В конце предыдущей прогулки (https://www.tourister.ru/responses/id_19038) мы оказались возле Георгиевской башни кремля, около памятника Валерию Чкалову.
В конце предыдущей прогулки (https://www.tourister.ru/responses/id_19038) мы оказались возле Георгиевской башни кремля, около памятника Валерию Чкалову.
Отсюда вниз, к Нижне-Волжской набережной, ведёт знаменитая Чкаловская лестница. Обычно её фотографируют снизу, чтобы были видны все красивые повороты и изгибы, но мы не стали спускаться вниз, представив, что придётся ещё по ней подниматься, ведь наш дальнейший путь по Верхне-Волжской набережной должен был привести нас к станции канатной дороги.
В отличие от Нижне-Волжской набережной, которая давно была застроена купеческими особняками, складами и лавками, Верхне-Волжская (тогда Георгиевская) до 30-х годов 19 века представляла душераздирающее зрелище: на высоком берегу теснились бедные лачуги, а внизу под обрывом — мусорная свалка. По традиции все бытовые проблемы в России решает высшее руководство: в 1834 году город посетил император Николай I, возмутился и приказал искоренить безобразие. Буквально за два года набережная преобразилась: была застроена каменными домами и вымощена булыжником. На месте бывшей свалки разбили Александровский сад, ставший одним из любимых мест для прогулок горожан.
На Верхне-Волжскую набережную выходят фасады красивых особняков и общественных зданий, построенных более чем за полтора века. Этот ряд открывает здание, в котором сейчас располагается Нижегородская государственная медицинская академия. В этом здании, построенном в 1913—1914 гг. на средства купца 1-й гильдии, судовладельца, городского головы, выходца из балахнинских крестьян Дмитрия Васильевича Сироткина, располагалось правление пароходного общества «Волга». Медицинский институт был открыт в 1930 году. Здесь учились будущие академики Н. Н. Блохин, Б. А. Королёв, Н. Н. Трапезников; заслуженные деятели науки, профессора В. Г. Вогралик, А. И. Кожевников, Н. П. Синицин, профессора Ф. Д. Агафонов, К. Г. Никулин.
Недалеко от этого места расположен особняк Д. В. Сироткина, в котором сейчас размещён отдел зарубежного искусства Нижегородского художественного музея. Кстати, между зданием медицинской академии и особняком явное родство — авторами обоих проектов были архитекторы Веснины.
На месте дома номер 5 по Верхне-Волжской набережной в начале 19 века располагался каменный двухэтажный дом, купленный в 1857 году пароходным обществом «Меркурий». За два века он неоднократно преображался, и мы теперь видим то, что видим. В этом теперь уже офисном здании в разные годы располагались пароходство, сменившее название на «Кавказ и Меркурий», общежитие для учащихся Духовной семинарии Нижегородской консистории, Нижегородская радиолаборатория. Здесь работали такие учёные, как В. К. Лебединский, В. В. Татаринов, В. П. Вологдин, М. А. Бонч-Бруевич, О. В. Лосев и др.
При желании можно посетить музей Нижегородской лаборатории.
Наконец мы подошли к зданию, которое показывают всем туристам — бывшая усадьба Сергея Михайловича Рукавишникова, представителя волжской купеческой династии Рукавишниковых, крепко державшей в своих руках торговлю железом на Волге. Здание это досталось Михаилу Григорьевичу Рукавишникову, отцу Сергея Михайловича, как плата за долги от разорившегося купца 3-й гильдии Серапиона Везломцева. Сергей Михайлович, став хозяином усадьбы, вложил сотни тысяч рублей в её реставрацию. Для этой цели из Москвы был выписан знаменитый архитектор Пётр Самойлович Бойцов. Он сохранил несущие стены старого здания, пристроив к нему два крыла и добавив третий этаж.
Снаружи и внутри дворец Рукавишникова был декорирован лепниной, а на втором этаже появился выход на балкон, поддерживаемый могучими атлантами. С поистине купеческим размахом дом украшен скульптурами, выполненными по проекту художника М. О. Микешина. Да-да, того самого, чей памятник «Тысячелетие России» украшает кремль в Великом Новгороде. На мой взгляд, с декором переборщили, но сами фигуры совершенны. Их стоит рассмотреть внимательнее.
Здесь тоже кариатиды, но совсем другие.
Атланты поддерживают балконы, и буквально ощущаешь, как им тяжело.
А над входом всё, что душе угодно: наяды на волнах, ангелочки, вазоны, гирлянды…
В 1918 году дом был национализирован и в 1924 году отдан под краеведческий музей. Сейчас это Государственный историко-архитектурный музей заповедник в его состав входят шесть филиалов, и бывшая усадьба является административным зданием.
