Первая часть тут
Средневековье почему-то принято считать временем темным и мракобесным. А меж тем, были и в средневековье свои взлеты, был и свой «золотой век», в который жизнь наконец-то стала приобретать цивильные очертания. Что не замедлило сказать на качестве этой самой жизни и, что естественно, на популяции. Людишки сильно расплодились, одним словом… Но хорошо бы плодились только одни крестьяне — в конце концов, их трудом можно было бы обрабатывать землю, пасти скот, поддерживать сельскохозяйственное производство короче говоря, и жить — не тужить. Но не-е-ет, и дворяне, и мелкие и крупные, тоже плодились без удержу. Так что средневековый мир очень быстро встал пред вопросом перепроизводства аристократов. Делать они толком ничего не делали — по статусу не положено, а земель с крепостными на всех не напасешься. А дури-то молодецкой — хоть отбавляй. Плюс оружие, опять же… В общем, дошло до того, что на дорогах, лесах и полях тогдашней Европы появилось много бандитствующих шевалье — кто просто от любви к искусству, а кто и банально от голода… И это была реальная проблема в этом сурово средневековом обществе.
Другая проблема давно уже зрела-назревала на Востоке, в лице молодых, но крайне энергичных и воинственных мусульманских государств, одно из которых взяло себе и захватило Иерусалим, и ведь не посмотрели даже, изверги, что это священный город всех христиан!!! Папа пребывал в ужасе. Мало того, что своих проблем хоть отбавляй, так тут еще и это!!! Но в папы, разумеется, абы кого не брали… так что, поразмыслив, он все-таки придумал, как привести все эти неизвестные к одному знаменателю. Да так, чтоб на выходе получился плюс.
То, что папа замыслил, грозило стать грандиознейшей авантюрой всех времен и народов, но, если все пойдет удачно — он одной левой убьет двух жирных зайцев. И дармоедов-рыцарей сплавит подальше на вольные хлеба, и Иерусалим вернет в казну. Разумеется, заранее было понятно, что назад вернутся не все, но так собственно в этом и был весь глубокий смысл. А жизнь человеческая в те времена и так не стоила ни гроша…
Больше особо распространяться про крестовые походя не буду, тема эта и так довольно известная. Скажу только, что были у этого процесса, как у любой медали, пусть и не слишком очевидные на первый взгляд, но все-таки довольно положительные стороны. Европейский прогресс в области образования, медицины и точных наук случился именно благодаря пинку с Востока. Рыцари, особенно те, что поумнее — госпитальеры да тамплиеры — тащили на Родину все, что только могло пригодиться. И одним из таких «тамплиерских» трофеев и стало приобретение Европой культа «Черных Мадонн».
Сугубо практическую пользу от этого приобретения оценить, конечно, довольно сложно, но… а к чему, собственно, я тут все это рассказываю? Да потому, что едем мы сейчас туда, где и стоит одна такая Черная Мадонна, притащенная тамплиерами. В дивный городок, который зовется «Скала Святого Амадура». Рокамадур, проще говоря…
Когда смотришь на такие изумительные творения рук человеческих — мозг-то понимает, что необходимость строительства в таких непростых условиях, конечно же, была обусловлена определенной необходимостью. Ну защита там, или как в случае с большинством паломнических мест — чтоб забираться потяжелее было. Но все равно не удается отделаться от мысли, что театральный эффект был едва ли не определяющим — вы только посмотрите, как ладно это все выстроено-слеплено, какое место выбрано, как бы сейчас сказали, «зачётное»!
Вообще зимняя французская погода меня в этот раз удивляла как могла. Я ведь даже и предположить не могла, глядя на устойчивый солнечный плюс в прогнозе погоды, что буду так скучать по своему зимнему пальто!!! Потому что на деле это выглядело так: солнышко светит, бортовой компьютер весело петляющей по холмам машинки бодро демонстрирует +10–12 выше нуля. Казалось бы, все прекрасно! Но тут мы ныряем вниз — и с каждым метром температура неумолимо стремится в даун. И вуаля — на парковке под стенами Рокамадура уже -3:) И это никакой не оптический обман — носы и уши сигнализируют сразу же, что на улице очень холодно!
