Однажды глянув на карту городов посещенных нами в областях, граничащих со Смоленщиной, я искренне был удивлен тем, что Тверская область незаслуженно обделена нашим вниманием. Этот факт послужил «волшебным пинком» для составления маршрута Смоленск-Зубцов-Ржев-Старица-Торжок-Василёво-Тверь-Смоленск общей протяженностью около 1000 км. 23 сентября в 4:30 стартуем из Смоленска, 160 км по трассе М-1 (Москва-Беларусь) до Вязьмы пролетели, как один миг, трафик в это время суток спокойный, навигатор своевременно предупреждает о камерах фиксации скорости. Но в этом году на участке между Смоленском и Москвой установлено несколько новомодных камер, которые просчитывают расстояние от одной до другой и время, которое ты должен потратить на покрытие этого участка без превышения скоростного режима и в противном случае приходит «письмо счастья» или штраф по нашему. Где они установлены и все ли работают ХЗ, но количество известно, аж 42 штуки. По истечении 10 дней штрафов пока нет, но знакомые уже нарывались. В Вязьме поворачиваем на трассу Р-134, а вернее на её участок Вязьма-Зубцов, кстати, время выезда из дома просчитывалось так, чтобы этот участок проскочить уже засветло, чего и всем советую т. к. двухполоска почти вся в заплатках и ямки незаделанные попадаются. Зубцов и Ржев проехали без остановок и в 8:00 прибыли в Старицу.
6
Старица впервые упоминается в летописи в 1297 году. Она была основана Михаилом Ярославичем Тверским. Свое нынешнее название поселение получило не сразу, а только в конце ХIV — начале ХV веков. До этого его называли и Новым городком, и Городком на Старице, и Высоким городком.
В старину это место являлось важнейшим пунктом защиты границ великого княжества Тверского, а позднее — границ великого княжества Московского, Российского государства. На протяжении ХIII-ХVII веков здесь существовала крепость. Укрепление располагалось на мысу при впадении реки Старицы в Волгу. Сейчас это место называют старым городищем. В ХIV веке оно представляло собой поселение (Кремль), окруженное земляными валами, на которых возвышались деревянные стены с башнями. На территории Кремля тогда располагались деревянные постройки: церкви, княжеский терем, боярские палаты, дома знатных горожан и др. Реконструкцию диорамы старицкого Кремля ХIV века можно увидеть в Старицком краеведческом музее.
Позднее деревянные постройки Кремля были заменены каменными. Вскоре рядом со старым городищем образовалось новое укрепленное городище. Сейчас на нем возвышается Борисоглебский собор со Спасской церковью-колокольней начала ХIХ века
Иван Грозный часто и подолгу находился в Старице. Во время Ливонской войны, в 1581 году, именно здесь состоялись переговоры между Иваном Грозным и иезуитом Антонио Поссевино — послом папы Римского Григория ХIII. Итогом переговоров стало перемирие, заключенное между Российским государством и Речью Посполитой.
Со Старицей был тесно связан первый российский патриарх Иов, в миру Иоанн (годы жизни — первая половина ХVI века — 1607). Он был уроженцем Старицы. В старицком Успенском мужском монастыре Иоанн принял иноческое пострижение с именем Иова. Более пятнадцати лет он провел в старицкой обители, пройдя путь от инока до настоятеля. Из Успенского монастыря Иов был переведен в Москву. С 1589 по 1605 годы он был первым патриархом Московским и всея Руси. В 1605 году Лжедмитрий I лишил Иова патриаршего сана за отказ признать в нем истинного царя. После этого Иов был выслан из Москвы в Старицкий Успенский мужской монастырь. Здесь он и скончался в 1607 году.
Припарковались мы прямо на площади Ленина,
рядом с памятником Ильичу (куда ж без него)
От площади Ленина сворачиваем на право, здесь берет начало Аптекарский переулок. Справа видим три жилых дома конца ХVIII — начала ХIХ веков, объединенные арками. Они стоят на фундаментах, изготовленных из «старицкого мрамора». Два дома, объединенные аркой отличаются характерной для конца ХVIII — начала ХIХ веков «единой фасадой»
1
Почти напротив этих домов, на противоположной стороне улицы Ленина, располагается торговый павильон ХIХ века. Он представляет собой двухэтажную полуротонду зеленого цвета с конусообразной крышей, украшенную полуколоннами. Некогда это здание выполняло функцию складского помещения, к тому же в нем продавались прохладительные напитки.
