На Корсо Палладио совсем недалеко от площади Маттеотти можно не заметить небольшой скромный дом Коголло, тем не менее включённого в список «23 домов ЮНЕСКО Палладио». У дома довольно интересная история. Исследователи долго не понимали, почему Палладио взялся за такой маленький проект, построенный для нотариуса Пьетро Коголло в 1550 году. Но архивы приоткрыли интересную деталь. Пьетро Коголло собирался переехать в Виченцу и открыть здесь нотариальную контору из другого города. Но в Виченце был уже один нотариус. Тогда городские власти предложили «купить право» за довольно кругленькую инвестицию, но на выбор переезжающего. Коголло купил один из самых дорогих участков на центральной улице. И самого дорогого и уважаемого архитектора.
А напротив — знаменитый дворец Кьерикати. Площадь Пьяцца Маттеотти когда-то называлась Пьяцца дель Изола, и действительно представляла из себя островок, окруженный водами рек Ретроне и Баккильоне, на котором размещались скотный и древесный рынки. В 1546 году Джироламо Кьерикати, представитель одной из самых влиятельных семей Виченцы, унаследовал несколько старых домов с видом на островок. В начале 1550 года они заказал проект у Андреа Палладио за символическую цену. Обьясняется просто — Кьерикати был тем, кто спонсировал престижную государственную должность молодому Палладио, за которую он боролся в Городском Совете.
Городские власти купили здание в 1839 году от семьи Кьерикати, с целью собрать все общественные коллекции произведений искусства в одном месте.
После большой реконструкции, в 1855-м году в Палаццо Кьерикати разместился Городской музей и картинная галерея, где хранятся многие шедевры, в том числе работы Тинторетто, Тьеполо, Чимы да Конельяно, Ван Дейка.
Олимпийский театр — последний проект великого Палладио, который на протяжении всей своей жизни изучал архитектуру Древнего Рима.
На месте театра стояла старинная крепость Кастелло дель Территорио, которая давно потеряла оборонное значение, использовалась как тюрьма и пороховой склад, прежде чем прийти в упадок. К тому времени, когда было решено на её месте построить театр, архитектор уже реализовал проекты нескольких временных театров в Виченце.
Палладио с энтузиазмом взялся за создание точной копии древнеримского театра, но всего через полгода после начала строительства он умер. И правда в том, что Олимпийский театр благодарен за своё создание в большей степени иному архитектору — Винченцо Скамоцци.
Именно он полностью реализовал весь проект, гораздо его расширив и изменив. Это он внёс много своих элементов. Именно Скамоцци — автор знаменитых декораций сцены.
Торжественное открытие театра состоялось в 1585-м году, однако уже вскоре он был заброшен и использовался очень редко. Декорации, созданные для премьеры — «Царя Эдипа» Софокла, удивительным образом сохранились и прошли без повреждений через все превратности истории. На сегодняшний день, это старейшие в мире театральные декорации, все еще использующиеся в постановках.
Сегодня на сцене Олимпийского театра ставят пьесы, но только изредка, во-первых, вместимость самого театра ограничена всего 400 зрителями, во вторых — в целях сохранения памятника архитектуры, в третьих — зимой и летом театр закрыт, так как в нем нет системы отопления и кондиционирования воздуха, чтобы не повредить старинные конструкции.
От Олимпийского театра мы возвращаемся обратно по центральному Корсо Палладио. На этой центральной улице в основном дворцы знати, некоторые — шедевры Палладио. Но не все. Когда ЮНЕСКО замечает только одного творца, это вызывает почти полное отсутствие интереса к другим памятникам. Пусть их и немного. Вот, например, дворец Кальдоньо, построенный в далёком четырнадцатом веке для известной средневековой семьи.
Представители которой были городскими консулами в XII–XIII веке, придворными Фридриха Барбароссы. В XIV веке члены семьи появлялись в Италии только по праздникам, но большой дворец себе всё же заказали. Меня дворец по-настоящему поразил именно потому, что редко встретишь так хорошо сохранившееся позднеготическое здание, ведь многие постройки в Виченце — эпохи ренессанса и позже. Во-вторых, для готики это просто огромный, просторный дворец.
