День 8. 28 мая 2016 г. Тбилиси — Ереван.
Почему мы считаем, что надо обязательно заехать в Ереван? Расстояние от Тбилиси до Еревана — чуть больше 200 км. Ну скажите, когда еще, как не во время поездки в Грузию посетить эту интересную страну, которая всего-то в 100 километрах? Мы сомневались, что поедем в Армению отдельно, поэтому твердо решили захватить ее в этом путешествии.
Забегая вперед, мы вернемся туда еще раз. Но уже не на своей машине.
Маршрут Тбилиси — Ереван выглядел следующим образом:
Маршрут Тбилиси – Ереван (через КПП в Садахло)
Перед отъездом из Тбилиси, в очередной раз разговорившись с хозяином нашего отеля, мы узнали, что он тоже собирался съездить в Ереван к родственникам в тот же день, что и мы, только мы планировали выехать значительно раньше. Он дал нам свой армянский номер телефона, чтобы в случае чего мы могли попросить его о помощи. Забота этих людей просто не имеет границ!
От отеля до грузино-армянской границы мы доехали очень быстро. Никаких проблем не возникло.
Сама граница проходится за 15–20 минут. Самое долгое — заполнение документов на въезд на своей машине. Правила въезда в Армению отличаются от Грузии. В Грузии — все легко, быстро и бесплатно. Здесь же помимо паспортного контроля, нужно заполнить несколько документов, обязательно купить страховку и заплатить за пользование армянскими дорогами.
Порядок перехода границы: на грузинской стороне ставим штамп о выезде из страны. На армянской стороне сначала проходим паспортный контроль (виза не нужна, загранпаспорт — нужен). Во время проверки паспортов по большому счету смотрят только одно — наличие азербайджанских штампов. У нас оба паспорта проверили на 2 раза.
После того, как Вам поставят штамп о въезде в Армению, Вы проезжаете дальше, до «брокерской конторы» для оформления разрешения на ввоз авто. Водитель предоставляет загранпаспорт, права, свидетельство о регистрации (если Вы — не собственник машины, то понадобится еще доверенность или договор аренды). Сбор за оформление документов — 2000 драм. Разрешение на временный ввоз авто — 14000 драм. После этого Вам выдают документ — разрешение, который должен быть у Вас всегда с собой до момента отъезда из страны. После этого в соседнем здании Вам оформляют страховку (где-то 4700 драм). Кто-то говорит, что страховка в Армении — не обязательна. НО! Местные ГИБДДшники первым делом проверяют наличие разрешения на въезд и страховки. Так что мы бы посоветовали на страховку не скупиться. В общей сложности мы оставили на границе при въезде $ 45–50. Деньги менять не стали, хотя говорят, что на границе наиболее выгодный курс обмена.
Страховку нам продавал очень занимательный молодой человек, с которым мы проговорили полчаса минимум. Именно по таким людям начинает складываться впечатление о нации. Страховщик поведал нам краткую историю Армении, и начал философствовать на тему того, как этот мир неправильно устроен. Хочу заметить, что поддерживать политические разговоры с армянами не рекомендуется, потому что для них Нагорный Карабах — это великая проблема, а для нас — всего лишь локальный конфликт где — то там. Какое бы у Вас мнение по этому поводу не существовало — упоминать о нем не стоит.
Поразившись эрудированностью, начитанностью и логичностью рассуждений страховщика мы двинулись дальше (как выяснилось потом — практически все Армяне знают и чтят свою историю, и крайне болезненно относятся к тому, что их страна не так богата, как должна быть по их мнению. Также, всех очень тревожит то, что огромные земли, исторически принадлежавшими им, сейчас находятся во власти других государств).
С первых километров по Армении мы оказались под очень сильным впечатлением от местных пейзажей. Это просто что-то невероятное. Горы, луга, озера, серпантины, какие-то совершенно прекрасные городки и поселки по пути… В общем, мы ехали, открыв рот от удивления.
