Очень много написано про Таиланд, так как это одно из наиболее популярных туристических направлений не только россиян и выходцев из республик бывшего СССР, но и вообще место посещения огромного потока туристов со всего мира. Поэтому я долго сомневался, стоит ли вообще браться за «перо», чтобы не повториться, не написать банальности, а попытаться подметиь простые, необходимые и бытовые вещи, о которых не прочтешь в путеводителях и о которых как-то очень мало пишут путешественники в своих отчетах и очерках, но которые важны и актуалны человеку, ступившему на «новую землю» практически с первой минуты. А потом и, возможно, сломать стереотипы, которые есть у любого человека, сформированные уже давно устаревшей информацией и старыми знаниями о той или иной стране. Дело в том, что мы были с супругой в Таиланде в далеком 1993 году и это был короткий недельный тур, включавший в себя тогда стандартный туристический «пакет» из двух дней в столице и пяти дней в популярном курортном месте — Паттайя. Конечно же, семи дней было очень мало, но, тем не менее, эта поездка оставила не только неизгладимые впечатления в памяти и красочные фотографии в альбоме, но и большое желание еще раз приехать в Таиланд. Но условия сложились только сейчас.
Данная поездка прошла с 23 ноября и по 12 декабря 2016 года и состояла из семейной пары, запланировавшей проехать на автомобиле по свободному графику из Бангкока до северной точки страны на границе с Мьянмой, а затем проехать по западному побережью Адаманского моря до границы с Малайзией и вернуться по восточному побережью страны вдоль Сиамского залива до Бангкока. Маршрут был намечен достаточно большой и по ходу поездки он был скорректирован в сторону уменьшения, но главное желание было не «нежиться» на замечательных пляжах Таиланда, а посмотреть страну в глубинке и в движении.
Конечно, к этому путешествию я готовился, потому что она осуществлялась самостоятельно и хотелось продумать все вопросы, с которыми пришлось бы столкнуться в процессе, чтобы не тратить потом лишние деньги, время и нервы. Перед поездкой я пытался найти отчеты автомобильных путешествий по Таиланду на крупнейших туристических порталах, но, к моему удивлению, не нашел для себя ничего полезного. Может плохо или не там искал, не знаю. Поэтому этим очерком я попытаюсь внести свой скромный вклад в «копилку» автомобильных путешествий. И хотя Таиланд для большого числа путешественников рассматривается только как страна пляжного отдыха, я попробую показать, что это далеко не так!
Первоначально, основываясь на структуре моих предыдущих очерков про автомобильные путешествия в Грузию, я хотел написать статью в хронологическом порядке нашего маршрута по дням, но потом понял, что это не имеет смысла, так как вряд ли кто-то повторит мой маршрут, да и сам бы я уже его построил по другому. Поэтому свой рассказ я решил разделить на темы и помочь будущим путешественникам (и не только автомобильным) лучше подготовиться к поездке.
С чего я начал подготовку к поездке: с прочтения путеводителя по Таиланду под названием «The Rough Guide», который был приобретен мной несколько лет назад. Читать я начал его внимательно, но потом понял, что мне скучно и кроме однообразного перечисления многочисленных исторических и культурных наименований с очень сложными для запоминания названиями эта книга не окажет мне помощи в решении каждодневных практических вопросов, а может быть помощником при посещении и поиску интересных мест и достопримечательностей в конкретном месте. Но путеводитель помог мне составить заинтересовавшие меня ключевые точки на предполагаемом маршруте, а именно: Бангкок — Сукхотай — Чианг Май — Чианг Рай — Мае Сай (граница с Мъянмой) — Нан — Бангкок — Краби — Транг — Сурат Тхани — Хуа Хин — Паттайя.
С чего хочется начать. С того, что Таиланд — это самая необычная страна Юго-Восточной Азии по многим факторам. Первое — она никогда не была ничьей колонией, в отличие от всех своих соседей и до 1939 года носила название Сиам, что в переводе с тайского означает «свобода». Второе — Таиланд имеет протяженность с юга на север почти 1900 км и поэтому имеет самый разнообразный в Юго-Восточной Азии климат, который меняется от субэкваториального до тропического. Третье — население страны достаточно однородно и более 80% составляют этнические тайцы. Четвертое — Таиланд имеет быстрорастущую устойчивую экономику и является одним из основных мировых экспортеров риса, латекса, фруктов и их производных. Пятое — Таиланд единственная страна в мире, где Король, покровитель всех религий и по Конституции должен быть буддистом. Шестое — тайская кухня — самая удивительная кухня мира с огромным количеством специй и ингредиентов, добавляемых к каждому блюду. В Таиланде около 33 000 (!) буддийских храмов, в которых находится около 370 000 монахов и послушников!
3
Тайцы живут по-своему, буддийскому календарю, который ведет свое начало со смерти Будды в 543 году до нашей эры. Да и вообще, вопреки сложившемуся мнению, в целом Таиланд — это страна строгих семейных ценностей и буддийской религиозной морали!!!
