Вообще-то выражение «вологодские кружева» — не совсем точное. Дотошные знатоки, поправив дужку очков на переносице, обязательно ехидно спросят: «А какие именно кружева? Фриволите, челнок, макраме, вышивка, филе, вязание, кружева крючком, шитьё из тесьмы…?». И тут будет уместно с непроницаемым выражением лица ответить умной фразой: «Кружева вологодские — коклюшечные». Но и на этом яйцеголовые умники могут не остановиться, поправят шпильку в пучке и нудно прицепятся опять: «А чем вологодские коклюшечные отличаются от елецких коклюшечных, или от киришских, или от вятских, или от рязанских, или…?" А вы их посягательства на ваше IQ с достоинством парируете. Следующим текстом.
Вологда всем известна как центр кружевоплетения.
Вологодское кружево почти всегда — белое.
Вологодское кружево — коклюшечное.
Для тканых кружев нужны всего две нити, для вязаных одна, а для коклюшечных — очень много, может быть даже 60 и больше. Каждая нить наматывается на отдельную палочку — коклюшку. Мастерица-кружевница называется плетея. Коклюшечные кружева разделяют на сцепное и парное.
Парные кружева плетут многими парами коклюшек. Парным способом изготовляют в основном мерные кружева. В парных кружевах обычно преобладают геометрического узоры: ромбы, треугольники, кружки, овалы.
Сцепные кружева плетут лишь 6–12 пар коклюшек, но зато отдельные его части сцепляют вязальным крючком. Сцепным способом изготавливают штучные кружева. Узоры сцепного кружева в основном растительные.
Для плетения кружева нужно немало приспособлений. Это и подушка-валик или куфтырь, раздвижная деревянная подставка для него — пяльцы, тонкие палочки-коклюшки для наматывания ниток, не одна сотня булавок, и главное — сколок — кружевной рисунок.
Мастерица-кружевница-плетея закрепляет нить на коклюшке, устанавливает куфтырь на подставку, оборачивает вокруг него сколок-рисунок. Вставляет в дырочки на сколке булавки и перекидывая коклюшки в определённом порядке, переплетает нити.
Первые известные русские кружева были сплетены из золотых и серебряных нитей и украшены жемчугом. Это так называемое «золотое» кружево, но потом постепенно перешли и на хлопковые, льняные и шёлковые нити. В каждом районе Вологодской области плели кружева разной сложности, разных узоров и разного назначения. Где-то — только косынки. Где-то — только мерные кружева. Где-то только предметы одежды, скатерти, покрывала и т. д. Какие-то мастерицы плели на 30, какие-то на 60, а какие-то умелицы аж на 300 коклюшках. Главное богатство кружевницы — это сколок. Раньше, чтобы купить новый рисунок складывались всей деревней. Он был очень дорогой.
Подушка для кружева — набивается как можно туже сеном, опилками или пенопластом. Для нужной степени утрамбовки очень подходит старая тяжёлая чугунная сковорода. Главное, подушка должна быть не очень легкая, и достаточно легко протыкаемая. Чем крепче торчит булавка в подушке, тем правильнее и красивее сплетается кружево. Но если втыкать в неё булавки трудно, то можно проткнуть себе пальцы. Подушка обтягивается белой плотной хлопковой тканью. Но некоторые ленятся менять чехол и плетут на грязной и засаленной подушке кружева из белых ниток…
Коклюшки — должны быть среднего размера: и толщина и длина. Коклюшки вообще бывают разные — короткие и толстые, длинные и тонкие, и наоборот. Тонкие коклюшки легче и изящнее, а толстые коклюшки имеют свойство очень быстро запутываться сразу 20 парами. Часы, проведенные за распутыванием коклюшек — не самые приятные.
Дерево из которых выстругиваются коклюшки может быть разным. Слишком сухую и царапающуюся древесину — неприятно держать в руках. Береза, елка, клен — самые популярные материалы для легких коклюшек. Когда подушка внезапно падает с подставки, легкий вес коклюшек не оборвет начатое плетение. По сравнению с тяжелыми дубовыми коклюшками риск оборванных ниток снижается на 60%. Число коклюшек зависит от ширины кружева и сложности рисунка.
