Поехать в Норвегию было моей мечтой. Уже года два я смотрел на проспекты с видами фьордов и облизывался. При этом надо сказать, что хотя особых ограничений по бюджету не было, выбирал варианты поездки я крайне придирчиво, будучи обеспокоен рассказами знакомой семейной пары про автобусный тур по фьордам — большая часть поездки состояла в утомительных переездах, а собственно фьордам было посвящено менее чем полтора дня. Так что их семейный альбом состоял в основном из фотографий заправок и придорожных туалетов. По этой причине автобусный (да и любой групповой) тур отпадал сразу — и мне, и жене уже хорошо за сорок, да и прошло то время, когда мы получали удовольствие от случайной компании назнакомых людей во время семейного отдыха.
Мы с супругой рассматривали также идею взять машину напрокат и покататься самим, но по здравом рассмотрении и от нее пришлось отказаться — в тот небольшой отпуск, который нам удавалось вырвать на лето, совсем не хотелось тратить время и энергию на вождение по крутым и незнакомым серпантинам, вникание в мелочи и решение поминутно возникающих мелких вопросов на нашем далеко не блестящем английском. Поэтому мы плавно подошли к идее индивидуального тура с гидом. Я запросил несколько норвежских турфирм на тему, сколько будет стоить нужный нам тур — цены повергли в шок, хотя я был готов к высоким расходам. Индивидуальный тур на 10 дней начинался от 15 тысяч евро за двоих! Мы люди вполне в жизни состоявшиеся, но столько денег выкладывать за поездку совершенно не хотели, поэтому я думал было отложить поездку в долгий ящик — портить себе впечатление о стране автобусным туром не хотелось совсем. В это время мы начинали в нашей компании проект с новым партнером. На корпоративной пьянке выяснилось, что они недавно побывали в Норвегии с индивидуальным туром через шведскую компанию более чем в два раза дешевле, чем то, что предлагали норвежцы. Секрет заключался в том, что уровень цен (и, соответственно, зарплат) в Швеции и Норвегии сильно отличается — поэтому, как мы узнали впоследствии, многие шведы работают в Норвегии. Так вот благодаря этому шведская компания могла предложить тур дешевле норвежцев, но с традиционным шведским качеством.
Компания называлась Свеа Тур, а нашли они ее тоже по рекомендации своих друзей. Я отправил аналогичный запрос в Свеа Тур на русском — как сказал партнер, с русскими клиентами там работает русскоговорящий персонал, поэтому нет нужды ломать язык и сидеть со словарем. Я обрисовал в запросе наш бюджет, даты поездки и что бы мы хотели увидеть за это время. Ответ пришел довольно быстро — после пары уточняющих вопросов нам предложили тур на 8 дней по такой программе: встреча в аэропорту Осло, трансфер в Осло, 2 дня в Осло, экскурсия по Осло, переезд во Флом, знаменитая горная Фломская железная дорога, круиз по Согнефьорду, переезд в Берген со смотровыми площадками по дороге (это уже страна фьордов с водопадами и красивейшими видами), 2 дня в Бергене, экскурсия по нему, переезд в Олесюнд с паромами и смотровыми точками, 1 день там, тропа троллей, Гейрангерфьорд, Балестранд с классическим отелем, поездка на ледник, переезд на Хардангер-фьорд с ночевкой там, экскурсия по подземной гидроэлектростанции, возвращение в Осло и последняя ночевка перед вылетом в Москву там. Стоимость составила 7 тысяч евро на двоих с размещением в отелях 4–5* в центрах городов, завтраками, экскурсиями, билетами на все достопримечательности по пути, комфортабельным джипом с панорамной крышей и двумя русскоговорящими гидами-водителями. Не буду утомлять читателя подробным описанием поездки — остановлюсь лишь на наиболее ярких моментах, что, возможно, поможет читателям в ваших поездках. Итак — что понравилось?
Во-первых, Осло. Прочитав кучу ругательных отзывов, не ожидал увидеть такой гармоничный и комфортный город. Даже пожалели, что взяли на него всего 2 дня. Ошущение старой Европы — без иммигрантов, с раскидистыми кленами, аллеями буржуазных вилл, старыми трамвайчиками и т. д. В общем — очень рекомендую. Отдельно рекомендую Гранд отель в центре, куда нас заселили. Хотя номера этого пятизвездного отеля давно не видели ремонта, но шарм роскоши Старой Европы с антикварной мебелью, огромными номерами, настоящей ванной там чувствуется как нигде более. Отдельный плюс — завтраки в этом отеле. Таких завтраков у меня не было ни в одном 5-звездном отеле до того…
Во-вторых, переезд на машине до Бергена, где начинается страна фьордов. Перепад высот на самом деле шокирует. Я был во многих горных системах, включая Гималаи, но нигде не видел настолько прекрасных гор и ощущения огромного простора вокруг. В Гималаях, например, несмотря на то, что это самая высокая горная система в мире, чувства высоты совсем нет — ты все время находишся на плоскогорье и горы непосредственно вокруг тебя имеют высоту максимум 100–200 метров. В Норвегии же я впервые понял по-настоящему, что такое горы, когда стоял на краю смотровой площадки рядом с Согнефьордом, а передо мной было 1,5 километра вниз и долина до горизонта. Прибавьте к этому еще водопады, текущие на разной высоте со всех сторон.