Приехав в Таиланд мы оказались в гуще мероприятий, связанных со смертью короля Рамы 9, который умер 13 октября 2016 на 89 году жизни. Рама 9 находился у власти в течение невероятных по продолжительности 70 лет (!), «обогнав» того же Фиделя Кастро на 20 лет и при его правлении на троне родилось и живет практически все население сегодняшнего Таиланда. Король Рама 9 пользовался большим уважением и любовью своего населения и траурные мероприятия будут длится, как нам сказали, не менее года.
1
Такие места для выражения своих соболезнований в ввиде записи в журнал мы встречали неоднократно в различных общественных местах.
Как пишут, он был всесторонне развитым человеком: играл на саксофоне, увлекался фотографией, был изобретателем и т. п. и при этом играл важную роль в управлении страной и построением внешнеполитического и внутриполитического курсов страны. Нам повезло быть свидетелями очень ярких и помпезных церемоний коронации нового короля Таиланда — Рамы 10, сына умершего короля, которые мы смотрели по тайскому телевидению.
1
Хочу также сразу отметить национальные особенности и нормы поведения, о которых я читал и, о которых мы узнали воочию во время нашего путешествия по стране: у тайцев не приняты рукопожатия, похлопывания по телу и дружеские объятия и, тем более, прикосновение к голове, а при встречах и расставаниях используется универсальный жест — «вай»- сложенные лодочкой ладони у груди. Король и королевская семья пользуются большим искренним уважением и любовью и поэтому все, что может быть сказано или сделано неуважительного или, не дай бог, оскорбительного в их адрес может быть жестко наказано по закону. Например, если вы уронили монету и она покатилась, то ее нельзя остановить ногой, так как на ней находится портрет короля и этим вы нанесете ему оскорбление.
Виза в Таиланд для россиян на период пребывания до 30 дней не нужна, поэтому нужно только проверить срок действия своего паспорта и заняться поиском билетов. Самый благоприятный период посещения Таиланда или «высокий сезон», считается с начала декабря и по конец апреля. В это время стоит не такая жаркая погода и количество дождей должно быть минимально. Почему говорю «должно», потому что с учетом изменения климата на планете старая статистика становится ошибочной. Мы сами в этой поездке попали под многодневные ливневые дожди в начале декабря на юге страны, которые не характерны для этого периода времени.
1
Но, как говорится, «у природы нет плохой погоды». Так как мы не сидели на побережье, то дождливая погода особо не повлияла на качество нашей поездки.
Итак, начав поиск авиабилетов на портале яндекс.авиабилеты, мы нашли недорогие билеты на перелет арабской авиакомпанией «GULF AIR» по маршруту Москва — Бахрейн — Бангкок по цене 23150 рублей за перелет туда и обратно на одного человека. По опыту могу сказать, что прямые рейсы обычно стоят значительно дороже, поэтому мы решили и сэкономить на билетах, отдохнуть на пересадке в аэропорту Бахрейна, да и по ходу, хоть и кратко, посмотреть на это небольшое островное государство в Персидском заливе. Мы не пожалели в дальнейшем о нашем решении, но могу только отметить, что цены, а аэропорту Бахрейна на кофе и закуски оказались даже выше, чем в Домодедово!
Перелет авиакомпанией Галф Эйр нам понравился — современные Airbus A320, вежливые и улыбчивые стюардессы и неплохое питание, включая пиво и сухое вино.
Далее стоял вопрос поиска ночлега в Бангкоке, но это тоже не составило труда, так как поисковых систем по размещению множество, но лично я предпочитаю BOOKING.COM. Почему booking.com? Потому что во многих случаях вы можете не делать предоплату за бронирование и поэтому вы не несете финансовые потери в случае изменения вашего графика путешествия. Кроме этого вы имеете огромный выбор размещения с многочисленными фотографиями объектов на любой бюджет с мгновенным подтверждением, в котором получаете подробные данные об объекте и месте расположения! Кроме этого, хочу особо отметить, что так как на этом сайте представлены не только отели, но и частные гестхаузы и апартаменты, иногда за очень небольшие деньги можно получить великолепное жилье, которое по качеству и по площади значительно лучше, чем в отелях, а по цене значительно дешевле! Если говорить про данную нашу поездку и опыт проживания примерно в 15 разных местах по всей стране, то могу смело утверждать, что за 500 — 650 тайских бат (кстати, курс на момент нашего пребывания был 1 $ = 35бат = 65 рублей, т. е. 1 бат около 1, 85 рублей), т.е соответственно 1000 — 1200 рублей за ночь на двоих можно получить хорошую современную просторную комнату с новой мебелью и качественной начинкой.
1
1
Вот за такой отдельный домик со своей верандой мы заплатили 400 бат за ночевку на двоих.
