Итак, как вы уже поняли из первого рассказа, в Азию я собиралась впервые… Таить не буду — волновалась. Волнуясь, довольно много читала о Китае в сети и от этого волновалась еще больше.
Что мы там будем есть? Как общаться? (Да, именно в таком порядке)) Как я буду протискиваться между людьми в метро, ведь там столько народу, вечный час пик, а толкать друг друга — это основная китайская привычка. Деньги! Их нужно будет обязательно как-то помечать, потому что китайцы любят обманывать туристов, подменивая их деньги на фальшивые и возвращая их с претензией назад…
В общем, информации было довольно много. О том, что оказалось правдой, а что нет, и как мы со всем этим справились и пойдет речь в этом рассказе.
Для полета в Китай мы воспользовались услугами нашей местной грозы лоукостеров — МАУ. Справились они достойно, без косяков, даже покормили в течение полета два раза. И на обратном пути тоже, несмотря на то, что мы вылетали в полтретьего ночи))
Прилетали ночью, поэтому до отеля добирались на такси. Сделали все в точности, как рекомендовал Дмитрий Путешественник в рубрике советы. Хотя, если честно, частники не горели желанием на нас нажиться. Видимо это желание ночью у них притупляется.
Таксист без напоминаний включил счетчик и по городу не петлял — проверено с помощью навигатора. Чтобы закрыть тему этой мафиозной структуры, скажу о ней еще несколько слов.
Китайских таксистов я разделила ровно на две половины — честные и жулики. Первая отличительная их черта — честные всегда едут, то есть таких всегда останавливали мы, жулики — стоят в местах массового скопления туристов. С первыми всегда действовала схема: останавливаем, садимся в машину, показываем карточку с иероглифами места назначения, едем по счетчику, платим.
Со вторыми все наоборот: ты только открываешь рот, чтобы что-то произнести, тебе называют цену, ты разворачиваешься и решительно уходишь. Не потому, что это тактика такая, чтобы цену сбить, а потому что цена реально такая, что и играть ничего не нужно, только и остается, как искать другой вариант. Тебя догоняют, конечно, пытаются уговорить. Пару раз у нас получалось сбить цену вдвое,
бывали случаи и обратные, когда наглость таксистов просто зашкаливала. Как я определяла реальную цену? В телефон были скачаны китайские карты Вaidu Мaps, которые при выборе маршрута, кроме расстояния и времени в пути определяли и примерную стоимость проезда на такси. Однажды мы были свидетелями сотрудничества таксистов и частников. На автовокзале Чэнду, куда нас доставил автобус из Цзючжайгоу, мы: торговались на стоянке такси, возле машины, раскрашенной как такси, и как я думала, с таксистом, но как только сошлись в цене, нас отвели в сторонку к совсем другой машине. Может, родственник таксиста? Другого объяснения я для себя не нашла)
Еще был интересный случай. В Лояне нам с ж/д вокзала нужно было добраться до гротов Лунмэнь.
На остановку, где мы ждали обычный автобус, к нам подошел частник и стал предлагать поездку за 30 юаней. Цена была завышена против счетчика в 2 раза и я стала торговаться. Он не соглашался даже на 25, говорил, что платит еще за стоянку, и т. д. и т. п. В итоге, я согласилась. Сколько ждать автобуса неизвестно, а деньги не такие уж большие. Когда приехали на место, с 30 юаней я получила пятерку сдачи. До сих пор думаю, что это — совесть или жалость?)) Не знаете, китайцы способны на комплименты?))
После затянувшейся саги о таксистах, вернусь к общим транспортным вопросам. Свой маршрут я описывала в первом рассказе, а на карте он выглядит так
Из Пекина в Цзючжайгоу добирались самолетом, прямой рейс AirChina, продолжительность 3 часа. Из Цзючжайгоу в Чэнду автобус, 10 часов. Единственный билет, который я покупала в Китае, в отеле Цзючжайгоу, учитывая как это происходило, прошло все на удивление гладко) Из Чэнду в Сиань мы ехали в купе ночного поезда, если его можно так назвать, потому что в дороге он был 17 часов. Остальные перемещения совершали на скоростных поездах. От Сианя до гор Хуашань мы доехали за полчаса, Хуашань- Лоян — час, путь из Лояна в Пекин занял 4 часа. Слава Богу, все прошло согласно расписанию, без задержек.
