Уже несколько лет мы с подругами на майские праздники садимся в машины и отправляемся в путешествие. До сих пор наши дороги проходили по России, но в этом году выяснилось что у всех есть действующие шенгенские визы, и мы решили отправиться в Европу. Одно из окон в Европу для петербуржцев расположено на мосту между Ивангородом и Нарвой.
Итак, ранним майским утром по Таллинскому шоссе от Петербурга к Нарве движутся два автомобиля с веселой компанией. Небольшая остановка в придорожном кафе, где заботливые хозяйки обласкали, накормили и напоили нас очень вкусно и совсем не дорого.
Почему Анатолий Собчак решил венчаться с Людмилой Нарусовой в деревенской церкви д. Ополье? Чтобы выяснить это
Следующую остановку мы сделали в деревне Ополье, где слева у дороги белеет небольшая деревенская церковь. Историки говорят, что первый храм здесь был построен еще до 1500 года. Шли годы, постройки ветшали и взамен древних церквей на том же месте и на тех же камнях ставили новые. Та церковь, что мы видим сегодня, была построена в честь Воздвижения Креста Господня в 1874 году. В советские времена церковь была закрыта с 1937 по 1942 год. Церковь намолена, иконы умыты крестьянскими слезами и наверно не случайно настоятелем этой церкви (уже 27 лет)служит большой ученый, историк, заслуженный профессор СПб духовной академии Иоанн Иванович Белевцев. Службы в этом храме проводят по выходным. Я не уверена, что вы легко попадете на службу отца Иоанна. Профессор уже очень стар и теперь в храме есть еще один настоятель отец Игорь. Отец Иоанн известен и очень почитаем не только как священник, но и как крупный ученый и мыслитель. Наверно Вам будет интересно узнать, что в этом храме отец Иоанн в 1993 году обвенчал приезжих из СПб Анатолия Собчака и Людмилу Нарусову. 12-летняя Ксения смеялась над родителями. Почему профессор Анатолий Собчак решил венчаться в этой деревенской церкви мы можем только догадываться.
Поклонившись иконам деревенского храма, пожелав батюшке здоровья и долгих лет жизни, движемся дальше.
Таллиннское шоссе нельзя отнести к современным магистралям, но состояние покрытия вполне ровное, машин на трассе немного — так что дорога до Ивангорода не затруднила.
На подходе к Ивангороду нас останавливает пограничный контроль, проверяют наличие визы в Эстонию. Пограничник говорит, что в город можно въехать только с пропуском или по визе. Пограничный переход расположился у стен Ивангородской и Нарвской крепостей. Между ними естественная граница -широкая и бурная река Нарова. Река делает красивый поворот, с двух берегов в ее воды смотрят мощные старинные крепости, над крепостными стенами развиваются флаги государств. Очереди на границе нет и мы очень быстро получаем в паспорта российские штампики, проезжаем по узкому мосту и оказываемся во владениях эстонских пограничников.
2
К сожалению здесь произошла неприятность-таможенники (их было три!) старались найти вин номер двигателя моего автомобиля, но несмотря на все старания, это у них не получалось. Я тоже ничем не могла им помочь, под капотом Ауди 6 все закрыто чехлом, честно говоря я и капот открывала впервые. Чтобы остановить попытки оторвать чехол двигателя мне пришлось устроить громкую истерику-не смейте ломать мою машину! Главный махнул рукой и сказал мне по- русски, чтобы я изучила свой автомобиль
Пограничник с интересом наблюдал за работой таможенников и проникся к нам симпатией. Он рассказал, что нам лучше сразу забронировать время обратного выезда из Эстонии, рассказал как проехать на пункт сбора.а про нашу задержку с таможенником сказал, что машина новая и дорогая, вот они и проверяют. Я посмеялась -машина уже не совсем новая, просто очень чисто вымыта, аж сверкает. Следующий раз мыть перед поездкой не буду. надо сказать, что подруги ожидали нас в более дорогом, но давно не мытом автомобиле.
На обратном пути мне опять пришлось открыть капот, но таможенный паренек оказался сообразительней своего коллеги -оценив сложность задачи, он в ту же минуту махнул рукой -проезжай! Я так и не поняла, если Эстонии нужно проверять вин номера российских машин, то следует обучить своих сотрудников -ведь автомобиль АУДИ не эксклюзив и наверняка всю информацию о машинах в том числе и тайные сведения о месте расположения секретного вин кода, таможня может получить заранее.