Но только мы начинаем карабкаться вверх, в город — как температура тоже начинает свое движение в обратную сторону. Тридцать метров вверх — и мне уже хочется расстегнуть пальто. Один шаг влево в лабиринт рокамадурских улочек — и опять ледниковый период. В общем, не соскучишься тут:)
Да и вообще не соскучишься. Мне Рокамадур очень сильно напомнил Мон Сан-Мишель — слава Богу, что только без ветра. Такая же центральная торгово-ресторанная улица, облепленная с обеих сторон маленькими домишками, и вообще компоновка городка один в один. Только очень заметно, что в несезон до Рокамадура добирается значительно меньше энтузиастов, чем до Мон Сен-Мишеля — половина магазинов-ресторанов наглухо закрыты. Прошли мы и мимо станции фуникулера, который поднимает наверх, к местной святыне — церкви Сен-Совёр. По блаженной, ничем не нарушаемой тишине вокруг мы поняли, что фуникулер тоже не работает. Но это и для атеистов. Верующим же положено проделать все ступенечки вверх на своих двоих — чтоб получить положенное в таких случаях отпущение грехов. А поскольку из атеистов нас автоматически вычеркнули, я морально приготовилась к самому худшему — но была сильно удивлена, когда лестница внезапно закончилась. И это все??? Не успев даже запыхаться, не то что прочувствовать все прелести паломничества, я уже оказалась нос к носу с главной рокамадурской святыней.
На самом деле история умалчивает, как тут появилась статуя Черной Мадонны. Кто-то говорит, что это дело рук рыцарей-тамплиеров, которые этих самых Мадонн сильно уважали. Другие утверждают, что статуэтку-мол выточил из дерева сам святой Амадур, а почернела она от копоти свечей. Впрочем, это самая широко распространенная версия такой «неславянской» внешности мадонн. Одно только непонятно — почему свечи чадили так избирательно…
Другая нестыковка в показаниях заключается в том, что статуэтка датируется началом XII века. А Святой Амадур появился на свет в самом конце 4 века. Если вообще был такой человек… и почему вообще решили, что мумифицированные останки, найденные в Рокамадуре в 1166 году — это именно он, и никто иной? Прошуршав интернет в поисках информации об этом неуловимом святом, я наткнулась на портал «Catholic. Online», информация с которого совершенно взорвала мне мозг. Там черным по белому написано, что некто Амадур был слугой в доме Святого Семейства, а потом отправился в Рим, чтоб засвидетельствовать мученическую смерть апостола Павла… И тут же — даты его жизни, 388 — 418 год. У меня глаза на лоб полезли… Оказывается, машина времени-то давно уже изобретена!
Во времена моего школьного детства это называли «подгонкой под ответ», и за это следовали законные два балла. В общем, примерно столько же стоит выдать и создателям легенды о святом Амадуре. Хотя, в общем-то, мнимый святой нам тут мало чем интересен, ну кроме того, что городишко носит его имя. «Чудила» тут всегда Черная Мадонна, да так активно, что какой-то дотошный монах даже взялся вести летопись ее дел. Этот труд действительно существует в природе, называется он «Книга чудес» и являет собой довольно интересный исторический документ.
Небольшая историко-теологическая справка о Черных Мадоннах. Кому это не интересно — смело пролистывайте или развлекайтесь пока просмотром фотографий. Как я уже говорила, Черные Мадонны появились в Европе с началом эпохи крестовых походов, и в первую очередь благодаря рыцарям-тамплиерам. Этим, собственно, и обусловлена география их распространения — несколько Черных Мадонн есть в Италии и Испании, несколько — в Германии, но больше всего — около 300 штук — конечно же, во Франции. Почему Мадонна чернокожая — это самая большая загадка, и я считаю что до сих пор неразгаданная, потому что поверить в то, что именно мадонны, привезенные с Востока, все как одна так закоптились от свечей, что почернели лицом — ну это, извините, просто какой-то детский сад, ясельная группа. Другое объяснение — что Черная Мадонна это, по сути, реинкарнация идущего из глубокой древности восточного культа Исиды. Тоже не выдерживает критики, Исида никогда не была чернокожей! Равно как и ее предшественница — Кибела.
А вот если чуточку углубиться в историю почитания культа Кибелы — то вот тут уже можно накопать кой-какие интересные параллели. Кибелу еще называют «черной» богиней — и не в последнюю очередь потому, что важным предметом культа этой богини был черный камень, преимущественно внеземного — метеоритного происхождения. Существует даже теория, что знаменитая исламская святыня Кааба — это не что иное, как трансформировавшийся культ Кубабы — той же самой Кибелы у народов, населявших территории Анатолии и Ближнего Востока. И там тоже есть черный камень, помните? А почитали этот черный камень еще задолго до появления на Аравийском полуострове некоего Мухаммеда с его идеями.