Самым дорогим удовольствием из всего этого билетного разнообразия, были конечно билеты в Цзючжайгоу.
Сколько я ни мониторила сайт AirChina (а я считала нормальной ситуацию, когда сайт авиакомпании дает самую дешевую цену), неутешительная цифра 250 долларов за билет в одну сторону не хотела уменьшаться ни на цент. И вот, после того, как я изучила список китайских лоукостеров, всевозможные стыковки различных авиакомпаний, перебрала кучу вариантов добраться в Цзючжайгоу дешевле, решила остановиться на варианте с пересадкой в Чэнду, с общей продолжительностью пути в 6 часов и стоимостью 220 долларов. Билеты покупала на сайте ctrip.com. Это посредник, представляющий вниманию туристов предложения по бронированию авиа- и железнодорожных билетов и проживания в отелях. Каким чудом мне спустя пару месяцев пришло в голову посмотреть это направление на сайте другого посредника — туристической компании Тravelchinaguide, я уже не помню. Меня чуть удар не хватил, когда я увидела цену на прямой перелет в этом направлении — она была в 2,5 раза ниже!
Пришлось сделать то, чего я не делала раньше никогда) Я вернула билеты на ctrip. На самом сайте есть информация, что для возврата билетов необходимо позвонить в компанию. Поскольку у меня были большие сомнения в моем английском, я решила написать им письмо, и, о чудо, мне ответили. Более того, мой вопрос был решен в течение 2-х суток, включая получения мной возврата денег. Штраф, конечно, удержали, но и с его учетом билеты мне обошлись в 2 раза дешевле. Я до сих пор не понимаю, почему посредник делает такие скидки, а сама авиакомпания торгует билетами по полной стоимости. Может тоже какие-то родственные связи?)
Билеты на поезда я тоже решила покупать у Тravelchinaguide.
Здесь уже большой разницы с сайтом ctrip.com в ценах не было, но зато была одна отличительная особенность, на которую я купилась. Вообще билеты на китайские поезда можно купить за срок от 30 до 60 дней до даты поездки. Но Тravelchinaguide предлагает более раннее бронирование. То есть деньги надо заплатить сейчас, а как только билеты поступят в продажу, компания покупает их для тебя. Понимаю, звучит странно, но Китай вообще странная страна, подумала я и согласилась. Была у меня надежда, что мне достанутся билеты на один дефицитный поезд Чэнду-Сиань.
У него было очень удобное время, но билетов в продаже, на какую дату бы я не смотрела, были всего единицы. Чуда не произошло, билеты мне достались на другой поезд. Причем здесь тоже была заминка. Настал день, когда должны быть выпущены билеты, но в почте нет заветного письма. Я пишу в службу поддержки, и мне отвечают, что билетов на этот поезд нет, и предлагают взамен другой. Вот интересно, если бы я им не написала, чем бы закончилось дело? Выяснилось, что с китайцами надо быть всегда начеку.
Кстати, на этом сайте есть множество информации, необходимой для самостоятельного туриста, приезжающего в Китай, начиная от описания достопримечательностей, заканчивая расшифровкой ж/д билета.
О том, как сориентироваться на китайских ж/д вокзалах и чего ждать от китайских поездов, есть отличные советы у Сергея Архипкина, которому я очень благодарна за помощь в подготовке поездки.
Коротко остановлюсь на теме городского транспорта. Пользовались в основном метро, во всех городах оно понятное и удобное.
