Турист Андрей Чумаченко (andrey161russia)
Андрей Чумаченко
был 8 февраля 2019 16:00

Домбай — Россия Июнь 2017

Первый день нашего отдыха на Домбае мы решили посвятить походу в ущелье Домбай-Ульген. Обычно путешественники, которые первый раз приезжают на Домбай, первым делом поднимаются на канатных подъёмниках на гору Мусса-Ачитара, откуда открывается грандиозный панорамный вид на Главный Кавказский хребет и окружающие горы. Вначале мы планировали сделать так же, но потом решили, что в первую очередь лучше познакомимся с ущельями Домбая более близко, а уже затем поднимемся на канатных дорогах вверх — тогда панорама гор и ущелий, открывающихся с горы Мусса-Ачитара, будет более интересной, ведь все окружающие горы к тому моменту уже будут нам хорошо знакомы, и посмотреть на них с высоты будет более увлекательно.

Ущелье Домбай-Ульген в первый день нашего отдыха на Домбае было выбрано не случайно. Во-первых, это один из самых лёгких пешеходных маршрутов на Домбае, и он может выполнять роль своеобразной разминки перед предстоящим активным пешеходным отдыхом на ближайшие дни. Во-вторых, по отзывам туристов, этот маршрут считается одним из самых красивых на Домбае, а поскольку мы приехали сюда впервые, то нам хотелось сразу получить массу впечатлений, зарядившись хорошим настроением на весь предстоящий отдых. И, наконец, в-третьих — ущелье приводит туристов к горе Домбай-Ульген, которая является самой высокой на Домбае и на всём Западном Кавказе (4046 метров).

Проснувшись утром, мы в первую очередь посмотрели с балкона нашего отеля на гору Суфруджу (3781 метр), и увидели, что над ней повисли облака, а это значит, что погода сегодня может быть непредсказуемой и приготовить нам сюрпризы. Мы попросили Суфруджу, чтобы она благосклонно отнеслась к нам в первый день пребывания на Домбае, одели на плечи рюкзаки с водой, бутербродами и дождевиками на случай непогоды и отправились в путь.

Ущелье Домбай-Ульген — пешеходный туристический маршрут к Чучхурским водопадам

Выйдя из отеля, мы в первую очередь увидели вершину горы Белалакая (3861 метр), что в переводе с карачаевского языка означает «Полосатая скала». Эта гора, вместе с Суфруджу, встречает всех гостей, приезжающих на Домбай — их хорошо видно ещё с трассы на подъезде к посёлку. Гора Белалакая хорошо просматривается со всего посёлка Домбай, а также из ущелья Алибек, но сегодня нам в другую сторону.

В посёлке бросается в глаза необычное здание со скворечниками вместо окон — это заброшенная гостиница «Аманауз», которая по проекту должна была вращаться вокруг своей оси со скоростью солнца, т. е. делать один полный оборот за сутки, но проект так и не был реализован, и стоит эта гостиница заброшенной в самом центре посёлка вот уже не один десяток лет.

Ущелье Домбай-Ульген — пешеходный туристический маршрут к Чучхурским водопадам

Пройдя мимо гостиницы «Аманауз», мы повернули возле кафе «Таверна» вправо и немного поднялись по дороге в гору. Вскоре мы вышли к нижней станции 1-ой очереди старой кресельной канатной дороги. Это самая первая канатная дорога на Домбае, которая состоит из 5-и очередей, и поднимает отдыхающих, как и все остальные канатные дороги Домбая, на гору Мусса-Ачитара. 1-я очередь кресельной канатной дороги является однокресельной и поднимает с высоты 1636 метров до высоты 1751 метр, то есть до поляны ЛИИ, куда и ведёт первая лесная часть нашей тропы. Так что если не хотите тратить силы и время на подъём в гору по лесу, то здесь можно воспользоваться канатной дорогой, и сократить часть пути. Стоимость подъёма — 250 рублей с человека, в стоимость оплаты входит и спуск на канатной дороге, однако стоит учитывать, что она работает только до 17:00, так что если загуляться по ущелью Домбай-Ульген, то на спуск можно и не успеть — тогда придётся спускаться по лесу параллельно канатной дороге. Мы воспользовались услугами канатной дороги, посадив детей на колени, и поднялись на поляну ЛИИ.