Впрочем про эту неприятность мы очень быстро забыли, но запомнили, что машину лучше не мыть! И я бы не стала сейчас вспоминать об этой истории, но возможно кому-то она может пригодиться при поездке в Эстонию. К слову сказать я недавно узнала, что на границе с Латвией от наших водителей требуют бумагу о техническом осмотре автомобиля, а в нашей стране таких документов на новые машины нет. То есть, если вы собираетесь в Латвию прямо из России и у вас новая машина, то идите в ГАИ и получайте справку о техсостоянии.
А мы не останавливаясь в Нарве устремились в глубь Эстонии. Покинув Россию сразу понимаешь как она огромна, а вот Европа напротив маленькая, почти игрушечная. От Санкт-Петербурга до Нарвы км 150 км и это совсем близко для нас, а от Нарвы до Куремяэ — 70 км. по эстонски -это далеко. После пересечения границы нужно еще 50 км двигаться по дороге на Таллинн, а не доезжая до Йыхви свернуть налево на дорогу 32.
Светило яркое весеннее солнце, Отличная дорога вела нас в Храм. Целью нашей поездки было посещение Женского Пюхтинского православного монастыря. В 2016 году монастырь празднует свое 125летие. Монахини рассказывают историю о том как в шестнадцатом веке на Журавлинной горе пастухам было явление Божьей Матери. В том месте где под горой стояла Божья Матерь забил источник Святой воды. За этой водой и сегодня едут православные со всех сторон и у источника очередь -считается что вода исцеляет глазные болезни.
Несомненно православный действующий монастырь привлекает внимание не только верующих паломников, но и просто путешественников. Но даже не пытайтесь на эстонских туристических картах или на дорожных информационных указателях найти указания как проехать к монастырю. О причинах этого молчания можно только догадываться, но если соберетесь в дорогу, то вам нужна деревня Куремяэ(может это и не деревня, а поселок, впрочем он нас совсем не интересует, так как мы едим в монастырь). Дорога довольно запутанная, но держитесь все время указания Васкнарва — эта дорога и приведет к цели. Движения по дороге почти нет, только лесной олень вышел из кустов, посмотрел на наши машины и снова убежал в лес. Движения нет, но дорожное покрытие отличное.
Мимо монастыря не проедите — он возвышается на высокой горе, справа от дороги. У дороги под горой большая удобная парковка. Здесь есть и стенды с полезной информацией, есть небольшой рыночек, где торгуют горячим кофе с пирожками, монастырским медом, сувенирами и.пустыми пластиковыми бутылками для целебной святой воды. За водой следует спустится к источнику, что по правую руку от парковки. Впрочем искать дорогу к источнику не придется, так как к нему течет народный ручеек с канистрами и бутылками в руках. На источнике организована и купель, так что можно окунуться и смыть свои грехи.
К монастырю дорога ведет налево, вверх, к сияющим крестам храмов. Огромные деревья, старинное здание больницы, монастырское кладбище — все это создает торжественное настроение -перед вами открывается бесконечное небо и купола собора. но не проходите мимо кладбища — именно здесь вы найдете святыни монастыря — две скромные могилы стариц Елены и Екатерины. Много верующих приезжают именно на эти могилки, так как матушки Елена и Екатерина отвечают на молитвы людей и помогают. Если разговоритесь с монашками, то узнаете сколько чудес произошло здесь. Если в чудеса не верите, то просто поклонитесь памяти этих юродивых бабушек, которых так почитает народ.
Не пройдите мимо часовни справа, внутри ее находится древняя часовня 16 века, построенная в честь явления Богородицы. Здесь же и тысячелетний дуб с обхватом в четыре метра. Сделать замеры самим не получится -от замерщиков дуб оградили оградой.
Через добротные ворота заходим на территорию монастыря и понимаем, что
монастырь крепко стоит на ногах, все красиво, надежно, ухожено.
Икона Успения Божьей матери в драгоценном окладе с бриллиантами и жемчугами (та самая, что обрели пастухи в 16 веке на ветвях дуба) находится у правого пилона центрального нефа. Икона почитаема и считается чудотворной.
Как мы разобрались, то монастырь был построен в конце 19 века (1892)при прямом покровительстве эстлянского губернатора князя Сергея Шаховского и его жены Елизаветы. Великими покровителями нового монастыря были Император Александр Третий и Иоанн Кронштадский. Надо сказать, что в это же время вокруг Чудского озера при личном участии Иоанна Кронштадского строится несколько огромных храмов, которые сегодня находятся на территории Сланцевского района Ленинградской области и с трудом восстанавливаются после тяжелых лет богоборства и войны. Не могу удержаться и покажу вам монастырь на Козьей горе под Сланцами. Этот монастырь не имел богатых покровителей, он был построен силами простого крестьянина у которого умерла жена, а две любимые дочери решили уйти в монастырь. Вот для этих дочерей, чтобы не уезжали далеко построил крестьянин монастырь. Из деревни уехали все жители, на службы приезжает с десяток верующих, а храм стоит — только матушка Варвара следит за хозяйством. удивительно красивая и образованная женщина. Да старый строгий монах, что служит здесь службы. А Козья гора место особое, если душа не чиста или помыслы не добрые — не найдете дороги в этот красивый храм! Освещал этот храм Иоанн Кронштадтский.