Народу много, но не критично. Такого, чтоб невозможно было выйти на нужной станции (а я читала отзывы о таких случаях) не было ни разу. Единственное, что могу посоветовать, воспользуйтесь приложением MetroMan, оно содержит информацию о всех городах, где есть метро, которое строится в Китае очень быстро. Еще дома я использовала его при составлении маршрутов, для определения времени в пути. На месте же оно очень пригодилось нам, поскольку из точки, А в точку Б, как правило, можно было добраться несколькими способами, и мы выбирали то ли самый быстрый по времени, то ли маршрут с наименьшим количеством пересадок. Еще нужно учесть, что для покупки билетов в автомате практически везде необходимы купюры 5 и 10 юаней и первые дни, пока мы не обзавелись достаточным их количеством, это почти было проблемой. Почти, потому что у меня были заготовлены карточки с названиями основных станций метро и я могла купить билет в кассе. Очень редко попадались новые автоматы, принимающие купюры до 100 юаней, но все-таки они еще очень мало распространены.
Повторю известный факт, что о наличии мелких купюр или монет нужно позаботиться и перед посадкой в городской автобус. Китайцы в основном расплачиваются транспортными картами, а для налички установлен коробок с прорезью, который сдачу не умеет давать по умолчанию.
Несмотря на зачастую стремный вид, советую не списывать со счетов моторикш.
Это очень веселый и не очень дорогой вид транспорта, который поможет, избежав долгой и скучной поездки в метро, добраться до нужного места. Когда под стенами Запретного города
очередной наглый таксист за поездку до Храма Неба заломил 100 юаней, нас выручил как раз моторикша, доставив к месту за полтинник. А уж наблюдать, как это транспортное средство маневрирует на скорости между других моторикш, велосипедистов, пешеходов, переходящих в неположенном месте, и машин — это отдельный аттракцион, сильно повышающий ценность поездки.
Еще один полезный ресурс, о котором я упоминала вначале, это Вaidu. Это китайский аналог Google, включающий в себя, в том числе и переводчик, и карты. В сети бытует мнение, что Google.maps и maps.me в Китае работают плохо, не корректно определяя месторасположение.
Проверять это мнение я не стала, нашла статью в инете, как скачать и зарегистрироваться на baidu, у меня все получилось, и мы активно пользовались этим сервисом. Несмотря на смешное название, это приложение нас очень часто выручало. Однажды с его помощью мы даже опровергли правило трех китайцев. Знаете, это когда вам нужно выяснить дорогу куда-либо, не достаточно спросить у одного человека. Стесняясь своей неосведомленности, он запросто может отправить вас в другую сторону, лишь бы сохранить свое лицо. Так вот, однажды три совершенно незнакомых друг с другом китайца таки отправили нас ложным путем и только карты baidu не позволили затеряться в бесконечном китайском мегаполисе.
Минус приложения в том, что оно на китайском, но разобраться можно, воспользовавшись логикой, интуицией и подсказками из инета) До поездки я наставила на картах множество меток, которыми успешно пользовалась потом. Для работы навигатора нужен интернет, остальные опции работают офф-лайн, только предварительно нужно скачать необходимые карты. Трафика приложение потребляет немного. Самое большее, что мы потратили, не выключая его целый день — 20 МБ. Так что китайскую симку для интернета покупать не пришлось, обошлись своим, вышло совсем недорого. Вариант же с бумажными картами я не рассматривала, потому что для них, с учетом размеров китайских городов, был бы нужен отдельный чемодан.
Кроме этого, приложением очень удобно пользоваться для поездок в городских автобусах.
Там точно можно посмотреть количество остановок и их названия на китайском, чтобы сравнить их потом с табло в автобусе, которое, к сожалению, показывает только китайские иероглифы.
Несмотря на то, что я уже вернулась домой, а приложение Baidu ежедневно присылает мне какие-то сообщения-предупреждения, удалять с телефона я его пока не тороплюсь. Вдруг еще когда пригодится)
Наверное, я сильно затянула свой рассказ, но есть еще несколько моментов, о которых хочется упомянуть, что я и сделаю в следующей части.
Теги:
Самостоятельные путешествия, Культурно-познавательный туризм