Вливается в Светланскую
Аллеи ручеек,
И брезжит светом радости
На море огонек.
И моря синь играючи,
Ласкает бережек.
О, порт с глазами синими,
Родной Владивосток!
Своей неколебимостью
На краешке земли
Хранишь ты Русь от ворогов,
Как предки берегли.
О, порт с глазами синими,
Родной Владивосток!
Здесь Русь берет начало,
А ты ее исток!
Аносова К.
пятнистый тюлень, фото Виталия Беркова
Широка страна моя родная, много в ней лесов, полей и рек, особенно если это богатый, близкий и далекий Дальний Восток. Помню, когда я жила в австралийском Сиднее, куда самый короткий перелет из Москвы занимает 25 часов, меня все время спрашивали, какая у нас разница во времени с Россией и я с гордостью отвечала: «это смотря где в России ты живешь, если в Калининграде, то 9 часов, а если во Владивостоке, то разницы никакой!» Это реально производило впечатление.
Благодаря своей не долгой работе в Министерстве развития Дальнего Востока мне удалось побывать во Владивостоке в 2014 году. Все-таки те, кто не любит командировки, на мой взгляд многое теряют. Рассказ мой будет кратким, т. к. времени на знакомство с городом было катастрофически мало, зато характер моей работы, а я в тот момент набирала сотрудников во Владивостокский офис, позволил мне за короткое время познакомиться с большим количеством дальневосточников, увидеть и узнать о крае с их слов и посмотреть на многое глазами местного населения. Город мне не просто понравился, а полюбился и мне хочется рассказать о нем поподробнее.
В первый мой приезд город встретил меня густющим туманом, настолько плотным, как молоко, видимость нулевая, я удивлялась и одновременно восхищалась водителем, по сути управляющим вслепую. Потом, я еще не раз буду восхищаться именно мастерством автолюбителей этого города. Дело в том, что город стоит на сопках, спуск-подъем, как это все выглядит зимой вообще сложно представить, высокая влажность и холодные ветра с океана обеспечивают отличную наледь. Дороги не сильно широкие, а зимой плюсуйте сугробы по обочинам, частые туманы, машин много, и большая часть праворульные, тут поневоле станешь асом вождения. К правому рулю здесь особое отношение, как говорят сами владивостокцы: правый руль — наше всё. Он лучше, чем левый. Запрета правого руля здесь боятся как конца света. «Запретите правый руль — и вы получите Дальневосточную республику», — гласит популярная местная поговорка.
Праворульные машины составляют абсолютное большинство автопарка Владивостока — на них даже ездят инспекторы ДПС и обучают в автошколах. За счёт правого руля Владивосток в 2008 году был признан агентством «Автостат» самым автомобилизированным городом России на душу населения.
Во владивостокском музее автомотостарины Николая Шульжицкого можно увидеть даже трофейные японские мотоциклы с правым рулём. К сожалению, мне не удалось там побывать, хотя экспонаты там весьма интересные, так что если будет время — загляните обязательно.
праворульный мотоцикл в музее автомотостарины Николая Шульжицкого, фото из Интернета
Итак, вернемся к моему первому дню в городе. Дорога из аэропорта на остров Русский, именно там была моя дислокация пролегала по новехоньким мостам. И хотя сквозь туман я почти ничего не видела, зато услышала насколько важны были эти мосты для местного населения, как долго их ждали, как они наконец дали облегченно вздохнуть городу, связав периферийные районы с деловым центром и островом Русский. Сегодня невозможно себе представить виды Владивостока без этих мостов, а ведь им всего 5 лет от роду.
