Обстоятельства подчас мудрее нас. Строишь какие-то планы, считаешь-просчитываешь, думаешь-продумываешь. Но происходит что-то и все твои задумки летят в тар-тарары. И в одной ситуации, это жутко огорчает, а в другой — приводит к положительному результату, причём, даже к такому, на который ты и не рассчитывал изначально.
В этот раз таким обстоятельством стала питерская погода. Банальный дождь, который взялся непонятно откуда, как это очень часто бывает в Питере. Вчера сияло солнце, уморяя нас жарой в крепости Орешек. Назавтра — тоже отличная погода, ни одного облака на небе. А вот сегодня с самого утра всё небо затянуто противной серой пеленой. И самое обидное, что в Питер-то мы приехали всего на двое суток: с полудня субботы до полудня понедельника. А посмотреть, сами понимаете, хочется многое.
У нашего сына как-то не складываются отношения с Питером. Сын в Питер не влюбляется, а Питер в сына не проникает. Спокойствие на уровне равнодушия. Даже предложение сорваться в поездку на выходные, он воспринял со спокойствием словами «А может быть я не поеду?». Уговорить-уговорили, а вот куда его повести, чтобы понравилось?
Изначально на воскресенье задумывалась большая прогулка по проспектам и паркам. Но погода была явно не прогулочная, хотя дождя с утра пока что ещё не было. Время терять не стали, поехали на Васильевский остров. Сначала быстренько решим кое-какие дела, а потом придумаем, куда пойти. И вот тут-то на сцену выступили обстоятельства: на улице ливанул такой дождь!!! Мы без машины, стоим под зонтами посреди набережной Лейтенанта Шмидта. Что делать?
— Пап, а что там такое?
— Какая-то подводная лодка. Наверное, в док на ремонт зашла.
— Ребята, эврика!!! Это же музей, я про него где-то читала! Илюш, хочешь посмотреть подлодку изнутри?
— О! Это будет прикольно, пошли!
Вот так мы и оказались в музее Подводная лодка С-189.
Адрес: Наб. Лейтенанта Шмидта, плавучий причал Ленинградской Военно-Морской базы (угол 16-ой линии). Ориентир — Храм Успения Пресвятой Богородицы. Недалеко находится другой плавучий музей — ледокол «Красин». Цена билетов: 400 рублей для взрослых, 300 — для студентов, 200 — для пенсионеров и детей старше 7 лет, для малышей бесплатно. Режим работы — с 11 до 19, кроме понедельника и вторника. Экскурсия начинается, когда набирается 6 посетителей.
На рубке подлодки всегда поднят флаг России. Все выдвижные устройства подняты. На борту звезда с буквой «Т» в центре — знак победы именно этой субмарины в торпедных учениях. Экскурсоводы здесь — бывшие подводники, служившие на аналогичной лодке, поэтому не удивляйтесь их манере общаться с посетителями в командном тоне. Спускаемся по трапу, спиной вперёд. Уже интересно.
История у этой лодки не простая. Построена в 1955-ом по проекту, созданному под влиянием переосмысления трофейного немецкого наследия. В 1990 году её исключили из состава ВМФ и отправили на отстой в Купеческую гавань Кронштадта. На металл её не порезали, потому что после развала СССР шёл массовый вывод кораблей из состава флота, и заводы не справлялись с их утилизацией. Постепенно её разграбили, а в 1998 г. С-189 затонула у пирса и лежала на грунте с затопленными отсеками. В 2005 г. специалисты Ленинградской ВМБ подняли лодку, перевели на Канонерский судоремонтный завод, где её отдоковали. Через год будущий корабль-музей вывели из плавдока. Ещё три года на заводе восстанавливали корпус и интерьеры. Финансировал и координировал проект меценат-бывший подводник А. Артюшин. 18 марта 2010 года, через 55 лет после вступления в строй, на С-189 открылся музей.
Советские средние дизель-электрические торпедные подводные лодки проекта 613 — первый и самый массовый тип лодок, построенных после Великой Отечественной войны. Сегодня это единственный сохранившийся раритет от знаменитого 613-го проекта. Всего с 1951 по 1958 годы было построено в СССР 215 лодок данного проекта и ещё 21 единица в Китае. Это самая большая серия в истории советского подводного кораблестроения, в мировом масштабе она уступает только VII-й серии немецких подводных лодок, строившихся во время Второй мировой войны.