Счастливые после прохождения армянской границы
Так, постоянно отвлекаясь на красоту за окном, мы неспеша ехали в столицу Армении — Ереван. Ничто не предвещало беды… Но дальнейший наш день — не задался.
Туристам, отправляющимся в Армению на своем автомобиле, следует знать, что допустимое превышение скорости здесь — только 10 км/ч, а не как у нас — 20 км/ч. И если в России за небольшое превышение скорости практически не останавливают, то здесь — тормозят сразу. Почему это раздражает? Да потому, что в Армении, в большинстве своем, очень хорошие дороги. Очень хорошие! При этом любимый знак ограничения скорости — 30–40 км/ч. И он стоит ВЕЗДЕ! Где надо и где не надо. А поскольку здесь дороги — это постоянные подъемы/спуски с горок — допустить нарушение — очень легко.
В общем, в результате, где-то посередине дороги до Еревана, нас останавливают ГИБДДшники, и дальше разыгрывается прямо настоящая сцена из кино «хороший полицейский + плохой полицейский». При разрешенной скорости 40 км/ч я ехал 64 км/ч. Я признаю, что я был не прав, и что превышать скорость не следовало, но я честно не обратил внимания на знак 40. Въехал в населенный пункт, начал ехать чуть больше 60. Ну дак вот, к Гаишникам. Меня просят пройти к ним в машину для разбора ситуации. Я спокойно иду, понимая, что сейчас будут разводить на бабло, но такого не ожидал. Один из двух сотрудников начал орать на меня: «Ви нарушаете законы РЕПУБЛИКИ!» Я сразу сказал, что «да, нарушил, бывает». На что мне указали на размер штрафа за такое превышение в 21000 драм (3000 рублей!!!). Я сказал, что деньги еще не менял, пусть пишут штраф, который я и оплачу. Добрый полицейский предложил сделать мне скидочку, а злой продолжал кричать, что я нарушил законы их великой республики, и никакой скидки мне делать нельзя, и вообще надо посадить в тюрьму на долгие годы. Нервный какой — то попался. В итоге все закончилось 2000 рублей на руки доблестным армянским полицаям, при этом они дали мне 3000 драм сдачи (500 рублей). Расставались как старые приятели. Добрый полицейский звал в гости, а злой обнимал и желал удачи. Удивительно, как полторы тыщи рублей меняют отношение людей к тебе.
А, и еще один важный момент: абсолютно все армяне знают, что 72 регион на номере — это Тюменская область. Мы не знаем, как реагируют местные служители порядка на, допустим, московские и питерские номера, но 72 регион — это прямо красная тряпка!
Как только они замечают регион — сразу достают радар, начинают пристально смотреть за тем, не нарушаем ли мы законы республики, и т. п. Первый же вопрос при остановке — Вы из Тюмени? Да, мы из Тюмени. В нефтегазовой отрасли наверное работаете? Хорошо Вам живется там…
Это, пожалуй, первый случай, когда мы за путешествие прямо чувствовали, как работает стереотип, что если у тебя на номере цифра 72 — то у тебя с собой в багажнике чемодан денег и 2 бочки с нефтью и газом. Крайне неприятно и неуютно.
Откуда арямне столь осведомлены о российских регионах? Да все очень просто — они все у нас работали или в 80-90-х годах, или прямо недавно. И все вспоминают об этом времени со словами «хорошо там было тогда…».
