Абахуаца-Пицунда.
Сегодня был наш крайний день в Абхазии, и нужно было успеть сделать целую кучу дел. А именно, добраться до крепости, куда мы не доехали вчера. Доехать до Пицунды, чтобы осмотреть основные достопримечательности, и по возможности поискать птичек на озере Инкит. Доехать до границы и сдать машину до трех часов, чтобы нам не насчитали еще один день. Пройти границу и успеть на самолет. Поэтому утром мы в темпе собрались, быстренько перекусили, сорвали на память еще пару-тройку мандаринов, и рванули в сторону пещеры. Погода была просто замечательная, и радовала нас несказанно!
Права были в кармане, так что мы мухой долетели до уже знакомого поворота с трассы, а через три километра и до развилки, которую мы проехали вчера. Тут мы решили немного проехать вперед по «неправильной» дороге, уж больно там были красивые места. Буквально в километре-другом от развилки, справа от дороги, был небольшой холм, откуда открывались просто непотребные по красоте виды на горы и прилегающую местность.
Засняв эту красоту, мы поворотили мерина взад, и наконец выехали на дорогу, ведущую к крепости. Не смотря на то, что на знаке указано, что до крепости три километра, по факту там все пять.
По убийственной (для мерина) дороге. Но с ооочень красивыми видами по сторонам.
Сначала мы остановились, чтобы поснимать этакую кавказскую пастораль с пасущимися на фоне гор буренками.
Все было хорошо, пока вдруг из-за деревьев с другой стороны поляны, не вышли три конкретных буйвола, и, опустив головы с тяжелыми рогами, пошли в нашу сторону. Я сугубо городской человек и боюсь крупный рогатый скот — ему по рогам не надаешь, он сам это может сделать. Буйволы бычились, качали рогами, звенели колокольчиками, и шли в нашу сторону.
Хиленькая загородка вряд ли могла исправить ситуацию. Ксю ретировалась в сторону машины, а я продолжал снимать скотину, хотя и оглядывался, прикидывая расстояние до мерина. Само собой, мирные домашние буйволы конфликтовать не собирались, но кто их знает, что там у них под рогами…
Следующий раз наше внимание привлекли аккуратные стожки сена, похожие на какие-то шапки.
С этого места (вчера мы как раз до него и доехали) уже видна крепость,
а дальше начинается совершенно отвратная дорога. Мы нырнули куда-то вниз, стукнулись днищем о пару камней, и, лавируя, начали подниматься на горочку. В этот момент я бросаю взгляд на указатель топлива и вижу, что стрелка уперлась в красный шпенек. Мы забыли заправиться! При этом мы забрались в самое глухое место, которое только можно было найти. Тут нас с Ксю пробило на ржач — то без прав, то без бензина — как мы вообще еще умудряемся куда-то попадать!
В общем, от греха подальше, мы решили сэкономить хотя бы грамм пятьдесят бензина, припарковали машину на живописной полянке, и дальше пошли пешком. До крепости оставалось около километра. Она расположена недалеко от деревушки Абахуамтса, где, как это ни странно, были признаки жизни. После непродолжительной прогулки на свежем воздухе мы увидели башню — дошли!
Тут нас поджидала очередная засада — вход на территорию, откуда можно было подняться к крепости, был окультурен — стояли столики, была касса (закрытая) и перегораживающая вход решетка с замком. Тоже закрытая. Мы с Ксю переглянулись, и набычившись, как давешние буйволы, двинули в сторону решетки. Я уже начал был прикидывать, где через нее можно было бы перелезть, и чем бы нам это грозило, но тут обнаружилось, что замок, на который была закрыта калитка, просто продет через петли. Фууух!
Мы зашли на территорию, аккуратно закрыли за собой калитку, прошли мимо закрытой кассы и уперлись в джигита. К счастью, не настоящего. Было непонятно, что ему от нас надо — он толи угощал нас вином, толи просил, чтобы мы положили в рог денег.
Так что же это за крепость такая, до которой мы с таким трудом добирались? Крепость Абахуаца была построена примерно в 12–13 веках, и служила сторожевым форпостом. Название крепости можно перевести как «костер на горе». Именно таким образом, в свое время, защитники крепости предупреждали о приближении врага — крепость (если знаешь, где искать), видно издалека, а если там разжечь большой огонь — то и того дальше. Сама крепость состоит из полуразрушенных стен протяженностью около полутора сотен метров и вполне прилично сохранившейся сторожевой башни. На ней развивается абхазский флаг, и именно ее и было видно с дороги. Если обойти башню слева, то можно зайти внутрь и обозреть окрестности через сохранившееся окно-бойницу.
