Мурманск.
Мурманск.
Мало того, что полярный день, и солнце не заходит за горизонт, так еще и жара! А мы набрали теплой одежды в заполярье.
На подъезде к городу наш навигатор несколько потерялся — строится новая дорога -Восточно-объездная — и он ее пока не знает. Дорога пока несколько экстремальна — проложена на сопках, асфальт новый, а вот обочин пока нет, вместо них сразу обрыв…
В октябре 2016 года Мурманск празднует столетие со дня основания, ремонтируется, прихорашивается. Это самый большой в мире город и порт за Полярным кругом, причем единственный незамерзающий глубоководный арктический порт, самый теплый город в этом регионе (из-за теплого Гольфстрима), здесь расположены самый длинный автомобильный мост в Заполярье, самый первый в мире атомный ледокол. В Мурманской области базируется самый мощный российский Северный флот.
Город растянулся вдоль незамерзающего Кольского залива на 20 км. Мурманск был основан, как город-порт на Баренцевом море 4 октября 1916 года, первоначально носил имя Романов-на-Мурмане, но после свержения монархии город переименовали в Мурманск. Также здесь построили конечную станцию железной дороги от Петрозаводска.
Однако Мурманская область была утверждена только в 1938 году, до этого времени регион считался частью Ленинградской. Несмотря на то, что непосредственно моря в городе нет, это один из самых крупных морских портов в России. До моря — примерно 50 км по Кольскому заливу.
Мы поселились в квартире на ул. Буркова, в центральном районе. Город расположен на трёх террасах: на нижней террасе расположен порт и железная дорога, второй ярус — центральный район, третья терраса — микрорайоны на сопках. Уровни связаны между собой пешеходными лестницами. По одной из них — 120 ступенек — мы и спустились вечером в поисках «Чайной ложки», одного из любимых нами кафе (знакомы с этой сетью еще со времен посещения СПб и Новгорода). Лестница красивая, гранитная, говорят, что камень для нее доставляли из Карелии. Она ведет на Музыкальную аллею, это народное название сквера на улице Воровского.
Рядом расположены колледж искусств и областная филармония, и часто слышна музыка. Лавочки примечательные — на них таблички с именами горожан и названиями предприятий, которые подарили скамейки городу. Дорожки выложены необычной тротуарной плиткой — в форме разноцветных кленовых листьев. И еще здесь бесплатный беспроводной интернет, соответственно, всегда много молодежи. Сквер нам очень понравился, впоследствии мы на прогулках часто отдыхали на лавочках перед покорением гранитной лестницы:)
Герб Мурманска. Два цвета символизируют полярный день (золотистый) и полярную ночь (лазоревый). Жёлтые полосы в синем небе — это полярное сияние. Силуэт корабля показывает, что город — крупный морской порт, а силуэт рыбы — что основная часть промышленности — рыбная. Звезда — за героизм во время Великой Отечественной войны, 6 мая 1985 года присвоено звание город-герой. Награждён орденом Ленина, орденом Отечественной войны I степени, орденом Трудового Красного Знамени.
По улице Воровского идем к площади Пяти углов. Справа — здания Мурманской областной думы и памятник Кирову перед ним, чуть в глубине — Дворец культуры им. Кирова, рядом — большие скверы с фонтанами и детскими площадками.
Часть главной площади города еще в ремонте, но основная часть уже доступна для прогулок и отдыха. С одной стороны — самое высотное здание города — гостиница Арктика, с другой — отель Меридиан. Рядом с Меридианом мы нашли свою Чайную ложку:) (проспект Ленина, 80).
Самый популярный общественный транспорт в городе — троллейбус, на всех пяти маршрутах машины оснащены вайфай роутерами. Мурманский троллейбус — самая северная в мире троллейбусная система, действует с 11 февраля 1962 года.
Официально Мурманск разделен на три района: Ленинский (северный конец города), Октябрьский (золотая середина) и Первомайский (южная сторона города). Районы объединяет центральная улица, но в каждом из них у нее свое название — Кольский проспект-проспект Ленина-проспект Героев Североморцев.
Мы немного прошлись по проспекту Ленина, но близился вечер, и решили более детальную прогулку оставить на следующие дни, а сейчас идти домой. Кстати, рядом с домом обнаружили памятник Валентину Пикулю.
Романист в свои 15 лет прибыл на Северный флот и стал юнгой на эсминце «Грозный» и служил до конца ВОВ. А потом «прямо с корабля ступил в литературу». 13 июля 2013 года писателю исполнилось бы 85 лет, и в этот день был установлен бронзовый памятник на гранитном постаменте.
