На страницах этого рассказа я хочу провести вас по широкому проспекту Независимости, окаймленному величественными зданиями, зелеными парками и скверами. На мысль о таком рассказе меня натолкнул, сам того не подозревая, наш соклубник Альберт, за что ему еще раз отдельное большое спасибо. Когда он вез меня по проспекту и рассказывал об одном из главных его создателей, мне захотелось узнать эту историю. Так сказать, развить и углУбить тему. Данный рассказ является дополнением к моему рассказу «Полезности для самостоятельно путешествующих в Беларусь»
Другие достопримечательные места Минска, лежащие вне проспекта Независимости, можно посмотреть в альбоме "Пешком по Минску"
Перед теми, кто приезжает в Минск на поезде, при выходе из здания железнодородного вокзала распахиваются знаменитые Ворота Минска, построенные в 1953 году в стиле сталинского ампира по проекту архитектора Рубаненко. На одном здании установлены трофейные немецкие часы, самые большие в Белоруссии, с диаметром циферблата 3,5 м, на другом — литой герб БССР.
поскольку сама не сообразила сделать подобные фото, взяла эти из интернета
Также башни украшают скульптуры рабочего, колхозницы, инженера и солдата. По меткому замечанию ученика архитектора Бориса Рубаненко — академика архитектуры, заслуженного архитектора Беларуси Юрия Градова, «въездные врата» стали неизменным символом Минска по той причине, что автор проекта сумел почувствовать и подчеркнуть очень важную историческую параллель: башни Привокзальной площади приняли историческую эстафету от традиционных деревянных башен старинного минского Замчища, которые тоже были в своё время въездными воротами. И эта архитектурная и историческая преемственность придала им особую убедительность и привлекательность.
Если говорить о Привокзальной площади, то конечно же «Ворота Минска» здесь единственная уцелевшая жемчужина. К сожалению современное здание вокзала выглядит на этом фоне жалко, убого и не интересно. Я залезла посмотреть каким вокзал был раньше и честно говоря, уже не в первый раз убеждаюсь, что современным творцам не хватает блеска, высоты полета фантазии и умения гармонично встраивать свои решения в существующий ансамбль. Современные здания автовокзала и БГУ так же, на мой взгляд больше уродуют, чем красят облик площади.
Виленский вокзал в Минске, до войны
На самом деле Минск в архитектурном плане очень разный. Большую заслугу в создание облика города внес белорусский советский архитектор, один из выдающихся зодчих 20 века, обладатель Гран-при Всемирной выставки в Париже, 1937, доктор архитектуры (с 1939 года) Иосиф Григорьевич Лангбард.
Город был разрушен в годы Великой Отечественной войны. Однако, наиболее монументальные постройки (Красный костёл и соборы в стиле барокко, Дом правительства, Дом офицеров, Театр оперы и балета), уцелели, замечу, что кроме костела остальные уцелевшие здания были построены по проектам гениального Лангбарда.
И именно Лангбард вернувшись в 1944 году в разрушенный фашистами Минск, работал в составе комиссии Комитета по делам архитектуры при СНК СССР над планами реконструкции Минска. В 1946 году был принят новый генеральный план, разработанный архитекторами под руководством Трахтенберга и Андросова.
В основу этого плана были заложены идеи, озвученные ещё в плане 1938 года: формирование радиально-кольцевой структуры уличной сети, развитие зелёной зоны по берегам Свислочи, формирование центра города в районе площади Ленина и Ленинского проспекта (современные площадь и проспект Независимости).
Минуя «Ворота Минска» и проходя через чудный Михайловский сквер, по улице Я.Свердлова мы как раз выходим на площадь Независимости.
Площадь Независимости — самая большая площадь города, сегодня это центр Минска и первое, что бросилось мне в глаза — это Красный костел или Костёл Святого Симеона и Святой Елены, одно из немногих зданий, уцелевших после войны. Костел был возведен в начале XX века на средства аристократа Эдварда Войниловича, чьи дети Симон и Алена скончались в довольно раннем возрасте. Чтобы увековечить память любимых отпрысков, дворянин задумал построить костел и пожертвовал на эти цели внушительную денежную сумму.
В советское время в здании размещались службы киностудии, затем — Дом Кино Союза кинематографистов БССР и Музей истории белорусского кино. Кстати сказать, музей кино и сейчас находится здесь рядом, нужно только зайти за светлое здание, стоящее справа от костела. Официальный адрес: улица Сверлова, 4, сайт музея
www.cinema.museum.by Тут же уютный зеленый дворик с небольшим прудиком и красивым фонтаном.