На строительстве этих мостов, а это весьма сложные в техническом плане объекты, выросли грамотные молодые специалисты, работавшие рука об руку с опытными, профессиональными наставниками. Мне выпало провести интервью со многими из них и главное, что меня порадовало и чему я была приятно удивлена, это была единая, сплоченная, дружная команда, где царила атмосфера доверия, было чувство локтя, будь то вышедший на пенсию, но продолжающий работать главный инженер или вчерашний студент, набирающийся опыта. Ребята по-настоящему почувствовали вкус интересной, многозадачной, сложной работы, они поверили в себя, в то, что могут сделать все, да и старики на этом проекте воспряли, вспомнили молодость, тряхнули стариной, успели передать свои знания молодым. За мою многолетнюю практику рекрутера это был первый случай, когда я не в теории, а в жизни узнала как это может быть и мне самой очень сильно хотелось стать членом такой команды. Это кстати проблема всей страны, у нас катастрофически мало интересной, сложной работы, требующей профессионализма, ума, отдачи, дающей ощущения созидания, пользы, сопричастности и гордости за сделанное. К сожалению, с окончанием строительства многие оказались опять не востребованными, либо занялись скучной бумажной, рутинной работой и я очень надеюсь, вериться слабо (зная что из себя представляют наши бюрократические структуры, но это уже иной разговор) в то, что их ценные, дефицитные навыки, их светлые головы и естественный порыв сделать свой город и жизнь в нем лучше не заглохнет, а окажется вновь востребован.
Вот выглянуло солнышко, на душе повеселело, а Владивосток выплыл из тумана и засверкал всем своим великолепием словно сапфировое ожерелье, где сапфиры — это набережные города с его бесконечно красивыми синими далями. Город мне напомнил Сидней, хотя чаще всего его сравнивают с Сан-Франциско и не случайно. Сан-Франциско — названный брат Владивостока. Таковым его сделал Никита Хрущёв, в 1959 заглянувший во Владивосток после поездки по США и решивший превратить закрытый тогда город в «наш советский Сан-Франциско». Превращение затянулось, но визит Хрущёва привёл к началу бурного жилищного и дорожного строительства (проект «Большой Владивосток»).
Город, хоть и молодой, но с богатой и интересной историей, воспетый в стихах и прозе многими поэтами и писателями. Основан как военный пост Владивосток в 1860 году. Своим названием город обязан графу Муравьеву-Амурскому до перевода в Восточную Сибирь служившему на Кавказе, графу приписывается историческая фраза: «Великолепный порт! Отсюда и владеть Востоком!».
памятник на могиле графа Муравьева-Амурского, фото из Интернета
В 1880 году пост получил статус города. 31 октября 1861 года во Владивосток с семьёй прибыл первый гражданский поселенец — купец Яков Семенов (1831–1913). 15 марта 1862-го был зарегистрирован первый акт покупки им земли, а в 70-м году Семенова избирают первым старостой поста. Кроме того он вел и коммерческую деятельность и занимался заготовкой морской капусты для продажи в Китай. В честь Семёнова названа улица Семёновская в центре Владивостока (в советское время — Колхозная).
И уж коль мы оказались на улице Семеновской, то предлагаю спуститься по ней до ул. Пограничной, свернув налево и прошагав квартал до улицы Адмирала Фокина и повернув направо выйти к одной из центральный достопримечательностей Владивостока — Фонтану на Спортивной Набережной, прогуляться по самой набережной, где вечером можно встретить уличных музыкантов и артистов разных жанров и просто много гуляющих влюбленных пар. Влюбленные пары — это то, что бросилось в глаза, в городе много молодежи, в нем чувствуется жизнь, настоящая, не сутолока и беготня столицы, не заспанность провинции, здесь нечто иное, то что сложно выразить словами.
Спортивная Гавань, фото из Интернета
Вдоволь налюбовавшись пейзажами и надышавшись соленым морским воздухом мы возвращаемся к центральной площади Спортивной Набережной, и перед нами вырастает здание Апарт-отеля «Арбат Владивосток», где я имела удовольствие остановится в свой второй приезд и однозначно рекомендую его. В соседнем доме расположен самый крутой из посещенных мною коктейль-бар «Moonshine». По левую руку будет улица Адмирала Фокина, по правую — знаменитая улица Светланская. И сейчас я предлагаю пройтись по одной из самых старых центральных улиц Владивостока с хорошо сохранившейся архитектурой — пешеходной улице Адмирала Фокина, а на Светланскую мы вернемся чуть позже. Улица очаровательна прежде всего своими старинными симпатичными домиками, тут хорошо посидеть и полюбоваться фонтанами.