Пятничным утром мы отправились к Баренцеву морю, погода благоволила к прогулкам — ясное небо, 28 градусов тепла. По берегам Кольского залива проехать нельзя — там расположены базы российского флота, закрытые объекты, а пропусков у нас не было, конечно же. Поэтому выбрали самое доступное по отзывам место — поселок Териберка, в 130 километрах от Мурманска. При упоминании этого места сразу возникает ассоциация с известным фильмом, но это совсем не интересно, главное — море.
Териберка — это старое поморское село, первые русские переселенцы обосновались здесь в 1523 году. В 19 веке здесь основана первая в этих краях метеостанция, что прибавило важности, а в послевоенные годы поселок развивался как рыболовецкий и судостроительный центр и получил статус районного центра. Увы, в дальнейшем районный центр переместился в Североморск, строительство каскада Териберских ГЭС привело к упадку рыболовства, порт перестал соответствовать тоннажу современных кораблей и судоремонтные верфи перевели в Мурманск. Териберка нынче просто село, а не поселок городского типа.
Сюда можно доехать на автобусе № 241 из Мурманска, время в пути около 3,5 часов.
А мы выехали утром из города по Восточно-Объездной дороге, свернули налево по указателю на Териберку и первый отрезок пути в 90 км наслаждались видами природы.
После поворота на Териберку стало гораздо веселее. По ощущениям — мы ехали по стиральной доске, щедро присыпанной гравием, и так все 40 км этой дороги. Местные жители резво обгоняли наш седан, плетущийся со скоростью 30 км/ч…
В общем, дорога для философов:) Здесь мы несколько раз останавливались, чтобы сфотографировать окружающий пейзаж — вокруг тундра, покрытая зеленым мхом, много озер, маленьких и крупных, на склонах сопок видны белые пятна снега.
Последние несколько километров дорога идет по красивейшему ущелью, по сторонам — отвесные скалы, фантастическое зрелище. И вот — дорога раздваивается.
Правее — на Териберку, прямо — на Лодейное. Едем прямо, по берегу Лодейной губы, на отмели лежат останки кораблей, впереди разноцветные ангары — как оказалось, это цеха рыбзавода. Немного поплутали по самому поселку, чтобы найти дорогу на побережье. Возле школы нужно повернуть направо. Миновать ее и повернуть левее, на едва заметную колею вдоль озера, подняться по горочке и мимо сельской свалки добраться до импровизированной автостоянки, дальше пешком. Странное место для свалки придумали сельчане, портит все впечатление и природу:(
На пригорочке — та самая метеостанция, первая в регионе, построенная в 1889 году. А потом…
Захватывает дух от панорамы Баренцева моря. Синяя вода, голубое безоблачное небо, зеленый берег — чем не курорт. Только вода ледяная, зелень берега — это мох, а пляж усеян огромными валунами. Но невозможно оторвать взгляд от этой красоты…
Там, где-то далеко-далеко, живет Северный Ледовитый океан, к бассейну которого относится Баренцево море и где вода совсем ледяная.
На берегу озера мы устроили импровизированный пикник (но ничего не оставили для местной свалки, весь мусор забрали с собой). Кстати, местных жителей мы почти не встречали, в основном такие же туристы, как мы. Край земли пользуется популярностью:)
Есть надежда на возрождение Териберки — в этом регионе Газпром ведет разработку Штокмановского газоконденсатного месторождения (500 км от берега). Чуть в стороне от Териберки идет строительство газоперерабатывающего завода и транспортно-технологического комплекса.
Обратно мы уже двигались чуть быстрее, все-таки дорога уже знакома. Но все равно вернулись в Мурманск уже под вечер. Но полярный день позволяет осматривать достопримечательности круглосуточно.
Мы полюбовались на Кольский мост — уже упомянутый самый длинный в Заполярье — 1611 метров.
Здесь каждый год проводится спортивный фестиваль «Мурманская миля». В этом году, юбилейном для города, фестиваль планируется во вторые выходные сентября и организаторы обещают сменить формат на более масштабный. И направились к Зеленому мысу. Памятник, к которому направляемся, виден практически из всех районов города. Взгляд так и тянется к этой статной фигуре…
Мемориал «Защитникам Советского Заполярья в годы Великой Отечественной войны» мурманчане ласково называют — Алеша.
