Вообще-то, этим летом я хотел на Соловки. Но семья взмолилалсь: не хотим Белого моря, Черного бы. Пришлось уступить…
Ну так и зародился план второго моего автомобильного путешествия на российский юг на машине. За пять лет, прошедшие с первого, наше видение подобных мероприятий сильно изменилось. Тогда мы ехали двое суток до точки, где провели три недели, и так же двое суток возвращались домой, в Подмосковье. Теперь дорога туда и обратно заняла по три дня, а на море мы провели пять ночей. Почему так?
Во-первых, опыт показал, что для меня комфортно проводить за рулем не больше шести-семи часов, а это, в зависимости от дорог, от 500 до 700 километров. Хороший сон — один из факторов успеха автопутешествия. А при современном развитии гостиничного дела в России обеспечить себя им совсем несложно. Помню, как лет десять назад почти каждый трэвел-блогер, сообщая, в каких жутких условиях ему пришлось ночевать в гостинице провинциального городка, вопрошал: доколе? Не все идеально и сейчас. Но как качество дорог (самому удивительно это писать), так качество и количество мест ночлега говорят о том, что сегодня по России можно и нужно ездить на машине.
Во-вторых, неинтересно сидеть все время за рулем, а хочется заезжать в города, знакомиться с природными и историческими достопримечательностями. Возможно, это кого-то удивит, но дорога от Москвы до Черного моря весьма на них богата.
В-третьих, выяснилось, что никто в моей семье не любит море настолько, чтобы проводить там больше недели. Лично мне и четырех дней вполне достаточно.
Как создавался этот маршрут? Первым делом я изучил пляжи черноморского побережья и выбрал два места — Джанхот, где обещали самое чистое море, и Веселовку, которая привлекла меня малолюдностью и песочными пляжами. Забегая вперед, скажу, что все ожидания оправдались самым счастливым образом.
Оставалось решить, какой будет дорога от дома до Джанхота и от Веселовки до дома. За этим приятным занятием мы провели несколько недель и к началу лета все уже было ясно. Честно говоря, места по дороге на юг — в Тульской, Липецкой и Воронежской областях — произвели на меня наибольшее впечатление как на этапе подготовки, так и вживую. Они достойны отдельного рассказа, а здесь я сконцентрируюсь на наших южных регионах, которые тоже доставили нам немало удовольствия.
Да, перед описанием маршрута немного статистики. Путешествие на четверых на 12 дней обошлось примерно в 95 тысяч рублей. Из них на ночлеги было потрачено 39, около 12 на бензин, остальное — еда, развлечения, связь и платные дороги. Мы преодолели около 3500 километров, побывав в пяти городах, на двух курортах, и в трех заповедниках.
Начну свое повествование с того момента, как в середине дня 29 июня мы пересекли границу Ростовской области. Одной из поразительных черт трассы М4, в прочих отношениях довольно приятной, является обилие фур на левой полосе при свободной правой. Самое логичное объяснение — правая раздолбана этими самыми фурами, но от этого не легче. Раз заехав в левую полосу, фура продолжает ехать по ней со скоростью 90 км/ч, что весьма раздражает.
Пейзаж за окном радует засеянными полями, но в общем и целом довольно однообразен — вплоть до Краснодара. Эту часть дороги мы проделали на максимальной скорости. Самым разительным отличием от поездки пять лет назад стал построенный объезд поселка Тарасовский. Увы, это не последнее «узкое горлышко» на трассе. А наибольшие пробки создают пункты оплаты проезда, причем, как это ни парадоксально, транспондер не означает, что их удастся преодолеть быстрее.
Но вот мы приближаемся к Новочеркасску. Я давно хотел посетить этот город — бывшую столицу донского казачества и нынешнюю столицу отечественного электровозостроения. Въезжающих в город с севера встречает триумфальная арка, построенная в 1817 году по повелению атамана Платова в честь победы над Наполеоном. Собственно, атаман и основал город двенадцатью годами ранее (и перенес в него столицу Области Войска Донского из Черкасска — нынешней станицы Старочеркасской).
Поскольку гостиница находилась на окраине, мы проехали через весь город и с удивлением обнаружили еще одну триумфальную арку на выезде из него с запада. Считается, что арки были возведены к визиту Александра I: поскольку было неизвестно, откуда именно приедет император, построили на всякий случай две.
Гостиницу в Новочеркасске я бронировал через Booking.com, который давно стал для меня сервисом по умолчанию. Жаль, не знал тогда, что можно воспользоваться специальной кэшбек-ссылкой от Туристера, но теперь активно ею пользуюсь. Наша показалась мне самой цивильной из тех, что были в городе по приемлемым ценам. В общем-то, так оно и оказалось, но поначалу было жутковато. Гостиница мало того, что находится на территории автобазы, так еще совсем рядом — печально известная Новочеркасская тюрьма (хорошо, что узнал об этом позже). Но номер люкс оказался вполне пристойным и из окна открывался неплохой вид на город.
