День второй, охота на китов.
Как я уже говорил, именно на сегодня мы записались на whale watching, когда гуляли по Орте в первый день. Мы сели на машинку, и к девяти часам были у офиса. Светило солнце, правда, волнение на океане было явно сильнее, чем нам бы хотелось. Минут через 10–15 выяснилось, что «матч состоится при любой погоде», то есть мы идем на китов!
Я уже неоднократно рассказывал, что мне не везет с крупными морскими обитателями. Китовая акула на Филиппинах выбрала самую мутную часть океана, огромная манта на Галапагосах испугалась сиганувшего с лодки немца и уплыла, исландские киты замерзли и не приплыли к нашему кораблику, а вместо огромной белой акулы в ЮАР мы смогли приманить только детеныша, размером чуть больше меня. Именно поэтому я с одной стороны был полон надежд, а с другой был готов к тому, что мне опять не повезет.
Примерно через полчаса ожидания и небольшой лекции о живущих вокруг островов китах,
нас проводили к кораблику. Гм. Конечно, это была не надувная лодка, но и до кораблика это судно явно не дотягивало, так, большой катер. Вместе с нами на экскурсию отправилось португальское семейство с двумя детьми 5–7 лет, пара каких-то неприятных иностранцев, капитан и девушка-гид. Кораблик отшвартовали от причала, повернулся кормой к Орте
и дунул в открытый океан, в сторону острова Пику. Все было ничего, пока мы не вышли из защищенной бухты в открытый океан. Оказалось, что волны тут были куда как больше, чем нам казалось с берега.
Капитан врубил двигатели на полную, и кораблик полетел навстречу китам. Ну, как полетел… Полетом это назвать было сложно. Завывая моторами, он прыгал с волны на волну, причем некоторые из них были побольше самого кораблика. Стоять на палубе было проблематично, впрочем, как и сидеть, болтало там немилосердно.
Минут сорок мы плыли до нужного места, где остановились, и начали высматривать китов. Тут оказалось, что корабль качает куда как сильнее, чем во время движения. Хотелось держаться двумя руками и еще двумя ногами, но одна рука была занята фотоаппаратом, а ноги… просто скользили по мокрой палубе. Мы вылезли на нос кораблика — тут было еще страшнее — места мало, держаться не за что, зато лучше обзор.
Тут же, как шакалы около льва, откуда-то появились две пляшущие надувные лодки, битком набитые народом. Вот уж кому я не позавидовал! На них даже смотреть было страшно, а представить себя на такой лодке — это просто кошмарный сон!
И вот долгожданный крик нашего гида — blue whale! Кстати, если кто забыл, то напомню — синий кит (которых в самый последний момент удалось спасти от полного истребления) САМОЕ большое животное, КОГДА-ЛИБО жившее на Земле.
Так вот, мы все бросаемся к нужному борту, и, цепляясь чем попало за что попало, пытаемся увидеть гигантского кита в гигантских волнах. И вдруг — рррраз! — голубую воду разрезает черная блестящая спина… Есть кит! Мы дрейфуем в его сторону, и он появляется еще раз, после чего уплывает. Самое сложное во всем этом было его сфотографировать. Появлялся он на считанные секунды, в произвольном месте, и это еще полбеды, корабль кидало волнами из стороны в сторону, и поймать кита в видоискатель было крайне проблематично!
Тут, судя по всему, нашему капитану по рации пришло новое сообщение, мы развернулись и врубили движки. В этот момент в нос кораблика жахнула здоровенная волна, и нас почти целиком окатило свежей атлантической водичкой — в одну секунду мы промокли почти насквозь. Досталось и фотоаппаратам — соленую воду, как известно, техника до крайности не любит.
Через несколько минут мы прибыли в очередную локацию — где-то тут плавал финвал — второе по размерам после синего кита, млекопитающее. Юркие надувные лодки уже были тут как тут, они взлетали и падали на волнах, высматривая финвала.
В этот момент Ксю приняла цвет сочной азорской зелени, покинула нос кораблика переместившись на лавочку ближе к корме, и оккупировала выданный ей пакетик. Я же продолжал высматривать кита.
Финвал был к нам более лоялен — он появлялся несколько раз, а пару раз проплыл совсем недалеко от кораблика. Удалось увидеть и дыхала, и маленький спинной плавник, и даже сделать более-менее приличные фотографии.
Откровенно говоря, если сравнивать с рассказами других людей, нам не повезло. Мы не видели, как киты ныряют — огромный хвост можно увидеть именно в такой момент, мы не видели ни одного дельфина, которые сопровождают кораблики, не видели кашалота, которых много в этом регионе… Но и плавник финвала лучше, чем ничего.