Неподалёку находится старая усадьба крупных пароходовладельцев начала 20 века Ольги Ивановны и Фёдора Михайловича Каменских. Этому зданию повезло меньше: оно было отдано Институту химии Горьковского госуниверситета. В 1973 году вместо института, переехавшего в новый корпус на территории университета, в доме разместилось областное общество «Знание». В ходе ремонта был обнаружен клад. При замене старой дубовой лестницы был вскрыт располагавшийся под ней тайник, из которого была извлечена семейная коллекция художественных ценностей Каменских. Эту коллекцию начинал собирать ещё отец первых владельцев дома, Михаил Фёдорович Каменский. Экспонаты коллекции были направлены в краеведческий музей. Дом реставрируют.
На набережной есть несколько памятников. Один из них посвящён подвигу лётчика Петра Николаевича Нестерова, выполнившего на «Ньюпоре» «мёртвую петлю».
Вот уже близко станция канатной дороги. Совершенно неожиданно из-за новостроек показалась яркая мечеть.
Несмотря на вечернее время (был уже седьмой час) мы решили прокатиться. Не столько канатная дорога интересна (такие для нас не новость), сколько хотелось перелететь через Волгу и посмотреть на неё сверху. Вход оборудован почти так же, как в метрополитене, через турникеты. Можно купить билет со штрих-кодом (90 р.) или воспользоваться непосредственно картой банка (тогда 85 р.). У тех, кто пользуется канатной дорогой ежедневно, есть проездные билеты.
Вагончики шестиместные. В них нужно заскочить довольно быстро и так же быстро выскочить, потому что полная остановка движения не предусмотрена, всё делается на ходу. В принципе, не трудно.
Во всё время пути нас не покидало странное ощущение, что встречные вагончики пролетают быстро, а мы движемся медленно, периодически подскакивая на стойках.
В кабинках затемнённые окна, довольно мутные, но уж очень хотелось сделать фотографии с высоты птичьего полёта, пусть даже в сумерки.
Вот лыжные трамплины на высоком берегу Волги.
А вот комплекс для отдыха на воде.
Здесь кто-то решил заявить о своём миролюбивом характере.
А здесь хорошо виден Вознесенский Печерский монастырь (14 век).
Весь путь до Бора занимает 13–15 минут. Приехали — и назад, в Нижний.
Уже темнело, и наши планы пройти по Нижне-Волжской набережной пешком до Канавинского моста не осуществились, мы полюбовались ею из окон такси.
Зато запланированная на следующий день прогулка на Стрелку удалась. Снегопад и ветер прекратились, выглянуло солнышко. Впрочем, давно замечено, что Пасха бывает солнечной. Так было и в это воскресенье.
Наша прогулка началась с Канавинского моста, соединяющего берега Оки в самом её устье.
Эта фотография, кстати, сделана с ещё одной набережной — Федоровского. Никогда не подумала бы, что набережная может быть так далеко от берега. Она расположена на окском откосе параллельно Рождественской улице (https://www.tourister.ru/responses/id_19007) непосредственно за Рождественской церковью (она на первом плане). Набережная Федоровского считается лучшей смотровой площадкой, с неё очень далеко видно всё: и старый город, и противоположный берег Оки,
и речной вокзал с парком.
Летом на набережной Федоровского разбиты цветники, по многочисленным причудливо извивающимся лесенкам можно забираться на разные уровни откоса, можно постоять на пешеходном мостике через Почтовый създ и увидеть, как выглядит город с другой стороны. А вот 15 апреля откос и мостик были занесены снегом и продуваемы суровыми ветрами.
Никак не могу уйти с этого места и продолжить прогулку к Стрелке, уж очень много в Нижнем интересных мест. Пока не ушли от набережной Федоровского, пройдём немного вглубь, к городу. Здесь уникальное место, где есть памятники древнего города. Это прежде всего Успенская церковь. Каменный Успенский храм был построен купцом Афанасием Фирсовичем Олесовым (в 1668 году значился одним из крупнейших поставщиков хлеба в Москву, в 1677 году был назначен дворцовым управляющим соляного и рыбного промыслов в Яике и Астрахани, а после жалования ему царём «льготной грамоты» имел право на заграничную торговлю) в 1672 году на месте деревянного храма. Правда, многоэтажки очень портят вид.
Кстати, видите табличку в левом нижнем углу? Она установлена на месте, где стоял дом удивительного механика-самоучки Ивана Петровича Кулибина.