Проект 613 имеет двухкорпусную конструкцию. Цельносварной прочный корпус с внешним размещением шпангоутов разделяется водонепроницаемыми переборками на 7 отсеков — 2 торпедных, 2 аккумуляторных, центральный пост, дизельный, электромоторный.
Каждый из отсеков любой подводной лодки имеет намного больше предназначений. Так, в 4-м (аккумуляторном) отсеке располагаются 112 аккумуляторов 46СУ (ниже уровня палубы, в аккумуляторной яме), камбуз, кают-компания и каюты мичманов, электрокомпрессор, баллоны воздуха высокого давления.
Между отсеками узкие проходы. Каждый отсек герметичен и в случае необходимости может быть практически моментально изолирован от остальных. Здесь работали и передвигались 54 (!!!) члена экипажа лодки (из них 8 офицеров).
Седьмой отсек — торпедный кормовой и одновременно жилой. Здесь располагаются 2 торпедных аппарата с приборами управления стрельбой, ручные приводы управления вертикальными и кормовыми горизонтальными рулями, насосный узел гидравлики, трюмная помпа и 6 подвесных коек. Здесь же аварийный люк
Торпедное вооружение лодки составляли 6 торпедных аппаратов калибра 533 мм: 4 носовых и 2 кормовых. Для носовых аппаратов в 1 отсеке на стеллажах хранились 6 запасных торпед. Торпедная стрельба осуществлялась с глубин до 30 метров.
В дизельном отсеке находятся 2 дизельных двигателя с приборами управления и системами обслуживания; топливный бак, 2 дизель-компрессора и судовые вентиляторы.
Электромоторный отсек одновременно является жилым. Здесь располагаются 2 главных гребных электродвигателя с главными ходовыми станциями, два электродвигателя экономического хода, станция объемного пожаротушения и 6 подвесных коек личного состава. Чего на лодке очень много — это различных вентилей.
Камбуз и…(пардон) гальюн.
В носовом торпедном отсеке находятся четыре торпедных аппарата с приборами управления стрельбой. Здесь же станция пенотушения, приводы носовых горизонтальных рулей, торпедопогрузочный люк, стеллажи с запасными торпедами и 16 подвесных коек. Это отсек-убежище. Койки располагаются прямо над торпедами. Какие же сны могут сниться, когда ты спишь над торпедой?????
Второй аккумуляторный отсек и одновременно жилой. Здесь располагаются 112 аккумуляторных батарей, кают-компания и каюты офицеров, рубки радиосвязи и ОСНАЗ, баллоны воздуха высокого давления.
Центральный пост. Здесь расположены все основные органы управления.
Корабельные часы. Они немного отличаются от привычных — здесь шкала состоит из 24 часов, а не из 12…
И конечно, перископ, из которого хорошо виден соседний Успенского храм.
Если интересно, то вот основные тактико-технические характеристики: длина лодки 76 м; ширина — 6,3 м; водоизмещение — 1350т; предельная глубина погружения — 200 м; автономность — 30 суток; максимальное время непрерывного нахождения под водой — 200 часов; максимальная подводная скорость — 13 узлов; дальность подводного хода — 350 миль; надводного — 8580 миль.
Каких только терминов мы не узнали: клюз-ниша, аварийно-сигнальный буй, волнорезный щит торпедного аппарата, буй-вьюшка, мусинги, звёздный глобус и т. п. Самое сильное впечатление произвёл рассказ о том, как торпеды загружают на борт перед походом! Титаническая работа! Ведь торпеда тяжелая и очень длинная, попробуйте опустить её вниз, закрепить и т. д.
Илье было интересно. Всё крутил, всюду заглядывал, слушал, открыв рот. Но сказал, что однозначно подводником не будет. А моё мнение от подлодки двоякое: 1. Подводники-герои, уже просто за то, что они могут здесь находиться долго, при этом бегать, заводить моторы, что-то делать. А если ещё и стрелять приходится…!!! Жуть. 2. В такой подлодке страшно находиться даже, если она стояла бы на берегу. А опускаться в пучину морскую — просто ужас. С клаустрофобией здесь делать нечего!
Вышли из подводного музея довольные! Дождь стих, дал возможность немножко побродить по Васильевскому.