Если отсюда возвращаться на площадь по улице Свердлова, то можно увидеть памятник зодчему. Интересно то, что скульптура воплощает в себе архитектурное развитие Минска: от деревянных строений до монументальных зданий. В центре памятной композиции архитектор с рулоном чертежей под мышкой руки. Он смотрит сверху на город и чародействует над его строениями. Символизируют архитектуру Минска разных эпох — ворота деревянного замка (XII век), костел бернардинок (XVII век) и здание Большого театра оперы и балета, возведенного перед войной.
Но вернемся к костелу, мы еще не все здесь посмотрели. Рядом с костелом установлен Колокол Нагасаки, установленный в 2000 году и являющийся напоминанием о жертвах ядерных катастроф.
Колокол был отлит мастерами колокольного литья по инициативе католической церкви Японии. Он является «двойником» колокола «Ангел», уцелевшего после атомной бомбардировки Нагасаки 9 августа 1945 г. В основании памятника заложены капсулы с землей из Иерусалима, из японских городов Хиросима, Нагасаки, а также из районов, пострадавших от чернобыльской катастрофы. Также там находятся капсулы с землёй из Семипалатинского полигона и полигона на Новой Земле.
С другой стороны костела вы найдете мемориальный знак памяти члена Минского горкома КП(б)Б, одного из организаторов и руководителей городского подполья, редактора первого номера подпольной газеты «Звязда» В. С. Омельянюка, который погиб на этом месте 26 мая 1942 г. В 1965 г. ему присвоено звание Героя Советского Союза. Еще одна судьба участника мощного партизанского движения в Беларуси. С августа 1941 г. действовал в составе Комаровской подпольной группы. Размножал и распространял сводки Совинформбюро, писал листовки, поддерживал связь с партизанскими отрядами Минщины, подпольщиками Дзержинского района. Участвовал в создании подпольной типографии, освобождении военнопленных из лагерей смерти.
Далее за костелом нам открывается вид на одно из довоенных творений Лангбарда — Дом Правительства Республики Беларусь, также счастливо пережившее войну. Перед отступлением немцы заминировали Дом Правительства, как и ряд других уцелевших зданий. Но уничтожить их им не удалось. Для спасения зданий было решено ускорить движение в Минск танковых частей и вместе с ними послать отряды разминирования. Цель операции заключалась в том, чтобы прорваться в город, не ввязываясь в бои на подступах, и захватить эти правительственные здания. Задача была блестяще выполнена. К концу дня 3 июля 1944 года Минск был полностью очищен от оккупантов. Сегодня Минск и вся Беларусь 3 июля празднует свой День Независимости.
Интересный исторический факт я нашла о строительстве этого гигантского сооружения, являющегося одним из лучших памятников конструктивизма. Строили здание вручную, без экскаваторов, бульдозеров и башенных кранов (башенные краны появились только в 1940 году). Строительные механизмы в республике практически отсутствовали, а цемент и металл являлись большим дефицитом. Котлован для фундамента копали вручную, землю вывозили на телегах. Единственная механизация при строительстве Дома правительства — построенный из брёвен шахтный подъёмник для поднятия вверх кирпича и других строительных материалов. В начале 1930-х годов здание Дома правительства было самой высокой постройкой в Минске. Перед зданием возвышается памятник В. И. Ленину.
В центре площади расположилась широкая пешеходная зона с красивым фонтаном, увенчанными символичными для Беларуси аистами. Фонтан представляет собой три взлетающих аиста, которые установлены на большом стеклянном куполе, вокруг которого расставлены гербы административных центров Беларуси.
Еще одно монументально возвышающееся здание на площади — это Белорусский государственный педагогический университет. У входа в здание скульпутура учителя.
Так же на площади можно видеть здания Мингорисполкома и Управления метрополитена.
На выходе с площади нашему взору открывается великолепное здание эпохи сталинского ампира — здание Главпочтампа (1049—1953 гг.), спроектированное архитектором Каролем.
И вот мы идем по одной из главных артерий столицы Минска — проспекту Независимости, длина которого составляет порядка 15 км. Я прошла его до станции метро «Парк Челюскинцев» и могу вас заверит, что его самая интересная и живописная часть идет от площади Независимости и до красивейшей и монументальной площади Победы. Продвигаяь по проспекту до Октябрьской площади мы увидим следующие здания и памятники:
Напротив Октябрьской площади очередной зеленый уголок — Александровский сквер заслуживает нашего внимания. В центре сквера находится один из самых знаменитых фонтанов Минска — «Мальчик с лебедем» (народное название — Паниковский), фонтан был построен в 1874 году, в честь открытия городского водопровода. В глубине сквера мы легко находим знаменитое здание первого общественного туалета в Минске. У него веьсма занимательная история. Его в 1912 году построил один архитектор за собственные средства. Существует городская легенда, что один из состоятельных панов как-то заказал ему построить для себя дом. Архитектор выстроил ему дом, отлично справившись с заказом. Но пан отказался ему платить за выполненную работу. В отместку архитектор выстроил в центре города, в этом сквере, точную уменьшенную копию дома того пана, который ему отказался заплатить. Сейчас это здание является кассой театра им. Янки Купалы, расположенного здесь же. За Александровским сквером возвышается здание Резиденции Президента РБ.