Здесь же между улицей Адмирала Фокина и Светланской обязательно загляните во внутренние дворики, там вы найдете Старый Дворик Миллионки. Миллионка характеризуется обилием причудливых краснокирпичных трущоб с характерными арками, балкончиками, лабиринтами, ажурными решётками — всё это сегодня считается одной из визитных карточек Владивостока наряду с бухтой Золотой Рог, Корабельной набережной, из-за чего особенную страсть к Миллионке питают художники. В начале ХХ века здесь помещались всякого рода злачные места вроде борделей, игорных домов и опиекурилен. Населяла Миллионку в основном китайская диаспора, здесь постоянно тёрлись контрабандисты, фальшивомонетчики, скупщики краденого, наркоманы, проститутки и прочие представители дна. Весь этот милый антураж сохранялся на Миллионке до середины 1930-х, пока социально опасный «чайна-таун» не был ликвидирован спецоперацией НКВД.
По поводу происхождения названия Миллионки бытуют различные версии. По одной, первоначально Миллионкой называли здание по Семёновской, 3/8, в котором умудрялись помещаться несколько тысяч неприхотливых китайцев на нарах в два яруса. По другой, «миллионщиками» иронически называли обитателей этих трущоб из-за их бедности.
Продвигаясь вверх по улице мы доходим до Алеутской и свернув направо очень скоро оказываемся на перекрестке Светланской и Алеутской, где слева вы увидите здание Приморской краевой Филармонии и Театр молодежи, а справа на противоположной стороне будет возвышаться высокоэтажное белое здание Администрации Приморского края. Вот как его описывает местный житель и создатель путеводителя «Глобус Владивостока», комментариями которого я тут активно пользуюсь, Василий Авченко: «Белый дом, он же Зуб мудрости, он же Член КПСС — место обитания приморских властей в самом центре Владивостока, на улице Светланской, 22. Белый позднесоветский (сдан в 1983-м) небоскрёб о двух десятках этажей. По своей сути это пересыльный пункт для номенклатурных парашютистов, рискнувших совершить затяжной прыжок во власть со свободным падением: поймавший восходящий поток со временем оказывается в Москве, угодивший в нисходящий попадает на Партизанский проспект (это одна из центральных улиц города, в обиходе под „Партизанским проспектом“ понимают владивостокский СИЗО: „Он переехал на Партизанский проспект“.) Выживают здесь те, у кого имеется несколько запасных парашютов».
Вообще, народ тут с юмором и характером, который закалялся в особенно тяжелые для Дальнего Востока лихие 90-е, да и нулевые здесь оказались более суровыми, жители центральной части России не знают и половины тех лишений, которые пережили дальневосточники в те годы. Природные богатства края и его удаленность от центра способствовали бурному расцвету криминала. Город утопал в грязи, мусор просто летал везде, жуткие разбитые дороги. И жаловаться некому. Люди привыкли здесь надеяться только на самих себя. Есть здесь какая-то внутренняя сила, стержень, и этот стержень в каждом жителе, люди любят свой город и гордятся им. Слава богу город преобразился, отряхнулся и стремительно изменился в лучшую сторону.
Но вернемся на Алеутскую. Если пойти по ней дальше, мы практически сразу выходим к монументальным сталинским постройкам (ул. Алеутская 17 и 19), возведенным в 1938 и 1939 годах и прозванные в народе «Серой лошадью», хотя толком никто не может объяснить происхождение данного названия. Дом номер 17 украшен скульптурами красноармейца, летчика, колхозницы и шахтера. Его строительство стартовало в 1936 году. Любопытно, что в строительстве исторического здания были использованы мраморные надгробия с Покровского кладбища, после того, как оно было закрыто.
"Серая лошадь", фото из Интернета
«Серая лошадь» стала первой высоткой города — восьмиэтажным исполином на фоне трехэтажных домов. Также в этом доме, впервые в России, был спроектирован и построен мусоропровод. Изначально предполагалось, что на нижнем этаже мусор будет сжигаться, а горячий воздух пустят в систему отопления, но в скорости от этой идеи отказались.
Интересно, что «Серая лошадь», по справедливости, совсем не серая, а розовая. Такой она была до Великой Отечественной войны, когда ее и перекрасили в серый цвет. Изначально же дома были отделаны штукатуркой с добавлением розового мрамора. При восстановлении фасада зданий этот момент был учтен, и реставраторы постарались воссоздать подлинный облик здания.