Это один из призёров специальной олимпиады соцсоревнований СССР за самый высокий монумент. Памятник находится на 135-метровой сопке, фигура воина около 35 метров. Солдат стоит спиной к городу, и смотрит на запад, в сторону Долины Славы, где шли ожесточенные бои. Во время войны Мурманск был сильно разрушен: 185 тысяч бомб практически стерли его с лица земли, по интенсивности бомбардировок Мурманск уступил только Сталинграду. Но город не позволил врагу продвинуться вглубь страны — линия обороны держалась на месте с 1941 по 1944 год. За подвиг столица Заполярья была награждена дважды: в 1982 году орденом Отечественной войны I степени, а через три года — присвоением звания «Город-герой».
Мемориал возвели в 1974 году на вершине, где в годы войны стояли зенитные батареи, защищавшие город и порт от воздушных налетов.
Вечный огонь, могила Неизвестного солдата, гранитная стела с надписью «Защитникам Заполярья — воинам 14-й армии, 19-й армии, Краснознаменного Северного флота, 7-й воздушной армии, пограничных отрядов № 82, 100, партизанских отрядов «Советский Мурман», «Большевик Заполярья», «Полярник», «Сталинец», «Большевик», «Слава отстоявшим эту землю!». Два зенитных орудия и две капсулы, замурованные у подножия памятника — одна с морской водой с места гибели легендарного корабля «Туман», повторившего подвиг крейсера «Варяг», вторая — с землей из Долины Славы и из района боев на рубеже Верман. Все элементы мемориала понятны и без пояснений.
С высоты смотровой площадки открывается отличный вид на город и порт. Мы надолго задержались на этом месте…
Еще одно памятное место — Мемориальный комплекс морякам, погибшим в мирное время, открытый в 2002 году.
Мраморная лестница ведет к башне-маяку, перед которым установлен судовой якорь с заложенной под ним капсулой с морской водой, капсула символизирует братскую могилу.
На следующем уровне обзорная площадка и еще выше — Храм Спаса на Водах.
15 июня 2009 года на обзорной площадке была установлена рубка атомной подводной лодки «Курск», ставшая памятником морякам-подводникам, погибшим в мирное время. Внутри маяка — музей, с памятными книгами и мемориальными досками.
Место, которое никого не оставит равнодушным….
При составлении программы по Мурманску я отметила музей Мурманского морского пароходства http://msco.ru/ru/company/history/museum , но, отправив заявку на посещение за две недели до приезда, получила ответ, что мест уже нет. По отзывам — очень интересная экспозиция, жаль, что не удалось посмотреть.
Субботний день у нас — гулятельный. Завтракали в легендарном кафе «Юность» на проспекте Ленина, 86. Вкусные кондитерские изделия, но цены высоковаты.
Дальше по проспекту Ленина — Мурманский краеведческий музей http://mokm51.ru/ .
Это действительно музей для всех! Каждый посетитель найдет что-то интересное для себя на 4 этажах различных экспозиций.
На 2-ом представлены различные минералы, флора и фауна Мурманской области. Большая коллекция минералов — это награда мне за все неудачи с геологическими музеями, получила огромное удовольствие от созерцания. Интереснейшая информация о морях, омывающих Кольский полуостров, отличная экспозиция о природе севера, можно даже послушать, как звучит настоящий «птичий базар».
Третий этаж — история региона от древних времен до середины 20го века и экспозиция, посвященная героической обороне Заполярья в годы Великой Отечественной войны. История, культура и быт поморов, народные промыслы, а также зал с летописью об основании и становлении города. На четвертом этаже — история восстановления хозяйства области в послевоенные годы и основные достижения промышленности региона. Макеты кораблей Северного флота, история бурения сверхглубокой скважины на Кольском полуострове — мальчики здесь надолго задержались.
На первом этаже размещены временные экспозиции и сувенирный киоск. Не удержалась и приобрела на память магнит с образцами местных минералов. Цена на билеты довольно демократичная: 150 взрослый, дети до 16 лет бесплатно, фотосъемка 50 рублей.
Музей произвел на нас впечатление, очень рекомендуем к посещению!
Следующая экскурсия стала одной из самых запоминающихся за время отпуска — атомный ледокол «Ленин».
Чтобы найти морской порт, в котором пришвартован корабль, мы немного поплутали вокруг железнодорожного вокзала, хорошо встретился отзывчивый сотрудник полиции и наглядно объяснил.
Нужно пройти по длинному пешеходному мосту над путями, спуститься у здания судоремонтного завода, свернуть налево и по скверу портовиков выйти на пристань. Экскурсии проводятся со среды по воскресенье, в 12, 13,14,15 и 16 часов, группы сборные, не более 20 человек, но групп набирают столько, чтобы зашли все желающие. Продолжительность экскурсии 50 минут, входной билет 100 рублей для взрослого и 50 для детей.
