Прошло почти пять лет после моего путешествия в США по маршруту «Америка от океана до океана». Тур начинался в Нью-Йорке, обзорно о восточном участке маршрута я рассказала в материале: Гранд-тур: Америка — «От океана до океана» (восток).
О многом рассказала более подробно, но запасы еще не кончились. Почему-то перед Новым годом захотелось покопаться в архивах: детали путешествия понемногу теряются в памяти, все замещается новыми впечатлениями. Но осталась неудовлетворенность от посещения Нью-Йорка. Почему, постараюсь объяснить по ходу рассказа.
Итак, в мае 2012 года после девятичасового перелета «Аэрофлота» в 17–00 я прилетела в аэропорт Нью-Йорка. Летела я одна, тур необычный: на восточном этапе тура группы, как таковой, не было. Отель заказали в Квинсе — Best Western Plaza — Long Island City, добираться собиралась на такси. Вопрос такси был изучен в деталях: цвет, цена, где стоянка и пр. Но сделала я все с точностью до наоборот: сразу в здании аэропорта в меня вцепился араб и я пошла за ним, как баран на веревочке. Потом сама не могла понять, почему? О цене договорились (араб показал распечатанный ценник на поездки по районам), она была не так радостна, но я согласилась. Сюрприз ждал в конце поездки: конечная сумма отличалась от оговоренной. Нужно быть готовым к тому, что в США в ценниках, как правило, не учитывают НДС.
Совет: не забывайте советов более опытных товарищей и ездите на правильных («желтых») такси.
Начало было несколько подпорчено собственной глупостью, поэтому я постаралась об этом долго не думать. Об отеле Best Western Plaza — Long Island City я уже давно написала. Все (в основном сетевые) отели на нашем маршруте мало чем отличались один от другого: всегда большой номер, в котором есть все необходимое, в том числе гладильная доска и кофеварка. Правда было еще одно общее — паршивый кофе для этой кофеварки.
Заселившись в отель, решила поехать погулять по городу, так как до темноты было еще немного времени. На знакомство с Нью-Йорком в этом туре времени почти не было. Утром, с корабля на бал, предстоял выезд на первую экскурсию. Как я уже сказала, группы не было: просто меня включали, как и других, в стандартные двухдневные экскурсии в Вашингтон, Бостон и на Ниагарские водопады с последующим возвращением в Нью-Йорк. Экскурсия по Нью-Йорку предусматривалась только на седьмой день, а увидеть город хотелось как можно быстрее.
Достоинство этого отеля — это расположение. Квинс с Манхэттеном соединен красивым мостом через Ист-Ривер — Квинсборо, открытым в 1909 году. Отель находится на 21 street поблизости от этого моста, всего в двух станциях метро от Манхэттена.
Недалеко от отеля станция метро 21 st. (или Квинсбридж). Вход в метро выглядел несколько непривычно, рядом кучковались негры. Как-то было не очень приятно, тем более и людей не наблюдалось.
Мы привыкли сравнивать любое метро с московским. Но, вот такое оно, нью-йоркское метро, про него уже не раз рассказывали, нового не сообщу. Могу сказать одно — оно выполняет свою основную задачу. Вполне функционально, понятно, достаточно чисто, но страшненько, в центре станции посимпатичнее. Шумные вагоны, но может что-то изменилось за пять лет. И совсем там не страшно, вернулась благополучно.
Совет: смотрите внимательно, куда садитесь! На Манхэттене на одной платформе идут поезда самых разных маршрутов! Сядешь не в тот состав, потом сложно разобраться, как выбраться на нужную линию.
Нью-Йорк — огромный мегаполис, но когда говорят о городе, мы представляем небоскребы Манхэттена. Их хотелось увидеть в первую очередь. Карты у меня не было, поэтому доехала до Брайант-парка и погуляла поблизости. Небоскребы предстали во всей красе: четвертый по высоте (а после событий 11 сентября временно третий) и самый красивый небоскреб Нью-Йорка — Крайслер-билдинг, третье в списке высоток — здание Банка Америки.
