Идею этого путешествия мы вынашивали почти целый год. На сегодняшний день для нас с женой это — самое серьезное (в плане подготовки и расстояний) приключение. Основная цель — познакомиться с прекрасной Грузией, если получится — доехать до Армении, а по пути — познакомить жену с российской действительностью.
В нашем распоряжении был верный и любимый автомобиль — Nissan X-Trail 4wd 2011 г.в. Поездка была запланирована на май-июнь. Зимой было сделано очередное ТО по регламенту. Непосредственно перед поездкой — проведена диагностика для выявления критичных неисправностей. Таковых не нашлось, поэтому никаких деталей для него с собой мы не брали. Лишь обновили аптечку, купили пару мелочей (типа комплекта гаечных ключей на все случаи жизни), и забросили в багажник пару колес (опять же на всякий случай). Из дополнительного оборудования взяли антирадар (крайне полезная вещь в таком путешествии) и пару навигаторов (пригодились оба, так как периодически каждый из них терял связь со спутниками, естественно, в самых подходящих местах).
Наш верный Товарищ, без которого путешествие бы не состоялось
Как мы готовились: основные точки по маршруту — определил я, а дальше жена составляла подробный план каждого дня. Таким образом, к концу мая мы точно знали, какой дорогой поедем, где остановимся на ночевку, каков будет наш туристический маршрут в каждом городе, а также описание основных исторических фактов и культурных достопримечательностей. Такая детальная подготовка, несомненно, занимает просто уйму времени. Но зато благодаря ей мы смогли объять необъятное, не выбиться из графика и посмотреть практически все запланированное.
Общий маршрут нашей поездки выглядел следующим образом:
Маршрут Тюмень – Грузия – Армения - Тюмень
Красными маркерами отмечены города, где нам было интересно остановиться и познакомиться с городом. Желтые маркеры — города, через которые мы двигались проездом.
День 1. 21 мая 2016 г. Тюмень — Уфа.
Расстояние Тюмень — Уфа (850 км) мы проехали за 9,5 часов, вместо планируемых 11,5. На протяжении почти всего путешествия у нас была крейсерская скорость 110–120 км/ч, и это вполне позволяло добираться до пункта назначения практически на 2 часа раньше расчетного времени. Мы не дерзкие, ПДД соблюдали, за скоростью не гнались, унижать и наказывать на дороге никого не хотели. Просто ехали в своем темпе.
Кстати, совет для тех, кто едет в путешествие с женой — «водительницей»: выработайте тактику смены водителя на участках, где ей будет комфортно вести машину, а у Вас появится шанс хоть немного расслабить глаза. Менять на трассе жена меня не шибко рвалась, т. к. «Я — городской водитель, а обгоны эти ваши — не для меня». Но поскольку перегоны все же довольно большие, и быть по 10–16 часов в сутки за рулем без перерыва 3–4 дня — тяжеловато, ей все же приходилось садиться за руль. Мы выработали тактику — там, где участки движения были поспокойнее, либо была откровенно отвратительная дорога — вела она. Там, где движение оживленное, и приходилось обгонять колонны — вел я. Применительно к самой дороге ее участки были от Самары до Саратова, и от Элисты до Пятигорска (в обе стороны), плюс на обратной дороге добавился еще участок Челябинск — Тюмень. Свои 100 км/ч, даже несмотря на не лучшее дорожное покрытие, она держала, и из графика мы не выбивались.
В общем, в Уфу мы добрались около 13–00, с таким расчетом, что оставшуюся половину дня — погуляем по городу, посмотрим достопримечательности. В Уфе есть специально разработанный для гостей города пешеходный туристический маршрут «Зеленая линия Уфы». Им мы и воспользовались. Кому интересно, выглядит он вот так (взято откуда-то из интернета):
Маршрут "Зеленая линия" в Уфе
В музеи мы, конечно, не заходили, в силу ограничения во времени, но по городу погуляли, и в целом этого маршрута хватает, чтобы составить свое впечатление об Уфе.