Поляна ЛИИ сохранила своё название ещё с 30-х годов прошлого века, когда здесь располагалась база отдыха сотрудников Ленинградского исследовательского института. Сейчас здесь можно пересесть на 3-ю очередь старой кресельной канатной дороги и продолжить подъём на гору Мусса-Ачитара, но наш путь продолжается прямо. Покидая поляну ЛИИ, мы выходим к КПП Тебердинского заповедника, где необходимо заплатить по 100 рублей за посещение маршрута. Стоит учитывать, что все ущелья Домбая являются территорией заповедника, поэтому в начале каждого маршрута расположены КПП, где сотрудники заповедника взимают плату за выход на маршрут. Более того, все ущелья Домбая являются пограничной зоной, и для их посещения необходимо иметь специальный пропуск, который тщательно проверяют пограничники — пограничные КПП также располагаются в каждом ущелье Домбая. Пограничный пропуск можно получить на КПП Тебердинского заповедника в начале каждого пешеходного маршрута, однако стоит учитывать, что если выходить на маршрут слишком рано, то сотрудников заповедника на КПП вы можете и не встретить, и когда вы дойдёте до КПП пограничников, вас просто не пропустят без пропуска дальше. Поэтому если вы планируете свою поездку на Домбай, то лучше заранее заказать пропуска в пограничную зону по электронной почте, отправив электронное заявление на сайт Пограничного управления ФСБ России по Карачаево-Черкесской Республике. При этом на сайте можно указать, чтобы пропуска прислали вам домой по почте, как это сделали мы, и затем уже спокойно ехать на Домбай с пограничными пропусками на руках. Это сэкономит ваше время на КПП заповедника, где вам не придётся оформлять пропуска каждый раз перед выходом на маршрут, и позволит не волноваться о наличии сотрудников заповедника на КПП, которых там может и не оказаться, и тогда пропуска выдать вам будет просто некому.

Ущелье Домбай-Ульген — пешеходный туристический маршрут к Чучхурским водопадам

Дальше тропа продолжается по лесной части маршрута среди высоких деревьев, поднимаясь в гору по каменистой дороге. Параллельно дороге слева можно разглядеть одиноко застывшие кресла 2-й очереди старой кресельной канатной дороги, которая вот уже несколько лет как не работает. Раньше она поднимала туристов, следующих в ущелье Домбай-Ульген, ещё выше, но сейчас эта очередь канатки заброшена. Иногда среди деревьев открываются виды на окрестные горы, но они ещё скрываются среди ветвей и не показываются во всей своей красе, так что нам остаётся пока любоваться только зеленью трав и яркими красками цветов горно-лесного пояса.

Продолжая наш путь, мы выходим на перекрёсток дорог. Влево дорога уходит на гору Мусса-Ачитара, нам нужно идти прямо по указателю «Чучхурские водопады», стоящему прямо на перекрёстке.

Ущелье Домбай-Ульген — пешеходный туристический маршрут к Чучхурским водопадам

В ущельях Домбая протекает много ручейков, спускающихся со склонов гор. На первый взгляд все они кажутся кристально чистыми, и невозможно удержаться, чтобы не утолить жажду холодной свежей ледниковой водой. Однако, если вы путешествуете самостоятельно, не прибегая к услугам местных гидов, то я не рекомендую вам пить воду из каждого встречного ручейка, не зная его происхождения, так как не каждый ручей на Домбае является питьевым, и нередки случаи, когда отдыхающие уже в первый день, напившись воды неизвестного происхождения, проводили оставшиеся дни отдыха в своих номерах гостиниц с больными животами. Если не хотите испортить свой долгожданный отпуск, я рекомендую брать необходимый запас питьевой воды с собой в рюкзаках — нам хватало по 5 литров воды на весь день на нашу семью, состоящую из двух взрослых и двух детей, плюс ещё один малыш в мамином животике.

