Второй день мы посвятили старому Лиону, сплошному средневековому району, одному из самых больших и красивых в Европе. К этому же району многие относят холм Фурвьер с его огромной базилика на вершине, римским амфитеатром и музеем галло-римской цивилизации, но я всё же считаю холм отдельным районом Лиона, и рассказ о нём оставлю на будущее.
Старый город расположен на левом берегу Соны. В римские времена этот район вдоль реки считался задворками Лугдунума, более-менее цивилизованный вид стал принимать только при Карле Великом в IX веке.
В свою очередь, Старый город исторически разделился на несколько кварталов, наш день начался в квартале Сен-Жорж. Вот так панорамно он выглядит с противоположного берега Соны.
День начался красочно и солнечно, позже, однако, погода несколько раз диаметрально менялась, шёл дождь, снова светило Солнце, снова затягивало тучами, и так по кругу.
На территории квартала Сен-Жорж ещё в римские времена располагались порт, доки и склады. Традиция продолжалась и в Средние века, пристань оставалась важнейшей частью города. Так как сюда прибывали лодки и с заграничными товарами, логично, что именно из квартала Сен-Жорж в 1348 году началась эпидемия чумы, квартал при этом практически обезлюдел. Именно в это время в квартале обосновался Мальтийский Орден, который приложил усилия к возрождению района, благодаря чему в XV и XVI веках Сен-Жорж стал самым зажиточным кварталом на этом берегу реки, постепенно именно здесь образовался первый центр производства шёлка.
Перешли мы через Сону по бывшему мосту Сен-Жорж, построенном в 1863 году. Этот подвесной 87-и метровый мост крепится на двух 10-и метровых опорах на противоположных берегах реки.
Мост был разрушен в 1944 году, но его довольно быстро восстановили. После восстановления мосту присвоили имя Пола Кутюрье. Не знаю, какое отношение к мосту имеет священник, умерший в 1953 году, но факт, что он был незаурядной личностью. Для нас он интересен и тем, что был ярым сторонником обьединения христианских церквей вновь в одну, единую. В 1917 году Пол помогал русским аристократам и интеллигентам, бежавшим в Лион от революции, много узнал о православии и проникся идеей обьединения. По его инициативе в нескольких церквях Лиона и по сей день проводится «неделя молитвы за единство христиан».
Хорошо виден соседний мост — Бонапарта
У церкви Святого Георгия долгая история, хотя нынешнее здание построено относительно недавно. Впервые основана епископом, позднее лионским святым Сакердосом в 547 году, как церковь Святой Евлалии. Через 300 лет церковь была разрушена сарацинами, в 802 году епископ Лейдрад её восстановил, уже под названием церкви Святого Георгия.
Именно в ней был центр Мальтийского ордена, которые обосновались в квартале после эпидемии чумы. Неоготическая новая церковь была построена в 1844 году вместо старой по проекту архитектора Луи Брессона.
На фасаде можно увидеть скульптуры Шарля Дюфрена — Святой Георгий и Святой Петр, а в середине Святой Георгий, убивающий дракона.
По улице Сен-Жорж идём к северу
И постепенно выходим на площадь Трините, или Троицы. Это довольно небольшая площадь, куда выходят фасады пяти домов и где сходятся пять улиц. В одном из домов расположен исторический Кукольный театр Гиньоля.
На площадь своим характерным узким фасадом выходит ещё один исторический дом — так называемый «Дом Солей», построенный в 1723 году. Дом, который принадлежал местной знаменитости — Бару дю Солей, украшен статуями Богородицы и Святого Петра, и эмблемой семьи — солнцем на синем поле.
Подъём Гургийон — одна из пяти улиц, исходящих из площади Трините, петляет наверх, к римскому театру на холме Фурвьер.