Так не спеша мы с вами дошли до здания железнодорожного вокзала — конечный пункт Транссибирской магистрали. Закладка первого камня строения состоялась 19 (31) мая 1891 года в присутствии цесаревича Николая Александровича, будущего императора Николая II. Здание вокзала мне как ярославне особо близко, т. к. в 1910–1912 годах, в связи со строительством Ярославского вокзала в Москве, вокзал во Владивостоке по проекту гражданского инженера В. А. Плансона расширили и надстроили по образу и подобию Ярославского, создав на обоих концах транссибирской железнодорожной магистрали архитектурно законченные станции.
жд вокзал, фото из Интернета
Тут же вы найдете и большое здание Морского вокзала.
Далее, я предлагаю свернуть направо на 1-ю Морскую улицу и в очередной раз неспешно поднимаясь в гору выйти на живописную набережную Спортивной гавани, с высоты которой сквозь белоснежные колонны Ротонды (смотровая площадка) открывается потрясающе красивый вид на уже известную нам Спортивную набережную, а синий горизонт так и манит отправиться в морское путешествие.
Напротив вы найдете небольшой сквер им. Адмирала Макарова, где установленный ему памятник величественно возвышается на склоне сопки. Впервые Степан Осипович Макаров посетил Владивосток ещё в статусе кадета Николаевского-на-Амуре военно-морского училища на борту пароходокорвета «Америка» в 1864 году. 40 лет спустя с началом русско-японской войны адмирал Макаров был назначен командующим военно-морскими силами России на Тихом океане. 31 марта 1904 года погиб на внешнем рейде Порт-Артура при подрыве броненосца «Петропавловск» на мине. Вместе с Макаровым на борту «Петропавловска» погиб художник Василий Верещагин (1842–1904), автор знаменитого «Апофеоза войны». Фигура выдающегося моряка и воина тесно переплетает историю русского морского порта Владивосток и его флота с балтийским берегом Кронштадта, где так же установлен памятник Макарову. Вообще, здесь многое, начиная с погоды роднит с Санкт-Петербургом. Вот как это прочувствовал Александр Твардовский
Огни. Гудки.
По пояс в гору,
Как крепость, врезанный вокзал.
И наш над ним приморский город,
Что Ленин нашенским назвал…
Такие разные — и все же,
Как младший брат
И старший брат,
Большим и кровным сходством схожи
Владивосток и Ленинград.
Той службе преданные свято,
Что им досталась на века,
На двух краях материка
Стоят два труженика-брата,
Два наших славных моряка —
Два зримых миру маяка…
Кстати сказать, Владивосток и Санкт-Петербург связывает не только флот, но и культура. Мариинский театр открыл здесь свой филиал. Приморская сцена Мариинского сегодня самый современный театр на Дальнем Востоке в оригинальном ультратехнологичном стиле, здание выполнено в виде «куба в кубе». Мне посчастливилось побывать в этом театре и посмотреть балет.
Приморская сцена Мариинского театра, фото из Интернета
Вот опять мы стоим на площади с Фонтаном и если в прошлый раз мы поднимались по улице Адмирала Фокина, то сейчас мы ступаем на главную улицу города — Светланскую.
Американская — так она называлась в самом начале в честь пароходокорвета «Америка». Когда в 1873 году стало окончательно ясно, что она центральная, Американскую переименовали в Светланскую — в честь фрегата «Светлана», на котором незадолго до этого прибыл во Владивосток великий князь Алексей Александрович. В год смерти Ильича Светланская стала Ленинской, но в 1992-м — снова Светланской.
Открывает улицу знаменитый отель «Версаль», выстроенный в 1909 году. Здесь останавливался Нансен, норвежский полярный исследователь, вот каким он увидел город: «Вид на город с моря очень красив, вряд ли Владивосток особенно уступит в этом отношении какому-нибудь городу. Расположенный на террасах, он очень напоминает Неаполь. Правда, тут нет на заднем плане Везувия, зато прекрасная гавань и красивые острова».
Возвращаясь к отелю стоит вспомнить что бывал тут со своей возлюбленной Анной Тимирёвой и адмирал Колчак. До 1917 года «Версаль» оставался самой престижной и дорогой гостиницей в городе. 4 апреля 1918 года в гостинице были убиты два сотрудника японской торговой фирмы «Исида». Эта провокация стала формальным поводом для японской интервенции в Приморье. В тот же день японский десант под прикрытием пушек американского крейсера «Бруклин» высадился во Владивостоке.
