Продолжение заметки «Вупперталь»
День шестой — четверг, 6 сентября. Кёльн — Ахен — регистрация на Зигере в Дюссельдорфе.
На этот день у нас были запланированы экскурсии в Кёльн и Ахен.
По центральной улице Эберфельда мы выехали на автобан А46, затем съехали на автобан А3. Интенсивность движения была настолько велика, что даже три полосы не позволяли ехать с высокой средней скоростью. Я вспомнил, что как раз под Кёльном в 1995 году я впервые увидел европейские пробки. Дело в том, что земля Северный Рейн — Вестфалия является самой густонаселенной и промышленно развитой землей Германии. Здесь живет около 20 миллионов человек с плотностью свыше 520 человек на квадратный километр. Это земля «угля и стали», а знаменитый Рур — промышленное сердце Германии. Почти половина населения проживает в городах, с численностью превышающей 500 тысяч человек, поэтому эти города переходят друг в друга. Неудивительно, что такая плотность машин на автобанах.
Однако ландшафты вокруг автобанов совсем не урбанистические. Я пытался разглядеть отвалы угольных шахт, дымящие трубы, но тщетно. Оказывается, немцы интенсивно перепрофилируют экономику земли Северный Рейн — Вестфалия. Если двадцать лет назад в угольной промышленности работал каждый восьмой житель, то сейчас — лишь каждый двадцать пятый. Убыточные шахты закрываются, на месте открытых угольных разрезов появились искусственные озера и парки. Люди перешли на работу в мелкие и средние фирмы, занимающиеся высокими технологиями. Рейн перестал быть «сточной канавой Европы».
Об этом мы рассуждали, подъезжая к Кёльну, и пересекая по мосту батюшку Рейн. С моста впервые стал виден Кёльнский собор. Мы прекрасно понимали, что припарковаться в центре практически невозможно, поэтому подрулили к ближайшей к собору многоэтажной платной стоянке. Пригодился опыт Бремена, технология такой парковки была изучена там.
Оставив машину, мы вместе с Арчером направились к собору. Несмотря на свою гигантскую высоту, он открывается взгляду буквально в последний момент, когда приближаешься к нему из переулков практически вплотную. По этой причине не существует удобных ракурсов для фотосъемки, чтобы он поместился целиком весь в кадр.
Правильное название Кёльнского собора — собор Святого Петра и Святой Марии. Первая церковь, которая была построена на этом месте, относится к временам Карла Великого. Именно в нее в середине XII-го века были помещены реликвии волхвов — «трех святых королей», как принято здесь говорить, которые являются сокровищем собора. В начале XIII-го века родилась идея построить собор, подобный французским, но превосходящим их по размерам и красоте, и скоро был заложен первый камень. Следующие три века строили хор, портал и южную башню. Все пространство было подведено под крышу. Но потом на три века строительство прервалось. Только в 1842 году работы были возобновлены по инициативе короля Пруссии Фридриха-Вильгельма IV, и в 1880 году строительство завершилось. То есть потребовалось более 600 лет, чтобы воплотить первоначальный замысел. С тех пор собор стал не только символом мощи и единства германской нации, но и символом упорства и настойчивости в достижении цели.
Наши впечатления от собора двоякие. С одной стороны, он настолько красив и величественен, что любые сравнения и аналогии хромают. Во всяком случае, протестантская и православная церкви не создали более мощного символа религии. Парижские Нотр-Дам и Сен-Шапель существенно меньше. Говорят, так же красивы соборы в Амьене и Реймсе, но это предстояло еще проверить. С другой стороны, у Ирины появилось чувство, что этот собор не «божье творение». Он подавляет человека так, что ощущаешь себя крошечкой бытия, несоизмеримой с его масштабом. Лично мне так не показалось, но ощущение его превосходства надо мной я тоже почувствовал.
День был дождливый, небо серое, площадь перед собором, покрытая лужами, многократно отражала резные стены, от чего собор казался еще больше. Арчер гармонировал с собором в любой точке пространства своим цветом и величественным видом. Народ останавливался и любовался картиной «Немецкая овчарка в интерьере Кёльнского собора». Некоторые просили сфотографироваться вместе с собакой. Мы по очереди зашли внутрь. Вот и сбылась мечта Ирины побывать в Кёльнском соборе.