Конечно, проживание на побережьях дороже, особенно «раскрученных» курортов, таких как Пхукет, Краби или Хуа Хин, но при наличии автомобиля и возможной удаленности проживания от побережья в несколько километров за эти деньги можно получить прекрасный ночлег. Вообще, если говорить о booking.com, то там постоянно водятся всякие акции и скидки на проживание. Конечно, нередко это искусные маркетинговые ходы, когда стоимость завышается, а потом, якобы, предоставляется большая скидка, но нередко хозяева апартаментов, да и гостиниц значительно опускают цены, поэтому даже в сезон и даже в бойком месте можно найти недорогое жилье. Если поискать. Кроме этого могу посоветовать хороший и подробный сайт по транспортной системе Бангкока (правда на английском языке) www.transitbangkok.com, где можно найти любую информацию по маршрутам и расписанию автобусов, поездов, катеров и т. д.
Если говорить о Таиланде, то в этой стране очень сложная для европейца адресная система, поэтому иногда мы сталкивались с проблемой поиска места, так как навигационная система в айпеде, а пользовались мы программой «карты», просто не определяла этот адрес. Приходилось увеличивать карту места размещения, полученную из букинга и искать более крупные ориентиры, но в целом с задачей поиска места мы справлялись.
Международный аэропорт Бангкока с труднопроизносимым и труднозапоминаемым названием Суварнабхуми является крупнейшим авиатранспортным узлом Юго-Восточной Азии который открылся в 2006 году. Другой аэропорт Бангкока — Дон Муанг находится в черте города и специализируется на местных рейсах. Суварнабхуми является современным аэропортом, который справляется с огромным пассажиропотоком и предоставляет все необходимые услуги туристам по прилете: продажа местных симкарт для любых потребностей, обмен валюты (хотя как и везде в мире курс здесь менее выгодный, чем в городе), аренда автомобилей, поиск проживания и помощь в решении любых транспортных вопросов. Выбор провайдера был сделан нами наугад, так как вследствие жесткой конкуренции условия они предоставляют схожие. Мы купили для нашего айпэда симку компании TRUEMOVE без ограничения времени объемом 4Гб за 650 бат с бесплатным вайфайем.
1
Этого объема нам хватило на три недели нашего пребывания, учитывая, что трафик мы в основном использовали для навигации, а в местах проживания пользовались вайфаем. Хочу отметить, что и навигация и связь на всей территории Таиланда работает отлично. А бесплатный вайфай присутствует практически во всех общественных местах: аэропорты, вокзалы, кафе, рестораны, отели и т. д. То есть в случае пляжного отдыха можно пользоваться своим российским телефоном и повсеместными услугами вайфай! Для примера я прилагаю фотографию условий предоставления услуг связи для туристов, которая называется TOURIST SIM компании TRUEMOVE, заявляющей в своем рекламном листке о том, что она имеет самую высокую скорость передачи данных и самое большое покрытие в Таиланде. Не знаю так ли это, но работала эта симка отлично.
Конечно, в местах большого скопления иностранцев и туристов, сотрудники компаний и предприятий услуг более-менее владеют английским языком, но вот в глубинке я сталкивался с ситуациями, когда даже представители компании по аренде автомобилей HERTZ в аэропорту города Пхитсанулок владели английским на уровне начальной школы?!
Два слова хочу сказать о курсах обмена валюты в Таиланде. Самые лучшие условия обмена предлагаются в городе и мест обмена валюты достаточно, но имеется своя специфика: самый благоприятный курс обмена (если говорить о долларах США) за купюры 50 и 100, чуть хуже за купюры 10 и 20 и самый низкий за купюры 1, 2 и 5 долларов. Так что берите с собой в Таиланд купюры крупного достоинства. Кроме того, карты принимаются повсеместно, но это касается городов и курортов, ну, а если вы путешествуете на машине и заезжаете в отдаленные уголки, то лучше заранее запастись наличными батами. Причем маржа покупки и продажи валюты совсем небольшая, так что оставшиеся баты всегда можно будет поменять обратно с минимальными потерями.
Придя в себя после перелета, мы отправились в центр Бангкока в район Королевского Дворца.
1
1
В воскресный день огромное количество людей приходили в район Королевского дворца, чтобы выразить свои соболезнования и дань уважения королю Раме 9.
Хочу заметить, что город сопоставим по площади с Москвой и населением, согласно последней статистике, около 15 000 000 с пригородами, но при этом с чудовищным по объему транспортных средств движением. При этом наряду с автомобилями, автобусами и грузовым транспортом, присутствует большое количество мотоциклистов, моторикш (знаменитые «тук-туки»)
1
и велосипедистов. Моя первая мысль была отказаться от проката автомобиля из Бангкока, так как очень насыщенное транспортное движение дополняется непривычным для нас правосторонним движением, в чем кстати у меня есть большой опыт вождения, но уже достаточно давний. Первая мысль у меня была, что я просто буду «раздавлен» местной мотоциклетно — автомобильной массой еще до выезда из города. Но затем, присмотревшись, я подметил, что никто не сигналит, никто не срывается со светофора с визгом покрышек и что движение, несмотря на размеры, носит достаточно размеренный и спокойный характер! Я успокоил себя тем, что главное, что мне необходимо будет сделать, так это выехать из Бангкока, а потом уж точно будет легче и лучше!