Вскоре мы вышли на Русскую поляну, где открывается потрясающий вид на окружающие нас горные вершины. Прямо перед нами самая высокая гора Западного Кавказа — Домбай-Ульген (4046 метров), что в переводе с черкесского означает «погибший зубр». Слева можно наблюдать склон горы Мусса-Ачитара (3012 метров), в нижней части заросший лесом, а в верхней покрытый скалистыми выступами на мягком бархатном склоне. Справа, как на ладони, можно увидеть пик Инэ (3455 метров), гору Джугутурлючат (3921 метр), пик Театральный. Если оглянуться назад, можно увидеть гору Сулахат (3439 метров), перекрывшую собой ущелье, и вершину горы Семёнов-Баши (3602 метра). С ледника горы Джугутурлючат спускается красивый одноимённый водопад — самый доступный на Домбае, так как его хорошо видно с горы Мусса-Ачитара, куда легко можно подняться на канатных дорогах. С Русской поляны так же открывается превосходный вид на этот водопад. При этом туристы не подходят к самому водопаду, а наблюдают его со стороны, так как к нему не ведёт тропа.

На Русской поляне произрастает много красивых растений и цветов, а капельки росы на листьях создают необыкновенный сказочный вид.

Ущелье Домбай-Ульген — пешеходный туристический маршрут к Чучхурским водопадам

Также на Русской поляне находится так называемый «Камень Высоцкого», возле которого, как утверждают, любил отдыхать Владимир Высоцкий во время съёмок фильма «Вертикаль», хотя сам фильм снимался в Приэльбрусье, так что Высоцкому, наверное, приходилось тяжело каждый раз добираться до этого камня, чтобы отдохнуть возле него после продолжительных съёмок, ведь от Эльбруса до Домбая по прямой целых 65 километров. Как именно должен выглядеть «Камень Высоцкого» мы не знали, поэтому нашли на Русской поляне самый большой камень, и решили, что это он. Впоследствии все большие камни на нашем пути мы так же называли камнями Высоцкого, причём не только во время сегодняшней прогулки, но и во время всех остальных на Домбае.

Пик Театральный получил своё название после истории, случившейся с группой актёров какого-то московского театра, которые попытались взобраться на его вершину, но у них возникли проблемы, и они стали кричать и махать руками, призывая к помощи, причём получалось у них это очень хорошо и театрально в силу их профессии, отсюда и пошло название горы, хотя, скорее всего, это всего лишь местная легенда.

Ущелье Домбай-Ульген — пешеходный туристический маршрут к Чучхурским водопадам

Не менее интересна легенда о горе Сулахат, которая рассказывает о том, как прекрасная девушка ценой своей жизни спасла целый народ от сильных холодных ветров, продувавших в ту пору долину. Сулахат легла поперёк долины, перекрыв своим телом дорогу ветрам, и с тех пор в Домбай пришло тепло и солнце, а застывший силуэт девушки до сих пор можно наблюдать в западной части Домбая в долине реки Алибек.

После Русской поляны мы вышли по тропе к КПП пограничников, где у нас очень внимательно проверили наши пограничные пропуска, сверяя их с данными паспортов. Перед выходом на пешеходные маршруты в ущелья Домбая не забудьте взять с собой паспорта и свидетельства о рождении детей — без них дальше не пропустят.

Ущелье Домбай-Ульген — пешеходный туристический маршрут к Чучхурским водопадам

Дальше наш путь проходит мимо пика Инэ, что в переводе означает «игла». Тропа окружена деревьями и полянами, а острые скалистые заснеженные вершины гор сопровождают нас справа по ходу движения.