Без преувеличения можно сказать, что это самое легендарное судно в мире. Атомный ледокол Ленин — первое в мире надводное судно с ядерной силовой установкой, спущен на воду 5 декабря 1957 года. Ледокол взламывал льды и водил караваны судов по Северному морскому пути; возил норильскую руду из Дудинки; совершал рейсы на полуостров Ямал; доставил на место дрейфующую полярную станцию «Северный полюс-10»; расставил по кромке многолетних льдов 16 дрейфующих автономных метеостанций, поставив самую северную из них за 80-й параллелью, причем в условиях полярной ночи; первым из судов прошел по маршруту Мурманск — Певек, севернее Северной земли (в этом рейсе моряки спасли белого медвежонка, и передали его в Ленинградский зоопарк).
Только за первые 6 лет эксплуатации ледокол прошел свыше 82 тысяч морских миль и самостоятельно провел более 400 судов. За все время эксплуатации прошел 654 тыс. миль, из них во льдах 563,6 тыс. миль. Способен двигаться в автономном плавании 12 месяцев!
Ледокол Ленин — трехвинтовое судно. По архитектурному типу он представляет собой гладкопалубное судно с умеренной седловатостью, четырьмя непрерывными палубами, удлиненной надстройкой и двумя мачтами. В кормовой части шлюпочной палубы имеется взлетно-посадочная площадка и ангар для вертолета. Размеры — 134 метра в длину, 27,6 м в ширину, 16 м в высоту.
После 30 лет службы, в 1989 году, выведен из состава флота, законсервирован на вечной стоянке в порту Мурманска и в 2008 году превращен в музей, посвященный атомному флоту и атомной энергетике.
Мы подошли к причалу в 12–40, заняли место в очереди. На одной из соседних стен — большое панно с краткой историей ледокола и фотографиями капитанов.
Ко времени экскурсии набралось около 40 человек, нас поделили на две группы и по очереди запустили на плавучий пирс, с которого по трапу поднялись на борт судна. После входа — небольшое фойе и музейная касса, можно купить билеты и сувениры и книги.
Нашу группу сначала провели в кают-компанию, где экскурсовод ознакомил нас с правилами нахождения на корабле, его историей и наиболее интересными фактами из жизни команды. В этой кают-компании побывали многие знаменитые люди — Юрий Гагарин, Фидель Кастро, Александра Пахмутова и другие. В небольшом кинозале мы посмотрели документальный фильм об освоении Арктики. Кстати, любопытный факт — нынче любой желающий может заказать экскурсию …на ледоколе на Северный полюс. Стоимость такой услуги — от 25 тысяч долларов. Круиз осуществляется на борту ледокола «50 лет победы», длится до 15 дней.
Затем мы отправились к реакторному залу. Внутрь нас, конечно, не пустили, на реакторный отсек мы смотрели через окна с толстыми освинцованными стеклами.
Зато в коридоре увидели макет паропроизводящей установки, гид объяснил, что атомная составляющая необходима для производства пара, который в свою очередь участвует в производстве электроэнергии.
И полное название корабля — атомный турбоэлектроход. В одном из машинных отделений, носовом, мы узнали об устройстве и эксплуатации энергетических установок корабля.
По довольно узкому и крутому трапу (из-за экономии пространства) мы попали на ходовой мостик. Гид обратил наше внимание на палубу — не ровную, а имеющую некоторый подъем к носу и корме (умеренная седловатость).
Еще мы осмотрели жилой отсек корабля, а именно каюту старшего механика. Мебель и внутренне убранство сохранились в первозданном виде. Отделка ледокола была очень добротной — из ценных сортов дерева, только из натуральных материалов, чтобы людям было уютно в длительном плавании.
Это стоило баснословных затрат, но первый в мире атомный ледокол создавался как символ великой страны, здесь работали лучшие мастера своего дела. Судно оборудовано собственной медсанчастью, баней, комнатой для отдыха, фотолабораторией, кинопроекторской и огромной библиотекой. К сожалению, время нашей экскурсии заканчивалось, многое не успели осмотреть, но и увиденное впечатляло своей масштабностью.
Посещение подобных мест способствует развитию и закреплению здорового патриотизма.
Да, достижения СССР красной нитью проходят через всю нашу поездку, в разных частях страны встречаем мы памятники прогресса того времени.
По пути с пристани мы зашли в один из близлежащих рыбных магазинов и купили вяленого морского ерша — как истинно-мурманского, на сувениры.
