На юге региона Венето, в прекрасной долине Полезине лежит город Ровиго.
На юге региона Венето, в прекрасной долине Полезине лежит город Ровиго.
Ровиго — город «среднего возраста». То есть тот, который не может, находясь в Италии, похвастаться своим «римским происхождением». Впервые упоминается в 838 году, а через полвека его уже прибрал к рукам вездесущий Эсте.
Дальше — всё как у всех в Венето, после Эсте Феррара, потом Венеция водружает своего льва, потом австрийцы, которые строят красивые здания, потом Наполеон, который в красивых зданиях делает конюшни, потом Гарибальди и Витторио Эмануэле II, и вот уже мы в современности.
Академия Конкорди была основана в 1580 году, функционирует до сих пор, сейчас в Академии одна из самых известных в Венето галерей искусств. Граф Джованни Франческо Касилини был великим ценителем искусства и собрал коллекцию из более чем двухсот работ венецианских художников раннего периода — с XI по XIII век. В 1833 году Касилини передал свою коллекцию Академии Конкорди, положив начало коллекции. Которая потом пополнилась работами таких мастеров, как Тинторетто, Тициан, Гольбейн и Дюрер. Находится пинакотека в Палаццо Роверелло.
Площадь Пьяцца Витторио Эмануэле II полна стульев, наверное, вечером будет какой-нибудь концерт.
Центр невелик, архитектура города неплоха, хотя и ничего сверх-особенного. Добротная Италия Средневековья и раннего Ренессанса.
И кое-что австрийцы построили в своём имперском стиле. Так, дворец Роверелла — величественное палаццо эпохи раннего Возрождения — было построено, когда власть в городе ещё принадлежала династии Эсте. Затеял стройку пожилой кардинал Бартоломео Роверелла непонятно для кого, старик уже давно переехал в Феррару. История не сохранила имени архитектора, но специалисты склоняются к мысли, что это был молодой Бьяджо Россетти, Дворец был в основном построен с 1474 по 1477 годы, а потом кардинал умер. Здание впоследствие несколько раз переходило из рук в руки, ветшая и перестраиваясь, пока городские власти не присвоили палаццо и не произвели реконструкцию, разместив музей.
На Пьяцца Витторио Эмануэле II характерной трапециевидной формы выходят самые красивые здания Ровиго. Сам король смотрит прямо на Часовую башню, которая доминирует над площадью.
Башня сравнительно новая — втиснули её между ранне-ренессансными домами в 1790 году, когда закончилось длительное строительство башни, начатое в 1763 году веронским архитектором Пьетро Пуччини. А часы вообще новые, современные. Слева от часовой башни — первоначальное здание уже известной Академии деи Конкорди, а справа — Лоджия деи Нотари, где с 1286 года практиковали своё искусство нотариусы Ровиго. Готическое здание было перестроено в ренессансном стиле в 1488 году, вторично реконструировано, в основном внутри, для австрийских чиновников в 1792 году, сейчас в здании находится мэрия Ровиго.
На другой стороне площади, напротив Часовой башни, с 1508 года стоит традиционная колонна — знак власти Венеции.
Лев был богато украшен золотом, мимо которого, естественно, не могли пройти мародеры Бонапарта.
Рядом с символом венецианского могущества — символ австрийского. Это Лоджия делла Гран Гуардия, построенная в 1854 году. Пять арок и шесть столбов увенчаны шлемами, доспехами и щитами.
Итальянцы после обретения независимости на крыльце Лоджии соорудили своё памятное место, установив мемориальные доски со списком карбонариев, а позднее и партизан Сопротивления.
По соседству с Пьяцца Витторио Эмануэле II находится вторая главная площадь старого Ровиго — Пьяцца Гарибальди. Когда-то давно на месте площади размещалась церковь Санта-Джустина, перед которой торговали овощами и фруктами. Пришедшую в плохое состояние церковь снесли в 1808 году, оставив только рынок. А в конце XIX века решили перестроить в красивую площадь с конным памятником Гарибальди посередине.
Бронзовый памятник работы Эттори Феррари был открыт в 1896 году. Памятник получился настолько солидным, что центральная власть в Риме решила его перенести для установки на одной из столичных площадей. Но жители города устроили настолько громкие протесты, что власть вынуждена была оставить памятник на его прежнем месте.