Но самое интересное, ради чего сюда и стоило ехать — это природа. Со стен крепости открываются обалденные виды на горы и район невидимой отсюда реки Аапста, неподалеку от которой расположена крепость.
Мы лазили по крепости, наслаждаясь видами, где-то полчаса. Ах да, забыл сказать… Кроме нас там никого не было…))) Что, как вы успели заметить, уже стало хорошей традицией…
Однако нам надо было еще добраться до Пицунды, а до этого — до трассы (без бензина), так что время поджимало. Мы распрощались с крепостью, закрыли за собой калитку, и вернулись к нашему мерину, который покорно ждал нас на полянке. Помолясь, мы двинулись в обратную дорогу. Указатель топлива намертво прилип к красной черте, Ксю лавировала между ямами и камнями покрывающими дорогу, цепляя их то бампером, то днищем, а я расслабился, и старался думать о чем-нибудь хорошем. Как вы видите, у меня была самая сложная задача. На пресловутой развилке, откуда начиналась более-менее ровная дорога, мы остановились, и я вышел посмотреть, все ли детали мерина были на месте. Судя по раздававшимся по дороге звукам, он должен был лишиться минимум половины и без того побитого бампера. К моему удивлению, бампер был на месте, только отогнулся его правый край. Легкий удар вернул бампер на место, и машина снова стала выглядеть как новая…)
До трассы было рукой подать, и мы на всех парах (оставшихся в бензобаке) погнали в сторону Пицунды,
высматривая заправку. Хорошенько разогнавшись, мы не успели свернуть к первой из них, но к счастью, буквально в пятидесяти метрах оказалась еще одна, куда мы благополучно заехали. Ксю вставила в бензобак пистолет, пошла платить и куда-то пропала. Через некоторое время я заинтересовался ее судьбой, и выйдя из машины, обнаружил ее в компании бурно размахивающих руками абхазов, собравшихся около дырки в стене, куда надо было платить деньги. Оказалось, что на бензоколонке не было электричества, без которого, как понятно, заправиться не получится. Вообще, отключение электричества в Абхазии — это обычная вещь, но чтобы так не вовремя… Подождав минут десять в надежде что дадут свет и бензин, и не дождавшись ни того ни другого, мы поехали к другой заправке, которую пролетели. Вообще, местные говорили, что отключена вся эта сторона шоссе, что ввергло нас в легкий транс.
К счастью, на соседней колонке было и электричество, и бензин, и кассирша, словом, мы заправились, тут же оставили камни, свалившиеся с нашей души, и погнали в Пицунду. У нас были права, бензин, машина, хорошая погода и вся жизнь впереди — это ли не счастье! Словом, более ничто не помешало нам доехать до Пицунды, а вернее, до озера Инкит, попасть куда мне очень хотелось. Озеро было красивым — с одной стороны сосны, с другой, в отдалении — горы,
Не было только птичек. Вернее они были, с другой от озера стороны, где были обширные болотистые поля и мелиорационные каналы.
Увы, но, в связи с активной охотой, птицы в Абхазии очень пуганные, и белые цапли и бекасы улетали задолго до того, как появлялась возможность их сфотографировать.
Конечно, на озеро надо было выделить больше времени чтобы пройтись вдоль берега, но увы, нельзя объять необъятное и впихнуть невпихуемое… Погуляв там минут 15–20, мы вернулись к машине и поехали в город. По Кипарисовой аллее мы доехали до пустынного пицундского пляжа. Не люблю я галечные пляжи, там толком и не полежишь и не погуляешь. Тем не менее, пустынный берег, широкая полоса гальки, отороченная знаменитыми пицундскими соснами, и высохшие зонтики-пальмы выглядели очень фотогенично.
Немного побродив по пляжу, мы лишний раз убедились, что галька не подходит для длительных прогулок, вернулись к машине и поехали в другое знаковое место — к скульптуре «Ныряльщики», без фотографий которой из Пицунды не уезжает, наверное, никто.
Как вы знаете, вся великолепная зелень, расположенная между самим городом и морем, реликтовая сосновая роща, относится к Пицундскому заповеднику. Это маленький заповедник, он занимает самый край мыса Пицунда. В общем, выехав к улице Гицба, мы обнаружили шлагбаум, перегораживающий дорогу, ведущую через лес к морю. Оказалось, что там можно пройти только пешком, и то, заплатив 20 рублей! При этом ты проходишь через турникет, типа как в метрополитене. Ну что же, заповедник, целебный воздух, напоенный ароматом сосен и моря — конечно, там надо гулять пешком, тем более что расстояние там никакое. Зато появилась возможность поближе рассмотреть великанские сосны и кипарисы, пытающиеся проткнуть синее небо…
Итак, улица Гицба выводит нас не только к Ныряльщикам, но и к огромному корпусу санатория Апсны, возвышающегося среди реликтовых сосен.
