…После спуска с небоскреба окунаемся в теплый ночной уют города. Дождик прекратился пару часов назад, можно ненадолго заглянуть в парк «Gardens by the Bay». Для этого надо пройти отель насквозь, затем по мостику попасть в парк.
Так выглядит парк на выходе из отеля:
8
В конце мостика много народу, любуются цветовыми переливами стальных деревьев. Я попытался снять видео, но потом понял, что ролик не получится интересным — смена цвета происходит не очень быстро и по непонятному алгоритму. Поэтому ограничусь фото.
6
Немного погуляли по ночным парковым аллеям. Вид небоскребной части города от пруда:
7
А так выглядит отель с той же примерно точки:
8
На пруду фонтан и золотистые «стрекозы»:
5
Возвращаемся.
6
Идем в сторону залива. Надо сказать, составляя примерный план, я наметил посещение залива к 20:00, вроде бы в это время должно начинаться лазерное шоу. Однако, когда мы проходили мимо как раз в это время, там ничего не происходило. Теперь же, подходя со стороны торгового центра к заливу, услышали музыку. Ага, световое шоу таки есть, и оно происходит прямо сейчас. Увы, та точка, где мы оказались, позволяла видеть всё действо лишь через некие створки. Достаточно, чтоб оценить зрелищность и красоту, но недостаточно, чтоб просто почувствовать себя зрителем.
Лазерное шоу Wonder Full (справа виден прогулочный катер, позволяет оценить масштаб):
5
Затем выходим на пешеходный мост и вдоль залива движемся к Мерлайону. По пути наслаждаемся ночными видами по обеим сторонам залива:
10
12
13
Подходим к Мерлайону (как ни ходи в центре Сингапура, а все равно выйдешь сюда):
6
Вид в сторону отеля и колеса:
6
Меж тем вдруг обнаружили, что время промчалось и уже близится полночь. А мы еще не ужинали. Вспомнили, что рядом с отелем есть улочка, где прошлой ночью было много открытых заведений. Пешком туда идти минут 10. Что ж ускоренным шагом, превозмогая накопившуюся усталость, движемся, по пути не забывая впитывать в себя впечатления…
Ночевка прогулочного катера-амфибии:
1
Вот мы на искомой улице. Здесь ждут сюрпризы, не все приятные. Ресторанчик внизу у отеля оказался работающим по системе «буфет», причем с национальным акцентом. Зашли было туда, попытались вникнуть в правила, не вникли, пошли дальше. Дальше целая улица ресторанов с китайской и японской кухней. Как-то не зацепил ни один. По настоянию жены вернулись в тот, ближайший к отелю. Заручившись обещанием официанта в полной поддержке, приступили к действиям. Суть процесса такова — есть стол, посреди которого стоит плита. Плита устроена таким образом, что в центре ее кастрюля, а по окружности — плоская поверхность для жарки. Клиент идет вдоль стеллажей с ингридиентами, набирает всего понемногу, потом сам это готовит на своем столе. Проблема в том, что мы не знаем, как именно что готовить. Ингридиенты поражают разнообразием — здесь и несколько видов крабов, и креветки (тоже несколько видоразмеров), и кальмары, и куча ракушек, и курица, и свинина, и рыба, и огромное количество неведомых трав, кореньев, стеблей и плодов. Поддержка официанта заключалась в том, что он лишь сообщил — мы набираем всего, что понравится, несем к столу, а он распределит, что варить, что жарить. Набрали с голодухи несколько тарелок морепродуктов и растений, официант распределил, оказалось, что крабы и все растительное подлежит варке (там заранее был залит куриный бульон), все креветки, гребешки (я их выхватил опытным взглядом уроженца Дальнего Востока) и прочие ракушки жарятся на предварительно смазанной маслом поверхности.
Выглядит это все вот так (справа на столе — пульт управления плитой):
5
Ждем, помешивая «суп», переворачивая креветки и попивая пиво Tiger. Пиво, надо заметить, оказалось хорошим, но не более. В моей классификации есть сорта дневные и вечерние, так вот, Тайгер я бы отнес к дневным (хотя я днем пиво и не пью). Готовилось все это варево минут 20, креветки с моллюсками жарились столько же, я сбегал к буфету, намурцевал какого-то соуса из неведомых составных частей, опознанными среди которых оказались лишь рубленая петрушка и соевый соус. Надо сказать, покушали мы славно — и сытно и вкусно, даже в некотором смысле, изысканно. Животики наши, вопреки опасениям, вели себя смирно и покорно. До сих пор вспоминаем тот ужин с теплотой.