Двигаяь далее по проспекту, сразу за сквером перед нами предстает еще одно творение Лангбарда, уцелевшее после войны — Центральный дом офицеров, 1939 г. Интересна его история. На месте сегодняшнего Дома офицеров, с первой половины ХІХ века, находились Покровская (Крестовая) церковь и Архиерейское подворье. Сама Покровская церковь была построена в первой половине XIX века. В конце 1920-х годов были снесены её купола, а в 1930-х она уже перестала существовать. Некоторое время в ней находился Музей истории Белоруссии. Архитектор И. Г. Лангбард не стал разрушать эти сооружения, а использовал их стены в качестве элементов своего проекта. Покровская церковь стала частью левого крыла Дома офицеров, а бывший Архиерейский дом — центром фасадной части здания.
Проект был очень смелым для Минска: в здании было 4 подземных и 4 наземных этажа, 100 залов. Дом офицеров славился своей прекрасно оборудованной сценой, кроме того здесь был один из первых крытых плавательных бассейнов. Внутреннее убранство Дома офицеров было настолько шикарным, что немцы вывезли его полностью в Германию (картины, мебель, люстры и даже обивку с кресел). Во время бомбёжки в самом начале войны правое крыло Дома офицеров было повреждено от упавшей бомбы, а в левом крыле здания, названного фашистами «Зольдатенгайм», были организованы кинотеатр, казино, лазарет и публичный дом для солдат и офицеров. В этой же, левой части здания, состоялась траурная церемония по убитому минскими подпольщиками гаулейтеру Вильгельму Кубе. В 1943 году, в зрительном зале Дома офицеров, подпольщиками была взорвана мощная мина. В 1944 году удалось не допустить полного уничтожения здания — советским диверсионным отрядам удалось совершив бросок через весь город, ценой героических усилий они не позволили фашистам подорвать уже заминированный Дом офицеров. Тем не менее, 3 июля 1944 года, когда Минск был уже полностью освобождён, в здании взорвалась одна из заложенных фашистами мин, что вызвало большой пожар. Огонь охватил все три этажа правого крыла здания, а в разрушенном немцами водопроводе полностью отсутствовала вода. Одну из пожарных машин быстро установили на берегу Свислочи для забора воды. До глубокой ночи пожарные и солдаты-добровольцы сражались с огнём. Даже когда прорвавшийся к городу немецкий лётчик сбросил фугасные бомбы совсем близко от Дома Красной Армии — никто не побежал в укрытие. Только в полдень 4 июля окончательно удалось ликвидировать пожар. Здание всё же удалось спасти, оно, почерневшее от огня, было одним из немногих, уцелевших в Минске.
После завершения войны, чудом уцелевший в разрушенном Минске Дом офицеров становится центром общественной и культурной жизни.
В 1974 году Окружной дом офицеров перестраивается и обретает нынешний вид.
фото одолжила в интернете
Далее вниз по проспекту расположилось замечательное здание цирка с веселыми скульптурными композициями актеров цирка. Оно было построено в 1958 году. Из истории известно, что сначала цирк хотели вынести на окраину Минска, но за него вступилась известная оперная прима Лариса Александровская — большая поклонница этого жанра. И цирку выделили место в центре города.
К сожалению, сегодня гармоничный облик площади, на которой расположился цирк утерял свой прежний облик и единство стиля. Если ранее, здание цирка выступало как доминанта, то сейчас оно задавлено более высоким и абсолютно не вписывающимся в общий архитектурный стиль зданием какого-то элитного отеля. Если честно, меня бесят эти люди с баблом и без вкуса. Неужели больше места не нашлось? К сожалению, это не единичный случай такого грубого вмешательства. Почему нужно влезать в самые красивые места и портить их?
Но вернемся к цирку. Его с двух сторон окружают шикарные парки. С одной стороны подступают аллеи Центрального детского парка имени Максима Горького.
С другой стороны — парк имени Янки Купалы.
В этом же месте проспект Независимости пересекается со Свислочью
и после моста на левой стороне проспекта в зелени спрятался небольшой деревянный домик — музей 1 Съезда РСДРП.