В центр Новочеркасска мы отправились с утра. Прежде всего, поехали к Вознесенскому собору, который строился более ста лет и был закончен в 1905 году, став третьим по размеру в Российской империи после храма Христа Спасителя и Исаакиевского собора. А по стилистике он напоминает Никольский собор в Кронштадте, также построенный в начале ХХ века.
С большим удовольствием осмотрели собор изнутри. Понравилось, что никого не смутили мои шорты (на улице было где-то +33).
Одной из целей поездки в Новочеркасск был местный трамвай. Трамвайная система в городе существует с 1954 года. Основу парка составляют КТМ-5 выпуска середины 1980-х, а пути настолько искривлены, что удивительно, как они по ним ездят. Фотографировать трамвай мы пришли на улицу Орджоникидзе, где находится один из немногих в России поворотных треугольников. Доехав до тупика, трамвай задним ходом заезжает на перпендикулярную улицу и уже с нее едет в обратном направлении. К сожалению, не удалось заснять этот процесс на видео, так как телефон завис от жары. Но фотографию сделать сумел.
И еще с этой точки открывается прекрасный вид на монументальное здание Южно-Российского государственного политехнического университета. Хотелось бы прокатиться к нему на трамвае, но, увы, уже не было времени. Забегая вперед, скажу, что нехватка времени была, пожалуй, единственным недостатком нашего путешствия. Но ведь столько всего хотелось увидеть!
В тот же день мы отправились к морю. Через Аксай добрались до трассы М4, переехали Дон и взяли курс на Краснодар. Заехали в тамошний торговый центр Oz Mall — кстати, один из самых красивых, что мне довелось видеть. Там перекусили (дороже, чем в аналогичном месте в Москве), а я зашел в «Декатлон» за сандалиями и кепкой, об отсутствии которых вспомнил по дороге.
На участке между Краснодаром и Горячим Ключом неожиданно появились зеленые указатели населенных пунктов, но автострадное счастье продлилось недолго. Дальше — в основном по одной полосе в каждую сторону. Дорога от поворота на Джубгу до Геленджика живописна, но узка и местами на ремонте. А подъезд к Джанхоту с пицундскими соснами вдоль обочин торжественен и сулит приключения. Вот она, эта дорога, в режиме таймлапса:
Джанхот оказался крошечным поселком с очень небольшим официальным пляжем. Дома на береговой линии можно посчитать по пальцам. В одном из них мы и поселились на три ночи, отдав за каждую по 6500 рублей за четверых. Это были самые дорогие ночлеги за время путешествия (средняя цена составляла 2500–2700).
Что же мы получили за эти деньги? Средних размеров комнату на третьем этаже с огромным балконом и великолепным видом на море. Выяснилось, что человеку, не являющемуся фанатом пляжного отдыха, все же приятно проснуться на балконе и увидеть море, плещущееся буквально в двух шагах. На фото запечатлен этот самый момент пробуждения.
Жилье можно снять гораздо дешевле — хоть за 500 рублей/ночь, но условия будут крайне спартанскими и до пляжа придется топать сильно дольше.
Ночлеги как в Джанхоте, так и в Веселовке, бронировались через azur.ru. Я ради интереса попробовал поискать варианты на Букинге и даже забронировал номер в Джанхоте, но оттуда написали, что для «гарантированного бронирования» необходимо перечислить деньги на такую-то карту. Мне это совсем не понравилось, потому что одно из достоинств Букинга состоит в прозрачности: либо указан срок бесплатной отмены, либо четко оговорено, что деньги не возвращаются. А вот это «бесплатная отмена до такого-то июля» на сайте, но «для гарантированного бронирования просим оплатить» как-то мне совсем не по душе.
Вообще, предварительная оплата одной-двух ночей — нормальное явление для черноморских курортов. Владельцы приморских гостевых домов не заинтересованы в «быстрых» гостях — и их можно понять. Но зачем они регистрируются на Букинге, если не собираются играть по его правилам, — не очень понятно.
Вода в Джанхоте действительно оказалась изумительно чистой, а пейзажи довольно живописными. Только вот подъем на одну из гор был закрыт (видимо, приватизирован владельцами местного отеля), а забравшись на другую, чтобы заценить вид, мы оказались на «частной территории» и поняли, что нам там не рады.
