Гора Срдж и вокруг Дубровника
Следующим утром погода все еще была шикарной (впрочем, как и несколько следующих дней), и мы отправились во второе место, которое хотели посетить в Дубровнике – на гору Срдж. Она возвышается над Дубровником, собственно, и часть города построена на ее склоне. На смотровую площадку на вершине горы можно добраться на фуникулере, который стартует где-то недалеко от Старого города. Но вот билетик на этот аттракцион стоит те же 120 кун – 15-16 евро, да умножить на два. К счастью, у нас с собой была замечательная красная японская машинка, которая, напомню, в день стоила меньше, чем один билет на фуникулер. Само собой, что на гору мы поехали на машине, оставив фуникулер богатым китайским туристам. Зарядили Игоря, и, немного поплутав (этот собачий сын сначала слишком поздно сказал, чтобы мы повернули, а потом вообще заблудился в центре города), выехали на дорогу, ведущую в гору.
Тут, как говорится, «торопиться не надо»! А надо высматривать парковочные карманы, изредка попадающиеся на трассе. Если заехать в правильный карман, то можно увидеть просто неимоверно красивую картинку. Это еще задолго до вершины!
Наверх, к смотровой площадке, ведет узенькая дорожка, совершенно незаметно отделяющаяся от основной трассы – проскочить ее – пара пустяков! Что мы, конечно, и сделали. В общем, прежде чем попасть на вершину Срджа, мы изрядно покатались. Итак, со второго захода, мы все-таки повернули на нужную дорогу, которая начала ввинчиваться на гору. Если соберетесь вдруг туда ехать, учтите, это хоть и не длинный, но очень крутой и узкий серпантин, а навстречу тоже едут машины. После очередного виража асфальтированная дорога превращается в разбитую грунтовую – тут ехать еще лучше… Теперь внимание! Лучший вид на город открывается не с самой смотровой, куда прибывает фуникулер, а с небольшой площадки метров за 500 до вершины. Обычно там останавливаются экскурсионные минибасы, и есть минимальная «стоянка» - на дороге остановиться не судьба, она очень узкая.
Мы, увидев справа несколько припаркованных машин, а слева – кучу китайских туристов,
съехали на обочину, подошли к краю, откуда открывался вид на город, и открыли рты… Под нами, на синем-синем море, как на ладони, лежал Дубровник.
Левее него зеленел остров Локрум, вокруг которого мы вчера плавали на лодке.
Не менее интересно было наблюдать за нашими китайскими друзьями – ну до чего же они чудные люди!
Насмотревшись на китайцев и Дубровник, мы с трудом выбрались из кучи туристических минибасов, и преодолели последнюю часть дороги до вершины. Тут есть большая, и, что немаловажно, бесплатная парковка.
Первое, что бросается в глаза, когда выходишь из машины, это горы. Они уходят в далекую даль, в Боснию и Герцеговину, не меньше. Четкие и яркие рядом, вдали они были затянуты то ли туманом, то ли утренней дымкой, неважно. Важно, что когда видишь такую красоту, то совершенно забываешь, что у тебя за спиной плещется море, и лежит один из красивейших европейских городов.
А вот с самой смотровой виды были так себе, не сравнить с тем местом, где мы останавливались до вершины. Красиво выглядит противоположная Старому Городу часть Дубровника, и уходящие вдаль зеленые острова,
но вот Старый Город оттуда видно плохо, да еще и фуникулер мешает…
Поснимав панорамы, я оставил Ксю медитировать на море и горы, а сам поскакал вдоль дорожки ведущей куда-то вглубь страны, в поисках птичек.
Птички попадались с переменным успехом, и в какой-то момент я понял, что надо валить, иначе больше мы никуда сегодня не попадем. Суммарно, дорога наверх и времяпрепровождение на горе заняло у нас часа три с половиной. Но если без птичек, то можно обернуться часа за полтора… )))
Обязательная программа была выполнена, остальное, как говорится, на наш вкус… Дальше мы никому ничего должны не были, поэтому решили прокатиться и прогуляться вдоль узкого залива, расположенного, если смотреть на карту, сразу левее Дубровника. Чего там есть интересного – мы были без понятия, понятно было лишь то, что там должно быть красиво. В принципе, так и оказалось. Вдоль залива, устье которого пересекает вантовый мост Франьо Тудмана,
расположены несколько населенных пунктов – Сустьепан, Рожат, Приевор, Мокошица. Мы на пару минут остановились в Сустьепане, я щелкнул местную церквушку
и вид через залив в сторону Мокошици – панорамы, как и ожидалось, были весьма симпатичными.