На протяжении маршрута близлежащие горы постоянно меняют свой вид, и через каких-то 20–30 минут пути их уже не узнать. Пик Театральный, который остался сзади нас, выглядит теперь совсем по-другому.

Ущелье Домбай-Ульген — пешеходный туристический маршрут к Чучхурским водопадам

На склонах гор то и дело можно разглядеть спускающиеся вниз ручьи, которые создают собой безымянные водопады, стекающие среди скал в реку Домбай-Ульген.

Через какое-то время тропа приводит нас к реке Домбай-Ульген, которая образуется слиянием рек Чучхур и Птыш недалеко отсюда, а в самом посёлке Домбай она уже впадает в реку Аманауз. Отсюда уже хорошо видно гору Домбай-Ульген, возвышающуюся прямо перед нами. Туда мы и держим свой путь.

Ущелье Домбай-Ульген — пешеходный туристический маршрут к Чучхурским водопадам

Пик Инэ изменил свои очертания, и теперь смотрит на нас своим грозным недовольным лицом.

Рядом с ним можно разглядеть ещё один безымянный водопад.

Перед нами Домбай-Ульген: ущелье, гора и река. Вдоль реки Домбай-Ульген мы продолжаем наш путь к Чучхурским водопадам, очертания которых уже можно разглядеть на лесном склоне между горой Домбай-Ульген и склоном горы Мусса-Ачитара.

Ущелье Домбай-Ульген — пешеходный туристический маршрут к Чучхурским водопадам

Зелёный склон горы Мусса-Ачитара со скалистыми выступами сопровождает нас в течение всего маршрута с противоположной стороны дороги. Там, наверху, находятся последние станции канатных дорог, откуда открываются потрясающие виды на окружающие нас горы и ущелья.

Справа по пути открывается ещё одна мощная скалистая гора Главного Кавказского хребта — если я не ошибаюсь, это гора Золотушка.

Ущелье Домбай-Ульген — пешеходный туристический маршрут к Чучхурским водопадам

Будьте внимательны: вдоль дороги на листьях встречаются мохнатые гусеницы, случайное прикосновение к которым может обернуться неприятным, однако непродолжительным жжением кожи — испытано на себе.

На склоне горы Золотушка между скал находится ледник, на котором можно разглядеть ещё один водопад, вытекающий прямо из ледника.

Ущелье Домбай-Ульген — пешеходный туристический маршрут к Чучхурским водопадам

Оглянувшись назад, можно увидеть красивую панораму снежных гор, в центре которой возвышается гора Сулахат, а справа — гора Семёнов-Баши.

Прекрасен зелёный склон горы Мусса-Ачитара.

Ущелье Домбай-Ульген — пешеходный туристический маршрут к Чучхурским водопадам

По пути мы наткнулись на одиноко стоящий «УАЗик», оставленный группой туристов, обогнавших нас минут 30 назад. Здесь заканчивается дорога, по которой можно проехать на внедорожнике, и дальше идёт узкая тропа, по которой можно пройти только пешком. Отсюда до Чучхурских водопадов ещё достаточно далеко, так что тем, кто заказывает экскурсию на Чучхурские водопады с доставкой к месту назначения, стоит учитывать, что к самим водопадам вас никто не подвезёт, и около часа в один конец вам всё равно предстоит пройти пешком.

Вдалеке на склоне горы Мусса-Ачитара проглядывается красивый скалистый выступ.

Ущелье Домбай-Ульген — пешеходный туристический маршрут к Чучхурским водопадам

Домбай-Ульген становится всё ближе, а отсутствие дороги взамен небольшой тропинки придаёт общему окружающему пейзажу более первозданный вид.

Возле тропинки встречаем очередной камень Высоцкого.

