Монтаньяна… В этом певучем названии чувствуется что-то фэнтези, что-то карнавального. И название не обмануло. Попали мы в Монтаньяну в канун проведения средневекового праздника, частью которого является и палио — гонки на неосёдланных лошадях.
Монтаньяна… В этом певучем названии чувствуется что-то фэнтези, что-то карнавального. И название не обмануло. Попали мы в Монтаньяну в канун проведения средневекового праздника, частью которого является и палио — гонки на неосёдланных лошадях.
Многие удивляются, как мне удаётся фотографировать пустые улицы в городах.
В обычный день, особенно в полдень, часто можно сделать такие снимки без труда.
Или подождать пару минут, пока не освободится план. Но в Монтаньяне в этот день найти пустой план было неосуществимо. Да и ни к чему. Ведь это праздник, средневековый город живёт своей нормальной средневековой жизнью.
Люди в исторических костюмах естественно смотрятся на фоне площадей и улиц Монтаньяны, на фоне палаццо, церквей и торговых рядов. Да и как иначе — этот город, расположенный в глубине провинции Венето, входит в число полностью сохранившихся средневековых укреплённых городов Италии. Его стены XIV века, времени, когда вельможи Карарези укрепляли свои пограничные фортпосты против могущественных веронских Скалигеров, с башнями, укреплёнными воротами и рвом, и сегодня выдержали бы штурм сильной армии неприятеля…при условии, если он вооружён стрелами и мечами, конечно)). Судите сами — вот он, городок Монтаньяна, на снимке из интернета.
Палио — это вообще-то такой штандарт на палке, который победитель гонки уносит с собой и хранит в своём доме год. И следущие скачки решают — отнесёт ли он штандарт снова, или передаст другому. Примерно с XIII века скачки стали устраиваться в итальянских городах, в основном, к северу от Рима. Туристам известно больше всего о палио в Сиене. И немногие знают, что этот праздник — историческая традиция более, чем 100 итальянских городов. В Монтаньяне проводят так называемое «Палио десяти коммун», соревнуются представители 10 населённых пунктов, которые подчинялись Монтаньяне в XIII веке. О чём и извещает большая надпись на Падуанских воротах.
Во многих городах скачки проводятся на центральной площади, в Монтаньяне же под крепостной стеной. Само палио мы не видели — здесь строго по билетам, и народ рассаживается на трибунах в несколько ярусов, да и не входило в планы оставаться после обеда…а пока под стеной разминаются и проверяют трассу будущие участники.
Но ведь палио не только скачки, это и парад в исторических костюмах, и праздничная служба в Кафедрале, и ярмарочные развлечения, и торговые ряды, всё это мы смогли посмотреть.
В центр мероприятия мы вернёмся позже, а сейчас рассказ о самом городке Монтаньяна и его достопримечательностях.
Для историка в Монтаньяне наиболее интересны крепостные стены. Эти стены стоят в городе на протяжении веков и, как известно, являются одними из наиболее хорошо сохранившихся средневековых стен в Европе. По периметру 2 км город окружают сплошные стены высотой до 8 метров.
Через каждые 60 — 70 метров расположены 24 башни высотой 17–20 метров.
Вокруг города был вырыт широкий ров, который заполняли водой из ближайшей реки. До появления больших осадных пушек в XVI веке город никогда не был взят. Доступ в город находился под контролем двух замков — Сан-Дзено и Рокка Дельи Альбери
Рокка Дельи Альбери был построен в 1360 году семьей Каррарези и охранял вход в город с запада, со стороны Вероны. Замок строился между уже существовавшими стенами, на месте городских ворот. Вход в город осуществлялся через систему пяти ворот и отдельных коридоров между двумя стенами под замком.
Штурмующим ворота солдатам не позавидуешь — сначала надо было перебраться через ров с водой, так как мосты разрушались в случае войны, и разбить первые ворота. За которыми ждал длинный коридор между двумя высокими стенами, ведущий к высокой башне, при этом со стен защитники города поливали неприятеля стрелами. Если повезло разбить и следущие ворота, за ними ждал «колодец», в котором надо было работать над третьими воротами под непрерывным огнём сверху. Потом… хотя потом не было. Как уже упомянул, город в течение Средних веков никогда не был взят, и дальше вторых ворот никто не прошёл.
Башни замка вмещали довольно много защитников на своих шести и восьми этажах. На восьмом этаже сторожевой башни был круглосуточный наблюдательный пост, который с 40-метровой высоты мог заметить приближающегося врага издалека. Примерно так же устроен вход в город и с восточной стороны, со стороны Падуи. Этот вход охраняет замок Сан — Дзено, чьё название происходит от близлежащей церкви.
Здание замка было построено также в тринадцатом веке. Замок Сан — Дзено больше, имеет прямоугольную форму 46×26 метров с большим двором. Сначала использовался в качестве резиденции герцогов, позднее — как казармы гарнизона и арсенал.
Так называемые ворота 20-го сентября на самом деле просто пролом в стене, который сделали уже в конце XIX века для вьезда в старый город с юга, украсили часами и назвали в честь национального праздника — дня окончательного обьединения Италии
За пределами крепостных стен интересен только один обьект. И весьма неоднозначный, неприятно удививший. Здание с колоннами — вилла Пизани, построенная в классическом стиле великим архитектором Палладио в 1552 — 1555 годах для кардинала Франческо Пизани. Вилла включена ЮНЕСКО в 1996 году в перечень памятников Всемирного наследия «Виллы Палладио в Венето». Так и осталось загадкой, почему этот обьект всемирного наследия в таком состоянии и закрыт. Особенно сравнивая с остальными творениями Палладио, которые все посещаются туристами. Небольшую часовенку около виллы Палладио, вероятно, придумал за один день, на досуге.
