Палаццо делла Раджоне, который мы посетили в конце предыдущего рассказа, как здание бывшего суда, входит в муниципальный комплекс Ратуши, или комплекс Морони. Комплекс был назван по имени архитектора Андреа Морони, который полностью отремонтировал в шестнадцатом веке в стиле Ренессанс бывший палаццо Подеста. Этот дворец на восточной стороне комплекса Морони, предназначался для проживания мэра, его семьи и его команды.
В этом месте необходимо остановиться на кратком описании системы власти в Падуе, действовавшей со времени раннего средневековья. Законодательная власть принадлежала Совету Старейшин, куда входили представители самых известных и уважаемых семей города, делегаты от торговцев и народа, выбранные голосованием.
Исполнительная власть — мэр — приглашался на должность Советом Старейшин, и обязательно должен был быть чужим, не имеющим родственных, деловых и дружеских связей в городе. Город предоставлял для проживания дворец и платил очень большую месячную ренту. Но, в свою очередь, мэр с собой привозил, и на свои средства содержал команду своих помощников, которая доходила до 35 человек, судью уголовного суда и личную стражу. И все эти люди жили в палаццо Подеста. Никто из них, включая членов семей, не имел права принимать от жителей города подарки, пожертвования, не мог купить недвижимость в городе, взять кредит в городском банке, и даже принять приглашение на обед.
Палаццо Подеста фасадом смотрит на Пьяцца делле Эрбе, а на Пьяцца делле Фрутта выходит восточный фасад другого дворца, средневекового — палаццо дель Консиглио. Это своеобразное офисное здание — с давних времён здесь располагаются офисы городских чиновников, нотариус, Торговая палата. Известная по предыдущему моему рассказу Древняя Башня или Башня Старейшин отделяет палаццо дель Консиглио от Дворца Старейшин. Тоже средневекового. Именно здесь заседал Совет Старейшин.
С запада комплекс зданий Ратуши ограничивает самое новое здание — палаццо Моретти-Скарпари, построенное в первой четверти XX века.
При строительстве архитекторы старались сохранить стиль палаццо Подеста. Строили здание также и в память о погибших в Первой мировой войне, поэтому стены здания закрыты стеллами с именами погибших, памятными барельефами, а наверху здания установлена статуя Ники-победы.
Напротив палаццо Моретти-Скарпари, на другой стороне улицы, находится Дворец Бо, где располагается основная часть падуанского Университета. У здания довольно странное название, в переводе с венецианского диалекта — «Бычий». Считается, что дворец обязан своим именем известному мясному ресторану, находящемуся на этом же месте. Университет начал работать в здании в 1493 году, но только в 1539 году палаццо Бо перешло в собственность университета.
Традиции есть традиции — государственное учебное заведение до сих пор хранит старинную эмблему — череп быка. В университете сохранились старый внутренний двор, кафедра, которая помнит Галилео Галилея, первый в мире анатомический театр, существующий с 1594 года. Но посещение университета возможно только с экскурсией всего несколько раз в неделю.
Один из самых хорошо сохранившихся средневековых дворцов в Падуе — палаццо четырнадцатого века Романин-Джакур — расположено совсем недалеко от гробницы Антенора. Дворец известен и тем, что в XIX веке здесь собирались литературные кружки, издавалась «свободная» пресса, а позднее стали собираться студенческие «кружки по интересам», которые, к счастью, не доросли до серьёзной революционной силы. На фасаде можно увидеть табличку, которая говорит о том, что в 1306 году Данте Алигьери был в стенах палаццо, но учёные в этом не уверены, хотя поэт был в Падуе примерно в это время.
Южнее встречается ещё более старое здание — палаццо Забарелла. Вернее, никто не знает, сколько лет этому зданию. Вполне вероятно, что нижняя часть, конечно подремонтированная, ещё древне-римского периода. Верхние этажи и башня были построены в XII веке, но из кирпича с римских развалин. При раскопках в подвалах были обнаружены каменные блоки и керамика примерно V века до нашей эры. Название же здание получило уже в конце средних веков, когда семья Забарелла купила палаццо от герцогов Каррара и владела им 400 лет. Данных же о владельцах перед Каррара нет. Во дворец можно попасть только во время тематических выставок, или отдельных культурных мероприятий, проводимых мэрией. Жаль, потому что внутри находятся очень старые красивые напольные мозаики, возможно ещё римского периода.
