2-й обзорный отчет.
В предыдущем, в первом отчете -который можно прочитать — здесь — «Большой круг по Индии. На поезде по Северным регионам», я рассказал о первых впечатлениях и достопримечательностях Северной Индии.
Теперь завершим обзор, южными и восточными регионами этой страны. И опять будем смотреть только открыточную и глянцевую Индию, а ее «ужасы» я показал во вчерашнем фотоальбоме.
23 декабря 2016 года я сел на ночной поезд в Удайпуре и преодолев 945 километров оказался в обед 24 декабря уже в южной Индии — в огромном городе Бомбеи, теперь он называется Мумбаи. И сразу почуствовал, что оказался в Южной Индии, температура в обед была за 30 градусов.
8) БОМБЕЙ (МУМБАЙ)-это столица штата Махараштра (112 миллионов жителей, где половина населения маратхи, которые сыграли важную роль в истории Индии)- это второй по населению штат Индии. Сам Бомбей (буду называть его по старому, тем более, что так делают и местные)-это самый населенный город Индии и вместе с пригородами насчитывает 21 миллион жителей.
Центр Бомбея больше всего из индийских мегаполисов приближен к европейским городам- здесь много красивых зданий, а главное в нем запрещен проезд тук-туков, без которых дороги стали в центре выглядеть совсем по другому.
На первом фото одно из самых важных тусовочных мест современного Бомбея — где расположены Ворота Индии и знаменитый отель Тадж Махал, построенный в начале 20 века и подвергшийся террористической атаки в 2008 году. Сейчас полностью восстановлен. Прямо от Ворот Индии отходят кораблики (поездка около 1 часа) на остров Слонов (Elephant islands).
На острове Слонов находятся пещеры с тем же названием, еще их называют «Город пещер».
В них содержится большое собрание наскального искусства, посвященного культу бога Шивы. Сейчас — это объект Всемирного наследия ЮНЕСКО.
Еще раз отмечу, что центр Бомбея, вполне приятный город (по индийским меркам) — так я посетил очень красивый музей принца Уэльского, который сейчас переименован в музей Чхатраппати Шиваджи (основатель империи Маратхов в 17 веке) — так индусы пытаются искоренить все английские названия.
В музее 50 тысяч экспонатов — это в основном древние образцы индийской культуры. Позже по каждому музею я напишу отчеты-там много чего интересного.
В центре много зданий конца 19 века, сооруженные англичанами в стиле нео-готика- как, например, здание Верховного Суда Бомбея(на фото)
В центре есть большой парк, который называется Майдан, где индусы играют в их любимый крикет.
Очень симпатичная набережная Марина-драйв, которая выходит на Индийский океан и протянулась на 5 километров — здесь тоже относительно чисто и без тук-туков.
Но в море я не решил купаться, хотя оно было теплое
А на окраинах Бомбея творится обыкновенный ужас индийских городов, который можно увидеть в фотоальбоме, который я прикрепил и к этому рассказу.
27 декабря в 7 утра я выехал на поезде с главного вокзала Бомбея, который находится в центре города и носит теперь индуистское название — Chhatrapati Shivaji, ранее это знаменитый вокзал Виктория, открытый в 1887 году (и включен теперь в объекты Всемирного наследия Юнеско) и к вечеру преодолев 765 километров- оказался в Южном Гоа на ж.д. станции Мадгаон, с которой на такси за 1100 рупий — около 20 долларов США, преодолев около 40 километров- оказался на пляже в селении Агонда.
9) АГОНДА (ЮЖНЫЙ ГОА).
Одно из самых главных преимуществ самостоятельного путешествия, что можешь не спеша выбрать лучшее. Так и я несколько месяцев, читал отзывы и смотрел фото всех пляжей и Северного и Южного Гоа — выбирая пляжи, которые соответствовали моему представлению о тропическом пляже. Я считаю выбор был сделан правильно- остановился я в небольшой деревушке Агонда, где был прекрасный большой и с небольшим количеством людей песочный пляж с теплым индийским океаном — очень чистым, а температура воздуха на Новый год была около 30 градусов.