— Мам, а что за здание с золотым куполом? Я правильно узнал, это Исаакий?
Зашли в свою любимую чебуречную. Пока уплетали чебуреки, на улице опять полило, как из ведра.
— Мам, а может быть в Исаакиевский пойдём? Я там не был…
Намёк поняли, быстренько перебрались на другую сторону Невы и потопали в Исаакиевский Собор. Мокрые стены выглядели сурово. На колоннаду билеты покупать не стали из-за плохой погоды. Посмотрим, что внутри. Экскурсовод рассказывала очень красиво, хотелось впитывать каждое слово. Тем более, что история строительства этого собора-музея безумно интересная. Расскажу только то, что больше всего впечатлило нас.
Конкурс на строительство нынешнего Исаакиевского собора объявил в 1809 году Александр I. В конкурсе участвовали лучшие зодчие того времени, но на удивление всем работу над собором поручили молодому архитектору французу Огюсту Монферрану: большого опыта в строительстве у Монферрана не было — он зарекомендовал себя не постройками, а рисунками.
Исаакиевский собор Огюста Монферрана стал четвертым собором, построенным на этой площади. Первая церковь в честь святого Исаакия Далматского была перестроена из здания чертежного амбара для рабочих Адмиралтейских верфей практически сразу после основания Санкт-Петербурга. Петр I, родившийся в день памяти святого Исаакия, в 1712 году обвенчался здесь с Екатериной I. Затем церковь ещё дважды перестраивали.
Нынешний Исаакиевский собор возводили 40 лет. Сначала неопытность архитектора сыграла свою роль и строительство приостановили. В 1825 год Монферран спроектировал новое грандиозное здание в стиле классицизм. Его высота составляла 101,5 метра, а диаметр купола — почти 26 метров.
Строительство шло крайне медленно: только на создание фундамента ушло 5 лет. Для основы пришлось вырыть глубокие траншеи, куда вбили 12 130 просмоленных сосновых свай. Затем траншеи соединили между собой и залили водой. С наступлением холодов вода замерзла, и сваи спилили под уровень льда.
Еще 2 года ушло на установку четырех двенадцатиколонных портиков, гранитные монолиты для которых поставляли из выборгских каменоломен. Невозможно себе представить, какой это был титанический труд — выломать монолиты из гранитной скалы, погрузить их на плоскодонные суда, специально для этого изготовленные. Затем доставить такой груз в Петербург. Там монолиты выгружали и перевозили по специальному рельсовому пути на строительную площадку для их окончательной обработки. Применение этого рельсового пути на строительной площадке стало первым в России. Для подъёма колонн были спроектированы леса.
«Установка одной 17-метровой колонны весом 114 тонн занимала около 45 минут. Монферран в своих записях отмечал, „что деревянная конструкция лесов… столь совершенна, что при всех сорока восьми установках колонн ни разу не было слышно даже простого скрипа“. Первая колонна (крайняя справа в северном портике) была установлена 20 марта 1828 г. в присутствии царской семьи, иностранных гостей, многих архитекторов, специально приехавших для этого торжества, и простых горожан, заполнивших площадь и крыши окрестных домов. Под основание колонны была заложена платиновая медаль с изображением Александра I».
Следующие 6 лет возводились стены и подкупольные столбы, еще 4 года — своды, купол и колокольни. Главный купол был выполнен не из камня, как это делалось традиционно, а из металла, что значительно облегчило его вес. При проектировании этой конструкции Монферран ориентировался на купол лондонского собора Святого Павла. На золочение купола ушло более 100 килограммов золота. Работы проводились методом огневого золочения, при этом получили отравление парами ртути и скончались 60 мастеров.
Всего же в строительстве собора приняло участие 400 000 рабочих, около четверти из них умерло от болезней или погибло в результате несчастных случаев.
Скульптурное убранство собора создавалось под руководством Ивана Витали. По аналогии с Золотыми вратами флорентийского баптистерия он изготовил впечатляющие бронзовые двери с изображениями святых. Витали также стал автором статуй 12 апостолов и ангелов на углах здания и над пилястрами.
Работа над интерьерами собора шла 17 лет. Внутри храм был отделан ценными породами камней — лазуритом, малахитом, порфиром, разными видами мрамора.
