Хотя во время этого 7-дневного путешествия по Северному Кавказу в апреле этого, 2017 года, нами было осмотрено много бесподобных по красоте мест, назвать свой рассказ я решил именно так — «Водопад Жетмиш-суу. Прощальный взгляд».
Хотя во время этого 7-дневного путешествия по Северному Кавказу в апреле этого, 2017 года, нами было осмотрено много бесподобных по красоте мест, назвать свой рассказ я решил именно так — «Водопад Жетмиш-суу. Прощальный взгляд».
Причин для этого несколько.
Во-первых, на мой взгляд, это самое красивое место, которое мы видели, во-вторых, дорога туда настолько запоминающаяся, что нельзя об этом не рассказать, ну, и наконец, самое главное — вполне вероятно, что мы одни из последних людей, которые этот водопад видели.
Но, обо всем этом я расскажу чуть позже.
Итак, 23 апреля, Дагомыс, 8 утра, старт на другую сторону гор.
Дорогу от Сочи через Шаумяновский перевал через Ходыженск, Апшеронск, Майкоп, Мостовскую и Псебай описывать не буду. Много раз об этом рассказывал и показывал в своих фильмах.
К вечеру доехали до станицы Зеленчукской, попутно интересуясь где можно упасть на ночь. В этих краях это не так и просто. Где-то цены не по нашему карману, где-то вообще минигостиниц нет, а местные жители на предложение сдать жилье на ночь испуганно шарахаются как от прокаженных.
Нашли совдеповскую гостиницу в самом Зеленчуке. Цена за проживание фантастическая — 250 р. с носа. Панцерные сетки на кроватях, кусок стены с ободранными обоями, одна розетка под потолком и, в качестве презента особо уважаемым гостям (мы на 3 этажа были одни) — второе одеяло. Правда, чистое белье дали.
Планируя завтрашний день весь пролазить по окрестностям Зеленчука остановились на 2 ночи, или 2-е суток, что одно и тоже. Тем самым принеся гостинице фантастическую прибыль.
В этот день еще успели тупо поехать в сторону гор, пересечь речку, которая чуть не смыла вместе с машиной и прицелиться к горам, которые на следующий день собирались покорять верхом на машине.
А горы эти выглядят вот так
Называется этот длинный, скальный массив — гора Джисса.
Непосвященному покажется что заехать туда наверх на машине может только сумасшедший.
А у нас такой сумасшедший опыт уже был — в прошлые года таким образом были исследованы другие отроги Скалистого хребта — Ахмет-года и гора Баранаха.
Дело в том, что среди кажущихся неприступными скальных обрывов есть ложбинки куда на вершину ведут дороги проложенные с незапамятных времен пастухами. Конечно, они не под простые пузотерки, но мало—мальский внедорожник с двумя мостами туда пролезет.
А на вершине горы ровные покатые долины с совсем незначительными перепадами высот.
Итак, с утра мы сначала атакуем гору Джисса по всем правилам ближнего боя тевтонских рыцарей, в лоб.
Мирно пасущиеся лошадки, коровки и прочие овцы иногда отвлекаются от еды-питья и прощально смотрят нам вслед.
Кстати, я заодно проводил испытания новой машины Рено Дастер. Сравнивая ее по проходимости с предыдущей, Ниссан Патрол. Был у меня такой танк, 2001 года рождения.
В итоге, по моему мнению, выиграл Дастер. У него оказалось очень интересное качество.
Когда лезешь на гору на двух мостах на предельной тяге рано или поздно наступает момент когда машина встанет и покатишься вниз. Дастер почему-то останавливаться не хотел и как трактор полз и полз вверх. Когда я заехал на ту точку, откуда к скальнику шли уже обрывы и вертикальные стенки и глянул вниз, реально стало не по себе — на Патроле бы точно сюда не заехал. Видимо сказывается в два раза меньший вес Дастера и почти одинаковое количество лошадей под капотом.
Вот та точка, куда удалось добраться
Кое-как развернувшись, теперь едем искать заезды на вершину горы. Дорога идет вдоль реки Большой Зеленчук и неожиданно доезжаем до того места, где я уже был при блуждании по хребтам горы Баранаха
Тогда это выглядело вот так
http://youtu.be/dUQehCbmKpI
Через некоторое время находим дорогу среди гор.
И уже наверху
Все окружающие поля покрыты бугорками приличного размера. Это работа кротов.
А одного такого копателя даже увидели, правда, преклонного возраста, отошедшего в мир иной с лопатой наперевес
Попадаются карстовые воронки и маленькие, и большие. Что там внизу точно пещеры никакого сомнения — вся собирающаяся вода во время таяния снега и дождей устремляется в эти воронки.
А озера нет. Но, чтобы проникнуть в пещеры надо отгрести порядочный слой нанесенной туда земли, травы, бревен и веток. Среди нас таких желающих покопать не нашлось.
Все кругом цветет и благоухает — здесь пока еще ранняя весна
Пока колесим по едва видимым временами дорогам, а иногда просто напрямую по лугам, делая остановки только для фотографирования
Привязаться на местности, определить свое местонахождение используя современные гаджеты бесполезно — навигаторы, а у меня их три штуки, качественно показывают чистое поле.
Но, ориентироваться на местности просто — если мы ехали от края обрыва ища дороги солнце у нас было за спиной, то, если сверху ехать на солнце, рано или поздно приедем к пропасти.
Генетически заложенные навыки первобытных людей даже с современными приборами, вернее, их бесполезности, осечек не дают.
И вот он, обрыв скального участка горы Джисса
Сквозь дыры и щели ищем то место, куда удалось заехать на машине
И еще отсюда предстает во всей красе, припудренный небольшими облаками, великан Эльбрус
Гуляя по вершине сделали почти научное открытие — нашли нигде и некем не зарегистрированный дольмен
Правда, потом сообразили что наше открытие в духе энтэвэшного Прокопенки — скорее всего, это укрытие, в котором пастухи хранят молоко и сыры в прохладе.
Теперь ищем дорогу вниз. Вот она, только в другую сторону. В сторону соседней станицы, Кардоникской
А около нее симпатичный грот
Внутри прохладно, из стены журчит ручеек. Приблизительно вот так выглядит коровий рай.
Буренки приходят сюда прятаться в жару.
Спустившись вниз, обед у камня, который смахивает на шалаш.
Весна здесь чувствуется во всем — молодой травке, первых цветах, только что появившихся на свет жеребятах и козлятах.
Даже камни и те занимаются любовью
Оставшееся светлое время дня ушло на посещение Нижне-Архызского историко-архитектурного и археологического комплекса. Здесь в Х-ХIII вв. располагалась столица Алании — город Маас. Алания — первое государство на территории нашей страны, которое приняло христианство за несколько десятилетий до крещения Руси.
Три храма из пяти первой четверти Х века находятся на территории Нижне-Архызского городища — это Северный, Средний и Южный храмы, построенные византийскими мастерами в Х веке.
Южный храм самый маленький и особой красоты не имеет. А вот Средний и Северный храмы отлично вписываются в окружающий горный ландшафт.
На территории комплекса еще находится «солнечный» календарь. Это громадный круг диаметром 88 метров. Раскопана только часть его для осмотра туристами.
В заключение фотографируем менгиры — высокие камни, некоторые с высеченным лицом в верхней части. К единому мнению о назначение менгиров «товарищи ученые, доценты с кандидатами» не пришли. Возможно это были вехи на караванных путях, возможно менгиры использовали в религиозных целях, возможно… в общем, сами придумайте…
На этом второй день автопутешествия закончился. Завтра выезжаем в сторону Домбая.
Продолжение следует.