Пляж длиной в 4 километра- ограничивается вот такими скалами на юге. Вокруг очень много пальм- природа здесь очень красивая и не загажена индусами. У меня было бунгало из расчета около 20 долларов за ночь (бронировал за 7 месяцев). Вообщем цены на еду, пиво и жилье соответствовали Пхукету (Таиланд), но здесь не было тайских развлечений.
Главное, что не было на этом пляже никаких попрошаек, продавцов и главное не было индусов из других штатов, которые в последнее время появились в большом количестве, особенно в Северном Гоа.
Здесь я просто отдыхал (так как, первые две недели по Индии меня здорово вымотали), купался и пил пиво (правда вот такие милые теленки, не раз покушались на мой Будвайзер)
Один день я все-таки посвятил пешему походу на север от Агонды и посмотрел два лучших пляжа Гоа — Кола-бич (на нижнем фото)
И сразу за Колой-бич — пляжу Dharvalem Beach
В конце пляжа даже было небольшое рисовое поле и главное народу почти никого. Пляжи действительно шикарные — на уровне лучших пляжей Тая и Филиппин.
Вообщем тропический Рай в полном его понимании!
На этом безлюдном пляже и оставил надпись на песке — Здесь был Туристер!
В другой день съездил на тук-туке (туда и обратно — 600 рупий- 10 долларов США) на знаменитый пляж Южного Гоа — Палолем, который расположен в 6–7 километрах южнее Агонды. Здесь тоже все красиво- но уже много народу и цены на жилье в полтора раза выше. Больше никаких экскурсий я не брал и просто восстанавливался после первой половины маршрута, готовясь ко второй. В Агонде я и встретил Новый 2017 год в ресторане у своего отеля!
Южный Гоа — это действительно — другая Индия — заточенная под западных туристов и пока еще чистая.
02 января — я покинул Гоа, который остался у меня самым светлым пятном во всем путешествие по Индии и ночным поездом уехал дальше на юг (644 километра) в город Бангалор.
10) БАНГАЛОР — это третий город по населению в Индии (9 миллионов) и является столицей штата Карнатака (62 миллиона), этот штат до 1973 года даже назывался — государством Майсур.
Бангалор -это один из наиболее динамично развивающихся городов Азии, его также называют «индийской кремневой долиной», находится на высоте 920 метров на плосгорье Декан и поэтому климат здесь не такой жаркий, как на всем юге.
Одной из главных достопримечательностей является Банголорский дворец, правителей Масорского княжества, который строился с 1862 года по 1944 года в стиле английских королей Тюдоров.
Можно посмотреть часть внутренних залов и парк
Не думал, что увижу вот такие картины — местных женщин
Но Банголор — это и современный город, опять же с индийской спецификой. Сейчас здесь активно строится метро, которое я использовал при осмотре города. Город в целом понравился.
Здесь есть и величественные правительственные здания- такие как, здание Видхана Соуджа (1954 год) — на фото, в котором заседает Законодательное собрание штата.
А также два больших красивых парка — прямо в центре города — Ботанический сад Лал Бах и Каббон-парк.
А также много церквей и индусских храмов, в том числе и очень древних и несколько дворцов, например, как, дворец Типу-султана.
04 января проехав на поезде всего 140 километров — я оказался в самом южном городе Индии, который я посетил за это путешествие — и это был старинный Майсур.
11) МАЙСУР — город с более чем 600-летней историей и один из самых ярких городов Индии. Его также называют городом ладана и дворцов.
Главной достопримечательностью здесь является Дворец махараджи, построенный в 1897 году (после того как предыдущее здание сгорело дотла). Дворец действительно великолепный!и считается в Индии самым красивым современным дворцом. Построен в индо-сарацинском стиле.
Вокруг большой парк и внутри много индуистских храмов — все это окружено крепостной стеной — можно попасть только через южные ворота. Внутри дворца делать фото не разрешают и строго следят за этим.
В городе имеется объект Всемирного наследия Юнеско и это не дворец, а церковь Святой Филомены — это один из самых больших христианских соборов в Индии. Выполнен в готическом стиле. Высота шпилей — 53 метра.
Впечатляет и красочный центральный рынок Майсора — Дэвараджи, на котором продают буквально все — в том числе и такие нарядные специи. Вообщем возле Майсора много интересных мест и у меня было мало время, чтобы все охватить.