Ущелье Домбай-Ульген — пешеходный туристический маршрут к Чучхурским водопадам

Через какое-то время мы выходим к развилке. Направо тропинка уходит в ущелье Птыш к Птышским водопадам, однако путь к ним не близкий, и требует отдельного посещения — совместить с Чучхурскими водопадами в один день не получится. Налево среди высокой травы наша тропа уходит к Чучхурским водопадам. На месте развилки вдалеке среди деревьев уже хорошо видно третий Чучхурский водопад, на котором заканчивается маршрут по ущелью Домбай-Ульген, но туда нам ещё только предстоит добраться.

Возле развилки тропинок гора Золотушка меняет свой вид, повернувшись к нам другой стороной.

Ущелье Домбай-Ульген — пешеходный туристический маршрут к Чучхурским водопадам

А справа открывается потрясающий вид на ледник Птыш, который показался мне самым красивым среди всех ледников Домбая.

Недалеко от Чучхурских водопадов тропинка заводит нас в лес и начинает разветвляться в разные стороны. Куда идти — непонятно, поэтому выбираем самую протоптанную из всех тропинок и вскоре выходим к первому водопаду.

Одни считают, что Чучхурских водопадов три, другие утверждают, что это один большой водопад, который делится на три каскада. Сначала мы вышли ко второму Чучхурскому водопаду, или ко второму каскаду, который больше похож на круто стекающую вниз среди деревьев шумную горную реку.

Вода бурным потоком срывается вниз, разбиваясь о мощные камни, пенясь и разбрызгивая вокруг свои капли, освежая своей горной прохладой уставших путешественников и придавая им своей красотой новых сил.

Тропинка между вторым и третьим водопадом является самым сложным участком всего маршрута, и хотя расстояние здесь небольшое, подниматься всё время приходится среди камней круто вверх. Дети поднимались самостоятельно, при этом подавая друг другу руку на самых сложных участках подъёма.

Ущелье Домбай-Ульген — пешеходный туристический маршрут к Чучхурским водопадам

От главной тропинки то и дело в сторону отходили маленькие тропки, на которые я советую вам свернуть — во-первых, чтобы немножко отдохнуть от тяжёлого подъёма в гору, а, во-вторых, каждая из них открывает перед нами новые прекрасные виды Чучхурского водопада. Река Чучхур постоянно стремительно падает вниз, так что здесь можно насчитать не три водопада, а гораздо больше — каждая маленькая тропка приводит нас к новому водопаду.

Немного не доходя до третьего водопада, перед нами открывается потрясающая панорама ущелья Домбай-Ульген, по которому пролегал наш сегодняшний маршрут. Прекрасно видно всю долину реки Домбай-Ульген, к которой слева спускаются склоны гор Главного Кавказского хребта, справа — склон горы Мусса-Ачитара, а прямо перед нами на горизонте хорошо видно ледник Двуязычный, гору Сулахат и гору Семёнов-Баши.

Ущелье Домбай-Ульген — пешеходный туристический маршрут к Чучхурским водопадам

Третий Чучхурский водопад является самым мощным из всех трёх каскадов, и если подойти к нему поближе, то он тут же обрызгает холодным потоком струй, разлетающихся в разные стороны от удара об камни.

С тропинки водопад видно плохо, и для того, чтобы увидеть его во всей красе, нужно спуститься с невысокого, но очень скользкого выступа, что нужно делать очень аккуратно, помогая друг другу при спуске, чтобы не упасть.

На этом маршрут к Чучхурским водопадам заканчивается, но можно увидеть, что тропинка продолжает круто набирать высоту дальше в гору. Это тропа к озеру Чучхур и Чучхурскому перевалу, куда ходят опытные туристы с ночёвкой. Мы решили подняться ещё немного выше, откуда должна была открываться панорама ущелья Домбай-Ульген, и это был наш самый тяжёлый подъём за весь сегодняшний день. Подниматься недолго — всего 10–15 минут, но подъём очень крутой и требует определённой физической нагрузки. Зато вознаграждением за затраченные силы нам послужила невероятная панорама, открывающаяся с площадки в конце подъёма.