Самое красивое здание на Пьяцца Гарибальди, безусловно, Палаццо Равенна. Изящное здание XV века вообще считается одним из самых примечательных во всём Ровиго. Долгое время во дворце жила богатая семья Бонаноми, у которых в XIX веке палаццо купила семья Равенна, которая сохранила зданию его ренессансный облик, разве что украсив фасад чугунными балконными решётками.
В северной части площади Гарибальди находится старый дворец, построенный в конце XV века в качестве резиденции венецианского губернатора вместе с административным и судебным бюро, а во дворе была тюрьма. После падения Венецианской республики, австрийцы приспособили палаццо для императорского суда с тюрьмой. После обьединения Италии здание перестроили, сделав из него довольно симпатичное место, гда разместились торговые организации, биржа, позднее сюда переехала торгово-промышленная палата.
На площади Гарибальди находится и местный театр, который был построен между 1817 и 1819 годами.
Самое молодое здание — Почта и телеграф, законченное непосредственно в канун падения режима Муссолини.
Когда-то Ровиго окружали крепостные стены с башнями, не менее мощными, чем в Монтаньяне. Но от них ничего не осталось. Последние оборонительные сооружения были срыты австрийцами в конце XVIII века. Из шести городских ворот остались только двое. Лучше всего сохранились ворота Сан-Бортоло, самое удивительное, что эти ворота выглядят практически так же, как в 1482 году, когда были построены. Остались не только стены постройки, но даже и зубцы поверх стены.
Вторые — ворота Августина, называются так по имени располагавшейся неподалёку древней церкви святого Августина, которую снесли в 1772 году.
О мощности когда-то существовавших городских укреплений говорит и единственная сохранившаяся башня Пигин. Башня настолько солидна, что позднее в неё удалось вписать пятиэтажный жилой дом, и ещё осталось место.
Центром всех укреплений был замок рода Эсте, построенный ещё в X веке. Средневековый замок просуществовал до 1836 года. Представлял собой монументальное сооружение из 8 башен, толстых стен и двух подъёмных мостов. Долгое время он исполнял сторожевые и оборонительные задачи, пока захватившие Северную Италию австрийцы не сокрушили его стены. В наше время от замка осталась только его главная башня высотой 66 метров. Башня — символ города, считается одной из самых высоких средневековых крепостных башен в Италии.
А как обстоит дело в Ровиго с религиозными сооружениями? Как и в любом итальянском городе их несколько, достойных внимания. Но ни в один из храмов мы не попали. Опять же во время предполагаемой работы. Может город был на осадном положении? Странновато…
Самая необычная церковь в Ровиго получила прозвище «Ротонда» благодаря своей необычной восьмиугольной форме. Церковь была построена в 1594 году по проекту Франческо Дзамберлана, как хранилище чудотворной иконы Мадонны с младенцем Иисусом, который сидит у неё на коленях с розой в руке.
Позднее к зданию была пристроена 57-метровая колокольня Лонгена, ставшая одной из самых высоких точек города. Кроме чудотворной иконы внутри должны быть картины венецианских художников XIV–XVIII веков.
Церковь Христа одна из самых старых в Ровиго. Хотя церковная колокольня была построена в 1793 году. Здание храма датируется 1213 годом, то есть временем, когда в эти места заезжал сам святой Франциск.
Церковь святого Франциска, построенная одним из герцогов д’Эсте и принадлежавшая францисканскому монастырю интересна своим видом. Готическая половина была построена в конце XIV века,
а в 1520 году фасад, смотрящий в сторону площади Гарибальди, был оформлен в ренессансном стиле.
Ровигский кафедральный собор так и остался недостроенным. Первый храм на этом месте был возведен ещё в 950 году, когда молодой город Ровиго только начал строиться. Спустя 120 лет первую церковь заменили новым зданием. Оно, в свою очередь, уступило место более крупному собору в 1461 году. В конце XVII века стали вынашиваться планы строительства вдвое большего собора, через 100 лет закончили стены и купол, но снесли собор из-за ошибок в проекте. Архитектор Джузеппе Сабатини из Падуи взялся за строительство пятого здания всерьёз, однако умер через несколько лет, на закончив работы. Несмотря на улучшение фасада и интерьера собора разными архитекторами, он так и остался незавершённым…
Вот и всё в Ровиго. И в Венето, и в Италии. В этом году. До встречи в следующем!