04 января я выехал на ночном поезд уже теперь на восток (500 километров) и рано утром оказался в большом городе Мадрас, теперь он по индийски называется Ченнай.
12) МАДРАС (Ченнай) — с населением около 5 миллионов- является столицей штата Тамилнад (в котором проживает 72 миллиона жителей) Это шестой город Индии по населению и был основан в 1638 году англичанами, хотя и до этого здесь были индийские поселения. Поэтому первым делом я посетил старинный английский форт с самым старым английским собором в Индии, а затем просто прогулялся по длинной 13-километровой песчаной полосе Марина-бич-здесь широкий песчаный пляж. но не совсем мягко говоря чистый.
Возле пляжа расположена собор Сан-Томе(на фото), построенный еще португальцами и затем перестроенный англичанами в 1893 году в неоготическом стиле. Здесь находится гробница святого апостола Фомы (Неверующего), который как считается в 1 веке добрался до Индии и проповедал здесь христианство. Внутри оформлен с индийской спецификой — на святых — гирлянды цветов, как на индуистких богах.
И совсем рядом один из самых красивых индуистких храмов Южный Индии — храм Капалишварар — это самый посещаемый храм в Ченнае, он очень древний и был восстановлен последний раз 300 лет назад.
Построен в дравидском стиле и отображает архитектурные элементы найденные в городах-храмах этого региона.
Утром в Мадрас я приехал, а в 11 вечера уже уезжал на ночном поезде в город Вишакхапатнам (сумку я оставлял на вокзале в багаже), до которого 781 километр пути.
13) ВИШАКХАПАТНАМ — город с населением в 2 миллиона человек, находится на побережье Бенгальского залива, примерно посередине пути между Мадрасом и Калькуттой, который находится на восточном побережье Индийского океана и уступает только этим двум городам по численности. Относится он к штату Андрхра-Прадеш (в котором проживает около 90 миллионов жителей).
Город этот не туристический и он меня очень удивил, я до тог уже привык к грязи большинства индийских городов, что здесь просто рот открывал от изумления- чисто, почти как в Европе.
Вчера среди пользователей — зашел спор, по моему «страшному» фотоальбому — почему в Индийских городах так грязно и кто виноват. Многие указывали на кастовость и менталитет индусов- я примерно тоже так думал, но этот город в корне все опровергал- те же, самые индусы — но прекрасный чистый пляж- вдоль всего города
С прекрасной чистой набережной, на которой сотни вот таких различных интересных скульптур.
Опрятные чистые дома и широкие дороги с тротуарами выложенными плиточкой и посаженными цветами и деревьями. Значит могут — когда захотят, поэтому я сейчас считаю, что все упирается в конкретные администрации городов — там где проводится работа- занимаются озеленением, нормальной реконструкцией и ремонтом, уборкой территорией, можно приучить даже индусов к чистоте. Здесь я увидел нормальные и торговые современные центры. Вообщем как будто — это и не Индия! Или Индия, которой она должна стать в будущем.
Сам этот город является одной из главных морских-военных баз страны (ну примерно, как Севастополь, по нашему). Здесь даже на пляже установлена подводная лодка, — это теперь музей, которая участвовала в войне с Пакистаном.
Недалеко от города есть красивые субтропические пляжи и несколько парков — один из которых находится на берегу океана и называется Кайлазаджири — находится на горе (на нижнем фото), на которую я поднялся по подвесной дороге
08 января я выехал из Вишакхапатнама ночным поездом в Калькутту.
14) КАЛЬКУТТА — население около 5 миллионов, а с пригодами — все 15 миллионов — бывшая столица британской Индии (до 1911 года), а сейчас всего лишь столица штата Западная Бенгалия (92 миллиона). Напомню, что другая часть -Восточная Бенгалия — это теперь мусульманский Бангладеш.
Трущобы Калькутты я показал в фотоальбоме, но в центре много красивых колониальных зданий, построенных при англичанах — все это как-то уживается вместе.
Отмечу еще, что в Калькутте действует одна ветка метро, построенная с технической помощью СССР и Калькутта единственный город в Индии имеющий городской трамвай.
Первое что следует отметить — великолепный Victoria Memorial Hall (на фото), построенный 1906–1921 годах в память об английской королеве Виктории и сейчас используется как музей. Вокруг большой красивый и чистый парк, что большая редкость для Калькутты.
