из серии Старые путешествия с компактом
«…Ее звали Ута. Она придерживает сползающий плащ,
рука ее закрывает воротником часть лица знакомым жестом, как это делала
одна женщина, которую я знал. Только плащ у нее был нейлоновый, и стояла
она у стоянки такси. Мы прощались, и поэтому она казалась мне такой
прекрасной, и такой осталась в памяти. И лицо Уты было той же красоты и
нежности, которую может выразить либо поэзия, либо фотография, ничем
другим, даже музыкой, не рассказать про ее лицо. И я, знающий про
электротехнику, и про кибернетику, и про то, что Вселенная наша
расширяется, я стоял в холодном соборе, замирал от восторга, чувствуя себя
счастливым и ничтожным перед этой красотой точно так же, как четыреста или
пятьсот лет назад…» Даниил Гранин, 1967 год.
Образ Уты из Наумбурга, который считается таким же шедевром, как скульптурный портрет царицы Нефертити из гробницы Тутанхамона, восхищал не только этого писателя, тяжело даже представить, сколько людей думали о ней последнюю тысячу лет…
Восхищённые ее образом слагали романтические баллады, пьесы, за последнюю тысячу лет выдумки о Уте и редкие факты — всё смешалось. Но что несомненно — она один из главных символов женской красоты в мировой культуре, недаром классики немецкого романтизма записали её в первой строке.
В 30-х годах прошлого века Уолт Дисней образ Уты перенёс на экран в «Белоснежке и семи гномах»…. только сделав её злой мачехой-королевой… «Зеркало, открой секрет, кто красой затмил весь свет?..»
А в 1933 году Николай Константинович Рерих написал картину «Держательница Мира». На фоне неба и снежных вершин, в красном плаще, ниспадающим к ногам и короной на голове, изображена прекрасная женщина. Картину Николай Константинович посвятил своей жене Елене, но изображена на ней Ута из Наумбурга.
Так кто же эта женщина, которой посвящена одна из статуй в Наумбургском соборе? На самом деле место её в истории невероятно скромно. Гордая дворянка, с покладистым характером и образованная, верная спутница своего мужа…и всё… Разве что родилась она в очень мистический день. Утром 1 января 1000 года… последнего года 1-го тысячелетия от Рождества Христова, года, условно разделяющего периоды Раннего Средневековья и Высокого Средневековья по мнению историков. Можно найти выдержку из хроник — «Стояли небывалые морозы. Птицы выпадали замерзшие из гнёзд. Холод разрывал стволы деревьев. С рассветом на вершинах гор и в долине выпал снег красноватого оттенка. А в замке разрешилась от бремени Хидда, супруга хозяина замка Балленштедт. Старая няня считала, что снег цвета лепестков роз принесёт ребёнку красоту и любовь»…
Происхождением была девочка из древнего рода, берущим начало от полу-легендарного троянского царевича Аскания Юла. Но только её брат, граф Эзико Балленштедтский, станет официальным основателем ветви Асканиев. Которая будет ветвиться дальше на протяжении веков, и одной ветвью этого дерева станет род Ангальт-Цербст, представительница которого София Августа Фридерика станет Екатериной II, при которой начнётся Золотой Век Российской государственности.
Ута воспитывалась в одном из тех монастырей, которые в то время заменяли академии и университеты. В монастыре велись хроники, писались книги и трактаты, Ута много читала, не по годам разбиралась в истории, играла на музыкальных инстументах, знала лекарственные травы.
Брак Уты с графом Мейсенским Эккехардом II был чисто политическим. Граф был отважным воином, справедливым правителем, между супругами были ровные, доверительные отношения. Ута активно участвовала в делах мужа, разделяя с ним тяготы многотрудного правления… В возрасте 46 лет Эккехард II внезапно умер, и окончился род Эккехардинеров, который оказался бездетным. Ута сразу ушла в монастырь аббатства Гернроде, которым управляла её сестра Хацеха, отказавшись от наследства мужа, полностью исчезла из поля зрения светских хроник и неизвестна сколько она ещё прожила.
Со своим Эккехардом навечно Ута взошла на один из пилонов Наумбургского собора в XIII веке. Но изображены они в разных сценах. Граф — перед турниром или битвой, а Ута…где она? Подняв воротник плаща, скорее всего закрывая лицо от пронизающего ветра. Самый сильный ветер всегда наверху, на стене или на башне. … И снова Даниил Гранин
»… ожидая своего Эккехарда, а может, и не ожидая, просто смотрела на лесистые горы, и проезжие рыцари и паломники любовались ее удивительной красотой.
…Туман скрывал маленькие городки, лежащие внизу, только острия соборов поднимались над молочным разливом тумана. Какой сейчас век? Как мне узнать, какой век? Это было не так-то просто, мы с этим замком словно заблудились в столетиях. Мы перемещались по оси времени вверх-вниз, скользили, как на лифте, по этажам истории… и ничего не менялось ни в замке, ни в горах… И все время на меня смотрело прекрасное лицо Уты и улыбалась скуластая, озорная ее сестра Реглинда…»
В конце цитаты писатель не прав, но он и не историк. Хохотушка Регелинда не была сестрой Уты. Дочь польского князя Болеслава I Храброго, она была замужем за Германом, братом маркграфа Эккехарда II. Герман был старшим из братьев, но абсолютно неспособным к правлению, официально братья правили вместе, но мямлю Германа интересовали только выпивка и охота.