Мы провели в Бангкоке всего два дня посетив только Королевский Дворец, прилегающие достопримечательности и погуляв по центральной части. Конечно, это очень мало для такого города, но решили все-таки придерживаться нашему плану поездки.
1
Гуляя по Бангкоку я попросил сфотографироваться с дежурившим полицейским, на что он доброжелательно согласился, хотя на мою просьбу одеть мне наручники для фотографии, он смеясь ответил, что не имеет права!
1
А это танцующие девушки, которые исполняли национальные танцы на одной из площадей в центре города.
Автомобиль я заказал еще в Москве и при этом сначала искал по сайтам крупнейших компаний аренды машин, таких как AVIS, HERTZ, NATIONAL, SIXT и других, а потом наткнулся на портал, который объединяет предложения многих крупных компаний: www.economybookings.com Как вы, наверное, знаете арендные машины делятся по классам и раньше это было A, B, C, и т. д. , а сейчас это Mini, Economy, Compact, Intermediate, Standard and Full Size. Класс самых маленьких машин — это «мини» и в эту категорию, для примера, входят Ниссан Микра (в Таиланде это праворульная Ниссан Марч) и Мицубиси Мираж. И при этом это полноценный 4–5 местный автомобиль. Но удивительно другое, что далеко не всегда автомобили самого малого класса самые дешевые! Я, например, нашел самый дешевый автомобиль у компании HERTZ класса «компакт» и это была новая бензиновая Хонда Джаз, 1500 см³ с автоматом за 26 евро в сутки при условии не менее, чем недельной аренды. При этом автомобиль можно арендовать только при наличии кредитной/дебетовой карты и стоимость аренды имеет стандартный пакет услуг, включающий страховку (по английский CDW — collision damage waiver) и неограниченный пробег. При этом, кроме стоимости аренды, на карте блокируется страховой депозит в размере 10 000 бат (у Хертца), на случай аварии и эта сумма покрывает вашу максимальную ответственность в случае вашей вины. Эта сумма возвращается вам на карту в течении 7 — 10 дней при условии возврата автомобиля в том же состоянии, что и при получении и отсутствии каких-либо конфликтных ситуаций. Стоимость 91 и 95 бензина в стране колеблется в районе 26 бат (50 рублей) за литр и различается незначительно. Кроме этого в Таиланде формально для вождения требуются Международные права и один раз полицейский потребовал их, остановив для проверки документов, но так как у меня их не оказалось, мне было предложено заплатить штраф в 1000 бат! На мои хладнокровные попытки объяснить полицейскому, что российские права и есть международные, последний достал большой смартфон и показал мне на экране наши международные права. Я понял, что «попал», но решил не сдаваться. Полицейский неплохо говорил по английский, так что после долгой «перепалки/уговоров» он «согласился» на компенсацию в 300 бат наличными! Вообще, в процессе нашей поездки по стране, особенно на севере, мы неоднократно сталкивались с КПП на дорогах, где группы полицейских осматривали машины, но нас не «трогали» -даже не проверяли документы, а проявляли вежливость и доброжелательность.
Возвращаясь к аренде автомобиля, хочу отметить, что я брал первый из двух автомобилей в центральном офисе ХЕРТЦ в Бангкоке и был удивлен слабым знанием английского их персонала, которая компенсировалась улыбчивостью, спокойствием и терпением при решении вопросов! Но без хотя бы начального знания английского языка взять автомобиль непросто, уже не говоря о разрешении любых проблем, которые могут возникнуть с автомобилем или на дороге.
Что хочу сказать о дорогах в Таиланде и дорожном движении: дороги я разделил бы на две категории — хорошие и очень хорошие с прекрасным асфальтовым покрытием и современной дорожной разметкой. Иногда нам попадались небольшие участки плохих или старых дорог, но они не испортили нашего общего впечатления о дорожной сети страны. Многие разделительные полосы встречного движения разделены красивыми клумбами с высаженными деревьями, кустарниками и цветами.
1
1
Но это не главное. Как я уже заметил в начале своего очерка, что первое впечатление о характере транспортного движения в Бангкоке повергло меня в «легкую панику» и в неуверенность в свои силы, хотя я водитель со стажем уже более 25 лет и имею немалый опыт вождения в странах с правостороннем движением. Так вот преодолев сомнения, я достаточно быстро убедился, что на самом деле характер движения по сути вежливый, спокойный и дисциплинированный!!! Вы не поверите, но за почти трехнедельное пребывание за рулем мы не видели ни одной аварии или столкновения! Это кажется абсолютно невероятным, но это так. Более того, за все время вождения я ни разу не слышал звук клаксона и у меня даже сложилось впечатление, что его использование запрещено или ограничено! Нередко я вспоминал любимую Грузию, где сигналят и гудят по любому поводу и без повода. А что уж говорить про такие страны, как Турция или Египет! Тайские водители очень вежливо ведут себя на дорогах и очень деликатны: если вы совершаете неловкий маневр, разворачиваетесь или просто притормозили перекрыв проезд, то никто не «крутит у виска», не моргает фарами, не сигналит и, тем более, не кричит. Все терпеливо ждут, понимая, что раз вы так поступаете, то вынуждено и нет смысла нагнетать обстановку, при этом они не знают, что вы иностранец, так как арендованная машина имеет обычные тайские номера. В общем ездить в Таиланде на автомобиле — это удовольствие!