В соборе три алтаря, главный посвящён Исаакию Далматскому, левый — Великомученице Екатерине, правый — благоверному Александру Невскому. Иконостас собора выстроили в виде триумфальной арки и украсили монолитными малахитовыми колоннами.
Над росписью собора работали главные русские художники и скульпторы того времени.
Иконы, выполненные в технике мозаики, были созданы по живописным оригиналам Тимофея Неффа. Мозаикой декорировали не только иконостас, но и значительную часть стен храма.
В окне главного алтаря находится витраж с изображением «Воскресения Христа», выполненный Генрихом Марией фон Хессом. Витражное искусство было свойственно католической церкви и готическому стилю, но никак не православным храмам.
Главный купол изнутри украшен росписью «Богоматерь во славе», над которой 4 года трудились К. П. Брюллов и П. В. Басин. Площадь росписи составляет более 800 кв. метров. Получив этот заказ, Брюллов воскликнул: «Мне тесно, я бы теперь расписал небо!».
Если встать прямо под куполом (на полу есть специальная отметка!!!) и поднять глаза наверх, то можно увидеть парящего на стальном тросе посеребрённого голубя, символизирующего Святой Дух. В масштабах собора он кажется небольшим. В реальности размах его крыльев 1 м 65 см…
Общий вес всего Исаакиевского Собора — 300 тысяч тонн. Площадь Собора составляет 4000 кв. м. Одновременно в Соборе могут находиться 7500 человек. Всего в Соборе насчитывается 103 настенные росписи.
На момент строительства Исаакиевский собор стал самым дорогим храмом в Европе — он обошелся казне в 23 миллиона рублей. Для сравнения: все строительство соразмерного Исаакиевскому Троицкого собора стоило 2 миллиона. Николай I, опешивший от таких расходов, приказал сэкономить хотя бы на утвари. Несмотря на величие и роскошь собора, многие его не оценили, и первое время из-за своих пропорций храм носил прозвище «Чернильница».
Освящение собора в 1858 году прошло как государственный праздник: на нем присутствовал Александр II и члены императорской семьи, знать и военные. Длилось мероприятие около 7 часов. Вокруг собора располагались зрительские места, билеты на которые стоили немалых денег.
Поговаривали, что такое длительное строительство собора было вызвано отнюдь не сложностью работ, а тем, что ясновидец предсказал Монферрану смерть сразу после завершения храма. И действительно, архитектор умер через месяц после освящения Исаакия. Согласно еще одной легенде, дом Романовых должен был пасть после снятия строительных лесов, которые окружали собор еще долгое время после освящения. Совпадение или нет, но окончательно леса сняли в 1916 году, а в марте 1917 года Николай II отрекся от престола.
Во время Великой Отечественной войны в подвалах Исаакия находился склад, где хранились музейные ценности, которые не успели эвакуировать. Так как купол собора немецкие летчики использовали в качестве ориентира, напрямую в собор они не стреляли — и хранилище осталось невредимым. Однако собор все же пострадал в годы войны: взрывавшиеся рядом с храмом осколки повредили колонны, а холода (в годы блокады Исаакий не отапливался) — настенные росписи.
Собор-музей потряс нас своей роскошью, масштабами, красотой и пропорциями, гигантских размеров мозаичными картинами, изумительными цветами малахитовых и лазуритовых колонн, парящим голубем.
— Мам, а куда мы ещё успеем завтра до отъезда сходить? Что-нибудь ещё посмотреть хочется!
— Завтра пойдем в Летний сад. А сегодня можно успеть заглянуть во Дворец Меншикова.
И мы поспешили во дворец, довольные, что чудо произошло. Такие два совершенно разных музея смогли растормошить нашего подростка-футболиста, которому, конечно же, было бы интереснее сходить на «Зенит-Арену» и посмотреть матчи кубка Конфедераций. В подлодке он пытался всё потрогать, понять, как работает такая махина, поупражнялся в скоростном пролезании через переборки между отсеками. В Соборе он не выпускал из рук телефон, щёлкал постоянно камерой, с интересом слушал рассказ гида. И как результат: он понял, что в Питере можно найти места совершенно разные по смыслу, но интересные с разных точек зрения. И ещё: если история города, страны и отдельных людей преподнесена с любовью, с вниманием к мелочам, со знанием подробностей, со вкусом — то это здорово! Это хочется увидеть и узнать!
Теги:
Самостоятельные путешествия, Автопутешествия