Что ж, пора собираться в дорогу — на следующее утро мы покидаем гостеприимный город. Нам очень повезло с погодой, солнечно, тепло и без дождей. Следующая цель — Санкт-Петербург, но с промежуточной остановкой в Петрозаводске.
Весь день воскресенья мы в дороге, на улице +30. Еще раз пересекаем Полярный круг, теперь уже в сторону средней полосы. Потом прочитала, что нужно заглушить мотор автомобиля и толкать его мимо указателя своим ходом. Интересно, делают ли так водители большегрузов?:) За 10 часов пройдено 928 км — Петрозаводск снова встречает нас, но в этот раз только ночевка. Утром понедельника снова в путь. По дороге резко меняется погода — в Петрозаводске +30, на границе Карелии +25, а в Сясьстрое накрывает дождь и температура резко падает до +19. В Петербурге и вовсе +16. Вот и понадобились теплые и непромокаемые вещи, что брали с собой.
День с хвостиком — это ничтожно мало для посещения Санкт-Петербурга Апартаменты RF88 на Гастелло 13.
Но мы не виделись три года и рады хоть такому времени. Выбрали несколько приоритетных объектов, первый — Морской собор в Кронштадте. Он долго был закрыт на ремонт, и не удавалось попасть. Он великолепен!
Величественный, светлый, торжественный храм на огромной площади, легкий и искусно украшенный внутри.
На стенах по периметру расположены памятные доски черного цвета с именами погибших моряков, а на белых табличках — имена священников, погибших на морских судах. О соборе можно многое написать, но лучше все увидеть своими глазами и ощутить чувствами. Обратно в город возвращались по новой части КАД — по дамбе от Кронштадта до Ломоносова. Посмотрели на еще одно море — Балтийское, посредством Финского залива.
Еще один объект — Петровская акватория http://www.peteraqua.ru/ . Долго колебались между Грандмакетом и Акваторией, но макет уже видели, пусть и незавершенный в то время, а Петроаква — новое, хоть и похожее по стилю сооружение. Важно и территориально-временное удобство — в центре города, рядом с м. Адмиралтейская, на шестом этаже торгового комплекса Адмирал, а время работы — аж до 22 часов. Билеты в будние дни взрослый 400, детский 200, в выходные на 50 рублей дороже.
Исторический театр-макет «Петровская Акватория» — это история возникновения Северной столицы и зарождения российского флота в интерактивной миниатюре. В центре экспозиции — настоящий водоем с плавающими кораблями, а по периметру — макеты известных исторических объектов по состоянию на середину 18 века. Адмиралтейство, Петропавловская крепость, Кронштадт, Ораниенбаум, Петерштадт, Петергоф, Васильевский остров — в миниатюре.
В кассе можно взять напрокат бинокль, чтобы рассмотреть все детали, также каждый час проводятся сборные экскурсии. Часа на два мы тут потерялись:)
Потом мы немного погуляли по городу, пусть и под моросящим дождем, но разве дождь кого-то пугает в этом городе? В путевой лист попали Столовая № 1 на Невском и Пышечная на Большой Конюшенной, тоже в своем роде легендарные заведения.
И основной объект в этот раз — музей Фаберже. Долго я лелеяла мечту посетить его… Набережная реки Фонтанки, 21, особняк Шувалова.
Входной билет 450 рублей, можно взять аудиогид или воспользоваться бесплатным буклетом в залах, в холле на табло расписание экскурсий. В летнем сезоне музей несколько изменил график посещений для индивидуалов, теперь можно посетить его в течение всего рабочего дня.
После осмотра экспозиции остаются только восторженные определения — роскошно, великолепно, восхитительно, шикарно! Хочется сфотографировать каждую деталь, а потом еще и купить буклет в сувенирной лавке и увезти эту роскошь с собой… Невероятное эстетическое наслаждение.
Перед ужином опять гуляли. Опять попалась та же Столовая № 1:)
А утром — снова в дорогу. Домой.
Из Петербурга выехали достаточно поздно, в 9 утра, и проблему пробки в Вышнем Волочке решили с помощью новой дороги в обход ВВ. Это часть платной М-11, участок 329,7–257,4, стоимость проезда 200 рублей. Но дорога свежая, хорошая, две полосы, устроены 4 съезда к местам для отдыха со столиками, мусорными баками и туалетами (бесплатными). Домой приехали около 18 часов.
Отпуск удался! Пройдено 5300 км, накоплено 8 ГБ фотографий и осталась легкая тоска по тем замечательным местам, где мы побывали…