Кибелу изображали черной потому, что она символизировала Землю — основу всех основ, откуда берет начало все живое. Вероятно, тут и логичнее всего поискать причину цвета лица Черных Мадонн, а не в пресловутой свечной копоти. К тому же есть еще одна параллель — статуэтки Черных мадонн, как правило, помещались в подземные помещения либо в гроты, выдолбленные в скалах — должна четко поддерживаться связь с землей, чьим олицетворением они и являлись. Черные Мадонны Шартрского собора, базилики Нотр дам де Фурвьер и по сей день живут в криптах, Монсерратская — была найдена в пещере. Капелла Нотр Дам в Рокамадуре — тоже та еще пещера.
В общем-то, рассматривать в этой пещере, кроме этой самой Черной Мадонны, больше абсолютно нечего. Но и Мадонну-то рассмотреть можно с большим трудом, потому что статуэтка махонькая, сантиметров 40–50 наверное от силы. И несмотря на то, что она плотно укутана в свои пышные одежды, не остается никаких сомнений в том, что лицом Дева черна, как украинская ночь.
Эта крошка, хоть она и совсем крошка — среди своих товарок считается довольно «сильной», в смысле чудотворной. И несмотря на то, что мир давно уже встал с ног на голову, и бОльшая часть посетителей Мадонны — это туристы с фотоаппаратами, привлеченные скорее открыточными видами городочка, чем-то иным, она все равно потихоньку продолжает творить свои чудеса. Как к этому относиться — каждый решает для себя сам, но ведь чудеса случаются там, где в них верят…
А вот мелкие пакости как раз могут случаться тогда, когда их совсем и не ждешь. Точнее, их вообще не ждешь, а они все равно случаются… История с хозяйкой-раздолбайкой, о которой я рассказывала вам в первой части, оказалась весьма лайтовым вариантом по сравнению с тем, во что нас угораздило вляпаться сейчас! Итак, дамы и господа, история, благодаря которой мы не досчитались приличного количества нервных клеток — история о Куртке.
Куртка эта висела себе, никого не трогала, на вешалке в ресторанчике маленького провинциального городка Родез, куда мы заехали отобедать. Ресторан этот зовется «Гаргулья», в самом центре городка, рядом с обязательным в таких случаях готическим кафедральным собором. Название это я теперь, наверное, не скоро забуду — но слава богу хоть ресторан приличный оказался, смело могу порекомендовать. Но в тот момент, когда мы, закончив трапезу, решили двинуться дальше — куртки нашей на том месте, где мы ее оставили, не оказалось. А принадлежала она ни кому иному, как моему любимому — то есть вы понимаете, если у девушки вся ее жизнь — в ее сумочке, то у мужчины — в карманах его куртки. То есть мы вдруг остались без ключей и документов на машину, банковских карточек и удостоверения личности моего дорогого. Но зато взамен мы поимели непонятного вида бабский куртец, в карманах которого, как назло — не было НИ-ЧЕ-ГО! Пусто, как в пустыне Гоби.
Мы кинулись к бармену — ребята уже натирали стаканы, собираясь закрыться на «тихий час», и такой подставы явно не ожидали. Девочка-официантка битый час обзванивала всех, кто бронировал столики на ланч, с одним-единственным дебильным вопросом — не ушел ли кто в чужой куртке??? Никто не признавался… Ситуация становилась все более нервной — время-то шло, а пропажа не объявлялась… И явно надо было решать, как жить дальше, и как выбираться из этой дыры. Обзвонив все доступные номера и получив везде утвердительные отказы, мы в компании бармена отправились в местный полицейский участок — писать заявление о пропаже.
Хочу вам сказать, что полиция французская мало чем отличается от полиции русской как по части своей расторопности, так и по приветливости в общении с гражданами. В участок пустили только пострадавшего — оставив всех остальных стоять перед закрытыми дверями. Двери, правда, у них стеклянные, так что, стоя на улице на жутком холоде, мы прекрасно видели, что заниматься пострадавшим никто особенно не спешит. Минут через тридцать, когда я уже почти окончательно посинела, а дело пострадавшего не сдвинулось с мертвой точки не на йоту, он прислал мне смс-ку, в которой предлагал нам вернуться обратно в ресторан и ждать его там. Что мы и сделали. Добрые ребята напоили чаем замерзшую и начавшую сопливиться меня, а еще минут через 20 пострадавший прислал еще одну смс-ку — что на него наконец-то соизволили обратить внимание и он начал писать заявление о пропаже.
