Cреди самых крупных городов Франции Лион, на мой взгляд, наименее посещаемый. Это так, если сравнить количество людей, проезжающих через Лион, и останавливающихся в Лионе. Через город проходит одна из ключевых дорожных артерий Франции с севера на юг, сотни тысяч машин из практически всей Европы севернее и восточнее Франции пролетают по ней, доставляя своих владельцев к курортам на побережье Прованса, Руссильона, к пляжам Коста-Брава и Коста-Бланка, к историческим маршрутам по Испании, Португалии и юго-западной Франции. Через крупнейший Лионский аэропорт любители горнолыжного спорта спешат скорее попасть на свои любимые места во Французских Альпах. Многие проскакивают через Лион, почти не замечая этого города, и я не исключение. Посчитал — 11 раз оставил Лион за кормой, не сбавляя скорости, во время путешествий к морю, или в Испанию, и обратно. Последнее наше Рона-Альпийское кольцо было призвано исправить и эту несправедливость, и наконец-то на Лион мы отвели целых два дня. Кто-нибудь может и рассмеётся, в Лионе можно провести и в два раза больше времени, но и этих двух дней было достаточно, что составить впечатление о этом чудесном городе.
А впечатление самое приятное. Химическое эсо французской промышленности внутри чист и опрятен. При населении 1,2 миллиона человек город не давит своими размерами, даже в узких улицах средневекового центра нет давления толпы на стены. Гармонично и соразмерно — девиз архитектуры Лиона. Не терзают глаз небоскребы — непременный атрибут любого мегаполиса, часто в ущерб старой архитектуре, автобаны ныряют в туннели под городом, не уродуя его районы вокруг центра.
Лион — город, где на окнах нет ставен, а парусиновых полосатых козырьков больше, чем окон, где дух буржуазности соседствует с ярким постмодернизмом, где балконы и жителей рисуют на пустых стенах, где качество жизни очень связано с качеством пищи, а ритм жизни зависит от приема этой пищи. Лион город чинный, размеренный, зажиточный, заставляет жить по его правилам и распорядку дня.
Некоторые говорят о том, что Лион стремился быть похожим на Париж — широкие бульвары, фонтаны, набережные, подобие Эйфелевой башни. Я думаю, это не так, город наполнен каким-то превосходством. Ему не требуется быть «похожим» .а башня — ну так у нас тоже есть свой ресторан в небесах, не больше, ни меньше.
Не по всем европейким городам одинаково удобно гулять пешком. В Риме пересечь улицу, даже при наличии «зебры» часто процесс экстремальный, в Венеции, чтобы оторваться от толпы, надо свернуть в боковые переулки, в Амстердаме на ограниченном пространстве вдоль канала одновременно могут двигаться трамваи, пешеходы, машины, велосипеды… Столпотворения в Лионе нет, а ведь были мы на рубеже июня и июля, много широких улиц — пешеходных зон.
Довольно спокойно и в метро. Кстати, о метро. Одна линия работает автоматически. Когда поезд подошёл к платформе, я, увидев людей, смотрящих на меня из-за лобового стекла, лениво подумал — а где же кабина машиниста? но автоматически вошёл в вагон.
Когда поезд тронулся, торкнуло уже посильнее — не, а где же всё-таки пилот?.. но поезд благополучно привёз к станции назначения, оказывается природный интеллект и не оказался нужен. Может, в мире есть ещё такие линии метро, я видел в Европе впервые.
Река украшает любой город, каждый гордится своими мостами и набережными. А в Лионе их даже две, и обе замечательные. За Роной — Новый Лион, современный, спальный, деловой. За Соной — Старый Лион, сплошной средневековый квартал, один из самых больших и красивых в Европе. А посередине, между ними, Прескиль — одновременно и полуостров, и парадный центр. Именно здесь бьётся сердце Лиона.
Старый центр, средневековый, отдан туристам. Сами лионцы проводят время здесь, в Прескиле. Здесь множество замечательных ресторанов и кафе на любой вкус, магазинов и бутиков, музеев. Здесь самые просторные и роскошные площади, оригинальные фонтаны, широкие проспекты для машин и бульвары для людей.