1
По преданию, именно здесь покупал шампанское А. С. Пушкин во время приезда в Старицу в январе 1829 года. Сейчас на торговом павильоне можно увидеть вывеску «Пиццерия». Далее спускаемся по недавно выстроенной лестнице а-ля Потемкинская
и следуем мимо длинного здания швейной фабрики, здание то же тянет на ХIХ век, но что в нем было ранее мы узнать не удосужились. Пройдя вдоль фабрики, сворачиваем в лево и перед нами предстает во всей своей запущенной красе Никольская (Преображенская) церковь с колокольней конца ХIХ — начала ХХ веков.
2
Эта церковь некогда представляла собой пятиглавое здание. В настоящее время она обезглавлена. Два фасада Никольской (Преображенской) церкви завершены фронтонами. Рядом с церковью располагается четырехъярусная колокольня. Справа от церкви располагаются развалины торговых рядов,
вон они видны сквозь деревья и кусты, подойти ближе мы не решились из-за высокой растительности и обильной росы на ней, с таким же успехом можно было искупаться в Волге прямо в одежде. Осмотрев церковь, снаружи попытались проникнуть внутрь, но облом-с господа, везде решетки и замки, обидно, однако, но понять можно ведь при свободном доступе местные люмпены и «правильные» пацаны с района, скорее всего, превратят храм в сортир. Поэтому поворачиваем оглобли и двигаем к новому городищу и Борисоглебскому собору.
1
Он был построен 1808–1816 годах на берегу Волги. Это была летняя церковь без колокольни. В связи с этим протоиерей Борисоглебского собора Алексей в 1817 году обратился в Тверскую духовную консисторию с прошением о необходимости строительства зимнего храма с колокольней. 15 июня 1817 года губернским архитектором Леграндом был утвержден план строительства, составленный М. А. Чернятиным. В 1827 году церковь освятили. Колокольня стояла отдельно и отличалась от архитектуры храма большей легкостью и нарядностью. Здания Спасской церкви и колокольни возведены в стиле зрелого классицизма и являются доминантой Старицы. Проект колокольни был выполнен Матвеем Александровичем Чернятиным в 1817 году, который работал в Старице с 1786 года. Строительство колокольни было завершено в 1827 году, в ней была устроена небольшая теплая Спасская церковь.
3
В 1870-х годах с западной стороны к колокольне пристроили трапезную, которая утяжелила силуэт здания Перейдя улицу Ленина
2
3
спускаемся по ул. Набережной в сторону Волги через 150–200 метров поворачиваем на лево и булыжная мостовая с булыжным же тротуаром ведет вверх.
В основании земляного вала нового городища по левую сторону располагаются белокаменные кузницы ХVIII-ХIХ веков. Каждая кузница представляет собой сооружение, украшенное зубчатой аркой. Эти кузницы были построены из «старицкого мрамора». Некогда здесь стояло, как минимум, 30 кузниц.
2
В ХVIII-ХIХ веках в Старице было хорошо развито кузнечное дело. Местные кузнецы в ХVIII веке изготавливали серпы, косы, топоры, вилы, ножи и т. д. В ХIХ веке они ковали подковы, осуществляли оковку телег, тарантасов, карет, плели «железные кружева» (например, оконные решетки с орнаментами) и др. До настоящего времени уцелело только 7 из них. При этом шесть кузниц размещаются в одной постройке, а седьмая кузница располагается отдельно
1
(чуть дальше) в ней есть то ли подвал, то ли подземный ход, проверить мы не решились.
Но потом полузаваленный подземный ход мы видели во дворе комплекса зданий Пятницкой церкви, вполне возможно, что они как то соединены и при
наличие свободного времени интересно было бы исследовать эти катакомбы. Поднявшись по древним булыжникам в соборе и колокольне мы снова столкнулись с решетками и замками. Но при помощи уже поднявшегося солнца и подручной фототехники мы через решетки все-таки смогли запечатлеть остатки росписи на внутренних стенах собора.
1
1
1
В церкви же Спаса Нерукотворного под Колокольней, что рядом с собором двери вообще оказались, заколочены и рассмотреть остатки внутреннего убранства не удалось к сожалению. Далее мы спустились к Пятницкой церкви, выглядит она очень красиво, но так же заброшена и заколочена.