В общем в итоге, мы стали меньше обращать внимание на природные красоты, и больше — на знаки. Собственно из-за этого с нами приключилась и вторая беда. Как уже было замечено, дороги — постоянные подъемы и спуски. Из-за ограничений скорости, на спусках приходилось постоянно жать на тормоз, дабы удержать священные 40 км/ч. В результате, к гостинице мы подъехали под сопровождение из страшного скрипа откуда-то спереди при торможении. Скрип был сильный и нездоровый, плюс ко всему он был непрерывный. Мы поняли, что вместо экскурсии по Еревану нам придется ехать на экскурсию по местным СТО. Вообще, все очень сильно напоминало ситуацию с заклинившим тормозным суппортом. Но такая поломка была для нас очень критична и страшна, и сулила срыв всех дальнейших планов поездки. Настроение упало до 0. Тут я должен заметить, что у нас, в Тюменях, тормоза перегревать негде, поэтому я и начал думать о чем похуже.
Не буду сильно вдаваться в подробности, но в результате оказалось, что это просто вскипели все тормозные колодки вкруг. Постоянное нажатие на тормоз + стоящая жара и маленькая скорость — просто не давали колодкам нормально охлаждаться, соответственно через некоторое время они просто не выдержали такой нагрузки. На СТО работники рассказали, что у них в Ереване — тормозные колодки — это вообще проблема. Какие бы хорошие их не ставили — менять все равно приходится 2 раза в год. Те, кто не может себе позволить менять их-либо каким-то образом обновляет (специальная услуга на СТО), либо ездит со скрипом и сломанными тормозами. В дальнейшем, пока мы ездили по стране — мы убедились, что действительно, тормоза скрипят у всех машин, это своеобразный «голос города».
Узнав, что мы будем возвращаться в Тбилиси, на СТО нам посоветовали не менять тормоза в Ереване, потому что в Тбилиси это нам обойдется гораздо дешевле. «А доберемся ли мы до Тбилиси?» — спросили мы. «А Вы останавливайтесь отдыхать почаще, остужайте тормоза, и все будет ОК» — ответили нам. На том и порешили. У нас был еще один день в Армении, чтобы посмотреть насколько критична ситуация, поэтому ничего покупать и ремонтировать сразу мы не стали. На всякий случай только позвонили нашему тбилисскому хозяину гостиницы, он пообещал нам по приезду помочь найти все необходимые запчасти. Дальше мы припарковали машину и отправились пешком осматривать город.
В Ереване останавливались мы вот в этих апартаментах: Shara Talyan 8/2 Guest House
К самому номеру претензий нет. Все чисто и аккуратно, одна большая кровать в каждом номере. Но с первого раза найти этот дом — невозможно. Очень сложное расположение (односторонняя улица, с несколькими тупиками). Ни карта, ни навигатор — не помогут. Зато близко от центра города. Оборудованной парковки — нет.
Наш маршрут выглядел следующим образом:
Пешеходный маршрут по Еревану. Обозначения: Вертикальный маршрут (сверху-вниз): Комплекс «Каскад» - Центр искусств Д.Гафесчяна – Матенадаран – Оперный театр – Северный проспект – Ресторан «Долмама». Горизонтальный маршрут (слева-направо): Стадион «Раздан» - Голубая мечеть – Площадь Республики – Вернисаж – Проспект Саят Новы - улица Абовяна.
Ереван еще находится в процессе строительства. А имеющаяся в городе архитектура — практически вся с советских времен. Возникает некий пародокс — вроде бы и нация древняя, и городу не одна сотня лет, а сами городские строения — новехонькие. Нету такого духа истории и старины, как в том же Тбилиси. Всему виной многочисленные захватчики. Также свой отпечаток наложила крупномасштабная стройка Советских времен, полностью изменившая облик города.
«Пиксельная» архитектура Еревана
В основном, в центре, все здания выполнены из местного туфа — это серо-коричневый камень, который несколько меняет цвет, в зависимости от влажности и освещения. Поэтому получается такой необычный эффект «пикселей», как мы его прозвали. Вблизи это все, конечно, выглядит хорошо, весь город — как единый архитектурный ансамбль. Зато панорама получается серая и невыразительная.
Северный проспект в Ереване — это как Арбат в Москве. Эдакая улица элиты. Здесь очень дорогое жилье, магазины, кафе и рестораны. Смотрится очень по-европейски.