Брайант-парк — небольшой оазис среди небоскребов, разместившийся рядом с Нью-Йоркской публичной библиотекой над подземными помещениями библиотеки и архивов. Первый парк на этом месте был открыт в 1847 году. У библиотеки стоит памятник Уильяму Каллену Брайанту — американскому поэту и журналисту, жившему в 19 веке, его именем и назван парк. Удивительное место! Здесь чувствуешь себя совсем иначе и уходить не хочется.
Люди после рабочего дня в огромном городе отдыхают на травке. Работает фонтан, кстати, первый публичный фонтан Нью-Йорка, открытый в 1912 году. Под деревьями бюсты Гёте и американской писательницы Гертруды Стайн, а со стороны 6-й авеню — памятник первому президенту Мексики Бенито Хуаресу, подарок городу от мексиканского штата Оахака.
А рядом живет своей жизнью Шестая авеню! Темнеет, я одна, город пока незнакомый, нужно возвращаться. Разница во времени велит спать!
Прошла немного по Шестой авеню до Рокфеллер-центра и спустилась в метро.
Утром меня забрал микроавтобус на двухдневную экскурсию в Бостон-Кембридж-Салем-Плимут. О всех этапах этой интересной экскурсии я уже подробно рассказывала. В Нью-Йорк вернулись поздно и уже в другой отель в Квинсе. Утром снова собираю вещи и на экскурсию в Вашингтон! Город вижу только через окно микроавтобуса. В это утро нам «повезло», если в данном случае так можно сказать. В Вашингтон собиралась большая группа, сбор назначили в Бруклине, куда нас и подвезли. Но часть группы задерживалась, люди позвонили, что остановился состав в метро, где кому-то стало плохо, и ждут скорую. У нас неожиданно образовалось свободных полчаса и мы смогли увидеть знаменитую Брайтон-бич — район, который получил известность с середины 1970-х годов как место, где живут в Нью-Йорке выходцы из стран бывшего СССР, в основном России и Украины.
По Кони-Айленд авеню успели дойти до океана. Сначала Брайтон-Бич был спроектирован как курорт, его и назвали в честь английского курорта, а люди добирались на побережье на дилижансах и пароходах. Вскоре после окончания Гражданской войны в район была проложена железная дорога.
После этого на побережье началась массовая застройка. К концу XIX века район стал фешенебельным курортом для отдыха богатых европейцев. Этому положила конец Великая депрессия, а потом вторая мировая война. И былой курортный район стал место проживания беднейших слоев населения. Новое развитие он получил благодаря иммигрантам из СССР, а затем СНГ. На самом берегу океана вырос дорогой жилой комплекс Oceana, где приобрели квартиры многие известные деятели культуры, шоу и нефтяного бизнеса России.
Так мы увидели знаменитый променад Ригельмана. В 1920 году Эдвард Ригельман, бывший в то время президентом Бруклина принял решение о благоустройстве прибрежной полосы и обеспечения нормального доступа на пляж. В результате в 1923 году был благоустроен пляж и построен променад шириной 24 метра. Его называют бордвок. По нему очень удобно гулять. Было очень рано, а поэтому пусто, но мимо пробегали сторонники здорового образа жизни. А мы вернулись к автобусу. На обратном пути нам попадались люди, которых можно встретить в любом городе нашей страны, да и мы от них ничем не отличались. Какая-то женщина спросила по-русски, который час.
Постояли на перекрестке Брайтон-Бич авеню и Кони-Айленд авеню, посмотрели на эстакаду надземного метро, которую любили показывать в фильмах про эмиграцию, театр «Миллениум» для гастрольных спектаклей, где обычно выступают российские гастролеры. Получили представление о знаменитой Брайтон-бич.
И снова поздний приезд, другой отель в Квинсе, ранний выезд к Ниагарским водопадам и позднее возвращение через два дня. Радовало одно: последние две ночи в Нью-Йорке в одном отеле и никуда не нужно ехать!