И вот мы на пьяцца дель Санто.
Здесь мы получаем ответ на вопрос — что общего между Лиссабоном и Падуей. Общее то, что Святой Антоний считается Небесным покровителем как Падуи, так и Лиссабона. Родившись на берегу Атлантики, Антоний с проповедями много путешествовал, пока не поселился в Падуе, где провёл два года из своих 35 — он умер молодым.
Уже через год после смерти — в 1232 — был канонизирован. И практически сразу в Падуе началось строительство базилики, куда через 30 лет были перенесены мощи Святого Антония.
С архитектурной точки зрения базилика очень интересна — видна причудливая смесь романского, византийского, немного готического стилей. А колокольни вообще напоминают минареты.
Этому храму присуждено почетное звание папской базилики, с прямым подчинением Святому Престолу (всего таких храмов 10, из них лишь 5 вне Рима). А жители Падуи называют храм просто — Иль Санто
Перед храмом находится конный памятник кондотьеру Гаттамелате, великому полководцу на службе Венецианской республики. Принято говорить, что памятник венчает гробницу Эразмо Нарни — это полное настоящее имя полководца. Но на самом деле прах кондотьера погребен в самом храме. Интересно значение дверей c двух стopoн пьедестaлa — закрытая обозначает завершенную жизнь, приотворенная — смерть. Но памятник, изготовленный Донателло в 1443 году и очень символичен. Он своеобразно обозначает окончание Средних веков, являясь первым конным медным памятником, изготовленным после падения Римской империи… а перерыв был в 1000 лет… Прообразом памятника стала бронзовая конная статуя римского императора Марка Аврелия.
Справа от базилики два небольших здания — капелла Сан Джорджо, построенная в 1376 году для маркиза Раймондино Лупи в качестве погребальной часовни и Скуола дель Санто середины XV века, которая служила приватной часовней братства Святого Антония.
К южной стене базилики Святого Антония примыкает францисканский монастырь, существовавший ещё при жизни великого святого. Монастырь, состоящий из четырёх корпусов с клуатрами совсем не перестраивался с XV века. Главный клуатр ещё называют клуатр магнолии из-за дерева, посаженного в центре двора.
Вдоль стен расположены усыпальницы именитых горожан, некоторые украшены фресками знаменитых мастеров. Последнее захоронение относится к XVI веку. В зданиях вокруг клуатра Дженерали находится падуанская резиденция главы францисканского ордена.
Интерьер базилики подвергался различным изменениям с момента постройки вплоть до наших дней, но радует, что в ходе перестроек сохранили и много оригинальных деталей. Например, скульптуры и барельефы Донателло в центральном алтаре.
Великий мастер создал распятие, богородицу с младенцем и статуи святых-покровителей Падуи.
Во второй половине XIV века кондотьер Бонифачио Лупи заказал строительство Капеллы Святого Иакова. Для работ был выбран архитектор Андриоло де Санти, а фрески с сюжетами на тему жития Святого Иакова выполнили Альтикьеро да Дзевио и Якопо Аванци.
Позднее Альтикьеро уже в одиночку создаёт свой главный шедевр — «Распятие» на центральной часть задней стены капеллы.
Сама могила Святого — Капелла «делла Томба» была построена в XVI веке.
Мраморная усыпальница с центральным алтарём окружена девятью барельефами с сюжетами на тему жития Святого Антония. Несмотря на запрет фотографирования, в оставшееся время удалось сделать ещё несколько снимков интерьера и фресок, которыми очень богат храм.
На этом я заканчиваю свой рассказ о историческом центре Падуи в трёх частях. Всё, что успели посмотреть за один день, кое-что осталось для следующего посещения. А в конце предлагаю ещё немного прогуляться по симпатичным улочкам старой Падуи.