Площадь возле Оперного театра, как мы поняли, это такое «место встреч» и место для проведения разных городских праздников. Вечером здесь очень много людей гуляют с детьми, молодежь катается на велосипедах и скейтбордах, в общем такое тусовочное место. Правда сам Оперный театр, по крайней мере снаружи, сильного впечатления не производит.
Изюминкой Еревана когда-нибудь станет вот эта достопримечательность — Каскад. В настоящее время, как можно видеть на фотографии, он не достроен. И все эти краны и строительные леса сильно портят впечатление… Но сама идея, конечно, хороша. Смысл достопримечательности — огромная лестница, соединяющая верхнюю и нижнюю часть города. На всем протяжении Каскад оформлен различными современными скульптурами и композициями из растений. На вершине установлен обелиск «Возрожденная Армения». На территории Каскада также расположился Центр современного искусства Д.Гафесчяна, на деньги которого, собственно, эта достопримечательность сейчас и достраивается.
Несомненно, это стоит увидеть, одни только скульптуры чего стоят. Кроме того, на самом верху есть смотровая площадка, с которой открывается вид на Ереван.
На самом верху Каскада мы неожиданно попали в сильную грозу, которая закончилась также стремительно, как и началась. Говорят, в хорошую погоду отсюда видно Арарат, но нам, к сожалению, в этот день не повезло!
Обелиск Возрожденной Армении
Интересное наблюдение — в Ереване почему-то соленая питьевая вода. Мы несколько раз за этот день заказывали чай и кофе в разных кафешках и тавернах. И каждый раз это был соленый чай и соленый кофе. Так мы и не поняли — это так задумано, или у них проблемы с питьевой водой?
Ну, и теперь, минутка современного искусства по пути прогулки по Каскаду.
Пока мы гуляли по городу, мы сошлись на том, что самое красивое и притягательное место в городе — Площадь Республики. Она находится в самом центре города, в окружении красивых зданий. Вся жизнь, и дневная, и ночная — именно здесь. Нам настолько там понравилось, что возвращаться домой вечером мы решили через нее. И, как оказалось, не зря! Вечером летом на этой площади проводятся представление поющих фонтанов. Оно абсолютно бесплатное, посмотреть его может каждый желающий. С этими разноцветными фонтанами, под аккомпанемент музыки, впечатление от площади становится совсем другим!
Ночная площадь Республики
Резюмируя наши впечатления от Еревана можно сказать следующее:
Безусловно, город стоит того, чтобы его посетить. Прогуливаясь по нему ощущаешь всю масштабность и величие построек, характерных советской архитектуре. Дух советского союза все еще здесь довольно силен, хотя и есть «европейские» островки, в виде отдельных улиц и парков.
Здесь точно также, как в Тбилиси, не страшно вечером, очень много полицейских, особенно возле крупных достопримечательностей. Но вот того уюта и гостеприимства, которые мы ощутили в Тбилиси — здесь не хватает. Абсолютно серая и холодная панорама, все постройки из туфа вызывают спорные ощущения: вблизи красиво, издали — холодно.
Уже по первому дню в Армении стало понятно, что бояться нечего, и что конфликт в Карабахе никак не влияет на жизнь в столице страны (за исключением большого количества полицейских в городе на случай провокаций). Сам город живет своей жизнью, и туристы могут быть спокойны. Если бы не бесконечные ограничения скорости, и возбуждение гаишников при виде наших номеров- это был бы идеальный день. Но слишком много хотеть — вредно.
День 9. 29.05.2016 г. Гарни — Гегард — Хор Вирап — Севан
В этот день у нас был запланирован большой круговой маршрут по Армении. Цель — увидеть как можно больше за день и к вечеру прибыть на озеро Севан. Но, к сожалению, маршрут пришлось сократить по 2 причинам: во-первых мы не знали, насколько все плохо с тормозами, а часть дороги проходила по довольно безлюдным трассам. А во-вторых, имеющиеся ограничения скорости сильно замедляли наш темп передвижения. В итоге мы решили отказаться от посещения нескольких мест, зато подольше побыть там, куда мы успевали доехать.