Утро следующего дня оказалось более приветливым в плане погоды. Не было дождя и даже изредка проглядывало солнце. Вылет у нас в девять вечера, проснулись около семи утра, план таков — оставляем вещи в номере, идем гулять по окрестностям, к чек-ауту возвращаемся, выселяемся и дальше перемещаемся по городу с рюкзаками. Можно было оставить вещи в laggege room, затем забрать перед вылетом, но, подумав, решили все-таки таскать (т. к. пришлось бы вечером тратить время на заезд в отель). Итак, выпив кофе с круассанами, идем пешком на Арабскую улицу, это 7–10 минут. Составляя план перемещений по городу, я включил Арабскую улицу, опираясь на многочисленные упоминания ее среди мест, обязательных к посещению. на деле — ничего особенного, ну, улица, ну арабская. Сотни магазинчиков (в-основном ткани, ковры, посуда), низкорослые здания, порой встречаются мечети. Нет, определенный шарм, безусловно, есть, но, скажем так — на любителя.
На Арабской улице
3
6
4
2
Просто торговый центр недалеко от метров Bugis:
4
Здесь сверяю время — есть еще часа два до выселения. Вполне можно на метро смотаться в еще одну этническую зону — Маленькую Индию. Едем до одноименной станции. Сингапурское метро интересно тем, что, а) на многих линиях поезда ходят без машинистов, б) вагоны имеют сквозной проход по всему составу.
3
Маленькая Индия встретила характерными запахами — из многочисленных магазинчиков тянется дымок от тлеющих ароматических палочек. Немного отвлекусь от темы. Вчерашний день был пасмурен и дождлив, из-за чего мы не использовали солнцезащитные кремы. Поутру оказалось, что у нас сгорели носы и лбы. Такова сила экваториального солнца. Сегодня проглядывает солнце и мы вынуждены обмазываться. А кремы с собой не везли. Вот и решили зайти в ближайший магазин, где в ассортименте могло быть что-то подобное. Продираясь взглядом сквозь ароматическую дымку, нашли таки какой-то крем с фактором 50, индийского производства. Втирали в себя прямо за углом среди бродящих тут йогов. В дальнейшем оказалось, что крем очень хорош. Итак, крем нанесен, вперед.
Главная улица района — Серангун роуд. По ней и начинаем путь.
7
Своей малоэтажностью улица похожа на Арабскую. Однако это единственное сходство. Возможно, на Арабской мы были слишком рано утром, люди не успели заполнить ее в полной мере, но Серангун кажется более оживленной улицей. Много красочных растяжек над проезжей частью, много цветочных лавок, много благовоний, всё пёстро и эээ… калейдоскопично.
Серангун роуд:
4
Ответвившись на одну из боковых улочек, обнаружил там христианский собор:
2
Индуистский храм на Серангун роуд:
4
Просто дворик неподалеку от Серангун роуд:
4
Время поджимает, дошли до следующего метро и поехали к отелю, выселились, и решили ехать к центру, погода ведь наладилась, побродим там без дождя. Спустя примерно час выходим на станции Raffles Place прямо в гуще небоскребов, откуда неспешно бредем… конечно же. к Мерлайону
Уличные скульптуры:
5
5
Здесь роль скульптуры играет деревце:
3
Крошечный скверик с фонтаном:
3
Вид на Marina Bay Sands
3
Мерлайон на месте, народ все так-же толпится вокруг, фотографируются и наслаждаются видами.
3
Между тем небо, еще час назад радовавшее синевой, вновь постепенно затягивается тучами. Надежды наделать солнечных снимков с синим небом улетучились… Щелкаю напоследок Marina Bay Sands с проблесками исчезающей синевы, и продолжаем плановые перемещения.
3
Следующий пункт — берег реки Сингапур. Переходим по мосту Anderson Bridge реку и идем по набережной.
The Fullerton Hotel & Cavenagh Bridge:
1
Микросадик в небоскребе:
2
Набережная Boat Quay:
3
5
Отдохнув немного на скамейке с видами на квартал ресторанчиков (другая сторона реки), идем пешком к метро по North Bridge Road. Следующая плановая зона — улица Orchard Road. Есть станция метро Orchard, но мы решили выйти на одну станцию ближе и дальше просто пройтись по этой улице. Впрочем, можно было и наоборот. Orchard Road — оживленная (как в автомобильном, так и в пешеходном смысле) улица к северо-западу от центра. Возможно, московским аналогом служит Тверская (не настаиваю).