Прекрасные скульптурные изображения главных героев этого рассказа создал мастер, имя которого не знаем до сих пор. Поэтому будем его называть просто Художник. Он обьявился в Наумбурге через 30 лет после начала строительства собора, кто его позвал, тоже неизвестно. Имя Художника неизвестно даже несмотря на то, что достоверно установлено его французское происхождение, то, что именно он украшал своими скульптурами Амьенский собор и собор в Нуайоне, возможно и Реймский собор, поработал в германских городах Майнц и Метц. В 1240 году Художник начал создавать скульптуры-портреты 12 основателей наумбургского собора для западного хора, выполненных в полный рост с удивительным реализмом. Эти изображения считаются вершиной творчества Художника, особенно выделяются знаменитые портреты Мейсенского графа Эккехарда, его жены Уты, брата графа Германа с женой Регелиндой. Герои изображены настолько жизненно, излучающие эмоции, что не верится их происхождение от средневекового мастера XIII века. Ибо вот как обычно в то время выглядели скульптурные произведения.
Перед нами и остальные герои этого парада —
Гербург, жена графа Дитриха из Бренны, и верный спутник мейсенского правителя граф Дитмар,
страдающий душевным расстройством, племянник Эккехарда II и Германа, граф Конрад, и его опекун, верный Сицо фон Кевернбург,
Вальяжный Дитрих из Бренны и графиня Гепа фон Гернроде,
Два друга, обжоры и пьяницы — граф Тимо фон Кистриц и граф Вильгельм фон Камбург, но при этом храбрые воины и верные защитники правящего семейства.
Мы так углубились в описание 12 скульптур, что забыли о самом соборе. А он интересен.
Наумбургский собор Святых Апостолов Петра и Павла начали строить в 1210 году, в романском стиле с переходом в раннюю готику.
В результате получился массивный трехнефный собора с двумя трансептами, двумя хорами и четырьмя башнями. К собору примыкает клуатр и двор бывшего монастыря.
В 1242 году новый собор был освящен, не успели возвести лишь западный хор и западные башни.
Но именно этот западный хор собора, который возвели немного позже, к 1260 году, наиболее интересен, как прекрасный образец архитектуры и скульптуры зрелой готики с шедеврами готической пластики.
Чего стоит только, например, рельеф «Страсти Христовы» на ограде и иллюстрации страниц Священного Писания.
Самая старая часть собора — здесь, в крипте. Считается, что это основание прежней церкви, существовавшей с ранних времён на месте собора.
Слева к собору примыкает отдельная позднеготическая часовня
Статуя маркграфа Эккехарда II, только более торжественная, стоит и перед собором, украшая скромный бассейн с питьевой водой.
От частного к общему — пришло время рассказать и о самом Наумбурге, городе на слиянии рек Заале и Унструт на юге федеральной земли Саксония-Анхальт. В центре идиллического места с многочисленными виноградниками, в стороне от суеты мегаполисов.
А ведь именно здесь, конечно в довольно приличном диаметре, в средневековье билось сердце Германии. О временах, когда в этих местах жили первые немецкие герцоги и короли, напоминают многочисленные крепости и руины над речными долинами. Всё в прошлом, в Наумбурге сейчас живёт всего 30 тысяч человек.
Впервые Наумбург был документально упомянут в 1012 году. Необычайно выгодное географическое положение на пересечение торговых путей позволило ему быстро стать богатым и процветающим. Город стал известен своими ярмарками, а с 1028 здесь обосновалась епископская резиденция.
Но уже в XVI веке торговая активность в городе была практически подавлена близлежащим Лейпцигом, а после Тридцатилетней войны город окончательно исчез из списка политически и экономически активных мест.
Оборонительные укрепления исчезли, чудом сохранилось несколько десятков метров средневековой стены.
Старый центр сохранился неплохо, здесь в полной мере можно почувствовать атмосферу прошедших столетий, кажется, что только что на широкой рыночной площади закончилась очередная оживлённая средневековая ярмарка.
Купцы города в свое время расстарались и украсили эту главную площадь красивейшими и оригинальными домами.
Красивая ратуша стоит на площади с 1396 года.
А самое старое здание в Наумбурге под названием «высокая лилия» было построено в 1200-х годах. Прекрасно сохранилось, в нём сейчас городской музей Наумбурга
Памятник Фридриху Ницше перед его домом-музеем напоминает о том, что именно здесь провёл детство этот великий ниспровергатель общепринятых моральных норм и правил, философ, филолог, композитор и поэт. Впоследствии Ницше называл этот период «наумбургским женским домоправлением», потому что вырастал в окружении матери, сестры, бабушки, двух незамужних тёток и няни. Отсюда он уехал в Боннский университет.
Подкрепившись вкуснейшими местными колбасками, покидаем город прекрасной Уты. Следущая цель — Потсдам.