По традиции прикладываем план маршрута. Зеленые маркеры — те места, которые мы посетили, красные маркеры — те, от посещения которых пришлось отказаться.
План маршрута Хор Вирап – Гарни – Гегард - Севан. Обозначения: Зеленые маркеры: А – наша квартира в Ереване, B – монастырь Хор Вирап, С – Гарни, D – Гегард, Е – озеро Севан, F – монастырь Севанаванк, G – Дилижан, H – КПП Баграташен. Красные маркеры (сверху вниз): 1 – Норатус, 2 – Караван-сарай, 3 – Крепость Смбадаберд, 4 – монастырь Нораванк.
На ночь мы планировали остановку в Цахкадзоре, недалеко от Севана. А на следующий день, по дороге домой — осмотр монастыря Севанаванк и городка Дилижан.
Первый пункт назначения — монастырь Хор Вирап. Это место знаменательно тем, что именно отсюда открывается самый лучший вид на жемчужину Армении — гору Арарат. И да-да, я в курсе, что сам по себе Арарат находится на территории Турции. Но это тот случай, когда лично я считаю несправедливым по отношению к армянам недосягаемость их исторического начала — этой горы.
О, как я мечтал увидеть Арарат! Он звал и манил меня, и мой скрытый смысл посещения Армении был, в общем-то именно в нем. Мы боялись только одного, что можем в силу погодных условий приехать туда, и не увидеть Арарат. Было бы очень обидно, учитывая то, сколько километров мы проехали, чтобы увидеть это чудо. Но нам, к счастью, повезло, и я был вознагражден практически сразу после выезда из Еревана. Арарат моментально становится видно (при условии хорошей погоды конечно).
Вид на Арарат, открывающийся по дороге
А кто-то садит картошку с видом на Арарат
Вообще, увидеть Арарат без «облачной шапки» — счастливый случай. Я точно знаю, что для того, чтобы сфотографировать его без облаков, люди приезжают сюда на несколько дней, и неотрывно «ловят момент». Такой роскоши мы себе позволить не могли, но нам повезло, и облаков было не так много. Правда только мы успели его пофотографировать, буквально за час все затянуло тучами.
Вид на Арарат со стен Хор Вирапа
Если присмотреться — на фото выше виден забор из деревянных столбиков — это ни что иное, как армяно-турецкая граница, представляете?
А вот так выглядит сам Хор Вирап издалека. Из самого монастыря фото почему-то все крайне неудачные.
И даже эта фотография не передает всей красоты и величия этого места. Это нужно видеть своими глазами…
На обратной дороге нам посчастливилось увидеть настоящего аиста! Мы, конечно, не суеверные, но в этом случае решили, что это был знак.
Насмотревшись вдоволь на то, как он охотится, мы поехали дальше, в храм Гарни. Из Хор Вирапа туда доехать можно несколькими путями. Обычно всем предлагается тот, где Вы практически въезжаете обратно в Ереван. Нам делать крюк почти в 30 км не очень-то хотелось, и мы, доверившись гугл-картам, поехали по-другому.
Наш маршрут – синий, альтернативный - серый
По времени проезда гугл явно привирает, потому что этот крюк дольше, чем 13 минут, особенно учитывая невысокие скорости передвижения в Армении.
В чем еще фишка дороги, которую выбрали мы. Во-первых, мы точно знали, что она не самого лучшего качества, и нам было интересно преодолеть ее. Во-вторых, эта дорога проходит мимо горного водохранилища, и виды обещали быть прекрасными. В-третьих, когда мы несколько заблудились, мы неоднократно обращались к помощи местных, которые со всей уверенностью говорили, что дороги нет, и надо возвращаться. И вообще ее здесь быть не может.
