Из цикла Старые путешествия с компактом
Из цикла Старые путешествия с компактом
Я не особо люблю бродить по развалинам. Знаете, по таким, где уже не видно стен, не чувствуется обьёма помещений, а только сеть полос бывшего фундамента в высокой траве. Археологи и историки рисуют нам в воздухе много картинок на тему «как выглядел этот город», в которые верится только наполовину. Не было фотографии в те далёкие, античные времена, не рисовали картины, чертежи. Образы рисуются только «по аналогии» с тем немногочисленным, что ещё сохранилось по берегам Средиземноморья. Поэтому с большим недоверием отношусь к информации на раскопках, что было на этом месте, а что на этом. А почему было именно два этажа, а не один? А почему внутренние комнаты такие, а не другие? … Это всё равно, что привести на поляну, где трухлявые пни, и рассказывать, какое дерево и на каком месте росло, не в смысле породы, а в смысле высоты, формы кроны…«По аналогии» …
Другое дело — исторические источники. Письмо появилось гораздо раньше фотографии, историк — тоже довольно древняя профессия, поэтому в историю городов, которые видим в развалинах, можно поверить легко, в отличие от картинки, как выглядела гостиная дома, от которого осталось пара камней. … Хотя не всё так просто. И в таких развалинах можно встретить кусок мозаичного пола, остаток фрески на стене, если всё-же какая — то сохранилась,
взобраться на крепостную стену
а иногда встретить и полностью сохранившееся здание, как например храм,
что делает посещение развалин всё же не таким бесполезным занятием…
Вот, например, остатки одного античного города, Посейдонии или Пестума по-латински…
… а вот другого, Элеи или Велии по-латински, находящегося на расстоянии 30 км от первого.
Одинаково. Но если заглянуть в историю, видна уже очень большая разница между ними.
И в Пестуме, и в Велии, люди уже не живут давно. Единственные массовые обитатели этих камней — рептилии, которые в наше время, к счастью, лишь микро-подобие громадных драконов, населявших Землю в доисторические времена.
Оба города были основаны греками, но как по-разному!
Первый камень в основание Элеи заложили выходцы из Фокеи в 545 году до нашей эры, мореплаватели и торговцы. Даже землю под будущий город они сначала выкупили у италийского народа энотров. Город возвели довольно быстро, Элея процветала благодаря активной торговле и разумному управлению. Город был известен философской школой Парменида, откуда вышел и знаменитый философ античности — Зенон. Элея не знала кризисов, благополучно просуществовала в сытости и благополучии вплоть до римских времён.
Посейдония была основана в VII веке до н. э. в результате военной экпедиции, предпринятой жителями знаменитого греческого города на территории современной Калабрии — Сибариса, о котором я писал раньше. Отряд выгнал местных жителей с их земли и основал форт — «перевалочный» пункт для товаров, завозимых морским путем, из Посейдонии груз мог далее ехать по суше. Первое, что построили сибариты — высокая стена вокруг будущего города, которая сохранилась и сейчас вместе с несколькими воротами.
Стены опоясывали и многолюдную Элею, площадь и население, которой, кстати, превышали Помпеи и Геркуланум вместе взятые.
Сохранилась древняя стена VI века до нашей эры, продолжающаяся до нескольких городских ворот.
Прекрасно сохранились Ворота Розы, построенные в 350 году до нашей эры, которые не только соединяют кварталы, но и являются мостом между двумя частями холма.
Лучше всего, практически без разрушений, естественно, сохранились участки улиц. Ведь они не построены по технологии конца 20-го столетия. Древняя дорога ведёт на вершину холма Элеи,
где находился акрополь.
А в Посейдонии даже не улица, а проспект, разделивший жилые кварталы и район храмов.
Возможно, я слишком пытаюсь отыскать и связать между собой исторические факты и символику, но, мне кажется, различия в гражданском устройстве, занятиях, предпочтениях жителей древних городов иллюстрируются и сооружениями, которые после них сохранились.
Например, в Элее лучше всего сохранился район акрополя и небольшой театр, восходящий к 4 веку до нашей эры.
А в Посейдонии (Пестуме) — экклезиастерион 480 года до н. э. — место, где заседал городской совет.
В Элее хорошо сохранилась круглая в плане башня, которая скорее всего служила маяком.
А в Посейдонии дорические храмы.
В III веке до н. э. к обоим городам приблизился растущий Рим. И вновь их ждала различная судьба.
С Римом Элея сразу заключила союз. Жители помогали своим флотом Риму в войнах с Карфагеном, научили их культу Деметры, которая в Риме стала Церерой, Элея превратилась в курортный центр для богатых латинян, которые строили виллы около моря. Элея по статусу была похожа на Сан-Марино — вроде и в Италии, но и «самостоятельная» территория. Римским муниципием стала только в 88 году. С тех времён сохранились остатки общественных зданий и бань, где можно увидеть следы мозаичных полов.