В Таиланде огромная инфраструктура концентрируется вдоль дорог, поэтому путешествуя на автомобиле вы постоянно встречаете придорожные фруктовые, овощные и продуктовые рынки, а также изделия местной промышленности и ремесел, причем их характер, ассортимент и наименования резко отличаются друг от друга даже на расстоянии в 100 километров.
1
Придорожный рынок изделий из дерева.
1
На севере страны есть места, где выращивается клубника, которую продают вместе с ее производным — клубничным вином. Бутылка 0,75 литра стоит 250 бат. Я купил на пробу одну бутылку, но содержимое меня лично разочаровало. То есть запланировав поездку в 200 км, вы практически можете ехать целый день, так как останавливаясь, фотографируетесь, что-то пробуете и покупаете, с кем-то общаетесь и т. п. По пути вы неожиданно встречаете много нового и интересного не говоря уж об отклонении от маршрута в заинтересовавшие вас места.
1
1
По дороге в Чианг Май мы встретили вот такой источник выброса горячей воды, рядом с которым в соседнем колодце местные жители варили яйца!
1
1
Огромный рынок бананов, котрый мы встретили на 42 трассе на юге страны.
Из недостатков дорожной сети могу отметить подавляющее количество информационных щитов и табличек только на тайском языке. И вот тут на помощь и может прийти путеводитель, который подскажет об интересных для вас местах в данном районе.
Хочу еще написать несколько слов о поиске ночлега, если вы будете решать этот вопрос оперативно по ходу вашего движения. Если вы попадете в малонаселенное и отдаленное от проложенных туристических маршрутов место, то, конечно, самый быстрый и простой путь поиска — это через сайты по размещению. Хотя в начале статьи я упомянул только booking.com, но есть и многие другие. Если же вы приедете в любой прибрежный туристический центр, то вы обнаружите, что предложения по размещению огромны и все, что вам нужно, так это выбрав несколько из приглянувшихся внешне мест обойти их, чтобы составить представление о качестве и стоимости объекта. Конкуренция в области жилья большая, выбор бескрайний, можно деликатно торговаться и за свои кровные 500 — 600 бат (примерно 1000 — 1100 рублей) в сутки за номер для двоих получить очень достойное жилье у частного хозяина. Если же вы хотите остановиться на неделю и более, то можете рассчитывать на скидку в 20 и более процентов! Вообще тайцы — чистюли, практически все места, где мы останавливались, блестели чистотой, благоухали приятными запахами и обладали хорошими матрасами и бельем.
Теперь остановлюсь о еде и продуктах питания. После России изобилие фруктов, овощей и разнообразие местных кулинарных предложений приводит в легкий ступор. Попадая на местный рынок теряешься от общего изобилия и количества незнакомых продуктов и блюд. Известная особенность тайской кухни — это одна из самых острых кухонь мира, которая непривычна желудку европейца и кажется невозможной для потребления. Но тайцы уже давно приспособились к потребностям иностранцев и выбирая что-то из понравившегося ассортимента, вам нужно просто спросить: «Not spicy?» — «Не острое?». И получить соответствующий ответ, но независимо от него, лучше всего еще и попробовать перед заказом, так как, что для тайца not spicy, для вас может оказаться очень даже spicy. Мне кажется, что большое потребление перца и других острых пряностей — это во многом и привычка и профилактика кишечных заболеваний. Находясь в Таиланде складывается впечатление, что на одного человека имеется один пункт питания, причем во многих, особенно отдаленных местах готовят буквально «на коленке», т. е. скажем к велосипеду или мопеду приделана конструкция на которой расположена плита, с минимальным набором кухонной посуды и коробками с продуктами. И хозяин или хозяйка, припарковав свое транспортное средство практически в любом месте, начинают что-то жарить, варить или печь! Про гигиену не спрашивайте, но сначала мы, естественно, опасались, но потом привыкли. И ничего — вернулись на родину живые и здоровые. В Таиланде очень развит культ еды: едят и готовят везде и постоянно, но главные места гастрономических утех в Таиланде — это так называемые «ночные рынки» (night markets). Они имеются практически во всех более-менее крупных городах страны и открываются в 17 — 18 часов и работают до 22 — 23 часов. Это очень колоритные места, которые наряду с продажей различных товаров обязательно имеют «food court» или в вольном переводе «продуктовый двор». По сути это относительно большая площадь на которой собирается огромное количество торговцев местными кулинарными изысками: различными супами, морепродуктами, блюдами из овощей и риса, кондитерскими изделиями, всевозможными напитками и соками. Причем все это готовится тут же, при вас!
