесть тысяч лет песчаным валам, на которых за это время смогла вырасти только осока. Иногда, в более благоприятных местах наблюдается разнотравье. Это уже формирующиеся разнотравные тихоокеанские луга. От Озерского до поселка Береговое еще 19 км.
Береговое
Береговое находится на озере Буссе, это было отделение леспромхоза в Пихтовом. Был такой майор Буссе, первый командир Муравьевского поста. Муравьевский пост — это первое название Корсакова (сожжен, чтобы врагу не достался, за что Буссе необоснованно объявили трусом), потом возник, но в 50 км к востоку от того места где стоял, а в 1875 году переместился еще на 7 км к югу на песчаную косу отделяющую залив Анива и озеро Буссе. Не запутались? В общем, Муравьево, это поселок который три раза перемещался в пространстве, причем на приличное расстояние, и когда-то был Корсаковым, который три раза сгорал, чтобы врагу не достался. В Береговом никаких достопримечательностей нет, кроме самого озера Буссе. Про Буссе, вошедшее в ТОП-5 мест обязательных для посещения я напишу позже, как о месте удовлетворения желудочных потребностей. Здесь для этого все условия: мидии, устрицы, гребешки, креветка, ежи морские, крабы и прочие морепродукты. Соседство этого всего с поселком ни оставляет жителей равнодушными. Они и сами кушают и на продажу пускают. А как иначе, жить то можно только с озера. Леспромхоз в Пихтовом закрыли, работы не стало, электричество в 1993 отключили, думали народ уедет….Щас! Народ никуда ни уехал, а внезапно включившийся через 20 лет (подарок кандидата в депутаты) свет никто не заметил. Народ привык к своим автономным генераторам, свежей креветке и собственному хлебу.
Пихтовое. Бывший леспромхоз....Осталось около 40 жителей....
Пихтовое, вдали озеро Большое Вавайское
Дорога на въезде в Береговое
Ну и как-то за 20 лет люди привыкли к автономии, что я даже сомневаюсь, что живущие в Береговом знают правильное название страны, на территории которой они так счастливо проживают. Да и зачем им такая страна, которая свет отключила. Пролетающие через машины кажутся фантомами. Только вот иногда, раз в неделю промелькнет рейсовый автобус, идущий в другой богом забытый поселок Новиково и вновь тишина, да на другом берегу Буссе вдруг загорится огонек. Это значит, что еще живы последние четыре жителя (официально прописаны) поселка Муравьево!
А мы дальше едем и через 6 км от Берегового уходим налево по дороге в сопку — это и есть направление на Великан. Дорога так себе, 12 — километровый прямой участок по большей части имеет юго-восточное направление, поднимаясь постепенно вверх выходя на перевалы.
Этот отрезок пути заполнен болотами, марями и небольшими возвышенными участками с березками и кустарниками.
На повороте, вправо уходит дорога на мыс Птичий Нос, в сторону озера Птичьего. До него 13,7 км. Озеро Птичье не раз мелькало в моих рассказах и фотоальбомах. Но до вот этих дорог я добраться никак не мог, чтобы заехать на озеро с севера, со стороны мыса Великан. Это само по себе было интересно и волнительно, так как был я на этом побережье 20 лет назад, шли мы пешком через весь полуостров и в составе группы был Женька, паренек 13 лет, который нынче Евгений и сидит за баранкой вот этого мощного автомобиля. Этот поход (как и все другие) Женя вспоминает с большой теплотой, несмотря на то, что доставалось и ему и другим по первое число за все нарушения техники безопасности. Третьим членом нашей экспедиции традиционно Артём, который уже привык к таким путешествиям и которому сейчас за нарушения попадает не меньше, чем моим турклубовцам, несмотря на свой юный шестилетний возраст.
Артёмка, Евгений (за рулем) и верный конь...
Дорога на Птичий Нос очень живописна, так как на ней, есть свои перевалы и серпантины. Особенно красивы южные склоны на спуске к мысу Веселый и реке Сиротке. С них открывается уже знакомый вам мыс Менапуцы о котором я уже писал.