На следующий день мы поехали на Плесецкие водопады, путь к которым начинается от Михайловского перевала. За 2000 (туда-обратно) взяли уазик, который провез нас к началу тропы, — и ничуть не пожалели об этом. Выглядело это как-то так:
Это была наша первая прогулка по руслу горной реки и путь оказался трудным как для детей, так и для взрослых. Для первого раза достаточно было бы посетить первые три водопада, но мы пошли дальше и зверски устали, а возвращение назад по альтернативному маршруту было очень тяжелым и местами опасным. Трасса помечена, но довольно кустарно — красными полосами на деревьях и камнях, на самых крутых склонах есть лесенки, но их состояние внушает тревогу. При всем этом дорога очень красива, а в водопадах можно искупаться.
На следующий день мы выдвинулись из Джанхота в Веселовку, заехав вначале в Прасковееку, известную своей скалой «Парус». Прасковеека имеет вид более дикий, чем Джанхот, но береговая линия гораздо длиннее. Вода была не менее чистой и приятной, а вот до «Паруса» идти по берегу довольно долго и мы, изнемогая от жары, развернулись на полпути.
Дорога до Веселовки очень живописна, особенно хороши виды на Цемесскую бухту из Кабардинки и горы в окрестностях Новороссийска. Заехали в кафе «Аргос» в Цемдолине, которое приятно удивило качеством еды, просторным прохладным залом и удобной парковкой.
На подъезде к Веселовке открывался один из самых красивых пейзажей за всю нашу поездку: с холма видны лиман, коса и море, а на высоком берегу лимана — белоснежный военный мемориал. Базы отдыха находятся на берегу моря, в нескольких километрах от самого поселка, а сам берег выглядит довольно диким: чувствуется, что это еще не совсем обжитое место для отдыха.
База «Берег мечты» порадовала обустроенной территорией, нормальной парковой — и огорчила отсутствием электричества (и, соответственно, горячей воды и WiFi) в первый вечер. Электричество вскоре дали и нас заверили, что такое бывает крайне редко.
Пляж в Веселовке хорош для детей: песок, мелкое и теплое море. Правда, огорчила тина. Попытались сходить на косу, но напуганные эсэмэской от МЧС о надвигающемся смерче, вернулись обратно. В ожидании смерча попытался снять таймлапс с использованием подручных средств — то есть, собственно, руки. Получилось как-то так.
А коса, к сожалению, довольно сильно замусорена.
На следующий день съездили посмотреть, как строится мост в Крым, и остались впечатлены увиденным. Лучшая точка для обзора — от памятника защитникам Таманского полуострова.
Стоит посетить и Тамань с музеем Лермонтова. Но там бы были пять лет назад и на этот раз хотели посетить античное городище Гермонасса — а оно оказалось закрытым.
Есть на Таманском полуострове и другие достопримечательности — долина лотосов, грязевые вулканы, винодельни, наконец. Еще бы пару деньков — и все это было бы нашим…
На следующее утро мы выдвинулись на Ростов-на-Дону. По дороге решили заехать в старинный город Азов, понимая, что такой шанс выпадет еще нескоро. Город вошел в историю своей крепостью, которую в XV веке построили турки, а с середины XVII до середины XVIII века брали и оставляли русские, пытаясь пробиться к Черному морю. Благодаря этим попыткам появился на свет русский флот, а Азов в 1708 году стал центром одной из первых восьми губерний. Огромная Азовская губерния простиралась от устья Дона до рязанских лесов, но уже в 1711 году город вернули туркам, а ее центр переместился сначала в Тамбов, а затем — в Воронеж.
Азов, как и предполагалось, оказался городом красивым и уютным. Мы побывали на Петровской площади и в ее окрестностях, почти спустились к Дону и съездили к Азовской крепости.
Вот вид на Дон от валов Азовской крепости. На горизонте — Ростов-на-Дону.
А вот вид с главного городского променада.
В центре города множество кафе и иных заведений, в которых так и хочется посидеть.
Погуляв по Азову, мы направились в Ростов-на-Дону. От дневного зноя не осталось и следа, мы открыли окна и дышали свежим воздухом, который с приближением к Дону все больше отдавал болотом. И не просто болотом, а Меотийским! Как-то я даже пропустил тот момент, когда отрубился сначала навигатор, а потом и телефон (вот тебе и правило дублирования систем жизнеобеспечения), и взял не на центр города, а на Таганрог. Пришлось проехать почти весь Ростов-на-Дону с запада на восток.
До того мы были в Ростове пять лет назад. В тот вечер я прошелся по центру и понял, что следующий день следует посвятить более основательной прогулке по городу, который, готовясь принимать чемпионат мира по футболу, сильно изменился. А это означало, что станицу Старочеркасскую мы опять не посетим, ну что ж, в следующий раз.