Город удивил нас несколькими вещами. Во-первых, очень красиво оформленная набережная, плавно перетекающая в усаженную цветами аллею, приводит нас к памятнику Салавата Юлаева, который, и вот это все же очень странно, сидит на коне к городу повернувшись… как бы это помягче сказать, спиной. Да-да, есть конечно легенда о том, что он смотрит на реку, защищает город и все такое… Но вот Вы просто представьте — ты идешь по алее, зная, что там памятник, и ожидаешь, что любоваться им начнешь издали, постепенно приближаясь. А в итоге, все, что видно, анатомически подробно выполненный круп лошади, и спину самого Героя. При этом сфотографировать этот памятник «лицом» обычному человеку возможность не представляется, ведь стоит он на самом обрыве, и все, что Вам остается — делать жалкие селфи, пытаясь уместить и Вас и его в кадре. В общем неоднозначное решение какое-то. Вроде бы памятник народный, а народу только и остается, что смотреть на него со спины. Не поняли мы этой идеи).
Это фото взято из интернета, просто чтобы показать, как он выглядит при приближении к нему. Ну согласитесь, это странно)
А вот эта – самая удачная из наших фото, правда мы сюда так и не поместились
И второй момент, на который мы обратили внимание, очень эклектичная архитектура города. Характерная черта: на двухэтажные-трехэтажные дома советского классицизма сверху, особо не церемонясь, просто достраивают еще 10 этажей из стекла и бетона… Либо эти миленькие квадратные домики со ставнями и барельефами просто втиснуты между двумя небоскребами. И это не один/два дома, это развито повсеместно. Поэтому впечатление от города остается странное. Понятно, что облик города с течением времени должен меняться, но неужели не важно сохранить некий исторический центр, памятники архитектуры, которые с таким подходом станут просто незаметны? Высотки и современные конструкции — это конечно интересно, но они явно не должны стоять на фундаменте из памятников архитектуры.
Эклектичная архитектура Уфы
Жили мы в Уфе в гостинице Arderia. Вполне себе нормальный вариант остановки на 1 ночь, крайне бюджетное место. Единственный минус — туалет общий на несколько номеров. Но это вполне можно пережить.
День 2. 22 мая 2016 г. Уфа — Саратов.
Из Уфы мы выехали рано утром, в 04 часа. Расстояние до Саратова было пройдено где-то за 10 часов. Надо сказать, что мы немножко потерялись под Самарой. Вообще есть 2 пути объезда Самары — один через Тольятти или Жигулевск, другой — через Чапаевск. Изначально мы планировали ехать по федеральной М5 через Тольятти, но каким-то образом неправильно сориентировались, и вот уже мы едем на Чапаевск. Было решено не разворачиваться, и не терять времени, а ехать так, как получилось.
В дальнейшем о принятом решении мы не пожалели. Периодически, конечно, дорога была не лучшего качества, но и отвратительной и не проезжаемой, по крайней мере для нашей машины, ее назвать нельзя. Ну есть там пара колдобин и ям, ну, а где их нет? А в силу практически полного отсутствия машин, ехать по ней было даже приятно, можно было отдохнуть от обгонов и фур. В обратную сторону мы решили снова воспользоваться именно ей.
В Саратове у нас была забронирована Гостиница Словакия, прямо на берегу Волги.
Что ж, Волга, конечно, впечатляет! Именно здесь проникаешься каким-то величием и великолепием этой реки. Полвечера мы провели на набережной, любуясь темно-синей, как будто морской, водой, людьми, неспешно прогуливающимися вокруг, чайками, лениво летающими рядом с рыболовами. Это было красиво.
Набережная р.Волга (Саратов)
Помимо этого, у нас был и пешеходный маршрут по Саратову. Ниже карта, может быть кому-то пригодится в поездке.
Пешеходный маршрут по Саратову
Обозначения: А – Свято-Троицкий кафедральный собор; В – Духовное управление Мусульман Саратовской области (Мечеть); С – Парк Победы и скульптура Журавли; D – Свято-Покровский храм; Е – Саратовский академический оперный театр; F – Саратовский художественный музей; G – Храм Иконы Божьей Матери «Утоли мои печали»; H – Саратовская государственная консерватория; I – МУП Сад Липки; J – Набережная Космонавтов
Поскольку начали мы с набережной, маршрут мы проходили в обратную сторону. И в результате не добрались только до Парка победы и Журавлей (темнело, а бродить в потёмках до гостиницы нам показалось далековато). В целом, без посещения парка, прогулка заняла по времени не больше 3 часов неспешным шагом.