1
1
1
1
Выбор кулинарных изделий бывал настолько огромен, привлекателен по виду и запахам, что сначала мы долго в растерянности ходили не зная, с чего же начать! В основе тайской кухни — умение сочетать пять вкусов — сладкий, кислый, соленый, горький и острый. И при этом есть три основных компонента тайской кухни: рис, соус чили и кокосовое молоко. Эти компоненты встречаются практически в каждом блюде. С лучшими «ночными рынками» мы столкнулись в городах Чианг Май и Паттайя. Хотя с трудом, но могу предположить каков «ночной рынок» в Бангкоке. Я прилагаю фотографии ночного рынка в Паттайе. При этом цены в таких местах очень демократичные: например килограммовый, приготовленный на гриле, морской окунь стоит порядка 180 — 200 бат, а порция супа — 50 бат, большая миска зелени — 20 бат. Большим плюсом является то, что перед заказом вы можете все попробовать. А большой пластиковый стакан «смузи» из фруктов на ваш выбор — 30 бат.
В тропической стране все, я имею ввиду продукты питания, портятся очень быстро, поэтому в конце дня все оставшиеся продукты утилизируются, уносятся и куда-то убираются. Все моется и чистится, а мусор быстро вывозится. Никаких мусорных свалок или тем более зловонных мест мы нигде не встречали и могу ответственно сказать, что санитарные нормы в стране соблюдаются на высоком уровне.
Могу привести пример, который произвел на нас большое впечатление. Мы были на ночном рынке в городе Чианг Май. Так как это был выходной день, то было большое скопление людей. Я отправился, извините, в туалет и подойдя к нему обнаружил, что все посетители «заведения» снимают перед входом свою обувь меняя ее на сланцы, что сделал и я. Войдя внутрь я был потрясен чистотой заведения, благоуханием запахов и качеством аксессуаров. Кстати, в Таиланде принято снимать обувь и входить в помещение в носках или босиком и это касается, естественно, жилых домов и квартир, религиозных заведений, но чтобы снимать обувь перед входом в общественный туалет — это было неожиданно!
В Таиланде ранее была английская система мер и измерений. В настоящее время в стране европейская система измерений, но при этом присутствуют отголоски прошлого, а иногда и просто непонятные объемные или размерные единицы. Так, например в стране выпускается три марки местного пива, самое популярное из которых — ЧАНГ, разливается в бутылки объемом в 0, 62 литра?! А размеры матрасов и подушек по прежнему измеряются в дюймах.
Еще одно наблюдение. Тайцы очень мало курят или делают это скрытно, как будто стыдясь. Это же относится и к спиртному. В магазинах спиртное продается по нашим меркам в очень скудном ассортименте и в основном австралийское и чилийское вино с ценником от 250 — 300 бат за бутылку 0,75 литра.
Не могу не остановиться на основных популярных тайских блюдах, таких как «сом там» — салат из зеленой папайи, знаменитый суп «том ян» нескольких разновидностей, который заправляется и креветками, и курицей, и свининой с добавлением грибов, различной зелени и готовится в кокосовом молоке, «пад тай» — рисовая лапша с большим количеством ингредиентов, десерт «као ньюг ма муанг» — желтое манго с клейким рисом и многое — многое другое, что нет смысла перечислять, так как запомнить это трудно, а в случае приезда в Таиланд вы встретитесь с немыслимым многообразием кулинарных изделий и блюд. Тайцы не едят хлеба, в котором первое время мы испытывали недостаток, но потом привыкли, не пьют кофе и чай, которые непросто найти в глубинке, но при этом в туристических центрах и городах достаточное количество современных кофеен с полным набором различных видов кофе и его производных, а также кондитерских и кафе — мороженых. Кстати будучи в городке Мае Сай, расположенном на севере страны на границе с Бирмой (ныне Мьянма), я наткнулся на магазин торговавшим местным кофе, что привлекло мое внимание, так как я не думал, что в Таиланде выращивают кофе. Оказалось, что небольшая компания с канадским капиталом выращивает на севере страны органическое кофе сорта Арабика класса премиум, которое согласно их рекламе входит в 1% (!) лучших видов кофе в мире. Эта компания называется DOICHAANG и почитать о ней можно на их сайте www.doichaangcoffe.co.th Я купил пакет зернового кофе 250 грамм за 250 бат, т. е. получается около 2000 рублей за килограмм.