Склон горы Мусса-Ачитара, покрытый густой зеленью, отсюда плавно спускается в ущелье Домбай-Ульген.

А до вершины Мусса-Ачитара, кажется, рукой подать.

Вдалеке виднеется Чучхурский перевал, куда уводит еле заметная тропинка.

Ущелье Домбай-Ульген — пешеходный туристический маршрут к Чучхурским водопадам

И совсем близко, прямо перед нами, вершина горы Домбай-Ульген.

Гора Золотушка отсюда как на ладони, и кажется, что она с нами почти на одном уровне.

Ущелье Домбай-Ульген — пешеходный туристический маршрут к Чучхурским водопадам

Снежные вершины и ледники горы Джугутурлючат можно хорошо рассмотреть.

Со стороны Чучхурского перевала спускается река Чучхур.

Ущелье Домбай-Ульген — пешеходный туристический маршрут к Чучхурским водопадам

И, конечно же, отсюда просто великолепный вид на ущелье Домбай-Ульген.

Спускаться обратно — не подниматься, но на крутых спусках нужно быть не менее осторожным, чем при подъёме в гору, чтобы не укатиться далеко вниз по крутому склону. При спуске мы решили найти первый Чучхурский водопад, к которому не вышли изначально, как планировали, поэтому, оставив позади третий и второй каскад водопада, нашли плохо протоптанную тропинку вниз, и вскоре спустились по ней к первому Чучхурскому водопаду, который состоит из двух частей.

Туристы, которые обгоняли нас сегодня на «УАЗике», встретились нам со своим гидом во время подъёма к третьему каскаду водопада, и они сказали, что Чучхурских водопадов всего два. То ли нижний каскад, к которому мы спустились сейчас, не считается водопадом, то ли гиды не доводят сюда туристов, судя по плохо протоптанной тропинке — как там считается правильно, я не знаю, но лично я насчитал не менее пяти Чучхурских водопадов. И этот был, безусловно, самым нижним, так как дальше тропинка вывела нас уже к спокойному и тихому ручейку Чучхур.

От нижнего водопада мы возвращались к нашей тропе по высоким зарослям растений, которые были выше роста наших детей.

Ущелье Домбай-Ульген — пешеходный туристический маршрут к Чучхурским водопадам

Обратная дорога показалась лёгкой и непринуждённой, и мы спокойно наслаждались красотой ущелья Домбай-Ульген, постепенно спускаясь вниз к посёлку. Перед нами открывались новые виды и красоты ущелья, на которые мы не успевали обратить внимание или которые просто не замечали по дороге к водопадам. Вот перед нами раскинулся яркий цветочный луг у склона горы Мусса-Ачитара.

Вот гора Домбай-Ульген приобрела совсем другой вид при смене падения лучей солнца в течение дня.

Ущелье Домбай-Ульген — пешеходный туристический маршрут к Чучхурским водопадам

Вот берёза со сплетёнными в узел стволами, оставшаяся незамеченной по дороге вперёд.

А вот вид с Русской поляны на ледник горы Джугутурлючат.

Ущелье Домбай-Ульген — пешеходный туристический маршрут к Чучхурским водопадам

Дети переживали, что мы можем не успеть до 17:00 дойти до канатной дороги, чтобы спуститься вниз на кресельном подъёмнике — им хотелось ещё раз прокатиться на кресельной канатной дороге впервые в своей жизни, но переживания были напрасны, и у нас в запасе даже осталось больше получаса времени.

Так прошёл наш первый день на Домбае, и, вернувшись в гостиницу уставшими, но очень довольными, мы поблагодарили Суфруджу за прекрасную солнечную погоду, которую она подарила нам сегодня, и стали планировать, куда отправиться на следующий день. Впереди нас ждали новые незабываемые приключения в горах и ущельях Домбая. Но об этом я расскажу уже в следующий раз.