22-й отчет. О самостоятельном путешествии по Индии. Начало отчетов — ЗДЕСЬ.
В предыдущем отчете я рассказал, как завершил осмотр Мумбаи, о чем можно прочитать — здесь- " По Мумбаи — от морской набережной Марина -Драйв к мечети Хаджи Али.»
Продолжаю последовательно.
16-й день путешествия- 27 декабря 2016 года. ИНДИЙСКИЕ ПОЕЗДА.
С утра в 07.10- я выехал с вокзала Мумбаи (Бомбея) в сторону Гоа на юг и мне надо было проехать 765 километров (цена билета была 1535 рупий, или 25 долларов США), конечная остановка этого поезда — станция Мадгаон и там я должен был выйти в 20.10. Поезд четко вышел по расписанию и пришел без опазданий.
На нижнем фото — вокзал Мумбаи Виктория, находился в 10–15 минутах пешком от моей гостиницы.
Поэтому в этот день я ехал на поезде, смотрел на пейзажи и теперь пора остановиться и описать систему железных дорог в Индии.
Во первых, я планировал купить билеты только на ночные поезда, но в данном случае в Гоа — не успел. Билеты на ночные поезда в Гоа были раскуплены в течении первых трех дней, как только они появились в продаже и пришлось покупать на дневной поезд. Поэтому сделаю такой вывод, покупайте билеты сразу с открытия продажи — билеты по интеренету уходят быстро и начинают их продавать за 4 месяца, то есть за 120 дней.
О том как купить билет по интернету, я написал подробно — здесь — «Купить билет на индийский поезд через посредника.»
Билеты были куплены на все — 14 поездов. В основном это были ночные поезда (9 поездов), тем самым экономилось время и экономились деньги на гостиницу (их не надо было бронировать.). Я распечатал их дома на принтере и показывал этот лист проводнику — никогда никаких нареканий не было. Только один раз у меня спросили паспорт, в остальных случаях, даже паспорт не спрашивали.
Начнем с ИНДИЙСКИХ ВОКЗАЛОВ.
Вокзалы в Индии в основном грязные и пыльные и прилегающая к ним территория примерно такие же. Есть конечно исключения — достаточно приятный вокзал был в Удайпуре, Висакхапатнаме, Бангалоре.
Много нищих, по ночам вповалку спят индусы. Многие спят в ожидании поезда прямо на платформе.
Внутри вокзалов гораздо спокойнее. На всех вокзалах — есть камера хранения (Cloak room)- с 3–4 перерывами по 15 минут. Оставлял вещи на 2 вокзалах. Плата за место 10–25 рупий за сутки.(10–25 рублей)
Вокзал в Дели и площадь вокруг него.
-Табло на вокзале в Дели — на нем отражается номер поезда и номер платформы. А также если поезд опаздывает и если отменен.
-Зал ожидания на вокзале в Дели. Залы ожидания во многих вокзалах разбиты в зависимости от классов вагонов, которые указаны в вашем билете. При входе смотрят билеты, в других вокзалах может такого не быть. Есть платные залы ожидания. В залах ожидания есть во всех туалет (иногда и душ) и розетки для зарядки телефонов. Есть общие залы ожидания — для мужчин и женщин и есть только для женщин.
-Перрон на вокзале в Дели.
-Зал ожидания в Амритсаре
-Вокзал в Агре- Агра-Форт
-На всех вокзалах есть кафе, не хуже чем в городе- безопасные, я часто в них питался. Воду так же можно купить на вокзале — 1 литр — 15 рупий — вода качественная.
-Перрон в Удайпуре
-Зал ожидания в Ченнаи (платный)- 50 рупий за час (1 доллар США)
-На перронах на многих вокзалах минут за 10 до прихода поезда — появляется обозначение- где остановится вагон — на нижнем фото указано остановка вагона — А 1. Но на некоторых вокзалов этих обозначений может и не быть.
-ПОЕЗДА и ВАГОНЫ
Поезда старые, скоростных как в Китае нет. Поезда часто опаздывают и даже некоторые могут ОТМЕНИТЬ в день отъезда без объяснений.
Я путешествовал в основном (10 переездов из 14) в вагонах класса — АС-2 — Tier sleeper (Code — 2A) — окна без решеток не открываются — то есть вагон кондиционированный. Это самый лучший плацкарт в индийских поездах (аналог нашего плацкарта)В купе 4 места и 2 места боковые.
-Проводник проверяет билеты когда вы сядите в вагон и поезд тронется и раздаст белье, которое не всегда новое (поэтому лучше белье взять свое. Матрасов у них нет, но полки мягкие и шире наших и длиннее. Вагоны выше. Третьих полок для багажа в этих вагонах нет — все складывается под первую полку. Особо ценные вещи ложите в голову.
-Есть розетки над столиком, от которых можно зарядить приборы, но берите с собой тройник, а то индусы быстро их занимают, а тройников у них нет.