Сколок — ваше будущее кружево. На сколок наносится рисунок кружева, потом сколок прикалывается к подушке, и плетение начинается. Для сколков используются картоны. Можно брать даже картонки из-под коробки конфет, тортов. Это идеальные картоны: в меру тонкие. Нейтральные светлые цвета: серый, бежевый, зеленый. Светлые, потому что на белом фоне лучше всего видны ошибки. И не очень толстые, чтобы пробивать их булавками.
Нитки — для плетения кружева подходят не всякие. Капрон и вискоза очень сильно запутываются и легко рвутся. Шелк берут опытные кружевницы, когда есть опыт плетения кружев. Лен — достаточно грубая нить для кружева, и самая неровная из всех, что есть. Ирис любит сплетаться неплотно. Хлопчатобумажные нити (белые матовые или глянцевые) — самые нейтральные и спокойные нити. Но белые нитки надо плести аккуратно, чтобы не испачкать. И на фоне белых ниток лучше всего видны ошибки. Шерсть, как правило, используется в крестьянском кружеве. И то редко. Мулине любят за прочность и богатую палитру цветов.
Булавки — нужны только хорошие и качественные. Самые стойкие, идеальной длины с маленькими разноцветными головками, крепкие и очень надежные — немецкие булавки. Английские — слишком тонкие. Чешские или польские — грязные и бракованные. Наши — рвут нитки. От некачествееных булавок на пальцах возникают твёрдые корки и процесс плетения становится мучительным.
Готовы плести? Учтите, что после нескольких лет занятий плетением кружев начинаются проблемв с поясницей и позвоночником.
Кружева делятся по назначению. Есть бытовые — скатерти, салфетки, подстаканники, сухарницы и т. д. Есть педметы одежды — блузки, женские платья, жакеты, жилеты, пелерины. Есть предметы туалета — шарфы, шляпы, сумки, перчатки, косынки. Есть отделочные изделия — воротнички, манжеты, оплеты для носовых платков. Есть декоративные изделия — различные занавески, покрывала, дорожки, накидки. Есть сувениры — тематические панно, закладки для книг и др.
Вологодские кружева всегда плетутся из чистого льна. Вологодские кружева это крупный выразительный узор, узорная сеточка и кроме цветов и листьев в узорах также часто встречаются подковы, гребешки, веера. Вологодские кружевницы предпочитают коклюшки из звонких пород дерева. В Вологде говорят, какие коклюшки, таков и человек.
Елецкие кружева гораздо более тонкие и легкие, чем вологодские.
Киришские кружева (Петербургская губерния) более скромные, чем вологодские, более крестьянское.
Вятские кружева (Кукарка) орнаментально имеют сходство с вологодским кружевом, но отличается техникой исполнения. Техника вятского кружева самая сложная из сцепных техник. Используется приём «вятская петля».
Рязанские кружева (Михайлов) — льняные и украшенные разноцветным мулине. В расцветке которых преобладает красный цвет. Плетётся на свой особый манер — без сколка, по числу перевивов нитей. Кружево плотное, используется для отделки одежды. А рязанские кружева (Скопин) — полотенечные, со сложным ажурным узором. Подсвечиваются голубой или синей ниткой.
Эй, товарищи умники, гдее-выы? Куда вы убежааа-ли?….
Вологодские сувениры и бесплатные советы.