Примерно в ста метрах от площади Трините к левой стороне улицы примыкает короткий тупик Тюрке, названного в честь лионского купца, родоначальника производства шёлка в Лионе. В переулке находятся два дома XIV века, в которых сохранились деревянные галереи. Когда-то такими домами были застроены многие улочки в Старом Лионе, сейчас их всего два
Подъём Гургийон долгое время был единственной улицей между кварталом Сен-Жан и базиликой Сен-Жюст, поэтому по ней совершались религиозные шествия, видела улица многих князей, архиепископов, царей и пап. Есть у улицы и своя легенда В 1305 году Папа Климент V проезжал по улице во главе большой процессии. Народ толпился по сторонам спуска везде, в том числе на крышах домов и наверху стен, ограждающих виноградники. Одна такая стена не выдержала и обрушилась на процессию.
С папой ничего не случилось, но потерялся большой бриллиант, украшавший его тиару. Свита перерыла всё и не нашла камень… Легенда легендой, но подвалы домов вдоль улицы до сих пор являются предметом постоянных исследований…
Топография многих французских городов очень легко и весело запоминается. Судите сами — по бывшему пешеходному мосту Сен-Жорж мы пришли в квартал Сен-Жорж, где осмотрели неоготическую церковь Сен-Жорж и по улице Сен-Жорж пришли в квартал Сен-Жан. Центром которого является собор Сен-Жан, расположенный на площади Сен-Жан, где начинается пешеходная улица Сен-Жан — главная улица средневекового Лиона…
Прекрасный старинный кафедральный собор Сен Жан строился с XII по XV век, но корнями своими уходит ещё в V столетие. Стены собора видели многих знаменитостей ушедших веков.
На месте собора была церковь, где с V века располагался престол Лионского архиепископа. В VIII веке сарацины разрушили церковь, но её быстро восстановили. Тем не менее, в 80-х годах XII века начинается строительство нового собора, старое здание церкви подлежало сносу. При строительстве использовали камни, из которых были сложены древнеримские постройки, которые стояли почти целые на этом месте, и были разрушены только в IX веке.
Собор строился медленно, но несмотря на «состояние стройки» принял два Лионских вселенских собора в 1245 и 1274. Здесь же отпевали Людовика Святого на пути в Сен-Дени из Туниса.
Завершилось строительство собора в 1461 году, когда на фронтон фасада окончательно установили статую бога-отца, благословляющую Лион.
В 1562 году собору сильно досталось от Франсуа де Бомона, командующего протестантской армией, по его приказу многие статуи были разбиты, ангелам, святых и пророкам на портале снесли головы, внутри всё разграбили. Была начата реставрация, которая закончилась к 1600 году, когда Генрих IV обвенчался в соборе с Марией Медичи.
После венчания супруги долго жили в аббатстве Энэ, о котором я писал здесь, что дало основание горожанам называть Людовика XIII самым лионским из французских королей, ведь зачат он был в аббатстве. Кстати, знаменитый Ришелье стал кардиналом именно в этом соборе в 1622 году.
Внутри находятся уникальные, одни из старейших в мире, «астрономические часы». Никто не знает год изготовления, а упоминаются впервые в 1379 году. Им также досталось от армии де Бомона, в ходе реставрации в XVII веке добавили фигурки наверху, которые четыре раза в день иллюстрируют сценку благовещения. Три циферблата показывают часы, минуты, планетарное движение небесных тел и все церковные праздники вплоть до 2019 года. Интересно, что будет после, осталось ждать всего 2 года. Часы переделают? каким образом? Надеюсь, их не изготовил уникальный предсказатель, который считает, что после этой даты часы уже не нужны…
Рядом с кафедральным собором находились церкви XI века — Сент-Этьен с раннехристианским баптистерием и Сен-Круа, составлявшие с собором одну архитектурную группу. Оценить их уже никогда не удасться — обе были полностью разрушены во время Французской революции, от них осталось только это.
в центре площади Сен-Жан в 1844 году был по проекту Рене Дарделя построен фонтан в виде древней часовни, в которой Иоанн Креститель крестит Христа, скульптуры изготовил Жан-Мари Боннасси.