Дальше мы поехали в Рожат – он занял стратегическое место в самом конце залива. Тут нами была обнаружена церквушка, расположенная на холме над городом,
и еще одна, стоящая у залива. Мы с неким трудом нашли место, где можно было бесплатно припарковаться, и пошли покорять холм с церковью. Со второй попытки мы нашли ведущую к ней тропинку, которая проходила мимо аккуратных домиков рожатцев, прикрытых от нескромных туристических глаз зарослями различных цитрусовых.
Небольшая церковка с высокой колокольней была окружена очень живописным, если можно так сказать, кладбищем, с которого открывались приятные виды на залив и окружающие его горы.
Единственная информация о церкви, что мне удалось найти – ее название, Церковь Вознесения Девы Марии.
В любом случае, место оказалось красивым, так что заехали не зря.
Погуляв вокруг церкви, мы спустились обратно к заливу. В связи с проблематичной парковкой, решили машину оставить на месте, и прогуляться вдоль залива. Тем более что уже хотелось есть, и мы думали, что уж какая-нибудь едальня тут должна быть. У залива стоит строгий Францисканский монастырь с высокой колокольней, который гораздо лучше было видно сверху, от церкви.
Дальше мы просто потихоньку шли вдоль залива, наслаждаясь тишиной, отсутствием народа и красивыми панорамами.
Релаксу мешало только одно – отсутствие точек общепита. Через километр-два мы уже совсем другими глазами смотрели на жирных чаек, летающих над заливом, и не менее жирную рыбу, которая смеялась над нами, высовывая из воды скользкие головы и открывая беззубые рты.
В результате мы прошли километра три, пока не поняли, что мы сейчас гораздо ближе к нашему гесту в Дубровнике, чем к машине.
Надо было возвращаться обратно, что мы и сделали. В ту сторону, в поисках еды и красот мы шли непосредственно по набережной, а в обратную сторону решили идти по трассе, в надежде, что может хоть там есть место, где нас покормят. Как бы не так! Там тоже не было ни одной кафешки. Нет, нам попалась вывеска кофейни, но мы с Ксю кофе не пьем, так что в результате мы так и вернулись к машине голодные. Это минус несезона.
Так как в том районе, где мы жили, никаких кафешек тоже замечено не было, а тащиться в Старый Город было явно лень, мы решили прокатиться дальше по трассе, в надежде найти все-таки какую-нибудь еду. Мы проехали километров, наверное, десять, до следующего залива, где обнаружился городок под названием Затон. Городок был, а вот ни одного ресторана нам найти так и не удалось. Было совершенно непонятно, где кушают местные жители, неужели все время готовят дома? Пришлось возвращаться, несолоно хлебавши, до ресторана Вавилон, расположенного на трассе, в который мы зашли, и который показался нам слишком дорогим. Такой, довольно-таки золотой Вавилон. Выбора не было, поэтому мы расположились в совершенно пустом ресторане, и заказали что-то сифудное. Индивидуальное обслуживание – сначала мы обращали на это внимание, потом привыкли. Наверное, три раза из пяти, в разных местах, городах, кафе и ресторанах мы были в гордом одиночестве. А к хорошему, как всем известно, привыкаешь быстро…
Трстено, Слано и боснийская граница
Это был крайний хорватский день, наш дальнейший путь вел в сторону Боснии и Герцеговины. В наших планах было доехать до города Неум, который находится как раз на том самом отрезке Боснии, который отделяет район Дубровника от остальной Хорватии, и уже от него двигать в сторону Мостара. От Дубровника до Неума ехать всего-ничего, каких-то 65-70 километров, которые можно проехать за час. Но в этот раз мы никуда не торопились, поэтому было принято решение не спеша доехать до Неума, переночевать там, и стартовать в Мостар следующим утром, так как дорога от Неума до Мостара обещала быть красивой, и ехать там по темноте нам совсем не хотелось. Да и интересно было посмотреть город, о существовании которого мы еще пару недель назад вообще не подозревали. Так что предыдущим вечером мы на одну ночь забронировали в Неуме недорогой гест (23 евро).
С утреца мы закрыли наш номер, оставили ключи в двери, завели Игоря, и поехали уже частично знакомой дорогой вдоль побережья. Через некоторое время слева от дороги появилась интересная церковь, мы успели вовремя свернуть, и припарковались около нее.