4
Комплекс церкви Рождества Богородицы расположен неподалеку от берега реки, на месте древнего старицкогo торжища. Недаром главный престол построенного на склоне холма в 1750 г. каменного храма посвящен Параскеве Пятнице — покровительнице торговли.
3
Именно так чаще всего и называют этот храм. Это характерный для XVIII века тип храма «восьмерик на четверике», одноглавый, с востока к нему примыкает грузная полукруглая апсида. Углы четверика закреплены лопатками, окна украшены нарядными барочными наличниками с кокошниками
1
С запада к храму примыкает колокольня, завершенная высоким шпилем. Церковь словно венком окружена кольцом разновременных построек. Особенно интересен выполненный в стиле позднего классицизма
1
придельный храм (1825) в виде ротонды, украшенный с фасадов фронтонами с неглубокой лоджией в ризалите. К венчающему храм куполу прилепились пологие куполочки. В интерьере храма можно увидеть фрагменты фресок XIX века, но они в очень плохом состоянии. Из других сооружений комплекса сохранились часовня, дом причта, две нарядные башни, завершенные куполом со шпилем, а также торжественная колоннада — галерея, украшенная спаренными колоннами тосканского ордера и объединяющая постройки в одно целое. Башни-ротонды использовались под лавки. В убранстве зданий широко применен местный белый камень. Напротив стоит часовня Александра Невского построенная в 1866 году. Проехав по арочному мосту
3
через Волгу мы свернули к Свято-Успенскому мужскому монастырю
2
Официальной датой возникновения которого считается ХVI век. Вместе с тем, существует предание, согласно которому этот монастырь был основан в 1110 году монахами Киево-Печерской лавры. Его уничтожили монголы в середине ХIII века. Так или иначе, строительство нынешнего Успенского мужского монастыря было начато Андреем Старицким (дядей Ивана Грозного, первым удельным старицким князем) в 30-е годы ХVI века. Его продолжил царь Иван Грозный во второй половине ХVI века.
1
Следует отметить, что с Успенским мужским монастырем был тесно связан первый патриарх Московский и всея Руси Иов. В этой обители Иов в 1553 году начал иноческое служение. Здесь же он в 1607 году закончил свой жизненный путь и некоторое время покоился на территории Успенской обители.
1
Большинство первоначальных построек Успенского монастыря не сохранилось. Основной ансамбль обители сложился в ХVI-ХХ веках. В конце августа 1824 года в Успенском мужском монастыре побывал император Александр I. В начале ХХ века обитель была закрыта. На территории бывшего Успенского монастыря размещались различные учреждения (в т. ч. дом инвалидов, старицкий музей). Во время Великой Отечественной войны немцы устроили здесь лагерь для военнопленных. Монастырская жизнь возродилась в этой обители в конце ХХ века. Основной постройкой Успенского монастыря является стоящий на подклете Успенский белокаменный собор 1530 года.
Он был возведен при Андрее Старицком. Успенский собор пятиглавый. Уникальность этого собора заключается в том, что его объемная центральная глава венчает более высокую среднюю часть здания, а четыре малые главы завершают пониженные угловые части строения. Следует отметить, что основания всех пяти глав украшены килевидными декоративными элементами — кокошниками. Фасады Успенского собора завершены килевидными закомарами. Западный фасад собора украшен четырехколонным портиком с фронтоном. С восточной стороны храм имеет три апсиды. Заканчивая знакомство с внешним видом Успенского собора, следует обратить внимание на резной портал (вход в собор) и оконные наличники (отличительную особенность архитектуры ХVI-ХVII веков)
В Успенском соборе в деревянной резной раке находятся мощи убиенной местночтимой подвижницы веры и благочестия, схимонахини Пелагии — матери или сестры первого российского патриарха Иова. Представляет интерес деревянный пятиярусный резной иконостас Успенского собора.