1
Тайский массаж. Это очень интересная тема и искусство тайского массажа формировалось под влиянием культуры Китая и Индии много столетий. Король Рама 3 в 1832 году основал первый университет Таиланда, ставший первым высшим учебным заведением по научному обучению массажу. В Таиланде массажные салоны мы встречали повсеместно, но центром обучения и большого количества направлений и разновидностей массажа считается город Чианг Май. Что касается качества массажа, то субъективно оно нам показалось достаточно высоким везде. Основными видами массажа, которые предлагаются в салонах являются: классический тайский массаж; массаж головы, плеч и спины; массаж ног; оил массаж и другие. Стоимость классического тайского массажа практически одинакова по всей стране и находится в рамках 200 — 250 бат (370 — 470 рублей) за 1 час, ойл массаж дороже — 300 — 400 бат за час. И речь идет не «крутых» салонах в пятизвездочных отелях, а об обычных стандартных чистых и уютных салонах, расположенных в городах на центральных улицах.
Особенность тайского классического массажа — это достаточно болевое точечное воздействие на теле, вместе с элементами растяжки. Говорят, что оптимальным временем для получения полноценного воздействия на организм является двухчасовой классический тайский массаж. Лично я получал большое удовольствие от посещения массажных салонов и старался использовать любую возможность для этого. Кстати, большинство массажистов в салонах женщины, но попадаются и мужчины и, конечно, «ломают» они обычно сильнее. Естественно, все массажисты имеют свой стиль и свою методику проведения массажа. И иногда трудно сказать, был он лучше или хуже — просто он отличался от предыдущего, но могу сказать, что я ни разу не был разочарован результатом!
1
1
А это «уличный массаж» в городе Мае Сай. Цена 150 бат за час, атмосфера и комфорт «уличные», но качество — отличное!
О тайских фруктах. В Таиланде растет огромное количество фруктов, многие из которых доступный круглый год, некоторые носят сезонный характер, а некоторые настолько редки, что надо приложить усилия, чтобы найти о них информацию. При этом некоторые виды фруктов настолько похожи, что их легко перепутать. О полезности фруктов я писать не буду — об этом и так все знают. В этой статье я остановлюсь только на тех, которые удалось попробовать в этой поездке. Мой один из любимых фруктов — манго. В Таиланде их много видов, но самые дорогие из продаваемых — это были желтые по цене от 50 до 100 бат за килограмм. И хотя сезоном созревания манго считается февраль — июнь, но мы их встречали в продаже в достаточных количествах повсеместно. Сами тайцы почему-то больше предпочитают зеленые, которые выглядят как незрелые, но полежав приобретают сочность и сладость желтых.
Другой замечательный фрукт — это папайя, которая непривередлива, растет круглый год и очень быстро и через 1,5 — 2 года после появления ростка уже дает плоды. Спелая папайя не просто очень сочный и вкусный фрукт, но и очень полезный, так как содержит вещество папаин, способствующее пищеварению и очищению желудка. На мой взгляд фруктовый салат из манго и папайи политый выжатым лаймом — это что-то! Папайи на рынках продаются и на штуки и на вес и где-то за 40 — 50 бат за килограмм.
1
Тайский ананас считается одним из самых сладких и сочных в мире. Путешествуя по южной части страны мы встречали многочисленные плантации и рынки ананасов. Причем в одном из мест мы стали выбирать ананас по желто-коричневому цвету кожуры, на что хозяйка покачав головой объяснила нам, что надо выбирать по звуку (!) — так, как мы выбираем арбузы.
1
1
Тем не менее не могу сказать, что те ананасы, которые мы купили, удивили нас своей сладостью или сочностью. Это фотографии придорожных рынков на юге страны, где хорошо видно стоимость ананасов за штуку и за «опт».
1
1
Хотя был не сезон для мангостинов (апрель — сентябрь) я несколько раз его покупал, но видно они долго хранились и потеряли свою удивительно нежную, сочную и ароматную мякоть похожую на большой чеснок. Не знаю, как в Таиланде, но в Малайзии мангостин считается «королевой» фруктов.
Интересен и по виду и по содержанию «фрукт дракона», который является плодом кактуса и носит свое название из-за необычной «внешности» — яркий фрукт красно — розового цвета, размером с яблоко. Внутри он имеет сочную мякоть белого, розового или даже бордового цвета со множеством мелких черных косточек похожих на семена мака. Вкус приятный и оригинальный.
Фруктом — открытием для нас стал лонган (июль — октябрь) — светло-коричневые плоды на веточках, имеющие очень сочную ароматную полупрозрачную мякоть на большой темной косточке. У лонгана есть «близкий родственник» и по виду и по вкусу — лонконг, тоже с ароматной полупрозрачной мякотью похожей на маринованный чеснок.
Тайское яблоко — фрукт колокообразной формы красного цвета нас «не зацепил», так как показался безвкусным.
Новым для нас фруктом оказался салак или «змеиный фрукт», имеющий свое название по кожуре, напоминающей кожу змеи красного цвета. Размер плодов — 4–5 см с мягкой кожурой и кисло-сладкой мякотью. Вкус приятный, но на любителя.
1
Фрукт, который лично мне очень понравился — это саподилла (сентябрь — декабрь). Внешне похож на киви с тягучей очень сладкой мякотью с нотками финика и меда.