Это оказалась Церковь Святого Иеронима, а населенный пункт назывался Трстено. Церковь оказалась весьма живописной, с древним кладбищем с интересными могильными плитами
и отличным видом на Адриатику.
Прогулявшись вокруг, мы обнаружили и другие достопримечательности. Это был Арборетум, он же дендрарий, он же ботанический сад. Мы нашли вход, который оказался платным – 45 кун. Но, видимо в связи с несезоном, на кассе никого не было, а калитка была открыта. Мы немного прогулялись по дорожке – там было темно и сыро, поэтому мы не стали там задерживаться. Вот летом погулять по Арборетуму было бы хорошо! Интересно, было бы нам интереснее там гулять, если бы мы знали, что этот сад был основан в 15 веке, то есть ему больше пятисот лет и там снимали эпизод «Игр престолов». Наверное, нет.
Между древним Арборетумом и трассой издалека виднелась другая достопримечательность, тоже имеющая непосредственно отношение к ботанике. Там росли два огромнейших платана, которые, как оказалось, имели весьма интересную историю. Вот достаточно вольный перевод информационного стенда, расположенного около одного из деревьев: «В начале 15 века, капитан Florio Jakoba Antunov, по прозвищу «индиец», во время плавания вдоль берегов Малой Азии, был поражен красотой огромных деревьев, растущих вдоль Босфора. Он привез пять саженцев из Константинополя в Трстено, которые были посажены около родника его родственниками по фамилии Milijas, потомки которых тут до сих пор проживают. Два саженца дожили до наших времен, и выросли в гигантские деревья, возможно, самые большие в Европе. Они выжили не только благодаря климату и свежей родниковой воде, но так же благодаря заботе местных жителей…».
Одно дерево растет прямо около дороги, и его прекрасно видно. Вот его габариты: возраст – 450 лет, высота – 41 метр, диаметр ствола – 3,88 метра, диаметр кроны – 45 метров. Второе дерево, чуть меньше размером растет неподалеку на участке около частного дома, его частично закрывает забор, поэтому оно в кадр не попало. Но первое дерево, несомненно, впечатляет! Не знаю, самое ли оно большое в Европе, но в Хорватии – точно!
Нагулявшись в Трстено, мы вернулись к машине, и продолжили наш путь.
Следующая остановка была чуть дальше, в городе Слано, расположенном на берегу живописного залива, которыми там богато побережье Хорватии. Слано оказался довольно большим городком, что не помешало ему быть абсолютно пустынным. Мы припарковались в каком-то переулке, и пошли смотреть, что там есть интересного. Интересного не было ничего, если не считать самого городка, небольшие домики которого раскинулись между зелеными горами и синим морем с желтой полоской пляжа.
Мы с час гуляли-релаксировали по пустынной набережной, наслаждаясь теплым солнцем и блестящим морем. За все время нам попалось от силы три-четыре человека, да изредка по набережной проезжала машина.
Конечно, ехать туда специально не стоит, хотя летом там должно быть весьма недурно, но как было здорово побродить там в одиночестве!
Дальше дорога шла по очень живописным местам,
где вдоль побережья раскиданы многочисленные хорватские острова, а последней точкой на хорватской территории, где мы остановились, был мост Бистрина, расположенный буквально в 4-5 километрах от границы. На гугло-панорамах шестисотметровый слегка изогнутый мост, соединяющий берега очередного залива, выглядел очень живописно, а на натуре – еще лучше.
Съехав с моста, мы тут же свернули направо, припарковали машину, и пошли фотографировать панорамы моста и залива, густо покрытого поплавками устричных садков. Ай, какая там лепота, вы себе не представляете! И как здорово, что не надо куда-то торопиться, или, не дай Бог, проскакивать такие шикарные места на туристическом автобусе!
Закончив фотосессию с мостом, мы вырулили обратно на трассу, и через пару минут были на границе. Тут все прошло быстро и без проблем. Хорватский пограничник получил мой паспорт с шенгеном, боснийский, в соседней будке – другой паспорт, по которому я въезжал в Черногорию. Позже оказалось, что ни в том, ни в другом паспорте не появилось ни одного нового штампа. Большее внимание вызывали документы на машину – но там все было в ажуре, и вот мы уже едем по территории невиданной нами ранее Боснии и Герцеговины.
Фотоальбомы к рассказу
Теги:
Самостоятельные путешествия, Культурно-познавательный туризм, Автопутешествия