Остался последний, седьмой день в Нью-Йорке, а мы города так и не видели. Была надежда на этот день и обзорную экскурсию по городу. И опять вид города из окна автобуса, пока собирали людей по городу.
Поскольку мы жили в Квинсе, чаще всего его и видели. Квинс — один из пяти районов Нью-Йорка, расположенный на острове Лон-Айленд, самый большой по площади и второй по населенности. Это спальный район, «белое» население его составляет по статистике уже меньше 50%. Конечно, весь Квинс я не видела, в основном районы, прилегающие к мостам и трассам. Но то, что я видела, мне не понравилось с точки зрения архитектуры.
А кроме того, казалось, что мы все время ездим вдоль эстакад или под ними. Это не удивительно, эстакад в Нью-Йорке много — 153 станции метро располагаются на эстакадах. Выделялся на фоне унылой застройки Court Square — самый высокий за пределами Манхэттена 50-этажный небоскреб.
Конечно, из окна видела много, но в памяти это долго не сохранишь. Пыталась фотографировать. В кадр наконец-то попало знаменитое здание Эмпайр-стейт-билдинг — 102-этажный небоскрёб, второй в списке Нью-йоркских высоток.
Из пяти районов Нью-Йорка только один расположен на материке, а остальные на островах. Эти острова соединяются мостами и туннелями. Крупных мостов около 30, поэтому они на пути встречаются часто.
Экскурсия началась с Бэттери Парк — общественного парка, расположенного на южном окончании острова Манхэттен между пространством нью-йоркской гавани и небоскребами финансовых кварталов.
Остановились у Сферы — большой металлической скульптуры немецкого скульптора Фритца Кенига, которая раньше стояла рядом с башнями Всемирного торгового центра в Манхэттене. Она символизировала мир через мировую торговлю и стояла в центре фонтана, который в хорошую погоду был любимым местом отдыха работников ВТЦ. После терактов 11 сентября скульптура была извлечена из-под обломков, а 11 марта 2002 года установлена в Беттери-Парк, в четырёх кварталах от того места, на котором она когда-то стояла.
Группа была немаленькая — полный автобус, при этом гид говорила в микрофон шепотом, постоянно напоминая, что шуметь нельзя. Что можно было при этом услышать?
Внутри Бэттери Парк расположен Кастл-Клинтон — бывший военный форт, построенный в 1808 году для защиты нью-йоркской бухты. Свое имя форт получил благодаря шестому губернатору Нью-Йорка Клинтону. Во времена массовой европейской иммиграции Кастл-Клинтон служил фильтрационным пунктом для пребывающих в Новый Свет, через него прошли миллионы переселенцев.
Поэтому у форта стоит памятник иммигрантам. В Кастл-Клинтон размещается музей его истории, а рядом продаются билеты на паромные переправы до Статуи Свободы
Народ толпится у корабликов, которые отвезут к статуе Свободы.
У нас на это нет времени, да и статуя на тот момент была на ремонте.
Посмотрели на памятник погибшим во время второй мировой войны морякам военно-морского флота США. На восьми плитах написаны фамилии, звание и родной штат погибшего.
В центре — орёл на пьедестале, попирающий когтями лавровый венок.
И снова в автобус! Вообще, обзорная экскурсия на автобусе по Манхэттену — совершенно бессмысленное дело. Что от его небоскребов вы увидите из автобуса? А обычное: «Посмотрите направо, посмотрите налево»? Даже если ты сидишь со стороны той достопримечательности, о которой рассказывают, мало что увидишь. Автобус не останавливается, идет в потоке машин. Мы проезжали мимо строящихся новых башен Всемирного торгового центра, но я не видела ничего, не с той стороны сидела. Увидеть хоть что-то можно было только на перекрестках.
Следующая остановка была в историческом районе, который называется Морской порт Южной улицы (South Street Seaport). От порта тут осталось одно название, но район считается одним из старейших в Нью-Йорке. В этом квартале имеется немало приятных ресторанов, магазинчиков и баров, а также открывается отличный вид на Бруклинский мост. Ради этого вида нас туда и привезли. Бруклинский мост — самый старый и самый известный мост Нью-Йорка. Его построили в 1883 году как связующее звено между Манхэттеном и Бруклином. За ним виднеется Манхэттенский мост.
