Как я и обещала, продолжаем прогулку по баварскому городу Аугсбургу, столице Швабии, начало которой подробно описано вот здесь: Аугсбург — город, которому две тысячи лет
Итак, наша цель — главный собор Аугсбурга — Собор Девы Марии (Mariendom), к которому я направилась от Ратушной площади.
Собор строился с XI по XV век, он является ярким образцом немецкой готики, однако в его архитектурном облике есть черты романского и барочного стиля. Собор состоит из пяти нефов с трансептом, двух хоров (романского и готического) и галереи.
С восточной стороны расположены романские башни, сложенные из бутового камня и увенчанные высокими куполами с острыми медными шпилями. Аугсбургскому собору, к счастью, удалось уцелеть в период Второй мировой войны. Повредили только монастырь и часовню Девы Марии, которые отреставрировали в 1983–1984 годах.
От ратушной площади подходишь к красивому готическому южному порталу собора, датируемому 1356 годом. В обрамлении окон и дверей стоят фигуры апостолов, а на центральной пилястре - Дева Мария.
Главная ценность собора Богоматери — цветные витражи второй половины XI века — начала XII века с изображениями пророков и царей Ветхого Завета. Это старейшие сохранившиеся витражи в Германии. Но, к сожалению, я их не сфотографировала.
В интерьере собора особый интерес представляет фреска 1491 года с изображением святого Христофора, а в нефе есть созданные в 1493 году аугсбургским живописцем Гансом Гольбейном Старшим четыре картины из жизни Девы Марии.
Сохранились бронзовые двери собора, отлитые в XI веке. Они считаются одним из лучших примеров средневекового литейного искусства к северу от Альп. Двери XI века находятся в епархиальном музее рядом с собором, а в соборе в 2000 году установили новые бронзовые двери работы мюнхенского скульптора Макса Фаллера, состоящие из 28 рельефов на библейские темы.
Перед собором установлен памятник трем святым, считающимся покровителями Аугсбурга: святым Ульриху, Зимперту и Афре.
Справа рядом с Кафедральным собором здание, на которое обязательно обратишь внимание, — Епископский дворец, построенный в 1730 году.
На площади у Кафедрального собора находится так называемая «Римская стена», с экспозицией, в которой представлены археологические находки времен Римской империи, сделанные на территории Аугсбурга. Подлинники в музее, это копии.
Слева рядом с собором находится великолепный комплекс бывшей Резиденции епископов Аугсбурга. Резиденция была построена в 1740–1752 годах на основе зданий XVI века, здесь смешались стили рококо и барокко. Возвышающаяся над дворцом башня старше основного здания, она построена в первом десятилетии XVI века.
С 1817 года в бывшей епископской резиденции размещается Правительство Пфальца.
Перед Резиденцией находится Fronhof, что переводится, как «барский двор». Это и был когда-то барский двор, площадь для хозяйственных построек. Потом этот двор частично использовался как кладбище для служащих Резиденции, потом кладбище исчезло, а на его месте в XIX веке устроили учебный плац для военных.
В 1878 году плац превратили в общественный сквер. Сквер очень красивый и в солнечный день он пользуется спросом у местных жителей. Кто-то устроил фотосессию своему малышу, кто-то отдыхает на травке или греется на солнышке на лавочке. Я бы тоже с удовольствием там посидела.
В сквере есть Мемориал мира, как я поняла, установленный после победы во франко-прусской войне в 1871 году.
Из сквера я вышла через арку Burggrafenturm, башни, построенной в 1507 году. В Аугсбурге есть много памятных мест, связанных с фамилией Моцартов, и специальные туристические маршруты, которые включают дома, в которых жили Моцарты, гостиницы, в которых они останавливались, церкви и другие места, которые они посещали. Перед башней справа стоит небольшой памятник, на котором с одной стороны портрет Леопольда Моцарта — австрийского музыканта, отца и учителя Вольфганга Амадея Моцарта, а с другой — портрет его великого сына.
Далее следует свернуть направо и пройти под аркой бывшей Резиденции.
Прямо за аркой вы увидите Hofgarten (Придворный сад). Этот сад был спланирован в XVIII веке и относился к Епископской резиденции. Когда дворец отошел государству, сад тоже стал государственным. В 1963 году его взял в аренду город и вскоре открыл в парк свободный доступ. Вот здесь я на лавочке и посидела, любуясь цветочками. Людей было много, ходить и фотографировать я постеснялась, только издалека.
В саду обратите внимание на пять фигур придворных карликов, созданных в 1744 году скульптором Иоганном Шинделем. Похожие стоят в саду дворца Мирабель в Зальцбурге. Они на снимке внизу видны как раз над чашей фонтана. А чуть правее — книжный шкаф, который стоит в саду с 2001 года. Здесь можно брать книги и читать, а можно приносить свои и дополнить библиотеку.
А если, выйдя из-под арки бывшей епископской резиденции, вы свернете влево, то выйдете на улицу Heilig-Kreuz-Straße, которая названа в честь существовавшего здесь с XII века монастыря.