Храм Иконы Божьей Матери «Утоли мои печали»
Свято-Троицкий кафедральный собор
Саратов чем-то напомнил нам дедушку Санкт-Петербурга. Очень интеллигентные люди (взрослое поколение), и крайне неформальная молодежь. Здесь исторический центр — действительно исторический, с аллеями и пешеходными зонами. В парках до сих пор принято собираться компаниями и играть в домино, а вся атмосфера города — какая-то уютно-домашняя. Очень много церквей, и все они ухоженные, с зелеными территориями вокруг, а прямо во двориках перед входом в церковь разбиты детские площадки, где вечерами проводят время родители с детьми. Мы раньше такого не видели, поэтому только подивились такому мирному добрососедству, с отсутствием всяких попрошаек и прочих маргинальных элементов.
Вечерняя рыбалка на Волге
День 3. 23 мая 2016 г. Саратов — Волгоград — Пятигорск.
Этот день планировался, как самый длинный и тяжелый. Нам нужно было проехать почти 1000 км, остановившись при этом на коротенькие экскурсии в Волгограде и Элисте.
Про тяжесть проезда Волгограда, благодаря дромовским отчетам, мы были наслышаны. Но поскольку нам хотелось посмотреть на Родину-Мать, то мы решили ехать прямо по самому центру, а в объезды пускаться уже на обратной дороге.
В принципе, дорога от окраины до мемориального комплекса заняла у нас около часа (ехали утром, около 9–10 часов), заторы конечно были, но не слишком критичные. Что порадовало — наличие удобной парковки прямо рядом со входом. Тут же торгуют цветами, сувенирами и прочей мелочью, все продумано!
Родина-Мать, конечно, впечатляет! Кажется, что здесь не может ни один человек оставаться равнодушным. Что-то есть такое в атмосфере места, что непроизвольно заставляет глаза наполняться слезами. Для усиления впечатления на всем протяжении комплекса играет музыка и военные песни, читают стихи, звучат отрывки из военных репортажей.
Мемориальный комплекс Родина-Мать
Сама по себе Родина-Мать — очень величественный памятник. И размеры ее обыграны крайне умело. По мере приближения к ней она все возрастает и возрастает, пока, наконец, не предстает во всей красе.
По пути на барельефах отражены сцены самых главных сражений и событий войны. Все здесь служит одной цели — вызвать у каждого, кто здесь побывал чувство бескрайнего уважения и глубочайшей скорби к произошедшим событиям. По нашему общему мнению, если уж говорить о прививании патриотизма у детей и взрослых — то начинать надо именно отсюда. Здесь ни один человек не сможет почувствовать себя безучастным.
Родина-Мать во всей красе
Больше в Волгограде мы нигде не останавливались. У нас была запланирована остановка в Элисте, а время уже подходило к 12 часам, движение в городе становилось все более оживленным. Решено было ехать дальше.
Что можно сказать про сам Волгоград. Та часть города, которая не примыкает к центру, создает очень мрачное впечатление. Большие шестиполосные дороги явно не справляются с имеющимся транспортным потоком. Из-за того, что все фуры, грузовики едут прямо по городу — все очень пыльное, серое и грязное. Дороги местами просто убитые. Движение хаотичное, все спешат, подрезают друг друга, проскакивают на красный. Ехать крайне неудобно и не комфортно. Городу явно не хватает зелени, порядка и объездных дорог.
Поэтому мы вздохнули с облегчением, когда выбрались на трассу. Пейзажи здесь сразу поменялись. Калмыкия — вообще очень интересный регион. Эти бескрайние степи и луга очень сильно впечатляют! Правда через 20 минут ты уже начинаешь находить пейзаж несколько однообразным, а через 2 часа — даже скучноватым))
Попадаются крайне забавные информационные таблички, в которых явно не хватает некоторых знаков препинания (авторская пунктуация сохранена: «Опасно в сырую погоду на обочину не съезжать»).