-Единственное отличие от наших купе таких вагонов — что полки отгорожены от коридора — занавесками.
-В каждом отсеке во всех вагонах есть вентиляторы — аж по три штуки и кондиционер работает. Советую путешествовать по Индии именно в таких вагонах. Цены сравнимы на них с нашим плацкартом. Более лучшие — это только купейные (они в два раза дороже (все как в нашем купе) — покупайте их в крайнем случае- если не будет билетов в плацкарт, к тому же они есть не во всех поездах.
-Так же неплохой вариант — плацкартные вагоны — АС -3 -Tier sleeper (Code 3A) — они примерно в полтора раза дешевле, вагонов АС- 2 и в них уже 6 полок (по три полки- то есть нижняя средняя и верхняя, средняя — днем убирается и придется сидеть- поэтому лучше в таком вагоне брать верхнюю полку) в купе и 2 боковые. Я в таком вагоне ехал один раз и у меня была боковая верхняя. Это для бюджетных путешественников подойдет. Окна в вагонах без решеток и не открываются-то есть вагоны кондиционированы.
-Название поезда пишется на вагоне на двух языках (на фото) и указан номер вагона — здесь на фото — А 1
-Могут быть поезда только на хинди — тогда ориентируйтесь по номеру поезда (на фото)
-На некоторых поездах (но не на всех) вывешивают списки пассажиров (я проверял — и моя фамилия была с указанием места.-на фото)
-У проводников отдельных купе нет они ютятся в тамбуре — в тамбуре есть откидная полка для проводника и умывальник.
-В каждом вагоне (в не зависимости от класса вагона — одинаковые туалеты — на фото. По два с каждой стороны вагона. Три индийских (на фото) и один с европейским унитазом. Туалетную бумагу видел только в одном поезде, индусам она не нужна у них в туалете есть кружка с которой они подмываются. Туалеты в принципе чистые и их убирают. Туалеты всегда открыты — даже на станциях. Внутри понятно закрываются.
-Была у меня и одна поездка в вагоне — Sleeper Class (Code- SL)- в таких вагонах и ездят большинство индусов. Это тоже плацкарт с местами указанными в билетах. В отсеке- 6 полок (по три) и 2 боковые. Они в свою очередь примерно в два раза дешевле вагонов АС-3.Кондиционирования нет- окна открываются и за решетками (на фото)
-В таких вагонах не дают постельного белья — спят все просто на полках.
-Внутри вагона — Sleeper Class
-Вообщем это крайний вариант для туристов.
-Есть еще и общие вагоны, называются- Second Sitting (Code -2 S)- это общие вагоны, билеты без мест, которые забиты под завязку- в таком вагоне можно не найти места и простоять всю дорогу в коридоре или тамбуре. Боюсь что европейцам это не под силу. Я слава богу в таких вагонах не путешествовал.
Два переезда у меня были в вагонах — AC Chair Car (Cоde- CC)- в них вагоны сидячие, как у нас в поездах между центром Москвы и аэропортами, только естественно не новые и не совсем чистые (но ехал на небольшие расстояния) — первый раз 5 часов, второй раз три часа.
По вагонам разносят чай постоянно и пищу — я брал омлеты несколько раз за 30 рупий (0.5 доллара США).
-ВИДЫ из ПОЕЗДА.
Так же чем хороши поезда- вы можете увидеть страну (в вагонах можно открыть тамбур и смотреть хоть часами на Индию, тем более что температура позволяет. И хотя у меня почти все поезда были ночные, но многие все регионы я видел из поезда и составил представление о природе Индии.
Выкладываю несколько фото из поездов, на которых я проехал — 8 тысяч 800 километров (14 поездов)
Из Дели в Амритсар
-Калькутта- Варанаси- на фото проезжаем Ганг
Пока едите и видите только природу, то все мило и красиво, но как только начинаются города и даже деревни- то начинается непросветная грязь и убогость жилищь.
-А возле ж.д путей — все в свалках и помойках (на фото). В поездах нет ящиков для мусора и индусы все выкидывают в окно.
В целом я бы поставил индийским поездам четыре с минусом (если ехать в хорошем плацкарте), но из-за отмены поезда с чем мне пришлось столкнуться и что стоило мне больших нервов- поставлю только три балла из пяти. Кстати отмена поезда не такое уж редкое явление в Индии- это вы должны учесть!!!
Про отмену поезда — я узнал об этом только на вокзале в Калькутте, куда спокойно прибыл за полтора часа- на табло значилось — отменен (по английски).Первое, что я стал делать — это искать кассу для иностранных туристов, которая должна быть на больших вокзалах. Но я ее не нашел — никто не смог мне подсказать — ни полицейские, не служащие -не знали. Тогда я пошел покупать в обычную кассу- но кассиры не все знают английский, к тому же в такой кассе — надо заполнить специальный бланк (они лежат пачками у некоторых касс) — и ввести данные о поезде(его номер), вагоне и станции куда вы направляетесь (все данные возьмите из интернета — на сайте ж.д дорог Индии).Вообщем пока я с этим со всем разобрался и нашел кассу с кассиром, который знал английский — у меня ушло около 2 часов и я купил билет — на новый поезд за 40 минут до его отправления в Варанаси. Все это было очень неприятно — но главное, что я уехал!