Улочка симпатичная, застроенная жилыми зданиями XVI века. Но, главное на ней — две церкви Святого Креста, стоящие рядом: католическая и евангелическо-лютеранская.
Сначала я хотела зайти в протестантскую, но была закрыта дверь.
Сходила в католическую, а потом увидела, что в протестантскую приоткрыта дверь и я зашла. Рекомендую обязательно зайти в евангелическо-лютеранскую церковь Святого креста! Церковь необычна по форме, в плане она имеет форму трапеции. Но больше необычна она по богатству интерьера, как правило протестантские церкви более скромно оформлены.
В алтаре картины Иоганна Генриха Шенфельда, выполненные в 1665 году, а на стенах работы не менее известных мастеров XVII–XVIII веков. Орган 1730 года.
Эта церковь была открыта в 1653 году, причем деньги на ее строительство собирал пастор, совершивший для этого поездку по Европе. В том числе деньги на церковь дал датский король Фридрих III и датские дворяне протестантского вероисповедания, а также шведская королева Кристина.
С двух сторон есть галерея. Красивый деревянный кессонный потолок, благодаря которому в зале великолепная акустика и он используется для концертов. Читала, что в 1805 году солдаты Наполеона держали в церкви австрийских заключенных и даже разводили в ней костры для обогрева. Но, на удивление, церковь не пострадала. Во время бомбардировок Второй мировой церковь была спасена благодаря мужеству служителей церкви.
На сайте местной Вики пишут, что на северной стене церкви висит работа «Крещение Христа» Тинторетто. Когда он её создал, неизвестно и, возможно, она была завершена учеником Тинторетто. Я этого не знала, поэтому внимательно не разглядывала.
Женщина, которая открыла церковь, показала мне лесенку на галерею, я посмотрела на эту красоту сверху. Спустилась, и церковь за мною снова закрыли. Повезло!
Время работы евангелическо-лютеранской церкви Святого Креста:
- С понедельника по пятницу: с 10:00 до 11:00 и с 15:00 до 16:00
- Суббота: с 10:00 до 11:00 и с 14:00 до 16:00
- Воскресенье: с 8:00 до 11.00 и с 14:00 до 16:00
Две церкви разделяет небольшой садик. С 1167 года на этом месте существовал монастырь Святого креста, принадлежавший августинцам. Монастырская церковь была построена в 1492 — 1508 годах трехнефной в стиле поздней готики и имела башню с часами. В в 1677 году башню нарастили и добавили купол в форме луковицы.
В 1716 — 1719 годах интерьера реконструировали в стиле барокко в соответствии с существовавшими тогда стандартами. От барокко после бомбежек 1944 года ничего не осталось, это церкви не повезло, она была сильно повреждена.
Вики пишет о работе Рубенса где-то в районе алтаря. Сам алтарь современный, очень необычный, его выполнил в 1970 году австрийский скульптор Ханс Ладнер. Картин в церкви немного, но определить точно, где работа Рубенса (переварить он-лайн перевод), я так и не смогла. Может у кого получится: Bekannt ist die Kirche heute unter anderem für das Altarblatt von Peter Paul Rubens aus dem Jahre 1622 bis 1625.
От подлинных украшений в стиле барокко в церкви осталась великолепная кованая решетка, изготовленная в 1744 году. Фамилии мастеров можно увидеть на самой решетке.
А мне нужно было двигаться по направлению к вокзалу, чтобы успеть на нужную электричку. Из зоны восстановленной исторической застройки я вышла, она расположена в основном вдоль Максимилианштрассе. Но по пути еще попадалось кое-что интересное. Например, вот эта скульптура.
Между прочим, это «Пасха» работы семейной пары немецких скульпторов Matschinsky-Denninghoff. Они скульптуры в таком роде много где по Германии расставили.
Здание за этим произведением — Городской театр. Здание построено по проекту венских архитекторов и открыто в 1877 году. В войну здание пострадало от бомбардировок, восстановлено, но со значительным упрощением фасада и интерьера.
Рядом недавно построили новое здание для театра комедии — Brechtbühne. Названо в честь Бертольда Брехта, немецкого драматурга и поэта XX века, родившегося в Аугсбурге.
Четырехэтажное здание с башенкой в стиле модерн, построенное в 1901 году.
Площадь Принца-регента с фонтаном. Prinzregentenbrunnen (Фонтан принца-регента) был открыт в 1903 году в честь 80-летия принца-регента Луитпольда Баварского. На пьедестале с четырех сторон портреты его предшественников.
А от здания администрации округа вокзал совсем рядом.
Это всё, что я успела посмотреть в Аугсбурге за шесть часов. Конечно, многое не увидела, но если вы приедете первой электричкой (баварский билет начинает действовать с 9–00), до вечера вполне всё успеете.
Теги:
Культурно-познавательный туризм, Самостоятельные путешествия