По обе стороны проспекта значительно ниже его уровня между ул. Захарова, Коммунистической и Фрунзе разбит сквер партерного типа, вдоль него поставлены жилые дома, по три с каждой стороны (1950–1956). По углам дома увенчаны башенками, а с южной стороны соединены между собой колоннадой.
И вот нам открывается величественная площадь Победы.
Архитектурный ансамбль площади начал формироваться в конце 1930-х гг. с постройки двух дугообразных домов, обращенных к центру города (1939, закончены в 1947, архитектор Р. Столлер). Надпись на крыше домов гласит: «Подвиг народа бессмертен».
Площадь имеет форму овала, в центре которого установлена высокая стела в честь воинов, погибших в боях за освобождение Белоруссии. Этот гранитный обелиск (архитектор Г. Загорский) высотой 38 м был установлен в 1954 г. На вершине стелы водружено изображение ордена Победы высотой 3 м, выполненное из бронзы и смальты.
На четырех гранях постамента находятся бронзовые горельефы работы белорусских скульпторов:
- «9 мая 1945 г.« — А. Бембель
- «Слава погибшим героям» — З. Азгур
- «Советская армия в годы Великой Отечественной войны» — С. Селиханов
- «Партизаны Белоруссии» — А. Глебов
У подножия памятника горит вечный огонь, который был зажжен 3 июля 1961 г. На площади установлены постаменты с капсулами с землей городов-героев.
Прямо под монументом, в подземном пешеходном переходе имеется круглый мемориальный зал, который был открыт в 1985 г. В центре зала установлен венок, выполненный из художественного стекла, с подсветкой изнутри — символ Вечного огня памяти.
На стене зала висят пластины с именами более полутысячи уроженцев Беларуси и других республик, принимавших участие в освобождении Белоруссии и удостоенных звания Героя Советского Союза.
Как я уже писала выше, Площадь Победы венчает самую красивую и интересную в архитектурном плане часть проспекта Незаивисимости, далее проспект становится все более простым и незатейливым, постепенно уходит общий стиль и гармония. Тем не менее и здесь можно встретить интересные здания и скульптурные композиции.
Площадь Якубы Коласа представляет нам некоторые их них, во-первых, это памятник писателю Якубе Коласу, включающий в себя несколько скульптурных композиций: сам писатель, «Сымон-музыка» и «Дед Талаш» — литературные герои Якуба Коласа. Автор композиции — белорусский скульптор Заир Азгур. Так же здесь расположились здания Белорусской государственной филармонии, здание Национального олимпийского комитета Республики Беларусь (бывшее здание Института физкультуры) и Центральный универсальный магазин.
Еще дальше по проспекту я бы выделила несколько зданий, а именно здание БГПУ, цвет которого со слов Альберта всегда был таким зеленым и никогда не менялся и великолепное белое с роскошной коллонадой здание Академии наук.
Белорусский национальный политехнический университет
На проспекте Независимости, в районе станции «Парк Челюскинцев» вы откроете для себя шикарный парк Челюскинцев
и невероятно роскошный Ботанический сад.
Чуть дальше по проспекту для детей тут построена Минская детская железная дорога.
И пожалуй, самым отдаленным от центра зданием на проспекте, вызывающим интерес туристов можно смело назвать современное футуристическое здание Национальной библиотеки Республики Беларусь. К сожалению, я видела его только из окна машины и не успела сфотографировать, так что все фото позаимствовала из интернета. Судя по фото, думаю сюда логично приходить вечером. Подсветка здания представляет собой многоцветный экран (медиафасад площадью 1985 м²), который включается ежедневно с заходом солнца и работает до полуночи. Рисунок и узоры на нём меняются. Днем, если честно меня этот проект не сильно впечатлил.
Ну вот и подошла к концу наша экскурсия по проспекту Независимости Минска, отдельная часть которого по праву является архитектурным шедевром, в создание которого внес огромный вклад Иосиф Лангбард, бывший сторонником вертикальных архитектурных решений он говорил:
«Горизонтальная форма представляется как состояние спящего или мёртвого человека, что отрицательно воздействует. Между тем как вертикальное положение олицетворяет жизнь, бодрость и силу, оно противостоит тяге к земле."
В классике считал достойным архитектурную дисциплину, порядок, соизмеримость основных форм, стремился развивать простоту и ясность композиционных решений, характерных для белорусской национальной архитектуры. О декорации архитектурного фасада имел следующее мнение: «Лучше не знать, как украсить здание, чем сделать в этом лишнее».
Теги:
Самостоятельные путешествия, Культурно-познавательный туризм, Автопутешествия