На въезде в Элисту первый раз за поездку приключился неприятный инцидент с ДПС. Проезжали мимо поста ДПС, снизили скорость, все вроде как обычно, как везде. Нас тут же останавливают. Оказалось, что перед самим пунктом ДПС стоял знак (столбик на автомобильной покрышке) «Stop-контроль», который мы не заметили. Ну, и хитро улыбаясь, держа в руках мои права, сотрудник ДПС спрашивает, Юрич, что делать-то будем? Вы же не заметили знак, не остановились! Обыграли меня хитрые калмыки! Я ему отвечаю, что действительно не заметил, оформляйте по правилам, готов нести ответственность. В итоге, взяв с нас 1000 рублей («рубль давай, в страховку положи, я ее еще не проверял у тебя»), нас отпустили дальше. Протоколы никакие выписывать, естественно, никто не стал. Неприятно, но что поделать.
С несколько упавшим настроением мы въехали в Элисту, уголок Буддизма в РФ. Нам было крайне интересно это место, ведь что может быть необычнее буддистских храмов в степи посреди России? Смотрится все крайне ярко и празднично.
Мы прогулялись по главной площади, дошли до Пагоды семи дней, и конечно посмотрели на самый большой буддистский храм «Золотая обитель Будды Шакьямуни».
Возле пагоды обустроен небольшой парк, куда люди приходят поиграть с детьми. И, пока мы сидели и наблюдали за обычным днем Элистинских жителей, произошел еще один запомнившийся и говорящий эпизод. Играют дети, мальчик ездит на большой машинке, другой мальчик бегает за ним, и в какой-то момент останавливает того, кто на машинке и кричит «Стой! Ты — арестован! Давай 500 рублей, и едь дальше». Не правда ли, очень показательно?
Храм «Золотая обитель Будды Шакьямуни»
В сам храм мы не пошли, дабы не злить окружающих незнанием правил и местных обычаев. Побродили вокруг, полюбовавшись на золотую обитель.
Перекусив и нагулявшись, выехали дальше. И вновь, не успели отъехать от Элисты, снова наткнулись на «гостеприимство» местных ГИБДДшников. От Элисты мы поехали в сторону Арзгира, конечной точкой был Пятигорск. В какой-то момент, обычная трасса превращается в степную дорогу без разметки и указателей. Кто-то может сказать, что через Благодарный — все лучше, но ситуация с разметкой и знаками — та же самая. Мы в этом убедились на обратной дороге, когда поехали как раз через Благодарный.
Вот представьте, едешь себе, просто двухполосная дорога, без разметки. А по бокам стоят столбики, где должны быть знаки, но самих знаков нет. Дорога, конечно, пустынная, и пока никого нет — ехать это не шибко мешает. Но вот ситуация: догоняем мы фуру (едет 70 км/ч), за ней едет машина ГИБДД, за ними — мы. По-прежнему ни разметки, ни знаков. Ну и что делать? Можно тут обгонять, нельзя — кто разберет. Поскольку еще тысячу нам оставлять здесь не хотелось — решили выждать, посмотреть, что дальше будет. Как дураки все трое едем колонной. Фуре-то нормально, она едет и едет себе в своем темпе. А нам еще до Пятигорска ехать, а время уже к вечеру. В какой-то момент машина ГИБДД обгоняет фуру. Мы, решив, что раз они обогнали, то и нам ничего не скажут — тут же обгоняем за ними. Уезжаем от фуры, но едем дальше вдвоем, обгонять их совсем никакого желания. Едем еще минут 20, и тут машина ГИБДД начинает какие-то странные маневры, явно провоцируя нас на обгон: то ускорится, то замедлится сильно. Мы едем, не реагируем, типа не очень-то и хотелось нам ехать быстрее (главное — не подать виду J). Где-то еще километров через 10, машина ГИБДД резко разворачивается и уезжает в обратном направлении. Так мы и не поняли, что это было… Калмыцкие Гаишники мне как- то совсем не понравились. Если бы в описанном случае за рулем была не супруга, а я, то не выдержал бы, наверное. Но жена- кремень.