Есть в центре здания в неоготическом стиле построенные англичанами, как например — на фото Верховный суд — это старейший Верховный суд в Индии. Построен в 1872 году по образцу Палаты суконщиков Ипра в Бельгии (13 века)
Много здесь и христианских соборов — как например, этот Кафедральный португальский собор Святой Розалии.
Через город протекает река Хугли — это приток Ганга, который впадает в Индийский океан примерно в 50 километрах южнее Калькутты. Река во многих местах загажена индусами.
Калькутта интересный город — много чего есть посмотреть, но и очень грязный и местами просто отвратительный.
В Калькутте я чуть не потерпел крах в своем путешествие- приехав вечером на вокзал на свой ночной поезд (а это был 13-й и предпоследний переезд — чертова дюжина по Индии), я обнаружил, что мой поезд просто отменен без всяких причин, что высвечивалось на табло. Индийские боги решили на до мной посмеяться. Я даже не рассматривал такой вариант и не знал, что поезда в Индии отменяют с легкостью).
Я оказался в 15 миллионом городе — на его единственном вокзале!!!, на котором только путей — 27- и два больших здания с огромной толпой индусов и незнанием мной английского, где впрочем многие вывески не дублируются на английском, а идут на хинди. Вообщем — это был еще тот шок! Я сел, прочитал свои записи, в которых говорилось, что надо найти Туристическое бюро для иностранных туристов, где по специальной квоте, можно купить билет на поезд. Но никто на этом огромном вокзале — ни полицейские, ни кассиры не показали мне где оно (я думаю, что его вообще нет — хотя в Дели я его видел на вокзале), вообщем все происходило, как в советских «худших» вариантах — вас посылали к очередному окошку, в конце концов примерно за 2 часа, пройдя с десяток касс, я оказался у окна, где всючил кассиру свой планшет на котором написал — любой вагон, любой поезд ближайший на Варанаси. И чудо свершилось — я купил билет- за 40 минут до отхода моего нового поезда, который еще надо было найти на этих 27 путях и который стал высвечиваться на табло только за 15 минут до отправления поезда. Вообщем, как вы понимаете — все это стоило мне больших нервов.
Вот так, я уехал в Варанаси ночным поездом.
15) ВАРАНАСИ — был последним из новых городов на моем трудном пути. Я уже прилично выдохся за месяц и устал от Индии.
Варанаси это один из древнейших городов на нашей планете, считается, что ему более 5 тысяч лет. Это самый священный город Индии.Сейчас в нем проживает около 1.5 миллиона жителей (80 процентов индуисты и 20 процентов мусульмане, для которых он тоже является священным)
Главные достопримечательности здесь — знаменитые Гаты, это каменные ступени, уходящие в Ганг. Их более 80-ти, на одних идут утренние службы, на других вечерние. Это место паломничества индуистов, считается, что в Варанаси обитает бог Шива, поэтому Варанаси для индусов, как Мекка для мусульман.
Именно мусульмане пытались искоренить местную религию индусов и снесли в 16–17 веках все старинные храмы, поэтому в Варанаси вы не найдете индуисткие храмы старше 250 лет, но Гаты конечно очень колоритны!
На третьих Гатах кремируют — вот на фото заготовка дров для сжигания трупов (фото запрещены)
А в остальном Варанаси очень грязный типичный индийский город.
Последний поезд из Варанаси не был отменен и был обычный перезд ночью (770 километров) и вот я почти в родном Дели. Никогда я еще не был так рад окончанию своего путешествия!
В последние часы в Дели, я все-таки из последних сил заставил себя посмотреть несколько храмов в Дели, как например Храм Лотоса.
13 января вечером я выехал в аэропорт и улетел в РОССИЮ!!! Большой индийский круг был завершен! Я был этому несказанно рад!
Теперь о некоторых проблемах, которые могут возникнуть у самостоятельных путешественников по Индии-
1)Как передвигаться по Индии — мне казалось, что я выбрал самый удобный способ — поезда (лучше я не вижу, хотя я читал, что некоторые арендуют машину с водителем и на все путешествие и это окупается если вас 3 и 4), но как видите в Индии нельзя быть ни в чем уверенным и поезд могут отменить без объяснения причин и к этому надо быть готовым.