Мы еще пару раз меняли локацию, пока, по прошествии примерно полутора часов, наш гид не сказала, что пора возвращаться, нельзя больше беспокоить китов. Мы расселись по мокрым лавкам, и кораблик рванул в обратный путь. Видимо, плавая от кита к киту, мы уплыли еще дальше, обратная дорога заняла больше времени. Мы как угорелые неслись по волнам, снизу нас поливали брызги, а сверху дождь (который кончился минут через десять-пятнадцать), Ксю сидела на краю лавочки лицом в пакет и совсем не реагировала на регулярно окатывающие ее волны — словом было весело… К концу нашего трипа слегонца растрясло даже меня, что удивительно, так как меня очень редко укачивает. Словом, экскурсия удалась! Мы в очередной раз промокли, нас укачало, были некие сомнения, выживут ли фотоаппараты — зато мы видели китов!)))) Какую мораль можно вынести из этого рассказа? Думайте сами!)))
Не смотря ни на что, мы вернулись на берег, и Ксю, к моему удивлению, умудрилась довезти нас до дома. Остаток дня мы провели дома — сушили на солнышке вещи (конечно, во второй половине дня погода была просто замечательная), и отходили от плавания.
День третий, улетный.
Это был наш крайний день на Азорах — в половине шестого мы должны были улетать в Лиссабон. Был вопрос — чем заняться, а на Файале этот вопрос весьма актуален. В итоге я вспомнил про еще одно место, куда мы не заехали в первый день — район Лажинья (Lajinha). Это очень живописный обрывистый лавовый берег левее Орты, если смотреть на карту. Собственно, на карте наш маршрут этого дня обозначен синей линией.
Тут тоже есть одна-две смотровых с парковками,
откуда открывается отличный вид на изрезанное пещерами и гротами побережье.
Тут в полной мере можно насладиться яркими цветами Азорских островов — черными лавовыми утесами, сочной зеленью, эти утесы покрывающей, темно-синими водами Атлантики и белоснежной пеной, в которую превращается океан, разбиваясь об обрывистый берег.
Ах да, еще голубое небо, как же я про него забыл! Исключительно красивое место! Но вот передвигаться там надо с осторожностью — сильнейший ветер, дующий со стороны океана, так и норовить сдуть вас в гости к Нептуну.
Насладившись этим буйным местом, мы, тщательно изучив карту, нашли еще одну пропущенную смотровую площадку, которая находится на склоне холма между Ортой и деревушкой Фламенгос. Называется она Monte Carneiro, и с нее открывается шикарный вид на половину острова в сторону Орты, которая лежит у подножия холма.
Оттуда же должен быть вид на Пику, но, как я писал, остров был плотно оккупирован облаками. Совершенно шикарное место, но приезжать туда надо во второй половине дня, если не ближе к вечеру, чтобы солнце светило в спину.
Осмотревшись со смотровой, мы решили найти знаменитые азорские мельницы. На карте, которой мы пользовались (мы так же взяли ее в аэропорту) они были отмечены на северо-восточной окраине острова, неподалеку от Рибериньи. Путь туда вел через Орту, куда мы и спустились по крутым дорожкам, по пути остановившись около живописного домика.
Пока мы крутились по узким дорожкам Орты, мы увидели указатель на пляж. Купаться мы, конечно, не собирались, но посмотреть было любопытно. Пляж расположен на левом берегу бухты, в которой расположена Орта, и называется Прайя-да-Консейсан. Наверное летом, в хорошую погоду, тут можно было бы искупаться, но это был не наш вариант.
Около пляжа находится большое здание крытого бассейна, а за ним очень симпатичный парк Альфосеа. Туда-то мы и отправились. Парк не очень большой, но приятный. Там высажены какие-то интересные деревья и растения, бетонная спортивная площадка, какие-то качели и тренажеры. И ни одного человека!
Мы с Ксю разбрелись в разные стороны — я искал птичек, Ксю — что-то свое, словом, всем было хорошо! Неудивительно, что мы провели в парке целый час! От парка до мельниц было рукой подать, главное было свернуть на правильную дорогу, что мы и сделали со второй попытки.
Мельницы действительно были очень живописными. Одно плохо — они стоят на огороженной, судя по всему, частной, территории, и найти удачный ракурс было непросто — вокруг них просто не походишь. Да и солнце светило почти прямо в объектив.
Фотосессию с мельницами прервал уже не помню, какой по счету дождь. В лучших азорских традициях, через 15–20 секунд после первых капель небеса разверзлись, и на остров обрушился водопад. К счастью, мы успели заскочить в машину — буквально в последнюю секунду.