Ныряльщики, или Ныряльщики за жемчугом, скульптурная группа, открытая в 1969 году. Скульптором является Ираклий Очиаури, а вовсе не Церетели, как пишут некоторые источники. В этом Пицунде повезло…
Интересно, что в те времена проект долго не хотели утверждать, типа, советские граждане не ныряют в море в голом виде. Кулюторные тогда все были, порядочные… Если походить вокруг ныряльщиков, то можно поймать интересные ракурсы, например, как они хватают сома,
или вообще почувствовать себя тем самым моллюском, за которым и ныряют эти ребята…)
После знакомства с Ныряльщиками и пустынным пицундским пляжем,
нам оставалось увидеть еще только одно место — Великий Питиунт. Когда-то давно, на гостеприимном берегу Понта Аксинского («негостеприимного моря»), древние греки построили очередной город, и назвали его Питиунт. За пару тысяч лет от города мало что осталось, а то немногое, что удалось уберечь от времени, можно увидеть в Историко-архитектурном комплексе «Великий Питиунт», куда мы и идем. Комплекс расположен в центре города, и окружен полукилометровой, частично реконструированной стеной. Вход стоит стандартные 150 рублей.
На территории находятся развалины совсем древнючих церквей, каких-то римских построек, и довольно невнятный музей, рассказывающий об истории этого места. Есть там и одна действующая церковь — небольшая часовня Ореста и Логнина, построенная в 19 веке.
Главная достопримечательность комплекса, да и Пицунды вообще, это прекрасно сохранившийся (или отреставрированный) Пицундский собор, он же — Патриарший собор в честь Апостола Андрея Первозванного.
Собор был построен в начале 10 века на фундаментах византийского собора (шестого века), и до 17 века служил кафедрой абхазских католикосов. В то время, под угрозой нападения турок, кафедра католикосов была перенесена в другое место, и собор оказался заброшен. В 19 веке собор был отреставрирован, и заново освящен в честь Успения Богородицы. В то время собор был побелен (о чем свидетельствуют репродукции картин, представленных в музее), но сейчас стены не отделаны, и мы можем увидеть старинную кладку.
Собор признан одним из самых больших сохранившихся храмов раннего средневековья — его высота 29 метров, а размеры — 37×25 метров. Собор возведен из двух видов материалов — тонкого красного кирпича и камней. У основания стены собора каменные, потом появляются прослойки кирпичей, и чем выше поднимались стены, тем больше использовалось кирпича и меньше камней. Соответственно, купол собора — чисто кирпичный.
Удивительно, но за тысячу лет собор практически не изменился. Снаружи. Внутри он пострадал гораздо сильнее.
По славной традиции, после революции он был закрыт, и хорошо, что не разрушен. А в 1975 году, благодаря уникальной акустике собора, было решено сделать из него концертный зал, при этом алтарную часть превратили в сцену, основной объем — в зрительный зал, а справа от сцены установили третий по величине орган в Европе.
Так что о том, что когда-то это была великолепная церковь, напоминают лишь стрельчатые окна, фрески (19 века, как я понимаю) под куполом, и почти невидимые остатки древних фресок.
Можно подняться на второй этаж — наверх ведет неприметная лестница.
В соборе до сих пор проводят органные и прочие концерты, привлекающие ценителей органной и классической музыки.
Мы же попали на репетицию одного из таких концертов. Когда мы зашли в собор, то на черном рояле, стоявшем на сцене, играл пианист. Играл хорошо. Я не являюсь поклонником классики, но музыка, звучавшая в огромном соборе, пробирала… Пианист играл для себя, и для нас. Больше никого в соборе не было. Мы не мешали ему, а он нам — в соборе царила полная гармония.
Кстати, ходят слухи, что орган из собора собираются убирать, а собору вернуть его первоначальное предназначение, и передать его церкви. Но будет это сделано или нет — непонятно.
Ну, а наши абхазские приключения подходили к концу — нам осталось доехать до границы, сдать машину, добраться до аэропорта и улететь домой. Что и было сделано.
Когда мы подъехали к границе, нас уже ждал представитель прокатной конторы, который даже и не посмотрел на сдаваемого нами мерина — то, что мы залили бензин, он поверил нам на слово, а искать новые царапины и вмятины на побитой жизнью машине было все равно бессмысленно. На таможне не возникло никаких вопросов, в том числе и к моему паспорту, весь процесс занял у нас максимум десять-пятнадцать минут. На этом для нас с Ксю закончилась очередная поездка, а для вас — очередной отчет, и спасибо всем, кто все еще меня читает…)))
Теги:
Самостоятельные путешествия, Культурно-познавательный туризм, Автопутешествия