В центре Ростова происходит массовое благоустройство — которое, полагаю, ростовчан приводит в бешенство не меньше, чем москвичей. Благоустроенные улицы выложены плиткой, украшены фонариками, на них стоят бургерные и (подозреваю) барбершопы. Благоустраиваемые все в грохоте и пыли. Но это днем — а ночью все тихо и спокойно. Как-то так.
Во время вечерней прогулки отметил, что в центре стало меньше машин (равно как и парковочных мест). Днем оказалось, что машин много и припаркованы они на узких улицах так же хаотично, как пять лет назад. Парковка, кстати, на большинстве центральных улиц платная.
Прошелся по Большой Садовой, главной улице города. Сфотографировал самое, пожалуй, известное здание Ростова — сейчас здесь размещается городская администрация.
Был поражен зданием госбанка.
Мы поселились в довольно странном доме на улице Максима Горького — новом, но словно построенном специально для сдачи внаем. Из окна просторной двухкомнатной квартиры открывался вид на очень приличные новостройки, звенели трамваи. Кстати, еще одна приятная черта путешествий по России - легкость расчетов (тьфу-тьфу-тьфу, как говорится!). С хозяйкой мы так и не встретились, а деньги за квартиру перечислили через Сбербанк Онлайн.
Утром мы прокатились на тверском трамвае CityStar до Соборной площади. Вот на видео ниже мы только что туда приехали и идем в направлении базара:
В этом месте читатель может поинтересоваться, почему ему уже второй раз рассказывают про трамваи. Все очень просто: это мой любимый вид городского транспорта и, куда бы я ни попал, стремлюсь трамвай хотя бы сфотографировать, если не прокатиться. Но это еще не все: я создаю аудиогиды для трамвайных эксурсий по Москве. Как это? А вот сходите по ссылке, увидите:)
Потом прогулялись по улочкам центра. Сходили к дому на улице Социалистической, в котором в середине прошлого века жили мои предки. Ничего примечательного в нем нет, поэтому вот более симпатичные городские пейзажи:
Кстати, удивились обилию магазинов тканей и всего для шитья. Они буквально на каждом шагу.
А вот этот дом должен служить немым укором местным властям. Подозреваю, что власти ответят: сто лет жили без капитального ремонта — и еще столько же проживете!
Спустились к Дону. Оказалось, что в Старочеркасскую можно сплавать на теплоходе и, мне кажется, это оптимальный вариант. А на набережной есть где посидеть.
Конечно же, в нескольких абзацах не рассказать о таком городе, как Ростов-на-Дону, городе-миллионнике, столице Юга России. И не обойти его за несколько часов (вот, например, репортаж, в котором показано, сколько всего там можно увидеть, располагая хотя бы двумя днями). Надеюсь еще вернуться сюда.
Ну, а потом было двухдневное возвращение домой с посещением красот Воронежской области, но это сюжет для другого рассказа.
Подведу итоги. Эксперимент — неспешная поездка к морю с многочисленными заездами по пути — полностью удался. Было бы только бы времени побольше… Ну и кратко по базовым моментам путешествия.
- Дороги. Качество асфальта — от очень хорошего до приемлемого как на магистральных трассах, так и на второстепенных дорогах. На М4, особенно в сезон, могут быть гигантские пробки в «узких горлышках» и пунктах оплаты проезда. Транспондер помогает экономить деньги (после того, как отобьешь сумму, за него уплаченную), но не всегда — время.
- Бензин. Мне нравится Shell, но в Ростовской области и Краснодарском крае он «не настоящий». АЗС работают по франшизе, желтые карты не действуют, бензин от «Башнефти». Я пользовался Лукойлом — не фанат этой сети, но есть ее бонусная карта.
- Парковки. В гостевых домах они, как правило, организованы по принципу: «эй, давай, заезжай сюда, еще чуть-чуть, а вот, ты сюда, да-да, сюда, завтра выедешь, а он проедет». В этом отношении база «Берег мечты» в Веселовке, широко раскинувшаяся на побережье, — приятное исключение.
- Еда. Немного странно, что на юге стандартный набор — борщ и шашлыки, хотелось бы чего-то более, скажем так, средиземноморского, но, видимо, еще не пришло для этого время. Средний чек за четверых — 1000 рублей.
- Разливной алкоголь. Вот не надо этого покупать. Пиво-то просто разбавленное, а вот «вино»… Местное бутилированное пиво — окей. По итогам дегустации могу сказать, что лучшее — майкопское (сорт «Честное», что как бы намекает) и ставропольское. Вино лучше привезти с собой.
- Сервис. Не очень понимаю, как об этом писать. Электричество, горячая вода и быстрый интернет были во всех местах, где мы останавливались. Ну да, и постели чистые. А что еще нужно?
Буду рад ответить на все вопросы в комментариях. Хороших путешествий!
Теги:
Автопутешествия, Культурно-познавательный туризм, Самостоятельные путешествия