Кроме этого однажды и единожды мы встретили на дороге продавца вот таких фруктов, название которого я так и не выяснил и больше мы его нигде не встречали. Особенность его в том, что при очень большом размере и весе, собственно мякоть которая находится в центре одного из сегментов плода настолько мала, что попробовав его я так и не понял его вкуса!
1
1
Путешествуя по стране мы часто встречали продающиеся кокосовые орехи. Это замечательный орех (чуть не написал фрукт), который продавец мастерски очищает перед вами, разбивает верхнюю часть таким образом, чтобы выпив кокосовый сок, вы потом могли ложкой выскрести нежную, полупрозрачную мякоть внутренней части ореха. Кокосовые орехи продают по 25 — 35 бат за одну штуку и, мне кажется, он идеален для утоления жажды.
Два слова хочу написать про авокадо, так я люблю этот полуфрукт — полуовощ. В Таиланде, как ни странно, его не выращивают, хотя он растет в граничащих с ним Лаосе, Бирме и Малайзии. Нам случайно удалось увидеть, купить и попробовать авокадо на севере страны в городе Мае Сай, привозимые торговцами из Мьянмы (бывшей Бирмы). Это были большие плоды примерно по 0,5 кг каждый с кожурой красно-коричневого цвета и консистенцией мягкого масла.
Ну и бананы! Таиланд смело можно назвать «банановой республикой», но не в нарицательном смысле, а в смысле большого производства бананов и многочисленного количества сортов. Будучи в Таиланде и покупая бананы в разных местах у меня складывалось впечатление, что мы едим постоянно разные сорта. Почитав по приезде в Москву про тайские бананы я понял, что в этой теме можно «завязнуть», поэтому не вижу смысла ее развивать. В любом случае, если вы с детства любите бананы, то для вас тут будет раздолье!
1
Кстати, двигаясь по дороге 42 с юга на север мы встретили огромный рынок бананов, который растянулся как минимум на 500 метров, но отличительным фактором этого рынка было то, что продавались на нем только бананы и производные из бананов: сушеные бананы, бананы пожаренные в виде чипсов, печенье с джемом из бананов и т. п. Кто покупает такое количество бананов и почему в одном месте сконцентрирована такая массовая продажа этого фрукта мне, естественно, было не понятно! И при этом продавцы не особенно скидывали цены, учитывая, что спелые бананы портятся на глазах, а спелых бананов продавалось очень много.
Если вам интересна более подробно тема тайских фруктов, да и тропических фруктов вообще, то советую зайти на замечательный сайт frutarian.ru. Если вы войдете в раздел «экзотические фрукты», то я думаю вы будете обескуражены их очень большим количеством и неизвестностью многих для вас названий.
Что нас удивило в Таиланде очень сильно, так это отсутствие мух и всяких летающих и кровососущих насекомых! Казалось бы тропическая страна, которая должна была изобиловать всякими летающими и кусающими тварями, а их нет. Для меня это осталось загадкой.
Что касается климатического ощущения, то несмотря на достаточно высокую влажность и температуру (30 — 33С) для нашего восприятия, переносилось это без труда и вполне комфортно.
Еще одна из загадок, которую мы заметили в южной части Таиланда и которую потом наблюдали передвигаясь в южной части страны — это просто гигантские (не побоюсь это прилагательного) посадки кокосовых пальм и латексных деревьев (гевеи).
1
Причем посадки сделаны ровными рядами с четкими интервалами и чередуются друг с другом, т. е. посадки пальм, затем посадки латексных деревьев и т. д. Тянутся они на сотни километров и представить кто и как смог подготовить огромные площади под посадку, а потом засадить все это кокосовыми и латексными деревьями невозможно! При этом мы не разу не видели сборщиков кокосов, а латекс собирается только ночью очень трудоемким путем: по коре дерева вырезается спиральная борозда и под ним крепится воронка, куда стекает белый латексный сок, которая густея, образует белую массу. Ежедневно взрослое дерево гевеи дает от 100 до 300 мл сока. Таиланд производит свыше 60% мировой латексной продукции, которая является «главным» экспортным кормильцем страны! Именно ради нее — гевеи тайцы жертвуют заповедными лесами, расчищая места под плантации, а сок в дальнейшем превращается в знаменитые тайские латексные подушки и матрасы!
Два слова хочу сказать о слонах. Мы, под воздействием стереотипов и старых знаний, думали, что будем сталкиваться со слонами «на каждом шагу». За всю поездку мы их не встретили ни разу и, углубившись в эту тему, я понял, что слоны уже давно не используются тайцами в каждодневном тяжелом крестьянском труде, а находятся в заповедниках, куда возят туристов для фотографирования, кормления и развлекательных программ.
В итоге мы проехали по дорогам страны около 3300 километров.
Ну и последний совет и ответ на вопрос, что с собой брать в Таиланд? Если отвечать одним словом, то «ничего», за исключением необходимых личных предметов. А если отвечать подробнее, то самый минимум вещей, хотя, конечно, для разных людей — он разный.