В Париж я стала собираться давно. Помню, лет девять мне было, когда господин Д’Артаньян-отец снабдил своего сына конем, пятнадцатью экю и рекомендательным письмом к господину де Тревилю (были еще бесценные отеческие советы, которые, понятно, не в счет.) С этого момента слово «Франция» обрело для меня смысл, и конечно же, стал манить к себе Париж. Шли годы, были другие герои и другие авторы, одушевляя Париж, наполняя смыслом названия его площадей и улочек. И потихоньку, исподволь, в душе крепла уверенность, что когда-нибудь я обязательно увижу эту страну и этото город. Да, путь в Париж занял у меня намного больше времени, чем у Д’Артаньяна. Наверное, это потому, что у меня не было рекомендательного письма… Но ведь это очень вредно-не ехать в Париж, когда очень этого хочется. Поэтому — два билета компании Аэрофлот, бумажный стаканчик красного вина на борту (ведь мы же летим во Францию — столицу мирового виноделия), и вот уже и посадка в аэропорту Шарль де Голль.
Наш отель находился в районе Монмартр, практически напротив Сакре-Кёр. Но рассказ об этих местах будет позже. Прежде всего меня манил к себе Париж средневековый, и его сердце — остров Сите. Надо сказать, что все семь дней пребывания в Париже мы передвигались в основном на метро. Ориентироваться в нем оказалось очень просто, хотя при подготовке к поездке прочла немало отзывов, что оно очень запутанное. Покупали сразу по десять билетиков («ан карнет-де тике, сильвупле»- говорила я в киоске кассиру (конечно же, на чистейшем французском языке)) и неизменно получала заветную десяточку). Дело в том, что один билетик стоит 1,9 евро, а «карнет», т. е. десять билетов, покупаемых одновременно — 14,50. Пустячок, а приятно. На остров Сите ведет ветка 4, станция так и называется, «Сите». Практически сразу после выхода на поверхность открывается вид на дворец Правосудия и шпиль церкви Сен-Шапель. Но к ним мы еще вернемся, а наша цель сейчас — Нотр-Дам де Пари.
«Il est venu le temps des cathédrales, Des croix altières…» — звучали в мозгу слова самого романтичного французского мюзикла, пока с замирающем сердцем мы с мамой подходили к одному из старейших соборов Парижа. Собор представляет собой красивейшее произведение готической архитектуры. С момента возведения, в 1315 году, собор этот пережил множество событий. Здесь проходили обряды коронации, королевских бракосочетаний, а также в стенах собора заседал Парламент страны. В стенах собора произошло венчание Генриха IV и Маргариты Валуа, венчались Мария Стюарт с Франциском II, также здесь была одета корона императора Наполеоном. Ну и конечно большую роль в популярности собора сыграл Виктор Гюго, поселив здесь и заставив любить и страдать несчастного Квазимодо.
Очередь в собор была длинющая, но двигалась очень быстро, и уже минут через десять мы оказались внутри.
Для верующих собор ценен тем, что здесь хранятся главные христианские реликвии: Терновый Венец Иисуса Христа, гвоздь, которым он был прибит к кресту, и часть самого креста.
Что привлекает в таинственном полумраке собора? Царственная и почему-то очень светского вида статуя Девы Марии с младенцем. Богородица очень красива, но это какая-то холодная, немного даже надменная красота.
Потрясающе красивы витражи, большая часть из которых восстановлена в 19 веке при реставрации собора. Изображения на витражах выполнены в соответствии со средневековыми канонами.
На них изображены сцены из земной жизни Христа, Девы Марии, фрагменты из житий святых, сцены из Ветхого завета.
Выйдя из собора, мы направились к другой очереди, точнее, к двум, которые нужно отстоять, чтобы попасть на башни. Вход осуществляется в Северной башне, если стоять лицом к собору, эта — левая. Первая очередь ведет к автоматам, в них нужно зарезервировать билет, выбрав удобное время посещения (ну, или выбрать из оставшихся вариантов). Затем к указанному времение с этим билетиком нужно подойти ко входу в башню. Оплата осуществляется уже внутри. Вход для взрослого стоит 10 евро. В идеале, я думаю, лучше сначала взять билетик на посещение башен, и в оставшееся до экскурсии время посетить собор. Так получится быстрее. Мы взяли билетик на самое ближайшее время из возможных вариантов, и у нас оказалось полтора часа до входа в башни. Время это было решено потратить на обед в ресторанчике с видом на мост Сен-Луи и на прогулку по мосту Турнель и набережным Сены. Слева с моста Сен-Луи открывается вид на мэрию Парижа.
А если пойти по набережной Орлеан, то с каждым шагом можно наслаждаться открывающимся видом Нотр-Дам. Вот он, во всей красе.
На мосту Турнель просто невозможно было не задержаться. Ведь здесь открывается тот самый вид на Нотр-Дам, который я столько раз видела на чужих фотографиях в Интернете. И тут пришло осознание, что я действительно наконец-то в Париже, гуляю по набережным Сены в сопровождении чаек, а через несколько минут я встречусь с химерами Нотр-Дам!