Так вот, ответственно заявляем — дорога там есть! И на ней даже есть 2 указателя на Гарни, ровно в тех местах, где Вы уже начинаете отчаиваться, что совсем заблудились.
Насчет того, что она не лучшего качества — интернет не врал. Но она вполне проезжаема для любого кроссовера. Мы проехали легко, замедлившись только на одном участке: спуск по серпантину, где асфальт отсутствовал напрочь.
Но природа и виды, конечно, стоили этого небольшого риска. Дальше фото будут с экшн-камеры в движении, поэтому за качество прошу понять и простить.
На протяжении всего серпантина было много вот таких «срезов», видимо для тех, кому влом объезжать повороты!
Кстати, вся дорога действительно безлюдная. Деревни и поселки появляются уже ближе к подъезду к Гарни.
Вот так она начиналась, выглядит вполне невинно
Небольшая победная фотосессия
После спуска по этому серпантину на дорогу возвращается асфальт, хоть и дырявый. Дальше дорога до Гарни уже совсем не экстремальная, и проезжается спокойно.
Одной из целей путешествия было посещение нетуристических мест, и проезд по нетуристическим дорогам. Поэтому трудности с поиском дорог и их последующим проездом доставляли больше удовольствия, чем проблем.
Храм в Гарни — это неожиданный греко-римский уголок в Армении. Еще более необычным делает это место то, что храм — языческий, а Армения практически всегда была православной. Тем не менее, это место сохранилось очень хорошо, ну, а виды там — просто потрясающие!
Природа возле храма Гарни
После осмотра храма мы дико захотели есть, поэтому забежали в первый же попавшийся ресторанчик, прямо возле входа на территорию Гарни. И, как оказалось, с выбором мы не промахнулись, потому что обедали мы на террасе вот с таким видом:
Вид на Гарни с террасы ресторана
Кстати, порекомендовать это место можно еще и потому, что здесь мы съели самое вкусное мясо, приготовленное на углях, во всей Армении. К сожалению, названия мы не запомнили, но это ресторан при отеле, который находится слева возле входа в Гарни.
Следующая остановка на нашем маршруте — монастырь Гегард. Этот монастырь раньше был своеобразной школой, где учились составлять манускрипты, писать летописи, а также развивались разные музыкальные направления. Выстроен он был высоко в горах, среди скал.
Прямо на территории монастыря течет «родник». Говорят, он пересыхает периодически, но во время нашего посещения это была прямо маленькая горная речка.
Здесь мы провели достаточно много времени, потому что само по себе место — очень спокойное. Вдоль родника шла маленькая каменистая дорожка, где можно было прогуляться, подышать горным воздухом. В самом монастыре даже шли службы, а местные жители приезжали сюда венчаться и фотографироваться. Почему-то именно в Гегарде было очень много невест и женихов. Наблюдать за всем этим было крайне интересно.
После Гегарда мы направились прямиком к озеру Севан. Севан — самое большое озеро на Кавказе, расположено в горах. Везде в интернете и в рассказах путешественников подчеркивается невероятная красота этого горного озера. У меня же была еще одна цель — порыбачить на Севане. Поэтому мы решили сразу ехать к озеру, и только вечером уже заселяться в забронированный отель.
По пути лихорадочно пытались найти хоть что-нибудь, напоминающее наживку, это, вдруг, оказалось сложной задачей! Естественно, никаких рыболовных магазинов вокруг нет, а в ларьках, расположенных по дороге, почему-то хлеб оказался в дефиците. Пока мы пытались выкупить хотя бы булочку хлеба, нашли место, где собираются все рыболовы. Решили не думать долго и встать рядом с ними, ведь они, наверное, знают, что делают.
Просидели мы где-то часа 2,5. У нас не ловилось ничего, а у соседей-рыбаков поклевывал малюююююсенький карасик. Обидно, конечно, зато вокруг была такая красота, такой простор, крики чаек… Романтика, одним словом.