2)Много пишут в интернете о разводках туристов — я с этим столкнулся только один раз и меня развели на 10 долларов — ушлый парнишка — очень хорошо говорил на русском языке и я купился — но это мелочи, а в остальном меня развести было не возможно так как я не знаю английского и говорил об этом индусам (правда приходилось им по пять раз это повторять) и они отставали. Поэтому не надо брать экскурсоводов и всяких помогаек.
3)ГРЯЗЬ И АНТИСАНИТАРИЯ — от нее никуда не деться, я мыл все с мылом и бутылки с водой которые покупал и фрукты, а также использовал антибактериальные салфетки. Кишечных отравлений у меня не было. Кроме того я старался не есть мясного, так как именно из-за него и бывают отравления.
4)Где питаться — сначала я питался только при ресторанах своих гостиниц (в среднем 300 рупий за блюдо-это 5 долларов), разбавляя все это большим количеством фруктов(бананы, апельсины и яблоки, которые покупал в ларьках на улице), потом постепенно освоившись, в местных хороших и чистых кафе, а в конце пробовал пишу и на улице. Так как у меня было много переездов- часто питался в кафе на вокзалах. В самих поездах служащие ж.д разносят пищу- пробовал питаться и там- например с утра омлет.
5)Проблема с передвижением внутри городов — обычно в Европе я хожу пешком, а в Китае использовал метро, здесь это не проходит, от индийских улиц невероятно быстро устаешь, карты гугл не все правильны- многое показано неправильно, наименований улиц в самих городах нет. Несколько раз я просто не мог найти. то что мне надо было (хотя я всегда отлично ориентируюсь в городах) Поэтому приходилось пользоваться тук-туками, которые очень часто заламывали цены. Для примера в Майсоре — мне надо было проехать 9 километров на гору к храму — тук-тукер оценил это в 1800 рупий туда и обратно и был естественно послан подальше — так как я знал, что рядом есть остановка городского автобуса на эту гору — цена 17 рупий — то есть разница в 100 раз! А заявленные в интернете цены тук-тукеров — 15–20 рупий за 1 километр не действуют.
6) В ноябре прошла денежная реформа- поэтому в официальных обменниках, например. в аэропорту — меняли всего 60 долларов США (курс 1 рупия — 60 долларов США), в банках и в банкоматы- громадные очереди индусов, да и обменников особо я не видела, а в других точках (не знаю на сколько они легальны)- от 58 самый низкий в Агре до 64 (самый высокий) в Гоа. Гостиницы лучше оплачивать банковской карточкой (у меня была Сбербанка), так выгоднее курс.
7)С 1 декабря 2016 года цены на все основные достопримечательности для иностранных туристов, которые и так были не маленькие, значительно увеличились. Например, сейчас билет в Кутаб-Минар в Дели стоит 500 рупий, вместо 250!
8) Когда бронируете отели — внимательно смотрите еще и на налоги, которые прописаны мелким шрифтом- это обычно еще 20 процентов доплаты.
Советую ознакомиться - с полезностями , которые вам пригодятся по Индии - читайте - здесь - " Некоторые полезности для путешествия по Индии"
И так, к Индии невозможно полностью подготовиться и можно ожидать всяких неприятных сюрпризов. Поэтому расслабляться не стоит.
У меня не возникло к этой стране ни любви, ни ненависти. Я пока сам толком не разобрался — прошло слишком мало времени и надо все увиденное переварить.
Как я уже отмечал Индия оказалась самым сложным и самым выматывающим моим самостоятельным путешествием. Стоило это того, наверное все же ближе ответ — стоило! И уж точно этот месяц я никогда не забуду!
После Индии вам не будет страшно уже ни одно путешествие и вы сможете считать себя настоящим путешественником, а не пакетным изнеженным туристом.
Выводы я сделаю в последнем отчете по Индии — месяца через два-три как все опишу, а пока приведу выводы, одного из авторов в интернете, которые я нашел когда готовился к поездке и с которыми в целом согласен — цитирую:
«Не ожидайте от Индии слишком многого! Здесь не рай на земле и пахнет не только сандалом. Не пытайтесь ощутить в Индии чужие законсервированные впечатления. У вас будут свои. Многим людям Индия не нравится, другим наоборот. Индия сильно вставляет тем, кто интересуется одним или несколькими пунктами из списка:
1. Индийская культура.