Кстати, где-то неподалёку находится дом (сейчас музей) Каширина, дедушки Алексея Максимовича Пешкова, будущего Максима Горького. Очень хотелось увидеть место, где были произнесены слова, врезавшиеся в мою тогда ещё детскую память: «— Ну, Лексей, ты — не медаль, на шее у меня — не место тебе, а иди-ка ты в люди… И пошёл я в люди». Но не судьба…
Вернёмся к Успенской церкви. Она является объектом культурного наследия федерального значения. Это единственный в истории каменного зодчества храм 17 века с покрытием главного объёма в виде «крещатой бочки в четыре лица».
Напротив церкви — палаты купца Олисова. Это редкое для средневековой Руси каменное жилое строение, с отдельным крыльцом, ведущим на второй этаж, изящными наличниками окон и высокой тесовой кровлей. Особенная архитектура и церкви, и дома отлично демонстрируют вкус Олисова.
Наконец возвращаемся к Канавинскому мосту. Длина его почти 800 метров, поэтому прогулку по этому мосту в солнечное морозное утро считаю маленьким подвигом. Зато какие отсюда открываются виды!
Прежде всего сама Стрелка — место впадения Оки в Волгу. Впечатляет!
Справа — вид на Нижний со стороны Нижне-Волжской набережной.
Слева — панорама строящегося к чемпионату мира по футболу стадиона.
За спиной остался Благовещенский монастырь — древнейший в Нижнем Новгороде, построенный ещё князем Юрием Всеволодовичем, основателем города, и святителем Симоном в 13 веке. Жаль, не нашлось времени зайти.
А на левом берегу — две главные цели нашей прогулки: Нижегородская ярмарка
и Александро-Невский Новоярмарочный собор.
Сойдя с моста, поворачиваем налево на Советскую улицу. Здесь спуск к прогулочным корабликам.
А напротив через дорогу — территория Нижегородской ярмарки. Именно это место принесло Нижнему Новгороду звание «Карман России». От огромного комплекса зданий до нашего времени «дожил» Главный ярмарочный дом, построенный в 1890 году. Это грандиозное сооружение. Как мы ни старались, невозможно было сфотографировать его полностью. Хорошо ещё, что в Пасху ярмарка не работала, не мешали машины и толпы людей.
Главный ярмарочный дом был возведён на месте трёх административных корпусов, построенных в 1818–1822 годах по плану А. Бетанкура, на насыпном фундаменте, в псевдо-русском стиле. Художественный образ строился по принципу возведения в миниатюре целого древнерусского города — с крепостными башнями, высотными шатровыми кровлями палат и их узорочным убранством (в духе 17 в.).
Завершили мы эту прогулку посещением Александро-Невского Новоярмарчного собора. Сейчас это кафедральный собор Нижнего Новгорода, а раньше туда ходили в основном люди, приезжавшие на ярмарку. К нему ведёт улица Стрелка. Говорят, в планах города сделать Стрелку одной из самых красивых территорий, однако никак не могут решить, как именно это сделать. Тем более у самого места слияния рек находятся два старых соляных склада. С одной стороны, памятники культуры, с другой — уж очень непривлекательны на вид. Так и остаётся пока то, что есть.
Но сам собор великолепен. Он был построен в 1868–1880 годы на пожертвования купцов в память о посещении ярмарки императором Александром II. Проект разработал архитектор Лев Владимирович Даль, сын знаменитого автора Словаря живого великорусского языка Владимира Ивановича Даля.
Кроме икон, перевезённых из сильно пострадавшего от пожара и разобранного Макарьевского монастыря, были и новые, заказ на которые получил московский иконописец Фёдор Андреевич Соколов.
Центральный купол поднят на высоту 72,5 метра.
В архитектуре собора сочетаются элементы разных стилей, и это в конце 19 — начале 20 веков было модно. Однако меня поразил декор дверей, никогда в церквях я не видела подобного. Чистый модерн!
Рядом с собором установлен колокол весом 60 тонн. Проект создания колокола был реализован по благословению Патриарха Московского и всея Руси Алексия II. Это третий по величине колокол в России (после Царь-колокола в Москве и колокола в Троице-Сергиевой Лавре). Его высота и диаметр составляют 4 метра. Он отлит из колокольной бронзы на Балтийском заводе в Санкт-Петербурге.
Ну и какая же Пасха без колокольного звона? На Пасху и во все дни Светлой седмицы любой человек может позвонить в колокол. Послушаем и мы этот радостный жизнеутверждающий звон! Он убеждает нас, что наша душа бессмертна.
MVI 1072