Уже поздно вечером я добрался до Агонды на берег индийского океана. но об этом в следующем отчете, который можно прочитать -здесь - "Пляжный отдых в Агонде (Южный Гоа) - на Новый год!
И немного технической информации по моим переездам.-
1) ДЕЛИ — АМРИТСАР —поезд № 12013 — название поезда — Amritsar St., вагон -AC-Chair Car, цена — 700 рупий (это 700 рублей или 11 долларов США), расстояние 448 километров, — время с 16.30 — 22.45 — поезд по расписанию.
2) АМРИТСАР — АГРА — поезд № 18238 — Chhatisgarh Exp.,вагон — АС-2, цена 1460 рупий, расстояние 702 километра, время с 16.10 — 08.12 — поезд опаздал на 2 часа.
3) АГРА ФОРТ — ДЖОДХПУР — поезд № 12307 — Hwh Ju Exp., вагон — АС -2., цена 1280 рупий, расстояние — 707 километров. время с 20.15 — 06.35 — поезд опаздал на 5 часов.
4) ДЖОДХПУР — ДЖАЙПУР — поезд № 12466 — Intercity Exp., вагон АС-3., цена 605 рупий, расстояние 313 километров, время с 06.10–10.50. — поезд по расписанию.
5) ДЖАЙПУР — УДАЙПУР — поезд № 19665 — Kurj Udz Exp., вагон АС-2., цена 995 рупий, расстояние — 434 километра, время с 23.00- 06.45. — поезд опаздал на 3 часа.
6) УДАЙПУР — МУМБАИ (БОМБЕЙ) Bandra Terminus — поезд № 22902- Udz Bdts Sup., вагон АС-2., цена 1800 рупий, расстояние — 945 километров, время с 21.35- 13.40. — поезд по расписанию.
7) МУМБАИ CST — МАДГАОН (Madgaon)Южный Гоа —поезд № 10103- Mandovi Exp., вагон-АС-2., цена 1535 рупий, расстояние — 765 километров, время с 07.10–20.10. — поезд по расписанию.
8) МАДГАОН — БАНГАЛОР (YESVANTPUR JN)- поезд № 17310 — Ypr Biwekly Exp., вагон — АС-2., цена 1405 рупий, расстояние 644 километра, время с 21.35.- 11.25. — поезд опаздал на 30 минут.
9) БАНГАЛОР (KSR BENGALURU) — МАЙСОР (MYSURU JN)— поезд № 1612161- Chamundi Exp.,вагон — AC Chair Car., цена 260 рупий, расстояние 139 километров, время с 18.15.-21.05. — поезд по расписанию.
10) МАЙСОР — ЧЕННАЙ -поезд № 16022- Kaveri Exp, вагон — АС-2., цена 1095 рупий, расстояние — 500 километров, время — 20.30.- 07.00.- поезд опаздал на 1 час.
11) ЧЕННАЙ — ВИСАКХАПАТНАМ — поезд № 12840 — Howrah Mail., вагон — АС-2, цена 1605 рупий, расстояние — 781 километр. время — с — 23.45- 13.05. — поезд по расписанию.
12) ВИСАКХАПАТНАМ — КАЛЬКУТТА (HOWRAH JN)-поезд № 12864 — Ypr Howrah Exp, вагон — Sleeper., цена — 460 рупий, расстояние — 1199 километров, время- с — 16.15.- 06.10. — поезд по расписанию.
13) КАЛЬКУТТА (HOWRAH JN)- ВАРАНАСИ — поезд № 12333- Vibhut Exp., вагон АС-2., цена 1515 рупий, 760 километров, время с 20.00 — 09.30. — ОТМЕНЕН!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!
Пришлось покупать на вокзале срочно новый билет на ближайший поезд на Варанаси.
14) ВАРАНАСИ — Нью ДЕЛИ — поезд № 22417 — Mahamana Exp., вагон АС-2., цена 1815 рупий, 770 километров. время с 18.35 -08.25. — поезд опаздал на 3 часа.
Как видите из 14 поездов только 6 пришли по расписанию и один поезд вообще был отменен. Десять ночей я провел в поездах. Общая сумма расходов на билеты — 14840 рупий (250 долларов США) и за каждый билет я платил посреднику еще 400 рублей -итого — 5600 (90 долларов США). Итого за все переезды по Индии на поезде — 340 долларов США.
Кто поедет на поезде по Индии — желаю удачи, так как без нее не обойтись и нельзя все предусмотреть!
Теги:
Культурно-познавательный туризм, Пляжный отдых, Самостоятельные путешествия