И тут случилось чудо. Не прошло и трех часов! — как в ресторан влетела наша куртка вместе с дико извиняющейся девицей: «Простите, простите, моя бабушка ушла в вашей куртке!» Блин, но как Ваша бабушка умудрилась напялить на себя мужской пуховик, и не испытывать никакого дискомфорта по этому поводу целых три часа??? — очень сильно хотелось мне спросить. Но вопрос этот, как вы понимаете, остался висеть в воздухе… Бедная девушка и так выглядела крайне не очень, а она, в конце концов, и не виновата вовсе.
Зато другой вопрос, точнее ответ, я все-таки озвучила. Когда мы, отдышавшись от пережитого стресса и распрощавшись со ставшими нам уже почти родными работниками ресторана, сели наконец-то в свою машинку. Что ни говори, но жизнь в России дисциплинирует очень здорово, уровень доверия к окружающей среде у нас намного ниже, а привычка не спускать глаз со своих вещей доведена до состояния рефлекса. Так что документы и запасной ключ от машины после этого происшествия плавно перекочевали в мою сумку.
Мы радостно выдохнули — все-таки всё хорошо, что хорошо кончается. Но времени в Родезе мы потеряли кучу, зимние дни коротки до безобразия, а нам еще нужно доехать до Сарла, где была запланирована следующая ночевка. Будучи опять в Дордони, проехать мимо Сарла мы не могли — как же не откушать тамошней чудесной уточки? Хотя прогулка наша, конечно, накрылась рваной пилоткой — прикатили мы туда уже на закате. Припарковав машину практически в самом центре — вот они, прелести низкого сезона! — мы вытряхнулись на авеню Репюблик, и я поначалу даже и не заметила никакого подвоха. Ну-ка, проверим и вашу наблюдательность… что странное вы видите на этой фотографии?
Первым очнулся мой дорогой: «Что это, — говорит — русские флаги???» Я присмотрелась — мамма мия! Действительно, родные российские триколоры, да еще и с орлами, да еще и на каждом дереве!!! И по какому поводу сия радость??? Увидав неподалеку компашку полицейских, мы кинулись к ним с вопросом — что в Сарла делают в таком количестве российские флаги? Ааа, — говорят, так у нас в этом году Рождество, а ля Рюс! Вот так:). Этот «а ля Рюс», действительно, понатыкан по всей Сарла — флаги, матрешки в витринах всех магазинов, а на рождественской ярмарке…. Ой, и зачем это я ехала так далеко??? :)
Сарла нам в этот раз досталась предвечерняя, тихая и малолюдная. Ничего даже близко похожего на раскаленный августовским солнцем медово-желтый город, который я видела несколько месяцев назад. Синие сумерки вкупе с прозрачным морозным воздухом разогнали всех туристов, заставляя их жаться к ярко освещенным витринам общепита в предвкушении ужина, и только малолетние энерджайзеры еще продолжали крутиться на карусельке или с визгом скатываться с импровизированной горки, устроенной тут же, у самого выхода из центрального рынка, который бывшая церковь.
Во французском общепите все строго — раньше 7 тебя на ужин никто не ждет, поэтому мы навернули еще кружок по темнеющим улицам, на которых уже зажгли одно из сарладских сокровищ — натуральные старинные газовые фонари. Они светят очень мягким и теплым желтым светом, и никто не рвется их заменять на современные — во-первых потому что это история, а во-вторых потому что сложно себе представить желтую Сарла, освещенную неживым электрическим светом.
Совсем недавно я уже посвящала Сарла целый рассказ, так что повторяться лишний раз наверное не стоит. Скажу только, что Сарла зимой очень сильно отличается от Сарла летом, но это свойственно всей Дордони в принципе. А когда закончится рождественская неделя — тут, наверное, вообще не будет ни души… А что касается нас — то мы слопали свои вожделенные утиные ножки «конфи» и поплелись в гостиницу — приходить в себя после этого нервного дня. Продолжение, конечно же, следует…