После того, как Калмыкия заканчивается, дороги до Пятигорска — просто шикарные. Ехать — сплошное удовольствие. В итоге в Пятигорск приехали около 10 вечера, сразу устроились на ночлег (Хостел Жить Просто). На следующий день у нас был запланирован переход границы и Тбилиси.
День 4. 24 мая 2016 г. Пятигорск — Тбилиси.
Ранним утром, не дав выспаться очередной смотрительнице за гостиницей, мы двинулись в решающий путь. До Грузии оставалось совсем чуть- чуть, и желание оказаться там становилось все сильнее.
На выезде из Пятигорска решили заправиться. Сразу бросается в глаза существенная разница между заправками в средней полосе России и на Кавказе. Здесь Вам никаких круглосуточных кафе и открытых нараспашку дверей. Здесь только маленькие зарешеченные окошки и суровый кавказский мужчина по ту сторону стекла. После такой заправки становится как- то неуютно.
Куда мы едем, зачем мы едем туда в потемках, и что будет там, за границей Ставрополья…
Все-таки, новости — страшная штука. Они создают впечатление о месте, где ты даже и не был никогда. И очень трудно от этих стереотипов избавиться. А может и не стереотипов, но это все — отдельная тема для рассуждения, к которой я не готов в силу того, что пробыл на нашем Кавказе всего несколько часов проездом.
Практически сразу после выезда мы приехали к границе Ставропольского края и Кабардино — Балкарской Республики, где доблестные служители правопорядка останавливают абсолютно все машины для регистрации въезда. Это один из тех случаев, когда тебя радует остановка, а не огорчает. Сразу чувствуешь себя безопаснее.
Хозяином блок — поста, безусловно, была роскошная Кавказская овчарка. О, этот пес знал себе цену. Он вразвалочку переходил от одной машины к другой, периодически издавая протяжный одиночный лай. Всем своим видом он давал понять, что все контролирует.
Вся процедура заняла минут 5 от силы, и мы продолжили свой путь дальше.
Горы начались внезапно. Сначала нам показалось, что впереди сплошным фронтом навстречу нам движутся облака, но это были не они. Кавказ велик, черт возьми.
Тут еще и дорожные знаки стали говорить нам о том, что мы точно на Кавказе. Будоражащие слух названия городов, невероятные горы, заниженные приоры, и прекрасного качества дороги. Никогда бы не подумал, что лучшие дороги в России — на Кавказе. Даже стало понятно, почему они так любят занижать машины.
Этот участок дороги мы проехали с раскрытыми ртами, но без особых приключений. Ни страха, ни алчных гаишников, ни жестоких бандитов — ничего.
Следующим городом на нашем пути был Владикавказ. К сожалению, осмотреть его хотя бы чуть- чуть у нас не было времени, хотя очень хотелось. В следующий раз, обязательно.
Последний раз заправляемся отечественным бензином, и едем дальше. На подъезде к ВГД задумываемся о том, какого размера очередь ожидает нас на границе. Начинается дождь. Камнепады и сели здесь не такая уж и редкость (как оказалось, не зря мы об этом думали, и крайне вовремя успели выехать из Грузии на обратном пути).
Надеясь на лучшее, мы все ближе и ближе подбирались к границе, но очереди все не было. Не было ее и на самом КПП. Это нас очень обрадовало и удивило. Да и сами осмотры были крайне посредственными, видимо в такую неприятную погоду, работать им совсем не хотелось. Час на обе границы, и вот мы в ГРУЗИИ. Мы сделали это!
