В августе нам с Ксю надо было съездить по делам в область, для чего мы взяли машину напрокат. Делаем мы такое редко, поэтому два дня, которые мы были на колесах, было решено использовать по максимуму, с учетом того, что нам нужно было сделать те дела, из-за чего это все и было затеяно. Нам надо было доехать до Тульской области, ну, и, как бы вернуться. И именно на обратном пути мы решили составить себе экскурсионную программу таким образом, чтобы и в другую сторону не ехать, и что-нибудь интересное увидеть. Словом, нам предстояло придумать, чем заняться на юге Калужской области.
После тщательного изучения карты области и хохота над названием местных населенных пунктов — как вам понравится: Большие Желтоухи, Мошонки или Кстищи, у нас сложился некий маршрут.
После заезда в Тульскую область, мы решили посетить Перемышль, Козельск и Оптину Пустынь, благо все эти места удалось совместить между собой. Все это планировалось сделать в субботу, потом переночевать в одном из новомодных эко-комплексов неподалеку от Калужского шоссе, а в воскресенье заехать на дачу к моим родителям и успеть вернуться домой до начала вечерних пробок. Само собой, мы собирались останавливаться по дороге, если нам попадется что-нибудь интересное.
Должен заметить, что кроме названий этих мест, я про них ничего не знал. Я наверняка что-то слышал про Перемышль и Козельск на уроках истории в школе, но это было так давно, что можно считать, этого и не было. В результате я покрутил Яндекс-карты, распечатал карты этих городков с указанием немногочисленных достопримечательностей, забил в Игоря координаты, и в субботу рано утром мы отправились в путь.
По пути, в селе Липицы что под Серпуховом, нам попалась на глаза красивая Церковь Благовещения Пресвятой Богородицы с высокой колокольней, к которой мы и свернули. Липицы были подарены графу Гавриилу Ивановичу Головкину Петром I в. награду за доблестную службу. Он и повелел поставить в селе храм Благовещения, который освятили в 1735 году, уже после смерти Головкина. В 1853 году, при реставрации церкви, была возведена колокольня в псевдорусском стиле. В Советские времена в помещениях был клуб и спортзал, а в 1998 году храм был передан церкви, после чего началось его восстановление.
Больше нас ничего не отвлекло, мы успешно закончили обязательную программу, и окунулись в произвольно-экскурсионную, двинувшись в сторону Перемышля.
Оказалось, что Перемышль это даже не город, а поселок, с населением три с небольшим тысячи человек. Первое о нем упоминание было найдено в духовной Ивана Калиты, в коей было указано, что в 1328 году Перемышль был дан в удел его сыну Андрею. Как и другим небольшим российским городам, Перемышлю, за его долгую историю, неоднократно доставалось. Он был под властью Литвы, его разоряли крымские татары, терзали казаки и поляки.
Достопримечательностей в городе было немного — несколько церквей разной степени сохранности, площадь Свободы и красивый вид на озеро Бездонное. Мы поставили машину около первой попавшейся нам церкви, и пошли гулять.
Припарковались мы около церкви Покрова Пресвятой Богородицы, стоящей на развилке дорог. Разрешение на постройку храма дала Екатерина II в. 1776 году, и строительство было начато, но в другом районе города. В 1800 году храм был перенесен на то место, где он стоит сейчас. В 1826 году была построена колокольня, а сам храм была закончен только в середине 19 века. Храм сильно пострадал после закрытия, была разрушена колокольня и ограда, сначала в нем была электростанция, потом пилорама, затем — мебельный склад. В 1989 году остатки храма были переданы церкви, и, как мы можем видеть, его вполне удачно реконструировали.
Буквально метрах в ста от него находится другой храм — Рождества Пресвятой Богородицы, и его яркие синие купола видны издалека. По дороге к нему можно увидеть примеры нашего поселкового зодчества — деревянные домики разной степени комфорта.