В этом рассказе воздержусь от исторической части, многовековую историю Лиона и его отдельных частей подробно написали уже несколько блоггеров, сконцентрируюсь на описании нашего пешего маршрута по Прескилю, а история… она и так проявится в описании обьектов, которые попадались по пути.
Ещё на эскалаторе, мягко вывозившего нас на поверхность из метро на станции Белькур, первое, что попало в поле зрения — эта башня. То ли церковь, то ли часть укреплений. Ни то и ни другое, оказалось потом.
Одинокая колокольня — всё, что осталось от больницы Шарите, находившейся здесь с XVII века. Больница из нескольких зданий с внутренними дворами и крытыми двух-трёхъярусными галереями была построена в 1630 году, и наряду с уже существовавшим Отелем-Дьё была предназначена для оказания помощи неимущих. В начале XX века больницу снесли, официально из-за несоответствия новым медицинским и гигиеническим требованиям, оставив одну колокольню. Ответа на вопрос, а не было бы целесообразнее реконструировать больницу, или представляли ли остальные здания, кроме колокольни, хоть какую-нибудь ценность, не нашёл.
А вышли из метро мы прямо на площадь Белькур — крупнейшую площадь Лиона и четвёртую по величине во Франции.
Вторая особенность Белькура — самая большая площадь Европы без автомобилей — они двигаются только по периметру.
Хорошо с площади Белькур видна базилика на холме, на другом берегу, туда мы пойдём завтра.
Площадь возникла согласно указу Людовика XIV в. 1658 году на пустом месте, и была позднее застроена зданиями по проекту Робера де Кота, который отличился, кстати, строительством дворца Рогана в Страсбурге и проектом капеллы в Версале. Незадолго до смерти Людовика XIV, в 1713 году, на площади появилась его статуя работы Мартена Дежардена, который создал ещё двух Людовиков — на площади Побед в Париже и в Версале. Естественно, статуя была сдёрнута безумцами-революционерами, и на сей раз, переплавлена на «революционные пушки». Уважения достойно, что Лион практически единственный город, который открыто выступил против бандитов из «революционного Конвента», за что был потоплен в крови, наполовину разрушен. Были снесены и дома вокруг площади Белькур, а посередине стояла гильотина. Но как только появилась возможность, лионцы отстроили дома вновь, а в 1825 году появился новый конный памятник Людовику, на сей раз работы Франсуа-Фредерика Лемо.
От площади Белькур идём к югу по улице Виктора Гюго, главной улице Южного Прескиля. Улице почти 200 лет — была застроена красивыми домами в первой половине XIX века.
Говорят, что если убрать с улицы людей, тумбы, фонари, то из середины можно увидеть на севере конную статую Людовика XIV на площади Белькур, а на юге — площадь Карно и вокзал Перраш, но каждому понятно, что такую идеальную визуальную линию никогда не построить. В 1976 году улица Виктора Гюго стала первой полностью пешеходной улицей во Франции.
Построенная строго по линейке улица Виктора Гюго прерывается лишь в одном месте — на площади Ампер. Хотя и в этом случае площадь как бы примыкает к улице с запада.
Площадь Ампер небольшая, главная её достопримечательность — памятник Андре-Мари Амперу, великому учёному, уроженцу Лиона. Я бы сказал, что и памятник Амперу довольно скромный, учитывая его роль в науке и судьбе всего человечества. Ведь он ввёл в обиход термин, без которого бы жизнь на планете сейчас просто остановилась бы, именно он первый сказал «электрический ток»
Ещё не доходя до площади Ампер мы свернули к углу улиц Сала и Огюст Конт, где находится церковь Святого Франциска Сальского, построенная в стиле неоклассицизма в 1807–1847 годах на том месте, где раньше стояла часовня Святой Марии Магдалины с XVII века.
Среди других католических памятников Лиона церковь не замечают, хотя внутри она довольно красиво оформлена.
Идём на запад от площади Ампер, чтобы посмотреть базилику Святого Мартина в Эне, одну из старейших лионских церквей и единственную в Лионе церковь в романском стиле.