Поподробнее расскажу про механизм прохождения границ, вдруг кому еще актуально. Подъезжаете к российской стороне, объезжаете очередь из фур, ищете очередь из легковушек. Когда мы проходили границу — работали 2 окна чисто для легкового транспорта. Встать в очередь можно было в любое из них. Эти 2 окна находятся под навесом. Вы заезжаете под навес, выходите из машины, и сначала идете к окошку для проверки документов (Идут все, кто есть в машине. Из документов — загранпаспорт, водительские права того, кто за рулем и свидетельство о регистрации машины). Вам ставят штамп о выезде из России, и дальше Вы подходите к машине, открываете все двери, производится досмотр. Нас не заставляли доставать никакие вещи, никуда особо не лазили. Просто визуальный досмотр. Дальше — садитесь в машину и проезжаете до грузинского КПП. Грузинская граница проходится иначе. Водитель проходит границу вместе с машиной, пассажиры проходят границу отдельно, в специально оборудованном помещении справа от навеса для машин. Это нигде на границе не обозначено, поэтому мы попали в весьма комичную ситуацию. Жена пошла узнавать, что да как, и на всякий случай взяла документы. ВСЕ документы. И случайно прошла границу. Опомнилась только когда ей ставили штамп в паспорте о въезде в страну. Женщины… Потом конечно пришлось исправлять ситуацию, она объяснилась с пограничниками, которые позабавились ее невнимательности и легкомысленности и выпустили ее передать мне мои документы. Слава грузинской доброте и менталитету. Никакой агрессии или недовольства у пограничников эта ситуация не вызвала. В общем, это я к чему? К тому, что на грузинском КПП каждый держит свой паспорт в руках!
Желание посмотреть Россию по дороге сыграло с нами злую шутку. Все- таки, 3 тысячи километров надо проезжать за 2,5–3 дня. У нас же шел уже 4 день путешествия, и стало откровенно рубить. При этом очень хотелось кушать. С ужином в Пятигорске не задалось. Слишком поздно мы туда приехали, и очень хотелось спать. Позавтракать по дороге как- то не удалось. Надеялись выхватить по паре бутербродов на каких-нибудь заправках, но, как уже мы отмечали, круглосуточные минимаркеты здесь не приняты, вареного кофе нет, только автоматы с конфетками и шоколадками. Да и границу хотелось побыстрее пересечь, поэтому решили потерпеть и позавтракать уже на другой стороне границы. В итоге к самой ВГД мы подъезжали в разобранном состоянии.
Сразу после КПП видны последствия прошлого селя. Дороги нет, бедные легковушки кое- как прыгают с кочки на кочку, пытаясь не оторвать бампера и не помять пороги.
Счастливые и довольные по другую сторону границы
Мы же достаточно бодро проходим этот участок и проезжаем Казбеги, не останавливаясь. Если бы мы знали, в каких условиях будем покидать эту прекрасную страну, обязательно бы остановились, и полюбовались на прекрасный храм, и великую гору, но, увы.
Церковь Гергети в Степанцминде
Отдельно хочется рассказать об обилии домашнего скота. Мы неоднократно оказывались в морях из барашков и козликов. И каждый раз это вызывало у нас дикий восторг. Городские жители, что тут еще сказать.
Писать много про Военно-Грузинскую дорогу я не буду, потому что погода была ужасна, и мы находились в состоянии зомби. Скажу только одно — там очень-очень-очень красиво. И в конце мая очень холодно. Перепад температуры с КПП до самой высокой точки перевала довольно ощутимый (от +23 до +6 на перевале), поэтому если будете здесь в это время года — оденьтесь потеплей на границе, чтобы потом не прыгать от холода, роясь в багажнике в поисках чего-то потеплее, чем шорты.
Потрясающие виды военно-грузинской дороги
Знаменитая арка Дружбы народов
Спустившись с перевала, мы остановились у первой попавшейся кафешки. Из еды нам были предложены только хачапури и хинкали, что мы и отведали. Так началось наше знакомство с прекрасной грузинской кухней. Натуральность продуктов зашкаливает. Знаете чем отличается настоящий хачапури от тех, что готовят в России? Запахом! Сыр в нем явно отдает (и по запаху и по вкусу) чем-то животным, «овечинкой», как сказала жена. Это сначала очень непривычно, но к концу путешествия мы уже не понимали, как может быть по-другому. Грузинская еда такая настоящая, натуральная и не пафосная, мы не могли наесться ей все путешествие.
Тем временем, после обеда нас разморило, силы покинули совсем, и мы просто хотели доехать до места нашего проживания на следующие четыре дня. Кругом была невероятная красота — горы, местные деревушки, водохранилище, обеспечивающее водой Тбилиси, но нам было все равно. Главное — доехать. Все эти красоты было решено посмотреть на обратной дороге.