Торопясь к собору, многие почти не замечают постройку, которая примыкает с юга и называется манекентерия. Название это означает, что в здании жили и учились мальчики из церковного хора. Но эту функцию здание несло только в XVIII веке. А на самом деле здание в романском стиле — сохранившаяся часть бывшего монастыря Сен-Жан и уникально своим возрастом.
Считается, что оно самое древнее в Лионе — упоминается в письме от лионского архиепископа в 810 году. Значит, построено ещё раньше. Статуи на фасаде обезобразили те же протестанты, восстанавливать их не стали. Сейчас в здании часовня и музей собора Сен-Жан
Пешеходная улица Сен-Жан, главная в средневековом Лионе, полна ресторанов, кафе и магазинчиков.
Первый дом, около которого остановимся — дом Шамарье. В нём в XV веке жил чиновник, который собирал налоги во время ярмарок и запирал на ночь ворота церковной ограды. Знатная, видно, была должность, ибо господин Шамарье построил себе не только большой особнячок, но и первый вообще в Лионе дом в стиле, переходном от готики к ренессансу. Следил, так сказать, за итальянской модой. Один из потомков Шамарье принимал в XVII веке в доме одну из самых выдающихся женщин эпохи Людовика XIV, маркизу де Севинье, известную успехами в эпистолярном жанре и неограниченным потреблением шоколада.
По диагонали от дома Шамарье через перекрёсток виден «Дом адвокатов», здание уже полностью в стиле ренессанс с тосканским оттенком. Если, прочитав название, кто-то решит, что в этом здании были офисы каких-то адвокатов, ошибается. Здесь с XV века был постоялый двор, где любили собираться клерки… местного прокурора. Что ж, как известно, противоположность адвокату). Хотя адвокаты в биографии дома поучаствовали, но только в 1979 году, когда Коллегия адвокатов отреставрировала здание. Потому что в XIX веке постоялый двор закрылся, дом разделили на квартиры, и он стал медленно умирать. После его спасения лионскими адвокатами, дом снова предстал в первоначальном виде, сейчас в нём располагается лионский Музей миниатюр
Ну, а где адвокаты…простите, прокуроры…там и суд. Так и есть — прямо напротив, через улицу, Дворец правосудия. Правда тот, который стоял в течении многих столетий вместе с тюрьмой, сильно пострадал от огня в 1622 году. Бедняжки судьи ютились в сохранившихся помещениях в течении более 200 лет, пока, наконец, не было решено построить новое, помпезное, здание в стиле неоклассицизма. Здание по проекту Луи-Пьера Бальтара было закончено в 1842 году. Но для того, чтобы рассмотреть главный фасад с двадцатью четырьмя колоннами, надо уйти с улицы Сен-Жан и выйти на набережную, главный фасад смотрит именно туда.
Задний фасад, который выходит на пешеходную улицу, менее помпезен, но и он долго был предметом критики многих жителей, считавших, что неоклассицизм не вписывается в общую картину Старого Лиона. Но за сто лет все привыкли.
Напротив заднего фасада Дворца правосудия мы открыли дверь в первую трабули. И в последнюю тоже. Знакомства с одной было достаточно. Безусловно, трабули, или проходные дворы, достопримечательность Лиона, как Старого центра, так и района Круа-Русс, где они появились в XIX веке, когда лионские ткачи переехали на холм из старого города. Эти сквозные проходы пронизываю Старый город по горизонтали и по вертикали. Главная версия для туристов — трабули для того, чтобы по ним носились вверх-вниз, туда-сюда с тюками шелка. Хотя есть версии, что по запутанным переходам убегали и прятались горожане во время войны, или торговцы по ним убегали от комиссии по сбору налогов, или просто прорубали кварталы, чтобы их не обходить по улицам…
Трабули — это квест, а как мы знаем, есть любители квестов. Такие любители приезжают в Лион на пару недель, чтобы обойти все трабули. Ну что ж, каждый развлекается по своему. Издаются даже карты трабули, где их не менее 300. Проходы могут скрываться за самой обычной дверью, причём никогда не знаешь, какие двери сегодня открыты. И вот такие любители квестов планомерно обходят все три длинные улицы старого города и толкают каждую массивную дверь — если что-то будет заперто сегодня, вернутся завтра. Или ждут момент, когда кто-нибудь выйдет… Но мы не такие любители, подозреваю, что после первого десятка проходы станут похожи один на другой. Поэтому, посмотрев один, решили не тратить на трабули время.