В 1905 году Ватикан присвоил церкви ранг малой базилики. Считается, что о ней в своих записках упомянул ещё святой Григорий Турский в VI веке. Сейчас немногие в это верят, но чрезвычайная древность базилики в любом случае безусловна. Самая старая часть — капелла Святой Бландины с захоронениями эпохи Меровингов X-го или даже IX-го века.
Базилика интересна и тем, что — единственная сохранившаяся часть аббатства Эне, которое в XIII веке владело 169 церквями и являлось одним из самых влиятельных во Франции. Помнят эти стены и Генриха IV, приехавшего в Лион сочетаться браком с Марией Медичи. Генрих, впрочем, в последний момент передумал, и венчался в Лионском кафедральном соборе, но жил в аббатстве Эне.
Возвращаемся обратно к площади Белькур, на северной стороне которой находим улицу Эмиля Золя, по которой дойдём до следущей красивейшей площади Прескиля, которая называется площадь Якобинцев.
Посередине площади в 1877 году на месте старого колодца, обеспечивавшего город водой, был установлен фонтан «Лион — прославившим его». Под куполом храма-ротонды расположились фигуры мастеров различных эпох — людей, прославивших город, среди которых архитектор эпохи Возрождения Филибер Делорм, художник Жан Ипполит Фландрен, скульптор XVIII века Гийом Кусту.
На северной стороне площади Якобинцев начинается старинная лионская улица, известная ещё с галло-римских времён, улица Мерсьер, которая сравнительно недавно пережила второе рождение. В XVI веке на этой улице напечатал свою первую книгу Бартелеми Бюйе. Количество печатников стало увеличиваться, и на целые 100 лет Лион стал одним из центров европейского книгоиздания, уступая только Венеции и Парижу. Появляются лавки и иных ремесленников, но постепенно узость улицы стала мешать, и в XIX веке коммерсанты переехали на более просторные улицы, в основном на улицу Республики. К 60-м годам прошлого века репутация улицы Мерсьер окончательно испортилась — здесь сохранились только публичные дома и притоны для наркоманов. Решено было улицу снести, но вмешались жители Лиона, а вскоре был готов и план перестройки. Сейчас улица Мерсьер снова респектабельна, полна ресторанами и кафе, многие из которых высокого класса, благодаря чему улица в путеводителях называется одним из центров лионской гастрономии
Наконец мы вышли к одной из самых известных церквей Лиона — церкви Сен-Низье. Это средневековое здание в готическом стиле, считается, было построено на месте раннехристианского святилища. В фундаменте церкви действительно были обнаружены могилы VI–VII веков, так что, возможно, именно здесь была церковь Святых апостолов и 48 мучеников, основанная святым Евхерием Лионским.
Готическое здание было построено в конце XIV века. Церковь периодически частично разрушали, то протестанты, то якобинцы… так что многое было вновь отстроено в XIX веке. О церкви будет отдельный отзыв.
А от церкви Сен-Низье уже совсем недалеко до площади Терро. Название хранит память о земляных укреплениях, которые ограничивали когда-то город на этом месте. В эпоху Возрождения укрепления перенесли, рвы засыпали и сделали площадку для учений городской стражи. Официально площадь Терро, как административный центр, возникла в XVII веке. На площади при королях совершали публичные казни, например отрубили голову маркизу Сен-Мару за заговор против Ришелье, что вероятно не понравилось бы мушкетёрам, но Дюма об этом не написал.
А направо видите — молодой человек смотрит в дырку на заборе? смотрел туда и я… К сожалению, от фонтана Бартольди осталось лежать на земле две оторванные лошадиные головы. Остальное, вероятно, на реставрации. А выглядел он так — похоже на то, что ещё несколько лет его можно будет увидеть только в интернете.
Фонтан — аллегорическая группа, женщина, правящая четырьмя лошадьми. Что означало реку Гаронну с её четырьмя притоками, проект был предназначен для Бордо под названием «Триумфальная карета Гаронны» . Но в 1886 году скульптор создал Статую Свободы, символ Нью-Йорка, заболел звёздной болезнью, и после выставки 1889 года запросил за фонтан гораздо большую сумму от города. Бордо купить отказался, а Лион сказал — везите. Аллегорическую группу повысили в звании — теперь Фонтан означал Францию и четыре реки (Рона, Сона, Сена, Луара), стремящиеся к океану.
