Первоначально хотелось увидеть ГЭС Akatis, что было вызвано скорее интересом к саамам, а отнюдь не к гидротехническим сооружениям. Точнее, парадоксальностью воплощенного там соединения техногенности и сохраненной архаичности.
Первоначально хотелось увидеть ГЭС Akatis, что было вызвано скорее интересом к саамам, а отнюдь не к гидротехническим сооружениям. Точнее, парадоксальностью воплощенного там соединения техногенности и сохраненной архаичности.
Akatis «хорошо известна в узких кругах» туристов тем, что затворы этой станции масштабно разрисованы в стиле саамского символизма (как этот стиль иначе назвать?).
Находится ГЭС совсем рядом с городком Йоккмокк, и проехать, не заметив, сложно, т. к. дорога проходит совсем рядом, а яркие краски заметны издалека. Вообще, любопытна привязанность саамов к столь ярким цветам. Впрочем, при столь длительной монохроматической зиме, это неудивительно.
Чтобы «непосвященные» смогли не только полюбоваться художественными достоинствами наскальной настенной живописи, но и постичь суть увиденного, рядом на стендах есть пояснения. Поразмыслить тоже есть над чем. К примеру, о «всевидящем оке».
Разные культуры, а символ почти один. Глаз.
Как бы ни хотелось украсить рассказ сказаниями о нойдах (саамских шаманов), но речь сейчас не о них. Все-таки мы на гидростанции.
Для её работы необходим перепад высот, и он здесь вполне значительный.
Вверху даже не река, а целое озеро.
Красивое. Жаль только, что день был пасмурный, да и с момента нашего старта прошло не так много времени, чтобы мы утомились и нуждались в отдыхе.
Оставалось толькопоудивляться контрасту водной шири «до и после»- вид после плотины-
да последний раз взглянуть на боевой раскрас гидростанции и каменное ложе для падающей воды.
Далее в течение дня гидростанции стали нанизываться на наш путь как жемчужинки на нитку, создав вполне приличное украшение путешествия. Удивительного в этом нет, т. к. маршрут во многом совпадал с течением реки Луле (по-шведски Лулеэльвен), одной из крупнейших шведских рек и, как положено северянам, обладающей немалой силой.
Попутно стоит заметить, что на этом участке Лулеэльвен не поражает воображение своим размахом в полной мере своих возможностей, петляя между скал, холмов и зелени.
Но, несмотря на кажущуюся спокойность, сила реки, прокладывающей свой путь через скалы, немалая.
Как такую силищу да не использовать? Во времена моего детства, проведенного в большой степени на юннатской станции, висел там плакат со словами Мичурина:«Мы не можем ждать милостей от природы, взять их у нее — наша задача». Шведы выразились лаконичнее — «наложить лапу». Это моя интерпретация увиденной скульптуры в Porjus. Шучу, конечно.
На самом деле, сей монумент носит название «Craft — сила» и возведен в честь строителей ГЭС. Этот исполин под стать титаническому труду людей, укрощающих воду: высота 15 м, конечно, немаленькая, но ничего особенного, но вес… 400 тонн! Не знаю даже, можно ли этому верить. О людях, чьими руками велось строительство многочисленных в этих краях гидроэлектростанций, я скажу чуть позже. А то, что ГЭС многочисленны, мы смогли убедиться, периодически встречая их на своём пути.
И, естественно, провода, провода, провода…
Как говорил В. И. Ленин: «Коммунизм есть Советская власть плюс электрификация всей страны». Электричества производится здесь немало. Не возьмусь рассуждать о мощности ГЭС (для меня эти цифры — пустой звук), но про топливно-энергетический комплекс Швеции почитала. По несколько устаревшим данным, «наиболее важными энергоносителями, потребляемыми промышленностью, являются биотопливо (38%) и электроэнергия (36%)». Вклад биотоплива удивил, как удивило и то, что почти половина производства приходится на АЭС. Во время поездки казалось, что электричества ГЭС хватит не на одну Швецию! Объяснение этому есть, т. к. выбираемые нами пути проходят по северу страны, где и сосредоточена основная часть гидроэнергетики. А уже отсюда тянутся многокилометровые провода ЛЭП, питающие жизнь шведской промышленности и не только. Так уж получилось, что наш маршрут пересекся с одним из крупнейших в Европе каскадов ГЭС в бассейне реки Luleälven.
Что можно делать в шведской деревне, количество жителей которой не превышает 4-х сотен человек? «Проехать мимо» — не ответ, поскольку есть возможность увидеть то, что в других местах не удастся.
Porjus известна тем, что в начале ХХ века здесь была построена грандиозная по тем временам гидростанция.
Да что там «по тем временам», если и сейчас она одна из крупнейших. В современном виде её ввели в эксплуатацию в 1977 г.
Однако старое здание рачительные шведы не стали разрушать, и заброшенным оно тоже не стоит. В нём работает музей.
Учитывая «планов громадьё», мы решили музей в план поездки не включать, разве что посмотреть само здание и еже с ним.
Здание понравилось своей монументальностью и солидностью. Есть в промышленной архитектуре своя красота.
Ну, как не глянуть, что внутри?
«Ладно, в музей уж не пойдем», — вздыхаю я, удивляясь на себя: какое мне дело до устройства ГЭС, чтобы вздыхать? А вот интересно. «Может, только на несколько минут?» — это мой робкий вопрос. Предполагаемого оппонента не оказалось, т. к. предложение было быстро поддержано. Устройством ГЭС и несколькими минутами дело тоже не обошлось.
Пытаюсь быть объективной в оценке увиденного, но не уверена, что получится.
Казалось бы, старые фотографии можно было быстро проскочить. Но «зацепило».
Вот она — суровая правда жизни. Ничем не приукрашенная.
Болота, изматывающая работа. «Видно, эта датская сторонка хужее, чем родная Колыма».
Естественно, основная экспозиция посвящена работе ГЭС, но нет смысла приводить здесь подробности.
Небольшой зал рядом с кафе для более легкого восприятия.
В него я заглянула уже на бегу, потому что время, на которое мы застряли в музее, выбивало нас из графика. Но график можно подвинуть, а полученные впечатления остались с нами.
Примечателен Porjus не только своей гидростанцией, но и тем что является «воротами в Лапонию». Но это уже другая история.