Идём дальше по улице Сен-Жан, через небольшую площадь Правительства, окружённую разными старыми четырёхэтажными зданиями, правда, никакое правительство здесь уже давно не сидит
Улица Сен-Жан заканчивается на площади Шанж, которая украшена двумя примечательными зданиями. Первое — Лож дю Шанж. Глядя на здание, больше похожее на особняк буржуа, и не подумаешь, что внутри протестантская церковь. Хотя, она не всегда была здесь. Здание было построено в 1748 году для банка, внутри были меняльные конторы. Вот для этой цели оно подходит больше — типичный банк. После революции банкиров прогнали, и в здании заработал завод по производству пороха. В 1803 году здание передали протестантам.
Напротив — дом Томассина с его готическим фасадом XIV века. Томассины были влиятельной семьей торговцев тканями в эпоху позднего Средневековья и Возрождения. Над окнами 3-го этажа расположены гербы короля Франции и герцогини Анны Британской. Это один из старейших жилых домов Лиона, построен в 1298 году.
Если от площади Шанж пройти немного на север по улице Лайнери, можно увидеть «Дом Клода Дебюра», который был построен в 1526 году для одного из высших чиновников Лиона в ярком готическом стиле. Это один из редких примеров в Лионе здания со старым фасадом, украшенным барельефами и многослойными окнами, увенчанными каменными орнаментами. Хотя уже чувствуется и влияние ренессанса.
Параллельно улице Сен-Жан идет другая, не менее примечательная улица — улица Быка, или бычья улица, кому как удобнее. Считается, что на название повлияла концентрация мясных лавок на этой улице в Средние века.
Здесь один из центров кулинарии — рестораны на этой улице более дорогие, но и более качественные, чем на улице Сен-Жан.
Есть на улице и несколько достопримечательностей. Прежде всего это «Розовая башня» построенная Себастьяно Серлио в XVII веке в венецианском стиле. Башня несла функцию сигнальной пожарной вышки. В башне начинается и один из самых известных проходов — трабули, кончающийся аж на другом берегу Соны, считается, что им пользовался знаменитый лионский контрабандист Луи Мандрен. Есть у башни и своя легенда, довольно стандартная — она, богатая невеста, любила пастуха… пардон, булочника, папа сказал «нии-ззя», девушка упала вниз, и её кровь покрасила башню в розовое.
Еще одна традиционная улочка старого Лиона, Жуиври. Здесь жили члены еврейской коммуны, изгнанные из города в XIV веке.
Главная достопримечательность на этой улице — прекрасно сохранившийся «Дом Филиберта Делорма», названный по имени архитектора, который в 1536 году построил дом по заказу одной из самых влиятельных семей в Лионе.
В конце улицы Жуиври начинается одна из самых длинных лестниц на холм Фурвьер — Монте де Карм Дешосе
Когда туристы делают селфи на фоне крутой, ведущей в гору, улочки Рюэль Пюнез, местные усмехаются. А ведь правда, откуда туристам знать о том, что они не фотографируют «настоящую средневековую улочку», а всего — навсего канализацию. Да, именно так, Рюэль Пюнез никакая не улочка, а сток под открытым небом, по которому в средние века с холма Фурвьер и с улиц выше вниз неслась дождевая вода, перемешанная с нечистотами. Запах стоял ужасный, что и отразилось в названии прохода — Клоповый переулок
Со старым Лионом всё. В следущем рассказе, последнем о Лионе, будет всё, что не вошло в первые два.
Теги:
Самостоятельные путешествия, Культурно-познавательный туризм, Автопутешествия