Он был восстановлен в 2007 году тверскими резчиками. С разных сторон к Успенскому собору примыкают:
шатровая колокольня 1686 года с надгробием первого патриарха Московского и всея Руси Иова; Троицкая церковь 1819 года с усыпальницей дворянского рода Тутолминых; усыпальница генерал-аншефа И. Ф. Глебова (1717–1774), построенная в конце ХVIII века; надкладезная Георгиевская часовня со святой водой и купелью, построенная в 2000-х годах на месте разрушенной часовни 1914 года. Шатровая колокольня была возведена в 1686 году у западного фасада Успенского собора на месте бывшего захоронения первого патриарха Иова (к тому времени останки патриарха уже были перевезены в Москву). Эта колокольня представляет собой трехъярусное сооружение на подклете, заканчивающееся шатром и украшенное наличниками.
В подклете этой колокольни находится надгробие патриарха Иова. Оно представляет собой плиту с красивым орнаментом. Следует отметить, что кенотаф святителя Иова и сейчас пользуется почитанием у верующих.
Троицкая каменная церковь была построена в стиле классицизма у северного фасада Успенского собора в 1819 году на средства генерал-майора Алексея Тимофеевича Тутолмина в память о его родителях. Нижняя часть этого храма стала усыпальницей дворянского рода Тутолминых.
2
Алексей Тимофеевич Тутолмин активно занимался благотворительной деятельностью. В 1810 году он открыл в Старице первую бесплатную больницу для бедного населения, передав для нее три своих дома и выделив на ее содержание личные сбережения.
Троицкая церковь представляет собой одноглавую постройку на подклете, увенчанную куполом с маленькой главкой. Фасады церкви завершены фронтонами. При этом два фасада здания украшены полупилястрами (пилястры — вертикальные выступы на стене). Два других фасада декорированы полуколонками.
Усыпальница генерал-аншефа И. Ф. Глебова была построена из белого камня в конце ХVIII века у паперти Успенского собора (площадки перед храмом). Она представляет собой сооружение, напоминающее часовню.
1
За усыпальницей находится старое монастырское кладбище.
1
1
Надкладезная Георгиевская часовня со святой водой и купелью находится с северо-западной стороны от Успенского собора (за шатровой колокольней 1686 года, построенной на месте бывшего захоронения патриарха Иова).
Особого внимания заслуживает шатровая Введенская церковь 1570 года с объемной двухъярусной трапезной палатой (в нижней части которой размещались поварня, кладовые, погреба). Эта церковь была построена по приказу царя Ивана Грозного. Позднее к северной стороне Введенской церкви пристроили паперть, а к южной — ризницу.
Неподалеку от Введенской церкви с трапезной палатой находится церковь Иоанна Богослова 1694 года.
1
Она представляет собой одноглавый «восьмерик на четверике». Церковь Иоанна Богослова украшена наличниками и другими декоративными элементами. Следует отметить, что первоначально эта церковь была надвратной. В ХIХ веке монастырская стена была построена на новом месте, а церковь Иоанна Богослова оказалась в глубине обители.
Из всех башен монастыря историческую ценность имеет только юго-восточная башня, относящаяся к 1750 году.
Она представляет собой «восьмерик», увенчанный куполом, стоящий на круглом основании. Остальные башни были восстановлены в 2010 году. Потратив на осмотр монастыря более часа мы выдвинулись в сторону Торжка, осмотрев по пути памятник 700 летию Старицы
1
и Ильинскую церковь на выезде из города.
Ильинская церковь 1782–1804 годов. Эта церковь пятиглавая. Она представляет собой ротонду, к которой примыкают четыре башенки. Храм имеет одну апсиду (выступ, перекрытый полукуполом) и трехъярусную колокольню.
1
Два фасада Ильинской церкви украшены портиками. Каждый портик образован 4 колоннами и фронтоном (треугольным завершением). Храм построен на средства прихожан в стиле провинциального барокко из кирпича с использованием белого камня. Он выполнен в желтом цвете и является важной градостроительной доминантой правобережной части города. Ильинская церковь никогда не закрывалась, богослужения в ней не прекращались.
И как печальный итог посещения этого прекрасного места;
Сегодня время в городе к сожалению практически остановилось. Словно для того, чтобы замедлить умирание и дать нам шанс, хотя бы увидеть (раз не удалось сохранить) эту красоту. Старица могла стать вторым Суздалем. Но уже не станет. Если сюда и едут туристы, то «одиночки» и любители заброшенностей.
Ну, а мы едем дальше. Нас ждёт Торжок-город церквей, золотошвей и пожарских котлет.