Пестум (теперь уже бывшая Посейдония) был без всяких условий колонизирован римлянами ещё в 274-м году до н. э. и потерял свое значение. В дальнейшем его вспоминали только в связи с храмами и розами, которые в изобилии росли в окрестностях города.
Но кроме храмов, городской стены, частично амфитеатра, в Пестуме не осталось ничего — в полные руины превратились форум и агора, храм Мира, крытый италийский театр, крытый рынок и все жилые постройки.
После падения Сибариса Посейдония не исчезла, но во-многом потеряла свою роль. Наверное поэтому в город решили пригласить богов, построив для них целый квартал домов, три из которых хорошо сохранились. Ведь греческие храмы не надо рассматривать с точки зрения храма-церкви, привычной в христианстве.
Если говорить о самой религии древних греков, то для них храм имел второстепенное значение. Он не был ни сердцем культа, ни жизненным центром города. Этим центром был алтарь, который воздвигался или посреди площади, или перед входом в храм. Боги же ждут жертв и даров, которые они обменяют на своё благословение. А самая высокая жертва всегда кровавая. Жители города собираются перед алтарём и вытянув шеи, с нетерпением, ожидают вердикта жрецов, гадающих по печени, сердцу и желудку жертвенных животных — будет ли завтра гроза, нападёт ли саранча, вернутся ли из плавания корабли. После благополучного решения богов наследовали радостные пляски вокруг алтаря, который полыхал огнём, превращая в густой чёрный дым останки жертвенных животных. … Мне интересно, а транслировались ли вообще «неблагоприятные» божественные послания? Ведь предсказание большого неурожая могло привести и к пролетарскому бунту…
Для святилища достаточно самого алтаря, только его.
А что же тогда храм?
А храм у древних греков — это дом, который они построили для бога, чтобы он там жил. Любого живущего в своём доме нельзя беспокоить по пустякам, поэтому в храм мало кто заходил. Боги, как и любые собственники жилья, могли своими домами меняться. Так, в Пестуме, в храм, построенный для Посейдона, позднее заселилась Гера.
Греческие храмы были устроены очень просто. Прямоугольное здание с единственной дверью состояло из двух комнат — в одной устанавливалась статуя бога, получившего в здании прописку, другая — хранилище для ценных даров. Доступ в храм разрешался, как правило, одним только жрецам. В Элиде в храме бога подземного царства Аида двери и для единственного жреца храма открывались только раз в год. Прямоугольник здания с внешней стороны ограничивался портиком, поддерживаемым колоннами. Колоннада храма приглашала всех жителей города отдохнуть в тени, откуда через полуоткрытую дверь они могли, если повезёт, увидеть изображение бога.
Стены здания храма, как правило, были наименее прочные, практически везде обрушились, поэтому многие представляют греческий храм, как большую каменную плиту с коллонадой по периметру, что ж неверно.
Самый старый из сохранившихся, храм Геры, был построен в 550-м году до н. э., перед ним был обнаружен главный алтарь.
Второй храм Геры, первоначально Посейдона, датируется серединой V века до н. э.
В самой высокой части Пестума, находится храм Афины начала VI века до н. э.
Строители таких храмов почти никогда не известны. Пестумские храмы уникальны, они рассказывают о времени, когда через беспорядок местных верований, мифов, легенд пробиваются строгие, более устойчивые черты дорической философии.
Это время образно называют иногда греческим средневековьем. Как говорят архитекторы, их наука знает только две органические эпохи — эпоху дорических храмов и эпоху готических соборов, религия создавала архитектуру и там и там.
Дорическая архитектура сильно тяжеловесна, колонны настолько толсты, низки, перекрытия грубы и тяжелы, что разрушить её, даже временем, очень непросто.
Если только не взорвать человеческим варварством или природным землетрясением. Вот картина XVII века.
Состояние храма не изменилось
Художники приходят на развалины каждый день и сегодня. Скопировать дорическую статность просто необходимо каждому из них
Море давно отступило от обоих городов, сейчас его можно увидеть только поднявшись на высокую гору, например, на акрополь в Элее.
Береговая линия славится своими широкими песчаными пляжами, здесь сейчас череда популярных туристических курортов.
А ещё территория от Салерно до Элеи известна как родина знаменитого сыра моцарелла. Сейчас этот сыр производится во многих местах, в основном из коровьего молока, но настоящая моцарелла буффала из буйволиного живёт именно здесь — вокруг Пестума. И было бы непростительно не заехать на одну из ферм.
Основную продукцию ферм забирают рестораны, маркеты и перекупщики, но кое-что продаётся прямо на месте, цены смешные.
Завтрак кампанийского колхозника — моцарелла, буйволиный рулет и хлеб с оливковым маслом)