Монастырю в Эстонии повезло больше, его здания за эти годы не пострадали. Более того, когда в 1894 году скончался Сергей Шаховской, его жена построила на территории монастыря храм во имя Сергея Радонежского под стеной которого вы найдете могилы Сергея и Елизаветы Шаховских. После смерти князя монастырь стал искать нового покровителя и нашел его в Москве — генерал-майор Иван Терещенко дал монашкам 90тысяч рублей с одним условием, что ежедневно в монастыре будет совершаться поминовление его и его родных. Первый храм разобрали, а на его месте заложили новый пятиглавый. Новый храм построили за два года, а генерала поминают ежедневно и поныне.
Интересно было узнать, что у монастыря был еще один очень мощный покровитель Патриарх Московский и Всея Руси Алексий. Маленьким мальчиком он прислуживал в местных церквях, куда его приводил отец-священник. Будучи Епископом Таллинским и Эстонским Алексий приложил много сил для того чтобы сохранить Пюхтинский монастырь. А в 1990 году монастырь получил статус ставропигиального и перешел в прямое подчинение Святейшему Патриарху Московскому и Всея Руси.
Если вернуться к святыням то в монастыре есть еще одна почитаемая Икона — Пюхтинская икона Божьей матери. Эта икона изображает явление Божьей Матери в Пюхтицах. Она была написана в иконописной мастерской монастыря в подарок Иоанну Кронштатскому. Святой хранил икону у себя, а после его кончины образ вернулся в монастырь. Икона Святого очень почитаема и чудодейственна.
Думаю что этой небольшой информации вполне достаточно и можно просто погулять по тихому монастырскому двору. В церковной лавке торгуют иконами, что пишут здешние иконописицы, а за углом из окошка пекарни торгуют горячим хлебом. Мы купили случайно две буханки, думали лишний, но потом радовались — хлеб оказался просто фантастически вкусным. Нам сказали, что его пекут на дровах в русской печи. Территория монастыря очень ухожена, красивый плодовый сад готовился к весеннему цветению, а с дорожек монастыря открывались чудесные виды окрестностей Из храма доносилось красивое церковное пение. наши души наполнились чистотой и спокойствием. Однако пора продолжить путь, ведь в 25 км на берегу Чудского озера находится Подворье Пюхтинского монастыря-Ильинский скит.
Мы садимся в машины и по той же узкой и пустынной дороге движемся в Васкнарву.
Вакснарва, бывший русский городок Сыренец, интересна нам тем, что здесь из Чудского озера вытекает пограничная Нарова. Здесь сохранились развалины древней русской крепости. Где-то мы нашли упоминание, что с колокольни местной церкви в хорошую погоду видны колокола Псково-печерского монастыря?! Если честно — то не поверили, но вдруг?
25 км по асфальтированной дороге и мы вьезжаем в обычную русскую деревню с крепкими домами и яркими заборчиками полисадников. У дороги довольно большая автостоянка, машин нет, есть информационный щит. Ставим машины на стоянку и подходим к монастырскому забору. Ворота закрыты, обходим вокруг монастыря, все закрыто -тишина. За забором большой новый храм, какие-то жилые постройки. Мы решаем уезжать, может стоить поискать крепость? садимся в машины и двигаемся в глубь деревни, но нас останавливают надписи на русском языке о том, что мы находимся в пограничной зоне и дальше двигаться нельзя. Разворачиваемся и едим назад. У стены монастыря монашка робко тормозит мою машину.
Вы из Петербурга?
Да.
А вы назад поедите?
Да
Возьмите у меня передачу родным.
Не очень хочется, но отказать не решаемся.
снова встаем на стоянку и идем в монастырь через открытые для нас ворота.
Монашку зовут Юлия. Она рассказывает, что всю ночь монашки стояли на пасхальной службе в Пюхтицах, недавно вернулись и очень хотят спать. Но она попробует взять у матушки ключи и открыть для нас церковь. В это время появляется и сама матушка. Вид у нее измученный и она не расположена любезничать с нами, но открывает храм. Мы себя чувствуем не очень удобно, торопливо делаем какие-то покупки, ставим свечи и выходим на улицу. Юля зовет в трапезную -попить чаю. Чаю мы не очень хотим, но приносим и отдаем монашкам большой пасхальный кулич из петербургского ресторана Метрополь.