В южной части площади находится Музей изящных искусств, шедевры которого заняли Дворец святого Петра. В музей позже совершим отдельную экскурсию.
Здание мэрии на самом деле целый комплекс из нескольких зданий в стиле дворцов Людовика XIII, занимающий целый квартал, здесь есть и внутренние дворики, и даже собственная часовня. Всё это хозяйство строилось 28 лет по распоряжению Людовика XIV и было закончено в 1672 году.
Самый красивый фасад, понятно, смотрит на площадь Терро.
В 1687 году в Париже была построена первая опера во Франции. Лионцы решили не отставать. Свой театр они вскоре основали, но почти столетие театр не имел своего помещения. Первое овальное здание оперы появилось только в 1756 год. Зрительный трёх-ярусный зал на 2000 мест тоже был овальным и повторял форму здания. Фасад, как пишут, был в итальянском стиле. В 1826 году здание снесли и уже к 1831 году возвели новое здание в стиле классицизма с галереей, на здании в 1863 году нашли место скульптуры восьми муз.
Планировали зал на 2 400, а в итоге театр вместил только 1 800 зрителей. Поэтому решено был увеличить высоту оперы почти вдвое, надстроив в 1993 году дополнительный полуцилиндрический стеклянный купол.
С севера к зданию Оперы примыкает площадь Луи Прадель, особо ничем не примечательная, разве что просторная, здесь любят собираться студенты.
Площадь была создана только во второй половине 70-х годов после сноса пары кварталов в ходе строительства метрополитена. На площади установили несколько современных скульптур и назвали в честь мэра Лиона, сидевшего на посту с 1957 по 1976 годы, чем он отличился, так и не узнал.
От оперы мы снова завернули на юг, в сторону площади Белькур, по знаковой пешеходной улице Республики.
Улица Республики — главная улица северного Прескиля, была построена во времена Второй империи, с 1854 по 1865 годы, хотя проектировали её раньше — в 1841–1853 годах. Необходимо было в ходе строительства снести 289 старых здания, переселить 12 000 человек, в результате появилась широкая прямая улица с богато украшенными 5-6-этажными домами с мансардами, заполненная магазинами. Пешеходной улица стала только в 70-х годах.
Улица Республики — рай шопинга. Вместе с улицей Гюго она образовала коммерческий район под названием «Тенданс Прескиль» со 170 брендовыми бутиками и несколькими крупными универмагами.
Шли мы по ней очень долго. В моменты ожидания дамской части нашего коллектива я прохаживался вдоль и поперёк, фотографируя некоторые интересные обьекты.
Например, Дворец торговли, который был возведён в 1856–1861 годах.
В это огромное, богато украшенное здание вместили все важнейшие организации, связанные с коммерцией, включая Торговую палату, Арбитражный суд, Трудовой суд, Обменную компанию, Компанию производителей шёлка, нашлось место и для Художественно-промышленного музея. Вплоть до 1934 года в здании находился и Лионский банк.
Или церковь святого Бонавентуры, естественно готическая, так как была построена в 1327 году монахами-францисканцами. Церковь пострадала в 1562 году во время религиозных войн, и в 1796 году во Французской революции, а поэтому многократно перестраивалась, последний раз в 1848 году.
Или просторные площади, которые пересекает пешеходная улица Республики, застроенные более поздними домами
К лионскому Отелю-Дьё, основанному в 1184 году, получившему монументальный фасад в 1748–1778 годах я уже не пошёл. Но если есть время, прогуляйтесь до набережной, откуда открывается величественный вид на это здание. В боковой улице, не сходя с улицы Республики, разве что сфотографировал часовню богадельни.
Всё, день к концу. Погода в этот день менялась несколько раз, пришлось неоднократно прятаться от дождя и грозы, то только что пробившуюся голубизну летнего неба затягивало тяжёлыми тучами, то вновь пробивался одинокий солнечный луч… На завтра обещали хорошую погоду, нас ждёт Старый Лион, а пока выходим снова на площадь Белькур к метро…
Теги:
Самостоятельные путешествия, Культурно-познавательный туризм, Автопутешествия