Тут же стоит старинный каменный домик, где, если верить табличке, в 1918 году состоялся первый съезд коммунистов Перемышльского уезда. История, однако!
Итак, храм Рождества, это все, что осталось от Перемышльского Рождества Богородицкого девичьего монастыря, основанного примерно в 13–14 веках. Скорее всего монастырь был основан князем Владимиром Андреевичем Храбрым (1353—1410 гг.), в свое время правившим этими землями. Монастырь был разорен в 1617 году, когда город заняли поляки. Монастырь и в лучшие свои времена богатым не был, и после разорения восстановить его до конца так и не удалось. В 1764 году монастырь был упразднен, а храм, построенный в период 1710–50 годов, стал приходским. В самом конце 19 века храм приобрел современный вид. В тридцатые годы храм был традиционно закрыт, и в 70-80-х годах прошлого века в нем был продовольственный магазин, закрытый из-за аварийного состояния помещения. В 2013 году, после десятилетней реставрации, он был восстановлен, и сегодня это самый красивый храм Перемышля.
Если от храма пойти в другую сторону, то выходишь в центр поселка, на площадь Свободы, где расположен Вечный Огонь. Вокруг площади находятся различные административные здания.
Буквально за площадью находится еще одна церковь в процессе восстановления — Сошествия Святого Духа. Храм был построен в 1767 году местным купцом Козьмой Афанасьевичем Медведевым на месте деревянного храма в честь Самсона Странноприимца. Что необычно для сельской церкви — в ней было пять приделов. В 1934 году храм был закрыт, практически полностью снесена колокольня. Храм восстанавливается с 1994 года местными предпринимателями, но, судя по всему, работы там еще хоть отбавляй.
Храм Святого Духа стоит в очень красивом месте, на обрывистом берегу, откуда открывается вид на далекие дали и узкое длинное озеро Бездонное.
Итак, в Перемышле осталось еще только одно место, которое мы хотели посетить — Собор Успения Пресвятой Богородицы, полуразрушенную колокольню которого видно от храма Святого Духа.
Сам храм был построен в 1550–90 годах, что делает его одним из древнейших памятников не только Перемышля, но и Калужской области. Собор представлял собой укрепленную постройку с толстыми стенами и глубокими подвалами-подклетями, где горожане прятали свое добро во время многочисленных набегов на город. В 1784 году была построена колокольня.
После его закрытия в начале сороковых, из-за нецелевого использования (там был колбасный цех), храм начал разрушаться, после чего был заброшен. В 1972 году были начаты реставрационные работы, но храм обрушился, работы по его восстановлению были прекращены, и он был официально переведен в разряд «руинированных».
На этом наша прогулка по Перемышлю закончилась, и мы поехали в Оптину пустынь, очень популярный у паломников и туристов мужской монастырь, расположенный неподалеку от Козельска.
Оптина пустынь, как и многие другие монастыри, пережила подъемы и падения, разрушения и восстановления. По преданию, монастырь был основан в конце 14 века раскаявшимся разбойником по имени Опта, однако первые письменные свидетельства об Оптиной пустыни появляются только во времена царствования Бориса Годунова.
Первый каменный храм начал строиться в 1689 году, что не помогло сохранить сам монастырь — в 1724 году он был упразднен. Но двумя годами позже, по указу Екатерины I монастырь был восстановлен, ему было возвращено имущество. В течение этого времени небогатый монастырь совсем обнищал, в 1773 году там было всего два монаха. Тем не менее, в 1768 году был закончен главный храм монастыря — Введенский собор, сохранившийся до наших дней.
Собор Введения Пресвятой Богородицы во Храм
Собор Введения Пресвятой Богородицы во Храм
Собор Введения Пресвятой Богородицы во Храм
Спас монастырь, если так можно сказать, митрополит Московский и Калужский Платон, посетивший обитель в 1796 году. Обители были выделены средства, и уже в 1804 году была построена 64-метровая колокольня с братскими кельями,
в 1811 году освятили Больничную и Казанскую церкви.