В 1921 году в ресторане «Версаль», согласно роману Юлиана Семёнова «Пароль не нужен», красный разведчик Всеволод Владимирович Владимиров, он же Максим Максимович Исаев, он же Штирлиц — познакомился со своей будущей женой Сашенькой, устроив для эффекта мордобой. В «Версале» в 1920-х-1930-х несколько раз останавливался вождь вьетнамского народа Хо Ши Мин. В 1934 году, после спасения экипажа раздавленного арктическими льдами парохода «Челюскин» (спасённых везли на запад через Владивосток; в «Версале» останавливались как члены экипажа, так и спасшие их лётчики — первые Герои Советского Союза Водопьянов, Доронин, Каманин, Леваневский, Ляпидевский, Молоков и Слепнёв), «Версаль» стал «Челюскиным» и оставался им до 1990 года, пока перестройка не восстановила статус-кво.
Так поднимаясь вверх по Светланской мы выходим на широкий перекресток с улицей Алеутской. Кстати здесь прогуливался и Валентин Пикуль, в романе «Крейсера» восклицая: «— Трудно поверить, что я на краю света. Это и есть Светланская? Значит, ваш Невский проспект… А куда теперь заворачиваем? На Алеутскую… Боже, как это всё романтично!»
Действительно очень романтично и поэтично. Вообще, как только я вспоминаю солнечный Владивосток, у меня тут же появляется восторженное настроение и не только у меня, вот например, как о нем писал Роберт Рождественский:
И начинается наше кочевье,
ты от прошедшего отмахнись
Владивосток — как качели
вверх-вниз, вверх-вниз…
Это без наигрыша и без веселья,
у океана природа учится
Это на спины щербатых сопок
сопя и кряхтя взбираются улицы
Ты с этими улицами поспорь,
их крутизну — положи в конверт
Владивосток — как любовь
Вниз — вверх, вниз — вверх…
Капли прибоя утри со лба
Ветру серьезному поклонись
Владивосток — как судьба
Вверх — вниз, вверх — вниз
Та ли дорога, или не та…
В наших ладонях — бессонный век
Владивосток — как мечта.
Вверх, вверх, вверх, верх…
Владивосток — как судьба, как мечта…… В него невозможно не влюбиться. Вот и Антон Павлович Чехов в своих письмах писал восторженно: «Когда я был во Владивостоке, то погода была чудесная, тёплая, несмотря на октябрь, по бухте ходил настоящий кит и плескал хвостищем, впечатление, одним словом, осталось роскошное». Городу есть чем удивить даже самых бывалых путешественников.
Так пребывая в отличном расположении духа, мечтая и любуясь улицей Светланской мы выходим на Центральную площадь города, которую украшает величественный памятник Борцам за власть Советов на Дальнем Востоке. На фасаде постамента высечено «Борцам за власть Советов на Дальнем Востоке. 1917—1922 гг.», на противоположной грани постамента — слова из известной дальневосточной песни «По долинам и по взгорьям»: «Этих дней не смолкнет слава, не померкнет никогда! Партизанские отряды занимали города». Вообще, иногда кажется, что дух революции все еще жив здесь, рядом с романтичными названиями улиц соседствуют улицы, названные как в честь русских генералов так и в честь героически сражавшихся за советскую власть. Вот улица Уборевича, а тут Лазо….в памяти то и дело всплывают параграфы учебника по истории. За монументом тянется, вскарабкиваясь на сопку Океанский проспект, пройдитесь по нему и вы найдете здесь и свой Биг Бэн и прикольный памятник моряку, вернувшемуся из загранки, а взобравшись наверх, обернитесь и…….насладитесь открывшимся великолепным видом на центральную площадь и Корабельную набережную.
маленький Биг-Бэн Владивостока, фото из Интернета
Прогуливаясь по Владивостоку нельзя не отметить красоту уличных фонарей, этому можно посвятить отдельную главу, то и дело они склоняют перед вами головы в приветственном поклоне.
По выходным центральная площадь превращается в огромный рынок морепродуктов, чего тут только нет, икра, мидии, рыба всех сортов, гребешки, креветки, крабы и все это стоит относительно не дорого. Не печальтесь, если Вам предстоит долгий перелет, попросите просто как следует упаковать купленное и дома вы порадуете семью и друзей дальневосточными деликатесами. Учтите, что свежую икру вы купите начиная с августа, в мае—июле продается икра прошлого года, которая была заморожена, но она тоже очень вкусная.