А Палаццо Тьене — дворец XV–XVI веков построенный для Маркантонио и Адриано Тьене, великий Палладио только достроил. Создателем же проекта дворца в 1542 году был Джулио Романо, которого я здесь и представляю.
Но и Романо не работал на пустом месте. Его проект был громадной реконструкцией и расширением готического дворца, построенного для Лодовико Тьене в 1490 году архитектором Лоренцо да Болонья. Готический фасад до сих пор украшает одну из четырёх стен квадратного дворца.
Богатые и влиятельные Маркантонио и Адриано Тьене постоянно перемещались между королевскими дворами Европы, нуждались в резиденции, отражающей их статус. Для создания проекта поэтому они и пригласили опытного архитектора Джулио Романо, работавшего при мантуанском дворе Гонзага, с которым Тьене были в тесных отношениях, а молодой Палладио отвечал только за реализацию. После смерти Романо в 1546 году вся ответственность перешла на Палладио.
Палаццо Барбаран Да Порто — ЕДИНСТВЕННОЕ здание из 23-х «памятников ЮНЕСКО Палладио», от начало до конца реализованное им. И на стадии проекта, и на стадии строительства. Роскошное Палаццо, спроектированное в 1569 году для местного аристократа Монтано Барбарано, было построено между 1570 и 1575 годами. С этим дворцом связана также одна тайна. В архивах хранится три проекта Палаццо Барбаран Да Порто, сделанные Палладио, они очень сильно различаются между собой, но вместе с тем и отличаются от того, как выглядит современный дворец. Можно говорить о том, что Палладио строил «по ходу», почти без глобального проекта. Вызвано это было тем, что Барбарано постоянно покупал соседние участки земли, расширял проект, вторгался в него со своими пожеланиями и требованиями. В связи с этим нетипично для Ренессанса дворец получился ассиметричным, «неправилен» с точки зрения канонов того времени даже главный фасад с порталом.
От бесконечных палаццо в Виченце голова кругом. Редко встретишь их столько в пересчёте на квадратный метр старого центра. За рамками подробного описания оставлю остальные дворцы Палладио, как, например Исеппо да Порто, Пойяна, Триссино-Бастон.
Только пройдёмся мимо Палаццо Вальмарана, построенного для единственной дамы среди многочисленных заказчиков Палладио — Изабеллы Ногарола Вальмарана в 1565 году.
Дворцы, которые и сегодня в частных руках, расположены по соседству с палаццо, где сейчас банки, страховые компании, университет…
Между ренессансными зданиями постоянно встречаются великолепные готические дворцы.
Уже неизвестно, кому и когда принадлежали, для кого были построены лет так 700–800 назад…
Среди дворцов даже теряются церкви, что для Италии нетипично. Они на Корсо Палладио и прилегающих улицах лишь иногда встречаются. Но, как всегда, добротно построены и с шикарными фасадами.
А раз мы у церквей, расскажу ещё об одной, стоящей отдельно, церкви Сан-Лоренцо, построенной в конце XIII века для католического ордена монахов-францисканцев. В своё время знатные семьи Виченцы подарили немало художественных ценностей для ее убранства.
Однако наполеоновские войска церковь разграбили, превратили её в склад. Восстановление началось только в 1927 году, когда ее окончательно передали ордену францисканцев-конвентуалов.
Из богатого убранства внутри церкви мало что сохранилось, но снаружи можем видеть прекрасно сохранившийся барельеф XIV века «Мадонна с младенцем, Св. Франциском и Св. Лоренцо» работы венецианского мастера Андриоло де Санти.
Внутри — барельеф с изображением Мадонны с младенцем и алтарь XV века.
Сохранился роскошный барельеф в честь Джамбаттисты да Порто, префект-генерала Венецианской республики и губернатора Ираклиона в XVII столетии.
Церковь стоит посередине живописной площади
Интересно, сколько в Италии памятников Гарибальди? Меньше или больше, чем Лениных в СССР?)
Оставшееся время просто прогуляемся немного по улочкам старой Виченцы…