Продолжаем мы свой путь по набережной Турнель. Некоторые домики здесь словно иллюстрация к средневековым романам.
По Архиепископскому мосту снова возвращаемся к на остров Сите.
Здесь под стенами собора разбит сквер Иоанна XXIII. В центре сквера-фонтан, который украшает фигура Богоматери с младенцем, стоящая на возвышении.
Сквер полон цветов и туристов, отдыхающих на лавочках в тени деревьев.
Гаргульи Нотр-Дам, ровесницы собора, своими свирепыми гримасами словно хотят отпугнуть туристов, не позволить проникнуть в собор.
Тем временем подошло время нашей экскурсии на башни, и мы, пройдя проверку металлоискателем, начинаем подъем. Наверх ведет узенькая винтовая лестница, преодолеваем много-много ступенек, и вот она, первая остановка — на галерее химер. Галерея со всех сторон затянута частой сеткой, предохоаняющей особо впечатлительных или неосторожных туристов от падения вниз, но в нескольких ключевых местам предприимчивые личности проковыряли дырки, в которые прекрасно входит объектив. Гран мерси им за это, я бы до такого не додумалась.
Рестовратор собора, Виолле-ле-Дюк, придумал усадить химер на фасаде собора для воссоздания фантастической и загадочной атмосферы средневековья. На просторах Интернета прочла мнение, что химеры Нотр-Дам вынесены за пределы собора как некая дьявольская сила, нарушающая гармонию и порядок Создателя. Мне они не показались такими уж ужасающими, но компания, безусловно, веселая.
Но не только хиерами интересны башни. С их высоты открывается отличный вид практически на весь Париж. Вот Эйфелева башня и купол собора Инвалидов.
А вот и знаменитый холм Монмартр и белоснежный величественный Сакре-Кёр. Бессчетное количество народа на его лестнице видно даже отсюда. Где-то у подножия лестницы — наш отель.
Дальше можно смотреть во все стороны, постоянно открывая для себя что-то новенькое и узнавая знакомые места.
А теперь вернемся на то место, где мы вышли из метро и начали знакомство с островом Сите. Здесь во внутреннем дворе Консьержери расположилась часовня Сент-Шапель. Вон ее шпиль, возносится к небесам слева от Дворца Правосудия.
Очереди в часовню не было совсем, может быть, потому, что мы пришли сильно к вечеру, около четырех часов. Взрослый билет стоит 10 евро.
Часовня эта была построена в эпоху Средневековья, в 1243—1248 гг., по приказу Людовика Девятого Святого. Его статуя и втречает посетителей на первом ярусе часовни.
Часовня задумывалась Людовиком прежде всего как реликварий: именно здесь он поместил Терновый венец, часть креста, на котором страдал распятый Иисус Христос, гвозди и наконечник пронзившего его копья, те самые, которые теперь находятся в Нотр-Дам де Пари.
Нижний ярус был предназначен для молитв придворных, стены первого расписаны фресками и украшены геральдическими лилиями, здесь же расположились статуи апостолов.
А вот в верхнем, представляющем главную ценность капеллы, молился сам король, члены его семьи и приближенные, а также здесь хранились святыни. Стены верхнего яруса полностью состоят из огромного числа витражей, которые поддерживаются специальными опорами.
На витражах запечатлены больше тысячи библейских и религиозных сюжетов, большая часть дошла до нас с XIII века, остальные были изготовлены заново при реставрации.
На западной стене большое круглое окно, которое выглядит как раскрывшаяся роза. Сюжеты, изображенные на ее лепестках, можно изучать часами.
Нам повезло, погода была ясная, и можно было любоваться витражами, следя за мерцанием, игрой и переливами цвета. Вдоль стен здесь расставлены стулья, и можно дать отдых уставшим ногам, разглядывая бесчисленное количество маленьких картинок-историй, изображенных средневековыми мастерами.
Скульптуры вдоль стен опять изображают апостолов.
Наружние стены часовни облюбовали гаргульи.
Время межде тем уже вовсю двигалось к вечеру, натруженные ноги настойчиво требоввали отдыха и пытались нести к ближайшей станции метро, но так не хотелось расставаться с этим древним островом, что было решено прогуляться еще по набережной Сены. Полюбовались средневекомыми башенками Консьержери.
Прошлись Новому мосту до конной статуи Людовика IV в. обрамлении замочков любви.
Последний взгляд на Сену, мост Искусств и крыши Лувра.
Если посмотреть на остров Сите с высоты, то он напоминает огромный корабль, бороздящий воды Сены. Отгородившись водами реки от перемен, неумолимо настигающих город, он бережно хранит атмосферу старины и романтики, перенося во времена французских королей, являясь отличной иллюстрацией давно минувших дней.
Теги:
Самостоятельные путешествия, Культурно-познавательный туризм