Центром этот исторического района является Морской музей, основанный в 1967 году. Главные экспонаты музея — восстановленные суда позапрошлого и первой половины XX веков. Например Ambrose — плавучий маяк 1908 года постройки, или барк «Пекин» 1911 года. Все суда в работоспособном состоянии.
Иногда из окна автобуса можно увидеть что-то интересное. Обратите внимание на крышу здания рядом с часами. Знакомая фигура? Правильно, это он. У кого-то ума хватило вывезти статую из России и установить на крыше.
Следующая остановка у наиболее популярного места в самом центре Манхэттена — Рокфеллеровского центра. Это комплекс офисов, построенный в 30-е годы на деньги финансовых магнатов Рокфеллеров. Самое высокое здание центра — здание Дженерал Электрик, на крыше которого расположена многоярусная смотровая площадка. Этот район Манхэттена мне нравится.
Рокфеллер-центр — достопримечательность Нью-Йорка, известная своим катком для катания на коньках, главной рождественской елкой города и золотой фигурой Прометея. Статуя Прометея, греческого бога огня, возвышается над катком, который работает с октября по апрель. Место довольно симпатичное: много цветов, фонтаны. Но и очень многолюдное.
В здание GE-билдинг Рокфеллеровского центра мы зашли, но только посмотрть фреску испанского художника Хосе Мария Серта «Американский прогресс». Известный факт, что на этом месте была фреска мексиканского художника Диего Риверы «Человек на распутье». В одном из фрагментов изображались первомайский парад в Москве и Ленин. После завершения работы, Ривере заплатили, но фреску даже никому не показали, а позже уничтожили.
Затем был перерыв на обед. Обедать повезли в еврейский кошерный ресторан Fine & Schapiro на West 72nd Street. По пути посмотрели знаменитый многоквартирный жилой дом «Дакота», один фасад которого выходит на Центральный парк. Здание, построенное в 1880–1884 годах, с самого начала было жилым домом «премиум-класса».
Его объявили Национальным историческим памятником США в 1976 году, однако наибольшую славу оно приобрело позже, когда 8 декабря 1980 года в арке этого дома фанат Марк Чепмен застрелил иммигрировавшего в США культового английского музыканта Джона Леннона.
Пока ждали обедающих, немного огляделась по сторонам. Солидный район!
Последняя остановка — музей «Метрополитен», на который отводился час. Смысла в таком посещении музея никакого!
Совет: Не покупайте групповую обзорную экскурсию по Нью-Йорку на автобусе, особенно если у вас это единственная возможность посмотреть город. Лучше составьте самостоятельный маршрут и погуляйте по Манхэттену в свое удовольствие!.
На часах 16–00, понимаю, что Бродвея не увижу. И тут я просто сбежала и вернулась в Южный Манхэттен. Прошла мимо национальных памятников — здания Таможенной службы США,
дома Джеймса Уотсона, построенного в 1793 году, и примыкающей к нему церкви Святой Элизабет Анн Сетон.
Потом села на паром до Статен-Айленд, чтобы поближе посмотреть на статую Свободы и увидеть Манхэттен с залива. Увидела башни строящегося нового Всемирного торгового центра и, выглядывающую из-за высоток, зеленую крышу башни Трампа. Этот 70-этажный небоскрёб на Уолл-стрит, построенный в 1930 году, стал известен под названием Трамп-билдинг после того, как в 1996 году его купил Дональд Трамп.
Паром бесплатный, время в пути всего 25 минут. Я на нем же вернулась назад, нужно было только выйти и снова зайти на паром. Паром проплывает мимо моста Верразано — один из крупнейших в мире вантовых мостов, соединяющий районы Нью-Йорка Бруклин и Статен-Айленд. Его построили в 1964 году и назвали в честь итальянского мореплавателя Джованни да Веррацано, первого европейца, вошедшего в бухту Нью-Йорк и реку Гудзон. Мост очень красив при вечернем освещении, мы видели его, возвращаясь с одной из двухдневных экскурсий.