2.Индуизм, другие восточные религии и духовные практики.
3.Йога.
4. Вегетарианство.
5.Дешевые и доступные наркотики.
6.Овощное время препровождение в Арамболе (Гоа) под пунктом пять.
Если вам все это не интересно, возможно, восторгов будет не так много. А может, и будут — все зависит от вашего отношения к происходящему и оттого, насколько это ваша страна, и с какими целями вы приезжали».
Пока на этом все!
Более подробно изложу все в отдельных отчетах о каждом городе.
Напоследок выставляю свою дорожную карту по Индии.
12 декабря 2016 года — вылет из Шереметьево в 19.50
13 декабря (1-ый день) — прилет в Дели в 04.20 (утро). Осмотр Дели.
14 декабря. Осмотр Дели.
15 декабря. Осмотр Дели в первой половине дня и выезд на поезде в Амритсар — 16.30 — 22.45.(поезд точно по времени)
16 декабря. Осмотр Амритсара
17 декабря. Осмотр Амритсара в первой половине дня и выезд ночным поездом в Агру — 16.10–08.12.(опоздал поезд на 2 часа)
18 декабря. Осмотр Агры.
19 декабря. Осмотр Фатехспур — рядом с Агрой и переезд ночным поездом в Джодхпур — 20.15–06.35 (опоздал на 5 часов)
20 декабря. Осмотр Джохпура начал из опоздания поезда только с 12 часов дня.
21 декабря. Переезд утром из Джодхпура на поезде в Джайпур- 06.10 — 10.50.(точно по расписанию). Осмотр фортов Джайпура.
22 декабря. Осмотр Джайпура и ночной поезд в Удайпур — 23.00–06.45. (опоздал на 3 часа)
23 декабря. Осмотр Удайпура и ночной переезд на поезде в Бомбей — 21.35 -13.40. (по расписанию).
24 декабря. Осмотр Бомбея после обеда.
25 декабря. Осмотр Бомбея и острова Слонов.
26 декабря. Осмотр Бомбея.
27 декабря. Утренний поезд из Бомбея в Мадгаон (Гоа) — 07.10 — 20.10. (по расписанию)
28 декабря. Агонда (Южный Гоа) — пляжный отдых.
29 декабря. Агонда. Кола
30 декабря. Агонда. Палолем.
31 декабря-02 января 2017 — пляжный отдых в Агонде.
02 января — ночной поезд из Мадгаона в Бангалор. 21.25 — 11.25. (опаздал на 30 минут).
03 января- после 13 часов осмотр Банголора.
04 января -Осмотр Бангалора. Вечерний переезд на поезде в Майсур — 18.35.- 21.05 (по расписанию)
05 января — Осмотр Майсора. Ночной поезд в Ченнай. — 20.30.- 07.00 (опаздал на 1 час).
06 января. Осмотр Ченная весь день и переезд ночным поездом в Вишакхапатнам. — 23.45–13.05.(по расписанию)
07 января. После обеда осмотр Вишакхапатнама
08 января. Утром осмотр Вишакхапатнама и переезд ночным поездом в Калькутту — 16.15 — 06.10 (опоздал на 1 час)
09 января. Осмотр Калькутты.
10 января. Осмотр Калькутты. Должен быть ночной поезд (20.00–9.30) — отменен! переезд на другом ночном поезде в Варанаси
11 января. Осмотр с утра Варанаси.
12 января. Осмотр Варанаси и переезд ночным поездом в Дели. -18.35 — 08.25. (опоздал на 3 часа)
13 января.(32-ой день) — Осмотр Дели после обеда и вечером в аэропорт.
14 января 2017 года. Вылет из Дели в 01.25. и прилет в Шереметьево в 05.20 утра.
Начинаю выставлять подробные отчеты о всем маршруте - начало отчетов - здесь - " Самостоятельно в Дели или начало большого путешествия по Индии."
А интерактивный список всех моих 36 отчетов по Индии можно посмотреть - здесь - " Последний день в Дели, или завершение большого путешествия по Индии. ИТОГИ."
Фотоальбомы к рассказу
Теги:
Самостоятельные путешествия