На обратной дороге, переждав дождь, мы еще раз остановились на смотровой Nossa Senhora da Conceicao.
В обе стороны открывались прекрасные виды (я ведь уже надоел, да?) — в одну сторону умытая недавним дождем яркая зелень спускалась к океану,
а с другой стороны по склону холма были раскиданы бело-красные домики Орты, как будто какой-то гигантский ребенок вывалил на зеленый ковер коробку с кубиками.
Бросив на остров прощальный взгляд, мы поехали домой, собирать вещи и двигать в аэропорт. Ну да, я предварительно договорился с хозяевами, что мы освободим комнату позже, чтобы не таскаться с вещами.
Сдача машины в аэропорту Орты была не сложнее, чем в Дельгаде. Единственно, что за девочкой, которая принимала у нас машину, пришлось сходить. Десять минут — и мы были свободны. Оставалось дождаться нашего самолета, который должен был унести нас с Блаженных островов в Лиссабон, где у нас был еще целый день…
Резюме по Фаялу.
Фаял — гораздо меньше Сан Мигеля, в связи с этим, чтобы увидеть все его достопримечательности на машине, достаточно одного дня. Чем еще там можно заняться? Сплавать на китов, если есть такое желание. Это полдня. Погулять по Орте — час-другой-третий. Самое интересное, чем там можно заняться — это сплавать на Пику и попробовать покорить одноименный вулкан. В этом есть свои нюансы, но так как до Пику мы не добрались, то и рассказывать я о них не буду. В сезон там можно запланировать пару пляжных дней — в заливе около горы Monte da Guia есть вполне приличный пляж. Само собой, можно пройти пешком пару треков. Словом, три дня на Фаяле будет за глаза. Если, опять-таки, нет планов валяться на пляже.
Погода на острове, как вы уже успели убедиться, крайне неустойчивая. Повторюсь, в один из дней мы поймали девять дождей! Плюс дул сильный и практически не прекращающийся ветер. Не жаркий.
Как и на Сан Мигеле, все достопримечательности (в основном, смотровые площадки) маркированы, и к ним ведут хорошие дороги. Так же, по острову проложены многочисленные пешеходные треки разной протяженности и сложности. В аэропорту надо не забыть взять карту острова — на ней отмечены все достопримечательности и дороги, так что пропустить что-то интересное будет сложно. Общественного транспорта (кроме такси) на острове замечено не было. Наверняка там что-то ходит, но редко и не регулярно.
Орта — совсем небольшой город, и выбор ресторанов там крайне невелик. Вполне возможно, что летом, в сезон, их гораздо больше, но весной выбор минимален. Цены в кафе немного дороже, чем на Сан Мигеле, но оно и понятно. Цены на продукты в супермаркете — такие же, как и на Мигеле.
Вот, пожалуй, и все.
Резюме по Азорам.
Ну что тут сказать. Туда надо ехать! Острова оказались совершенно чудесными, и находятся в топе мест, которые я посетил за последнее время. Конечно, там нужна своя машина. Можно обойтись и без нее, но это будет дороже и явно не так эффективно. В связи с этим я хочу выразить горячую благодарность Ксю, без которой я бы просто не попал на Блаженные острова.
Насколько я успел выяснить, погода на островах нестабильна круглый год, сказывается их месторасположение в холодном Атлантическом океане. Туманы и дожди накрывают острова регулярно, просто в какое-то время их может быть чуть больше, в какое-то — чуть меньше. Но надеяться на безоблачную погоду там не стоит. Да, летом теплее, и вероятность плохой погоды меньше, но и народа там будет гораздо больше, а Азоры не терпят толп, шума и суеты. В любом случае, если вы решите посетить острова, с собой надо брать что-то теплое и что-то непромокаемое.
Ценник там, по европейским меркам, немного выше среднего. Но когда на островах, не важно каких, было дешево? Найти жилье и взять машину на прокат — никаких проблем, что на месте, что из дома — и того и того там полно.
Стоимость бензина на островах на май 17-го была 1,40 евро. Не сильно дешево, но и кататься там особо некуда.
С безопасностью на островах нет никаких проблем — местные не закрывают машины и буквально, квартиры. Самая большая подстава на островах может быть от погоды — но, судя по этому лету, такую подставу теперь можно ожидать в любом месте.
Наверное все. А остальное вы узнаете сами, если (и когда) прилетите в Макаронезию, на Блаженные острова!
Фотоальбомы к рассказу
Теги:
Самостоятельные путешествия, Культурно-познавательный туризм, Автопутешествия