Не учли мы только одного, озеро — горное, и в мае здесь ощутимо холоднее, чем внизу. Поэтому мы постепенно утеплялись, и в итоге наряд наш имел весьма забавный и специфичный вид!
Когда стало совсем холодно, да к тому же еще захотелось есть, решили собираться и ехать искать наш ночлег.
Урбанистичный пейзаж по пути в Цахкадзор
Гостиница была забронирована у нас в близлежащем городке Цахкадзор. Вообще, это горнолыжный курорт, но в мае, естественно, любителей покататься на лыжах уже нет, а летних отдыхающих на Севане — еще нет. Поэтому город — крайне безлюдный. Вечером было даже немного не по себе.
В Цахкадзоре мы выбрали Aliq Hotel. В отеле нас было всего четверо, мы и еще парочка. А сам отель — огромный, с несколькими корпусами и довольно большой территорией. По причине отсутствия горячей воды нас поселили не в тот номер, который мы бронировали, а в улучшенный номер в другом корпусе.
Номер с двумя комнатами, огромными окнами, резной деревянной мебелью и огромными люстрами достался нам без всяких доплат. Вообще, поскольку курорт горнолыжный — тут все сделано с размахом. Абсолютно нет никакой «сельской» романтики, только евроремонт, только пафос. Такие выводы мы сделали, посмотрев на отели, расположенные рядом, во время прогулки вечером. Правда многие гостиницы сейчас реконструируются. В нашей также были корпуса уже новенькие, отремонтированные, а были те, которые только ждали ремонта.
Здесь день 9 постепенно перетекает в день 10. Фото гостиницы и окружения мы делали уже утром.
Наш корпус с красивой резной дверью
Все эти дома – отели и гостиницы
День 10. 30.05.2016 г. Севан — Дилижан — Вечерний Тбилиси
Позавтракав, и мимоходом взглянув на Цахкадзор при дневном свете, мы направились в сторону Тбилиси. По пути нам нужно было заехать осмотреть монастырь Севанаванк, и пообедать в еще одном знаменитом месте — городке Дилижан.
Возвращаться в Тбилиси мы решили другой дорогой, не той, что приехали. И не зря. Они обе потрясающе живописные, но здесь мы уже больше останавливались, чтобы сделать фото. А фотографировать в Армении можно буквально каждый метр, каждый уголок.
Еще одна фото-остановка возле Севана
Ну, а дальше мы приехали в самый красивый, по нашему общему мнению, монастырь — Севанаванк. Он просто великолепен, на горе, с захватывающим видом на озеро, горы и луга… Он просто невероятен. Здесь мы провели гораздо больше времени, чем рассчитывали, просто потому, что оторваться от такой красоты сложно.
А вокруг все в маках, жена – счастлива!
И пусть этих фотографий слишком много, но нам действительно это место пришлось по душе. Жена настолько впечатлилась, что даже купила картину с пейзажем местного художника. А я осуществил еще одну свою мечту — и теперь у нас есть самый настоящий армянский дудук!
Налюбовавшись вдоволь и прикупив сувениров, мы поехали дальше, не переставая удивляться красоте этой страны.
Пейзажи по пути в Дилижан
В Дилижане мы пообедали, бегло осмотрели город, но ничем примечательным он нам не запомнился. Рядом с ним есть какой-то заповедник или национальный парк, но туда у нас времени ехать не было. Что ж, это еще один повод вернуться!
После Дилижана мы пытались убежать от надвигающейся грозы, и очень надеялись, что в Тбилиси погода не успела испортиться. По пути накупили килограмм вкуснейшей, только что собранной черешни и клубники. Ценник — крайне демократичный, даже дешевле Грузии. 1000 драм за кило, т. е. примерно 137 рублей за только что собранные ягоды.
Границу мы прошли за 10 минут, отдав еще 2000 драм за закрытие разрешения на проезд по дорогам Армении.