Далее несколько снимков оттуда.
3
2
2
Известный Торговый центр Такашимая:
1
Tang Plaza:
1
1
Забавный домик среди небоскребов:
1
Просто боковая улочка:
3
Пришло время искать место для обеда. Надумали ехать опять к набережной, поискать там ресторанчик. Изрядно уставшие прибыли на Boat Quay. От былого синего неба не осталось ничего…
4
Здесь поддались одному из зазывал (вернее одной), устроились на самом берегу, сделали заказ, нам принесли бесплатные напитки (Happy hour), ладно, мне недорогой Tiger, но жена спросила — как насчет Singapore sling? Ей покорно принесли слинг (ценник у них был что-то типа 18 S$ за него). Пообедали в уюте окружающих пейзажей, отдохнули, понаблюдали за плавающей в реке рыбой, даже засекли одну переплывавшую реку выдру, которая затем спряталась под пристанью на другом берегу.
46. Вид с набережной:
1
Синее небо таки проглядывало время от времени:
1
Немного прошлись по набережной, времени оставалось не так много, но и срочно бежать в метро не было необходимости. Внимание привлекают некоторые из здешних городских скульптур.
Кошки:
2
«Веселые купальщики»:
5
Что ж, время на исходе, пора ехать в аэропорт. Углубляемся в квартал небоскребов к метро.
2
Здесь вышла небольшая накладка. Перед поездкой я, казалось, изучил сингапурское метро досконально. Оказалось, что нет. Здесь случились сразу два косяка. Первый — у нас не хватило наличных (буквально одного доллара), а картой оплатить нельзя, снять с карты наличные тоже не получилось — автомат был неисправен (очень большая редкость). Пришлось выходить наверх, искать там обменку (хорошо, что у меня завалялась пятерка американских), потом только за нал покупать билеты. Второй косяк — я почему-то решил, что до аэропорта можно доехать сразу от станции Раффлс — эта ветка идет в ту сторону, а за пару станций до конца (на Тана Мера) раздваивается, конечная одной ветки — Пасир Рис, а другой — Чанги (аэропорт). На табло при подходе поезда загорается надпись, указывающая, куда идет состав. Мы прождали поезда до аэропорта около получаса, но так и не дождались, все время на табло появляется Пасир Рис. Пошел узнать у работников — сказали, что да, мол, эта ветка идет до аэропорта. Но когда ожидание перевалило за 30 мин (нервы-нервы), служащий метро сам подошел и сказал, что надо ехать до ст. Тана Мера, а там пересесть. Так и сделали, действительно, приехав, сразу пересели на ожидавший поезд до Чанги (просто другая сторона платформы). Такой вот чисто информационный пробел. До опоздания дело не дошло, прибыли точно к началу регистрации.
Еще стоит упомянуть, что аэропорт большой, от терминала до терминала ходит бесплатный монорельсовый поезд — Changi Skytrain, помимо него есть и Shuttle Bus, тоже бесплатный. Еще есть и пешеходный путь, с самодвижущимися дорожками. В общем, аэропорт прогрессивный и очень дружелюбный. Впрочем, эти же определения подходят ко всему Сингапуру.
Подводим итог. Сингапур — идеальное место для посещения при любом маршруте в Юго-Восточную Азию. Безвизовый временной отрезок 96 часов позволяет достаточно интенсивно ознакомиться с городом (у нас было всего 2 дня, но и их достаточно для самых знаковых зон). Мы осознанно исключили из маршрута музеи, остров Сентозу, развлекательные парки и зоопарк, торговые центры и всяческие мероприятия. Из обязательных мест времени и сил не хватило на Chinatown и набережную Clarke Quay. Впрочем, при лучшей погоде и с однократным посещением крыши Marina Bay Sands времени хватило бы на все. Понравился — это не совсем то слово, которым можно охарактеризовать комплекс ощущений от Сингапура. Я вполне понимаю тех, кто называет его лучшим городом Земли. По крайней мере, он однозначно в высшем эшелоне рейтинга. Изумительное сочетание прагматизма и развлекательности, отменная логистика, чистота и безопасность, дружелюбие к туристам, хорошая экология, гастрономический рай… и прочее, прочее. Город недешев, но и дорогим его не назовешь. Однозначно включу его в маршрут при очередной поездке в ЮВА.