В первый день в Тбилиси я даже не обратил внимания на тот хаос, который творится там на дороге. Бесконечные адские перестроения, несоблюдение ПДД, возведенное в абсолют, и много-много эмоций. Именно так ездят в Тбилиси. Удивительно, но при этом количество аварий — минимально, все каким-то образом договариваются и разъезжаются, пробок почти нет, хотя город большой. К такому темпу и манере езды достаточно быстро привыкаешь, и уже через несколько дней передвижение по городу на машине практически не доставляет проблем. Но, конечно, не в первый день.
Так как мы не закинули в навигатор карту Грузии, а улицы прямо к нашему приезду переименовали, поиск гостиницы стал крайне интересной задачей. Да, мы готовились дома, и рисовали маршрут на карте. Да, у нас была подробная оффлайн карта и Грузии и Тбилиси. Да, мы словами описывали каждый поворот, но эта схема периодически давала сбои. Под жутким ливнем, мы в течение часа ездили вокруг да около нашей гостиницы, пока каким-то чудом не нашлись. Это было истинное счастье.
Все гостиницы мы бронировали через букинг где-то за месяц до поездки. Ни в одной по ходу путешествия не разочаровались. Строго говоря, в Грузии очень распространены не столько гостиницы, сколько гостевые дома. То есть Вы снимаете комнату с туалетом внутри одного большого дома, в котором, как правило на другом этаже, живут сами хозяева.
Так как мы заранее прикидывали бюджет, наш лимит на проживание был 2000—2500 вв. сутки за номер и дешевле. Поверьте, за эти деньги в конце мая Вы можете снять просто невероятные апартаменты. Наш гостевой дом в Тбилиси покорил нас не только своим уютным внешним видом и близостью к метро, но и безумным гостеприимством и добродушием хозяев. Они не только как могли помогали нам во время всего пребывания в Тбилиси, но и после того, как мы уехали, звонили и связывались с нами по Viber, чтобы узнать — нет ли у нас проблем, все ли идет по плану и не нужна ли их помощь. Просто невероятные люди! В следующий раз, когда мы окажемся в Тбилиси, у нас даже не возникнет сомнений — где остановиться.
Вот эта гостиница: Crossway Hotel
Отдохнув несколько часов, мы решили ехать на вечернюю прогулку по Тбилиси. Наши хозяева любезно предоставили нам карту для проезда в метро, и нам не пришлось покупать ее отдельно. Мы только кидали на нее деньги, и спокойно ездили по всему городу. Тем, у кого карты нет — ее придется купить отдельно. При этом в метро есть какой-то дикий ажиотаж, эти карты продают возле входа люди какой-то странной наружности. Видимо они продают эту карту дешевле, чем в самом метро, раз это такое популярное занятие. Мы не очень поняли.
Ничем особо примечательным эта прогулка не отличалась, потому как мы все еще были уставшие. Доехав до исторического центра, мы побродили по улочкам, понаблюдали за людьми, и конечно, поужинали. У нас не было цели знакомиться с достопримечательностями, мы хотели просто почувствовать город и его атмосферу, познакомиться с людьми. Все экскурсии — потом!
Вот примерно так и выглядят все домики в исторической части города
Отдельно надо сказать — в Тбилиси нет ощущения, что ты приехал чужой город, или в мегаполис, где до тебя нет никому дела. Здесь настолько уютно, душевно и комфортно, что ты как будто приехал в город своего детства. Здесь абсолютно не страшно по вечерам, как бы поздно Вы не возвращались. Здесь даже самые суровые на вид люди оказываются крайне милыми и добродушными людьми, готовыми помочь тебе, во что бы то ни стало. Здесь нет равнодушных людей. Один маленький пример — пока мы гуляли, жена, вдохновленная красотой города, убежала чуть вперед, не заметила, что тротуар кончается, и рухнула на землю. Рядом была стоянка таксистов. Пока я ее поднимал, они практически все повыскакивали из машин, и прибежали к нам с водой и аптечками, охая и спрашивая, чем они могут нам помочь. Ну где еще Вы такое увидите?
На этом первую часть рассказа можно закончить. Во время поездки мы собирали разнообразную информацию о ценах на бензин, проживание и входные билеты. Вся эта статистическая информация будет представлена в последней части отчета.
Теги:
Автопутешествия, Самостоятельные путешествия