По другую сторону от часовни находится большое палаццо Джусти Саммартини, который принадлежал к отдельной ветви семьи Пизани.
Внутри крепостных стен, как и в любом средневековом городе, несколько церквей и несколько палаццо местных вельмож. Церковь Святого Бенедикта принадлежала женскому монастырю Бенедиктинского ордена, построенного в 1502 году. Монахини организовали приют и школу для детей городской бедноты. Монастырь просуществовал до 1807 года, когда наполеоновское правительство его закрыло. Последнее здание церкви было построено в 1771 году в элегантном стиле позднего барокко. Здание не используется и закрыто уже долгие годы.
Открыта для посещения небольшая романская церковь Святого Франциска, без изменений сохранившаяся с 1350 года, стоящая прямо около крепостной стены.
Снаружи церковь францисканцев интереснее, чем внутри, хотя в ней и хранится пара старых реликвий.
А это здание, где сейчас находится банк, только напоминает религиозное сооружение. На самом деле это одна из первых бесплатных больниц города, оказывавшая помощь бедным и бездомным. Внутри были красивые фрески, которые были в XIX веке сняты и перевезены в музеи Венеции.
По улице Маттеотти, которая раньше именовалась Главная улица, идём в сторону центральной площади.
По пути встретилось палаццо пятнадцатого века, образец прекрасной венецианской готической архитектуры. Считается, что дворец был резиденцией жены кондотьера Эразмо Нарни по прозвищу Гаттамелата, памятник которому установлен в Падуе.
В конце улицы находится палаццо Уберти. Было построено в 1500-х годах для представителя местной знатной фамилии, Джованни Антонио де Уберти. Ренессансный дворец выделяется каменным резным карнизом и балконами.
И вот мы в самом центре, где уже довольно много жителей города, пришедших на праздник.
Просторную площадь упрямые монтаньянцы по прежнему называют пьяцца Маджоре, хотя более сто лет её официальное название — пьяцца Витторио Эмануэле.
Стоявшая посередине площади традиционная венецианская колонна со львом была уничтожена солдатами Наполеона. Обрубок колонны торчал до 1881 года, когда его заменили памятником первому королю обьединённой Италии.
Дворец с ионическими пилястрами на втором этаже — палаццо ди Монте Пиета, ломбард францисканцев, построенный в 1497 году и реконструированный в XVIII веке.
На южной стороне площади Пьяцца Маджоре находится элегантное и величественное палаццо Валери восемнадцатого века, чье название происходит от фамилии владельца здания между 1835 и 1879 годами. Рядом с этим зданием — палаццо Занелла, которое легко узнать по очень оригинальным каминным трубам в венецианском стиле.
Средневековые шатры установлены напротив палаццо делла Лоджия, которое было построено на месте древней церкви Святого Иоанна Крестителя с хосписом для паломников в Святую Землю. Церковь к XVIII веку оказалась в таком состоянии, что было решено её снести.
Палаццо ди Риспармио, несмотря на свой средневековый облик, самое новое здание на площади, построенное в XX веке.
В 1918 году пожар уничтожил старинные здания в этом углу пьяцца Маджоре. Вместо них и был построен современный дворец, вполне вписавшийся в облик средневекового города.
И, конечно, центральное место на площади занимает Кафедральный собор Успения Пресвятой Девы Марии, построенный в 1431 -1502 годах в старо-готическом стиле с добавленными элементами эпохи Возрождения, на руинах более старой церкви.
Над внутренним убранством собора работал сам Паоло Веронезе, внутри несколько ценных картин и фрески Джорджоне.
Но фотографировать не представлялось возможным — шла праздничная богослужба, и кафедрал был полон жителей города. На фасаде размещены крупные часы с одной лишь стрелкой — часовой.
А праздник уже в разгаре. На Пьязетта Грани, где в средние века торговали пшеницей, идёт традиционное соревнование десяти коммун по киданию флагов в небо, которое сопровождают оркестры.
Вы думаете, они тянут неработающую модель? А вот и нет! К детско-наивной радости окружающих эта «кулеврина» бабахнула так, что слышно было, наверное в соседней деревне, заставив каменное ядро пролететь целых 40 метров и завязнуть в стоге сена.
А здесь раздают деликатесы. Между ними и знаменитое особое прошутто родом из Монтаньяны (Veneto Berico-Euganeo D.O.P.)
Торговых киосков в этот день много и раскиданы они по всему центру.
Не так ли выглядел хитрый средневековый игрок на рыночной площади, наживавщийся на простачках? Я уверен, что именно так, хотя этот тип людей с веками не изменился. Фотографии начала и конца процесса. … «Сыграем, синьорина?» … «Деньги давай!» …
Немного уставшие реконструкторы — с раннего утра на ногах. Да и время обеда пришло.
Ещё немного пройдёмся среди празднующих жителей города.
Монтаньяна подарила прекрасный день и возможность перенестись на 700 лет назад, почувствовать атмосферу средневекового праздника.