Конечно, бесспорно, и обязательно всем хочется привезти из Вологды — кружева и масло. Но не торопитесь. Масло может растаять и испортиться в дороге. А вологодские кружева….ммм….стоят очень-очень прилично. Правда, есть вполне достойная альтернатива — купить кружева у бабушек, которые торгуют ими на площадке у Софийского собора. Сами бабушки уверяют, что дешевле чем у них, вам нигде в городе не найти. И они не лукавят. Хотя и их цены тоже не из маленьких — небольшая кружевная салфетка d-30 см — от 300р., кружевная косынка — 1,2т.р., длинная салфетка как шарф — 1,5т.р. и т. д. Ну, что поделаешь — кружева коклюшечные, ручные, а бабульки смотрят просто умоляюще. Есть, правда. очень активные и практически с ног сбивающие, такие шустро нарезают круги по всей площадке, гоняются за туристами, и у них салфетки даже наколоты на плащи, а в руках коробки с кипами самовяза. А есть совсем скромные бабушки, которые стоят в сторонке и достают парочку чудных салфеток из аккуратно сложенных в трубочку журнальных листиков.
В Вологде есть, конечно, знаменитая фабрика «Снежинка», ул. Козленская, 119а, www.snejinka.ru. По этому адресу находится и их фирменный магазин, а отделы от фабрики есть в Торговом центре «Кристалл» на 3-м этаже, на той же улице, но дом 3, а также в магазине «Вологодские сувениры», ул. Чехова, 12. Сходить туда можно. И посмотреть. Можно и купить, но при этом в кошельке надо иметь не меньше двух пятитысячных купюр, как раз хватит на косыночку (~7т.р.) и пару салфеточек. Цены на бабушкины кружева, конечно, куда более приемлемые чем на фабричные, но! — проигрывают в отношении качества ниток и сложности узора.
Конечно, я понимаю, насколько сложна, крополива и ювелирна работа вологодских кружевниц. Например скатерть по частям плетут пять (!) мастериц, а потом соединяют вместе. Знаю, что только узорный угол скатерти требует 147 часов. Но тогда не понимаю одного, почему при таких ценах на изделия, про вологодские кружева в Вологде говорят — наша гордость, а про зарплату кружевниц на фабрике — наш позор?…
Ещё можно купить очень красивые фотографии в рамках с видами местной природы и монастырей. Это работы местного фотографа и действительно очень и очень профессиональные. Стоят ~ 300р. А у бабулек ещё продаются ужасно симпатичные круглые разноцветные вязаные коврики. Если впишете их в свой интерьер-то это будет очень удачный и практичный вологодский сувенир. (Всё на площади у собора).
Хотели купить ещё в Вологде какой-то местный бальзам, настоянный на 24 травах, но не сложилось, совсем не было времени на посещения винно-водочных магазинчиков.
!!! Обязательно покупайте книги, буклеты, брошюры, альбомы в музеях. Их выпускаеет только вологодское издательство, и в очень маленьких тиражах. Таких вы больше нигде не купите. Мне очень понравился вологодский автор Павел Шабанов.
Послесловие.
Уезжая из Вологды, мы, как это не странно прозвучит, вздохнули с облегчением. Странный город. И красивый вроде, и не очень. Особенно впечатлились, когда вечером, проезжая мимо большой городской площади перед центральными зданиями административной власти, увидели поразителную картину. На площади сидело огромное количество тёмных группок молодёжи. В тишине. И все пили пиво. И к ним со всех улиц стекалось молодое пополнение и тоже с пивными банками в руках. Знаете, неудивительно, что Рубцов здесь тоже пил. На этих вологодских окраинах просто реально больше нечего делать, рука сама собой потянется либо к прозрачной жидкости, либо к жёлто-коричневой. Ёк-макаёк…
Мда. А как хотелось закончить рассказ вот так: «Неспешно старушка плетёт у окна. Звезда загорелась — звезду ту вплела. Свернувшись клубком, задремал старый кот — на кружеве белом он тоже уснёт….».
Мы едем теперь в Кириллов и Ферапонтово.
Из рассказа «Вологда — где, где, где ты? Путешествие по Русскому Северу»
© http://www.pamsik.ru — здесь размещены полные версии наших рассказов и фото, при использовании текста гиперссылка на сайт и указание имя автора обязательны.
Теги:
Автопутешествия, Культурно-познавательный туризм, Самостоятельные путешествия