И пока речь зашла о шопинге, давайте отвлечемся чуть-чуть. Советов у меня немного, но все-таки.
В первую очередь настоятельно рекомендую отправиться в фирменный магазин местной кондитерской фабрики «Приморский кондитер» и затариться, да-да. Именно затариться там настоящим «Птичьим молоком», изобретенным местной жительницей Героем Социалистического труда Анной Фёдоровной Чулковой. Секрет видимо в том, что делается оно исключительно на агар-агаре из местной морской водоросли анфельции. Кто раз пробовал эти конфеты все время просят привезти им еще. Но тут на самом деле весьма широкий ассортимент всевозможных лакомств, мне например запомнился мармелад, сделанный так же на агар-агаре и безумно вкусный грильяж с кедровыми орешками, я такого не то что никогда не пробовала, но даже не встречала в продаже. Из магазина я вышла с 4 пакетами, потратив на сласти около 5000 руб. и оно того стоило.
Женщинам рекомендую обратить внимание на сеть магазинов «Мегуми», где продается корейская, японская и китайская косметика, большую часть которой мы живя в центральной части России не видим, а жаль. Лично я просто стала фанаткой корейской косметики по уходу, особенно радует, что она на порядок дешевле разрекламированных брендов и при этом не менее, а даже более эффективна.
Собственно это все, ну, а если возвращаться на Светланскую и двигаться дальше, то с левой стороны Вам откроется монументальное здание магазина «Кунст и Альберс», где с 1934 года располагается Владивостокский ГУМ. Само же здание магазина «Кунст и Альберс» было открыто 1 апреля 1884 года. По утверждению немецкого журналиста Лотара Дига, даже в Германии в это время не было такого крупного и роскошного универсального магазина.
Вообще, на Светланской что не дом, то история, по ней стоит прогуляться от начала и до конца. Мы же минуя Дом офицеров флота мы сворачваем направо в чудный Адмиральский сквер, где находим Триумфальную арку Цесаревича Николая, построенную в честь визита Цесаревича в 1891 году и Храм Часовню Андрея Первозванного.
Из сквера мы наконец вышли на еще одну синеокую Корабельную набережную, где расположен мемориальный комплексе «Боевая слава Тихоокеанского флота» с памятными плитами и Вечным огнем в центральной части. Комплекс включает в себя 14-метровый обелиск, будто наполненный ветром парус, устремлён вверх. Рядом якоря и две даты «1860 — 1985». Справа от памятника основателям города у причала на вечный якорь поставлен мемориальный корабль-памятник «Красный вымпел». Он был спущен на воду на Охте в Петербурге в 1911 году и назывался «Адмирал Завойко» в честь героя Петропавловской обороны 1854 года Завойко Василия Степановича. В 1923 году «Адмирал Завойко» вернулся во Владивосток и стал первым кораблём Советской Республики на Тихом океане, получив новое имя «Красный вымпел». Он нёс сторожевую службу по охране морских границ СССР, а в 1945 году принимал участие в военных действиях на Тихом океане.
В 1975 году напротив «Красного вымпела» на вечный постамент встала Краснознамённая гвардейская подводная лодка С-56. Во время Великой Отечественной войны экипаж лодки совершил трудный переход в Заполярье через Тихий и Атлантический океаны. В боях с кригсмарине было потоплено 10 вражеских кораблей и транспортов.
Крейсер "Варяг" и "Красный вымпел", фото из Интернета
Не пожалейте времени и зайдите в музей, почувствуйте тесноту подводной лодки и сложность ее устройства. Мне посчастливилось наблюдать стоящий здесь на якоре О́рдена Нахи́мова гвардейский ракетный крейсер «Варя́г», ну где бы еще я его увидела?