В-третьих, сам Берген. Город, в котором возникает ощущение конца мира. Отсюда начинается Атлантика, и это действительно чуивствуется. Мощные ветра, смена погоды по нескольку раз в день, запахи рыбы с рыбного рынка, тропического цвета зелень и корабли в гавани… Горы, кстати, в Норвегии тоже тропического зеленого цвета — они живые, в отличие от тех же Гималаев, где только камень и песок.
В-четвертых, Тропа троллей — узкий серпантин из более чем 10 петель, поднимающийся на огромную высоту через водопад.
В-пятых, Гейрангер-фьорд с водой необыкновеннейшего изумрудного цвета. Мы смотрели на него со смотровой площадки, расположенной на большой высоте, поэтому казалось, что видишь, как искривляется горизонт — настолько огромным было пространство, что это невозможно было осознать.
В-шестых, отель в Балестранде. Это был исторический отель на берегу фьорда, который скрывался в тумане. Мы сидели вечером в большом зале с портретом кайзера Вильгельма II, который отсюда обьявил первую мировую войну. Антикварная старинная мебель, портреты давно ушедших людей, серебряная посуда, настоящие свечи и фьорд за огромными витражными окнами. Неудивительно, что этот отель так полюбила английская аристократия — прямо при нас была группа очень хорошо одетых и воспитанных англичан явно из высших слоев населения. Как же они отличались от обычных лиц, которые видишь на улице в Лондоне! Кстати, очень рекомендую вечерний шведский стол в этом отеле.
В-седьмых, ледник с непроизносимым норвежским названием. Сюрреалистично было видть лед, которому уже больше 10 тысяч лет в окружении зеленых деревьев. Мы поплыли к леднику на специальной лодке, которая тоже была оплачена заранее, через глубокое прозрачное озеро, и только здесь почувствовали его ледяное дыхание. Мы подплыли к одному из языков ледника, который имел высоту более 50 метров. Можно было зайти в некоторые трешины и, приложив ухо ко льду, услышать треск глубоко внутри — ледник очень медленно двигался и таял.
В-восьмых, переезд от Хардангер-фьорда в Осло. Было ощущение, что мы перемещаемся по временам года климатическим поясам — от яркого норвежского лета с тропической зеленью, через осеннюю тундру с мхами разных оттенков и пасущимися оленями в глубокую зиму с толстым снежным покровом вокруг — и все это за какие-то 3–4 часа.
Ну и самое главное, конечно, — наши замечательные гиды, без которых мы не увидели бы и десятой доли. Гидов звали Кирилл и Саша — отличные рассказчики и водители, а также весьма молодые — мы расстались хорошими друзьями и до сих пор иногда переписываемся. Это они рассказали нам массу интересного про жизнь в Норвегии и Швеции, аккуратно вели наш джип по горным дорогам и были просто отличными попутчиками и собеседниками. Кстати, машина вполне соответствовала своей задаче — это был новый, 2010-го года Ниссан Патрол со стеклянной крышей для лучшего обзора. Замечу, что всё самое красивое было видно именно через крышу, т. к. постоянно смотрели вверх: мы сбились со счёта, пересчитывая водопады, и постоянно умилялись насыщенному голубому небу на фоне горных пиков. Если бы пришлось вести самому, то вряд ли бы хватил сил после многочасового вождения на спокойное созерцание такой красоты.
Теперь о том, что не понравилось или без чего можно было обойтись — в первую очередь это город Олесюнд. Да, это туристическая мекка — как рекламируется в путеводителях, город, выстроенный в едином стиле ар-нуво. В действительности же ар-нуво там буквально несколько кварталов. Остальная застройка — это унылый серый конструктивизм 60-х-70-х годов. Возможно, сработал эффект завышенных ожиданий, но в Олесюнде нам не очень понравилось.
Во-вторых, можно было бы обойтись без экскурсии по подземной гидроэлектростанции в скале у Харденгер-фьорда. Я не очень люблю всякие индустриальные штуки, это скорее жена настояла, но мне кажется, что без ГЭС мы бы ничего не потеряли.
Касательно того, что Норвегия — дорогая страна, как это повторяется из одного отчета в другой. Я не так много изучил цен, т. к. почти все у нас было включено, кроме обедов и ужинов. В целом на сувениры и еду цены примерно раза в 2 выше московских. Дорого, но не смертельно.
В целом же, просматривая сейчас фотографии и вспоминая различные интересные и забавные моменты нашей поездки (один раз, например, мы заехали в старый почти заброшенный автотуннель по пути к видовой точке на вершине скалы — было темно, сверху текла вода и висели сосульки, а мы ехали по нему километра полтора — было очень страшно, а в конце нас ждала дикая норвежская ферма, состоящая лишь из одного хозяства и единственный путь к ней — по краю склона горы, откуда открывался божественный вид на долину), я понимаю, что это была лучшая и красивейшая поездка в моей жизни — а был я много где. Так что, если вас терзает кризис среднего возраста или просто скука — едьте в Норвегию, это откроет вам совершенно новые грани жизни и путешествий!