Церковь Иконы Божией Матери Казанская
К концу 19 века достроили храм в честь преподобной Марии Египетской.
Церковь Марии Египетской и Анны праведной
В начале 20 века монастырь был закрыт и преобразован в музей, а позже в Дом отдыха имени одного пролетарского писателя. В 1939 году дом отдыха превратился в концлагерь «Козельск-1», где содержали пять тысяч польских офицеров перед их расстрелом в Катыни. Во время войны тут был госпиталь, потом фильтрационный лагерь НКВД, а до 1949 года — воинская часть.
В 1987 году, еще во времена СССР, монастырь был передан церкви, после чего началось его восстановление.
Часовня Воскресения Христова
Его посещение оставило двоякие чувства. С одной стороны там, несомненно, красиво (исключим религиозную составляющую), ухожено, стоят нарядные храмы, в том числе и новодельные. С другой стороны — все как-то через чур туристически для действующего монастыря.
По территории водят экскурсии паломников, шарахается полу-отдыхающий народ, на некрополе стоят одинаковые новодельные гранитные памятники и кресты. Ну, не знаю. Заехать и посмотреть один раз, проезжая мимо — интересно. Ехать туда специально я бы не стал.
От Пустыни всего несколько километров до нашего последнего на сегодня пункта — города Козельск. В отличие от Перемышля, Козельск именуется городом — там живет 16 с небольшим тысяч человек. Его история насчитывает без малого 9 веков, впервые он был упомянут в 1146 году, на год раньше Москвы.
Его история не сильно отличается от соседнего Перемышля — войны, войны и войны. Город брали свои, татары, свои, поляки, свои, немцы…
Из достопримечательностей мы обнаружили в городе несколько церквей. Первая из них — церковь Благовещения Пресвятой Богородицы. Она была построена в 1810 году поручиком Федором Ивановичем Рахмановым на месте предыдущего деревянного храма.
От нее недалеко до церкви Николая Чудотворца, возведенной в 1740 году на деньги обергофмаршала Дмитрия Петровича Шепелева. Говорят, что этот товарищ построил по разным городам аж 70 церквей, и, скончавшись в Петербурге, был похоронен в церкви Николая Чудотворца.
Ограду церкви украшали два антиалкогольных плаката — «Только трезвая Россия станет великой» и «Мой папа самый лучший! Просто он всегда трезвый». Полной противоположностью этим плакатам служил сильно пьяный товарищ, расположившийся на оградке как раз напротив второго плаката, и распевающий песни призывающие употреблять тот самый алкоголь. Однако, не только Стамбул город контрастов.
Третья и последняя церковь расположена тоже недалеко — это церковь Сошествия Святого Духа. Она была построена в 1789 году на средства купца Петра Месняева, а в 1810 году на средства прихожан была выстроена колокольня.
Больше ничего интересного в разумной доступности нами в Козельске обнаружено не было, да и город оставил не самые лучшие впечатления.
В Перемышле было как-то уютнее и красивее, а тут хотелось присоединиться к тому пьяному певуну, предварительно затарившись в магазине, удобно расположенному рядом с храмом. Вообще, такие места часто навевают на меня алкогольно-суицидальные настроения, и Козельск, в отличие от Перемышля, в этом плане не подвел… Вообще, мне кажется, что лет 150–200 назад в этих местах было гораздо уютнее, чем сейчас.
Откровенно говоря, и то и то место можно посетить, потратив на это пол-часа — час, если едешь мимо. Ехать туда специально не стоит, есть куда как более интересные места. А нам, гораздо больше, чем города, понравились дороги между ними, где раскинулись бесконечные поля, частично сжатые, с аккуратными рулонами сена,
частично распаханные, с гуляющими по ним аистами,
или, к нашему удивлению, засаженные подсолнечником.
Вот это было действительно красиво, и если и есть повод ехать в ту сторону — то это наша природа.