Владивосток — это доблестный воин, это город не только красивых улиц с романтическими названиями и живописных набережных, это еще и надежная крепость, серьезные фортификационные сооружения, строившиеся с учётом всех достижений фортификационной науки того времени и защитившие нашу страну во Второй мировой войне. Качество и прочность возведенных к Первой мировой войне сооружений и их последующая модернизация позволили сохранить своё значение в течение нескольких десятилетий. Это послужило одной из причин, по которым японское правительство не решилось вступить в войну на стороне гитлеровской Германии. Владивостокская крепость принадлежит к числу самых мощных приморских крепостей мира того времени, создавалась исключительно русскими военными инженерами и строителями, солдатами, саперами. Нансен писал в своих дневниках: «На всех островах, на всех мысах, куда ни обернись, только и видишь укрепления, форты и пушки, что на обыкновенного путешественника с душою не воинственной производит тягостное впечатление». Не могу согласиться с данным высказыванием, я хоть и не воинственный путешественник, но вид пушек вызывал у меня чувство гордости и уверенности, ведь их предназначение — оборона от нападения. К сожалению, многие сооружения были разрушены с упразднением крепости, оставшиеся долгие годы пребывают в запустении, часть из них сейчас музей, который думаю будет интересно посетить любому, особенно мужчинам. Музей расположен на территории крепостной батареи Безымянная на улице Батарейная.
Тут впору вспомнить и о гербе города. «В зелёном поле щита золотой тигр с червлёными (красными) глазами и языком, идущий по скалистому серебряному склону вправо, подняв переднюю правую лапу». Тигр, этот образ вполне соответствует городу, в нем есть сила, мощь и в тоже время вальяжность и благородное спокойствие.
Мы остановились рядом с Золотым мостом, раскинувшимся над бухтой Золотой Рог, в народе мост шутя называют «девочкой», и соответственно мост на остров Русский «мальчиком», почему догадайтесь сами по фото.
Пройдя по Корабельной набережной под мостом мы выходим на современную Набережную Цесаревича, открывшую свои объятия для влюбленных и семейных пар в 2012 году. Тут же находится сухой док «Дальзавода» или «док Цесаревича», первый камень которого был так же заложен во время визита Цесаревича. который по-моему уже реорганизован под туристические цели.
Вот и все, что я успела посмотреть за свой короткий, но прекрасный визит во Владивосток, куда мне хочется вернуться. Эти незабываемые синие дали очаровывают и завораживают тебя. Это русский город, со скалистым берегом, с разговорами об охоте не среди русских березок, а в таящей в себе много опасностей тайге, о рыбалке не на речушке, а в коварном бурном море. Это город, выплыв на пароме из порта которого вы очень скоро окажетесь в Японии или Южной Корее. А в выходные почему бы не прокатиться до Китая? Здесь нет метро. Но есть фуникулер. Это город, где любят жизнь, вдыхая ее полной грудью. Еще А. П. Чехов в письме к другу, проживавшему во Владивостоке писал: «Во Владивостоке, в мирное время по крайней мере, живётся не скучно, по-европейски, и мне кажется, жена ваша не сделает ошибки, если приедет к вам после войны. Если вы охотник, то сколько разговоров про охоту на тигров! А какая вкусная рыба! Устрицы по всему побережью крупные, вкусные. В июле или в августе, если здоровье позволит, я поеду врачом на Дальний Восток. Быть может, побываю и во Владивостоке». Город и сегодня, несмотря на все безусловно имеющиеся трудности живет по-европейски, а в местных ресторанах по-прежнему гостей кормят восхитительно нежными на вкус гребешками, крабовым мясом и прочими дарами моря.
Владивосток — это плавильный котел. Здесь к примеру, и русский и украинец дружно пообедав в китайском ресторане, верхом на японском железном коне могут отправиться на концерт органной музыки в старейшем церковном здании — лютеранской кирхе.
Для меня Владивосток еще тот самый город, где главная ценность — его жители и я всем им желаю удачи и процветания и шлю огромный дружеский привет тем, с кем мне довелось познакомиться.
Можно написать книгу об этом городе и все равно еще многое останется за рамками повествования. Поверьте, сюда стоит приехать и как сказал В. И. Ленин в 1922 году: «Владивосток далеко, но ведь это город-то НАШЕНСКИЙ!».
Владивосток. Расширяя горизонты
шикарный ролик снятый студией Video Garage Films, ролик скачан с их канала.
p. s. для больше наглядности я иногда использовала фотографии из Интернета, т. к. сама не всегда была с камерой и многое видела через окно машины или автобуса.
Теги:
Автопутешествия, Культурно-познавательный туризм, Пляжный отдых, Самостоятельные путешествия, Экстремальный отдых