Резюме по Армении:
Мы обязательно сюда вернемся. Это невероятно красивая страна! К тому же у нас есть на примете места, куда мы никак не успевали добраться в эту поездку, но которые посетить нужно обязательно (например, самый известный их монастырь — Татев). Мы были крайне впечатлены и восхищены природой и старинной (!) архитектурой.
НО! На машине из России я бы сюда не поехал. Гораздо проще в этом случае долететь на самолете и арендовать автомобиль, или даже автомобиль с водителем (здесь это стоит не так дорого). Потому что только так Вы сможете спокойно передвигаться по стране, не привлекая внимания местных сотрудников ГИБДД. Такое пристальное внимание к нам на протяжении всей нашей поездки по Армении правда напрягало. Это то ощущение, когда едешь, и боишься — а вдруг ты что-нибудь нарушил и не заметил, вдруг ты прямо сейчас «НАРУШАИШЬ ЗАКОНЫ РЕПУБЛИКИ?!" ©.
По поводу языка — в Армении абсолютно все говорят на русском. Языкового барьера нет вообще. Никакого. В этом плане здесь очень легко и приятно находиться.
А вот сами армяне оставили крайне противоречивое впечатление. Тут сразу надо оговориться — это наше личное мнение, не претендующее на правоту, и сложившееся только из ситуаций, в которых мы побывали. И мы прекрасно понимаем, что оно субъективное, и возможно крайне отличающееся от Вашего / Ваших друзей / знакомых / родственников и т. д.
Безусловно, армяне очень умные и начитанные люди. Здесь каждый парковщик или страховой агент знает историю своей страны, своего народа. Здесь каждый в курсе политической ситуации, и у каждого есть свое, подкрепленное доводами мнение. Здесь все знают минимум 2 языка. Нам попадались исключительно подкованные в разных областях знаний люди, одинаково легко рассуждающие на темы истории, литературы, архитектуры и экономики. Серьезно, этим они производят очень приятное впечатление.
Но вот что не приятно — чувствуется, что это древний и хитрый народ, который почему-то оооочень сильно любит прибедняться. Чего мы только не наслушались, от приветствий «Добро пожаловать в нашу бедную страну», до комментариев типа «Ну, Вам не понять, Вы же хорошо живете там в своей нефтяной стране». Во время всей поездки, и ситуации с ГИБДД очень сильно укрепили это впечатление, нас не покидало ощущение, что нас хотят обмануть, хотя бы немножечко, но нагреть на чем-нибудь. Да еще эти бесконечные попрошайки, выглядящие, как обычные среднестатистические люди… Здесь их невероятное количество, причем у них свой стиль выпрашивания денег. Сначала нужно поговорить «за жизнь», а потом рассказать, что у него вообще-то вся семья в больнице, денег туда добраться нет, помогите чем можете. Мы даже один раз провели эксперимент — в машине валялись монетки, мелочь по 5–10 рублей. Когда мы попытались сунуть ему эти монетки — он посмотрел на нас как на больных и сказал «ну неееет, оставьте эти копейки себе!».
Во многих журналах на первой странице, где дается краткое вступление и очерки о стране, половина статей начинается «Сегодня Армения занимает 10 часть от своей исторической территории». Какая-то обиженность, свойственная армянам удручает и удивляет, потому что ты ожидаешь увидеть вольный и гордый народ, а оказывается все не совсем так.
Если вы планируете путешествие в Грузию на своем авто, тем более издалека, то обязательно задумайтесь о визите в Армению. Вдруг, вы больше никогда не окажетесь так близко к Еревану и Арарату. Да, это достаточно дорого. Да, возможны проблемы с дорожной полицией, но это все такая ерунда на фоне того, что вы потом сможете вспоминать, как вы были в невероятно красивой и такой далекой Армении.
Теги:
Автопутешествия, Самостоятельные путешествия