Гуляя по монастырскому двору, впрочем можно сказать по монастырскому кладбищу, мы нашли вот такую аккуратную могилу — вот так только простое русское имя Татьяна и особое звание -повитуха. На Руси повитуха всегда была особоуважаемым человеком, ведь вся деревня была ей родня, в каждом доме ее встречали с почетом, как родную. Считалось, что повитуху с принятым ею ребенком всю жизнь связывает особая связь. Матери дарят повитухам подарки на праздники, повитуха знала заговоры и могла поворожить над младенцем, определяя его судьбу. Уважение к повитухам выражается и в особом славянском празднике Бабьи каши -этот день празднуют 8января, то есть сразу после Рождества. Церковь праздник не признает, считая что он подрывает веру в непорочность Святой Девы.
Но народ праздник знает и продолжает отмечать. Следует сказать, что повитухой могла стать не каждая -это обязательно должна быть женщина имеющая своих детей, добрая, ловкая и трудолюбивая. Такой наверно и была повитуха Татьяна из эстонской Васкнарвы, а может быть, что она жила еще в русском Сыренце, ведь на могилке даты не обозначены
Юля говорит тихо, ее речь тячет медленно и звучит монотонно Очень хочется вырваться из монастыря, забрать передачу и скорее ехать дальше. Но время в монастыре вдруг стало тягучим и ощутимым. Юля рассказывает про монастырский огород, про коров, про то что на подворье или его называют Ильинский скит живут старые монахини, что здесь лучше чем в монастыре, где очень много гостей и много работы. Юля говор ит, говорит…
я физически чувствую как тону в этом остановившемся времени, в этих разговорах
Юля, так давайте вашу передачу
сейчас, сейчас, а как же чай?
Но нет ни чая, ни передачи.
просто болото
Наталия берет Юлю за руку — идемте, я помогу Вам принести передачу.
ой, и правда -у меня только три бутыли (5 литровые)крещенской воды, книги и вышивки.
они уходят, а мы стоим любуясь церковными крестами над храмом и здесь…
несомненно среди вас есть люди ученые и вы знаете название этому редкому явлению, но нам в этом остановившемся мире то что произошло дальше показалось чудом
в ослепительно синем небе вокруг церковного креста вдруг засияла радуга. необыкновенная, яркая, круглая радуга! фотоаппарат лежал в машине и мы защелкали своими телефонами. к сожалению снимки не передают яркости и необыкновенного свечения той радуги.
2
Юля, посмотрев на световое чудо, прокоментировала — Богородица Пасхе радуется.
Позже, просмотрев все коментарии в интернете по этой теме мы вычитали, что явление галло бывает в очень холодную погоду. Но в тот день было тепло и ясно. а на небе над монастырем светилась и сияла солнечная радуга!
Вы спросите — а как же обещанный рассказ про праздник Пасхи? А вот и получилось что мы отпраздновали его вместе с Богородицей. На службы мы опоздали, в купель не полезли, но настроение от поездки было замечательное.
Теперь обещанный рассказ как добраться до монастыря на общественном транспорте. Думаю, что петербуржцы эту дорогу и без моих советов знают, скорее это рассказ для наших гостей, что могут найти денек и прокатиться к соседям в Эстонию. Только сразу проверьте свою шенгенскую визу — без нее никак!
На эту поездку вам потребуется всего один день. Между Петербургом и Таллинном отлично налажено автобусное сообщение, которое обеспечивают несколько автобусных компаний. Вы легко через интернет можете забронировать себе билетик — при этом обратите внимание откуда отправляется автобус — есть несколько вариантов, выбирайте наиболее удобный для себя. Имейте ввиду, что Вы поедите на запад от СПб.
Билет надо покупать до города Йыхви (некоторые автобусы на Таллинн идут по объездной дороге и в город не заезжают — это нам не подходит!).
Это важно, так как именно на автобусной станции в Йыхви нужно пересесть на местный автобус 106,вам нужен билет до Куремяэ.
Задача облегчается тем, что все отлично говорят по русски. кроме 106 маршрута есть и другие, вам обязательно подскажут.
Обратную дорогу можно проделать также, билеты легко купите у кондукторов прямо в автобусе. Приготовьте мелкие евро.
если вы хотите задержаться в Эстонии, то это тоже легко и просто -здесь хорошие гостиницы и приветливый персонал. В монастыре есть своя гостиница, где можно остановиться, но лучше им заранее написать.
Впрочем для поездки в монастырь вполне хватит и одного дня.