Ну и, конечно, ближе посмотрела на статую Свободы.
Потом спустилась в метро и вышла на Бродвее на станции Times Square — 42 Street Station. Так что успела я увидеть Бродвеq и Таймс-Сквер — самую знаменитую площадь, расположенную на пересечении Бродвея и 7-й Авеню, считающуюся символом Нью-Йорка. Всего было в избытке: небоскребов, неоновой рекламы, огромных мониторов и сверкающих витрин.
А еще здесь множество театров, магазинов, кинотеатров, офисов и бесчисленное количество ярких рекламных щитов, по количеству которых Таймс-Сквер может смело конкурировать с Лас-Вегасом. Читала, что это единственный район города, где его обитатели обязаны выставлять яркие рекламные щиты.
Таймс-Сквер знаменит еще тем, что 31 декабря здесь собирается около миллиона людей, чтобы встретить очередной Новый год. Спуском сверкающего шара на Таймс Сквер знаменуется начало нового года в Америке. Вот этот шар, над цифрами 2012. А сейчас, думаю, уже поднят шар над цифрой 2017. Эта традиция родилась более века назад в 1904 году.
Грустно гулять по вечернему Манхэттену одной, чувствуешь себя чужой на этом празднике жизни.
7-я авеню в Нью-Йорке имеет второе название — Fashion Avenue — авеню Моды. Это даже зафиксировано на указателях. Здесь есть вот такая пуговица и иголка над информационным центром «Района моды».
Рядом установлен памятник портному, который шьет на машинке Зингер.
Еще увидела памятник Голде Меир, государственному и политическому деятелю, которая была премьер-министром Израиля. Она была также первым послом Израиля в СССР. Я помню времена, когда эта фамилия звучала по радио.
20–00, начало стремительно темнеть. Дошла до Центрального вокзала. Пора было думать, как выбираться в отель Hampton Inn New York — LaGuardia Airport.
Уходя утром из отеля, я второпях забыла посмотреть от какой станции метро идет шаттл до отеля. Поэтому выход был один — ловить такси. Видя стремительно пролетающие по улицам желтые такси, я поняла, что поймать его мне не удастся.
Но мне повезло, такси остановилось рядом для высадки пассажира. Сказав водителю название отеля, спустя некоторое время понимаю, что едем не туда. В пространстве ориентируюсь хорошо, а Манхэттен с его регулярной планировкой совсем прост для понимания. Отель сетевой, в Нью-Йорке их, кажется, восемнадцать и половина на Манхэттене. Говорю водителю, что едем не туда, нужно в аэропорт. Сворачиваем в сторону моста на Квинс. Спустя несколько минут водитель спрашивает, не говорю ли я по-русски. Остаток пути прошел в оживленной беседе: водитель таджик, семь лет назад уехавший в США.
Рано утром из отеля нас перевезли в аэропорт, предстоял перелет из Нью-Йорка в Лос-Анджелес. Летели American Airlines, в пути 6 часов 15 минут. Кормежка в пути не предусмотрена, о чем нас не предупредили. Как-то скучно летелось!
Совет: Уточняйте детали рейса, даже если билет вам покупала турфирма. Багаж также оплачивался отдельно.
Благополучно приземлились в Лос-Анджелесе, но это уже другая история: Гранд-тур: Америка — «От океана до океана» (запад).
А неудовлетворенность от посещения Нью-Йорка только по одной причине: мало времени. Мне нужно было дополнительно заказать пару свободных дней и погулять по Манхэттену. Но это я теперь знаю. Исправлять поздно, вряд ли я еще раз окажусь в Нью-Йорке. Как говорилось в одной телевизионной рекламе: «Мне все нравится, мне цена не нравится!».
Теги:
Автобусные туры, Культурно-познавательный туризм