Рыболовецкий стан в устье Сиротки
Рифы с бакланами в устье Сиротки
Лодки идут на стан в районе мыса птичий Нос
Летом здесь действовал рыболовецкий стан, от него несколько вагончиков, да ангар периода развитого социализма. Еще небольшой участок дороги и мы выезжаем на низкий Птичий Нос. С него рукой подать до озера Птичье. Спускаться до самого озера не стали, посмотрели с морской террасы на замытую протоку, развернулись и отправились назад.
Замытая протока озера Птичье
Пестун понимаешь прошел....
На Птичьем Носе обнаружили много медвежьих следов. Артём, как заправский следопыт заявил, что прошел пестун. Вновь выехали на перекресток, нам еще дальше вверх, по самому живописному участку, через два перевала длиной 8 км, пока мы не опустимся на морскую террасу, и не будем двигаться параллельно морскому побережью, сначала по ней, а затем по кромке берега еще 12 км. Перевал шикарный, в осенней красе и разноцветии цветовой гаммы. Внизу темные пятна елей и пихты, рябина, береза. Выше начинается ярко-зеленый бамбук с рощицами каменной березы и торчат скальные останцы. Это самые древние верхушки хребта, которые помнят динозавров. Места очаровательные снимать можно было бесконечно, с каждого поворота. Да и в рассказе когда я готовил фотографии, я вдруг понял, что они превышают допустимое количество в три раза. Поэтому в рассказе я поставил пару фотографий перевала, а из остальных, самых лучших, сделал фотоальбом под названием «Сахалин. Перевал» https://pervuhinsergey1961.tourister.ru/photoalbum/34025
Вид с перевала Грозного на Большое Вавайское и лагуну Буссе
Спускаемся вниз. На этом участке несколько поворотов и все направо. Идут они на рыболовные станы к мысам Острый, Трудный и Грозный. Сразу сворачиваем направо и через километр упираемся в шлагбаум рыболовецкого стана.
Он находится в бухточке между мысом Трудный и Острый. По внешнему виду создается впечатление, что названия перепутали. Тот, который севернее, Трудный, больше похож на Острый.
Кекуры в бухте мыса Острый - Трудный
Прогулялись по берегу, залезли на скалу, с нее открывается прекрасный вид на бухту мыса Острый. Скала высокая, около 15 метров и острая наверху. Артём сел в траву от красоты, открывшейся с камня. Впереди перед скалой, в море, два кекура, один плоский, другой острый. Очень красиво, так и тянет дойти до Острого и найти водопад на Чайке. В пешем походе 1997 года мы около него ночевали. Но времени нет, впереди несколько мысов и главная цель — мыс Великан.
Водопад на руче Водопадном. 9 метров
Водопад на ручье Водопадном, который в этой бухте нашли неожиданно — по шуму падающей воды. Классический «V»-образный распадок, почти ущелье, и вот за двумя поворотами красивый девятиметровый водопад.
Нас проводила собачка со стана, с большим видимо сожалением, за полчаса на берегу Артем с ней подружился и поиграл. Артём тоже с сожалением бурчал, что ее нужно было взять с собой. Заехали на Трудный, затем на Грозный, на этом побережье около пяти мысов имеют одинаковый вид, это куски морских террас, плоских и безлесных, выдающихся в море, ничего примечательного.
Японский знак Императорской геодезической сети на мысе грозный
Вид на мыс Великан с террасы мыса Грозного
С Грозного до Великана остается 14 километров. Дорога имеет участок по берегу моря, затем вновь выходит на террасу и вот он вожделенный Великан (добрались за 25 минут). Но стоп, не стоит торопиться, я же не рассказал вам о «Северном участке» дороги, он хоть и не насыщен таким количеством объектов, но имеет полноценный перевал высотой около 400 метров и несколько обзорных площадок, откуда открываются панорамы на Муравьевскую низменность с ее великолепными озерами.
Возвращаемся назад, хотелось успеть на перевал, заснять закат солнца с высоты полукилометра. Разочарование полное. Либо не успели, либо его вообще не было…
Печалька....закат приказал долго жить