Дворянские фамилии интересны прежде всего тем, что за их чистотой, вернее чистотой титулов очень зорко следили, чтобы исключить даже намёки неправильного толкования. Не существует даже двух, не говоря о большем количестве, одинаково звучащих фамилий дворянских родов, не связанных между собой родственными связями. Хотя, в этом случае это уже и не два рода, а один. С несколькими ветвями. Недаром же родовые связи рисовались в виде дерева. Поэтому встретив два, на первый взгляд не связанных между собой титула, можно уверенно сказать, что связь между ними есть.
Что общего между бельгийским директором компании UCB, мирового производителя лекарственных препаратов, Лоренцо Тадеушем Эсте, австрийским эрцгерцогом Францем Фердинандом д’Эсте, убийство которого в Сараево развязало Первую Мировую войну, знаменитой виллой д’Эсте в Тиволи около Рима и малознакомым городком Эсте в 30 км южнее от Падуи? Очень просто — это всё причалы на одной, извилистой и очень длинной реке-времени одного из известных, прежде всего в Италии, рода д’Эсте. Такой длинной и извилистой, что уже мало кто разглядит из городка Эсте в провинции Венето едущего в Сараево навстречу заговорщикам Франца Фердинанда д’Эсте, расстояние всего в 500 км между этими точками на карте растворяется в тумане времени.
Реку времени нельза повернуть вспять, но можно проплыть по ней, как и по каждой реке, против течения, добраться до самого истока.
Между Лоренцо Тадеушем Эсте Бельгийским и Францем Фердинандом всего один поворот реки. Первый — сын внучатого племянника австрийского императора Франца — Иосифа, второй — племянник того же императора…. За следующим поворотом встречаем другого эрцгерцога австрийского — Фердинанда, брата императора Иосифа II, в памятный день на его свадьбе в 1771 году с Марией-Беатриче, единственной дочерью Эрколе-Ринальдо, последнего герцога Эсте из итальянской линии, благодаря этому браку к титулам Габсбурга добавят и герцога д’Эсте. Для Италии этот грустные времена — навсегда исчезают итальянские Эсте, потому что Эрколе-Ринальдо не имеет наследников. Меценат, покровитель наук и искусств, благородный и довольно мягкий правитель, Эрколе-Ринальдо лишился всего во время Наполеоновского нашествия в Италию, будучи ограбленным, так и не вернув себе свои земли, он умер в Тревизо в 1803 году.
Довольно длинный участок XVIII и XVII столетий можно проплыть без остановки — герцоги д’Эсте утратили былое могущество, лишились своей столицы Феррары, благодарные могущественным соперникам хотя бы за то, что им оставили Модену и Реджо…
…А на этих берегах стоит высадиться. Здесь радостно, солнечно, богато. XVI и XV века — время расцвета дома д’Эсте. Герцогство достигло высшего экономического процветания. Герцоги покровительствовали наукам и искусствам, поддерживали блеск и пышность двора. Коллекции и богатства герцогов больше напоминали сокровищницу императоров. С ними мечтают породниться остальные знатные фамилии — Изабелла выходит замуж за Франческо Гонзага из Мантуи, Беатриче за Людовико Моро миланского, Альфонсо I женат на знаменитой Лукреции Борджиа, Эрколе II — на дочери короля Людовика XII. Вокруг людно — сплошные праздники, между гостями даже Папа. Видим много знаменитостей — Микеланджело, Тициана, Джулио Романо, Пеллегрино, Сансовино…а вот и второй кардинал из Эсте — Ипполито, это он известный строитель виллы д’Эсте в Тиволи около Рима…
…Плывём дальше. На берегу статная фигура Обиццо II, верного союзника Карла I Анжуйского в его завоеваниях. И знаменательный год 1276, когда император Священной Римской империи Рудольф I Габсбург признает его маркизом Эсте и владыкой Феррары. А также Модены и Реджо. С этих пор Феррара сделалась центром владений дома д’Эсте на три века с лишком, а Модена и Реджо почти незыблемо связывались с ней в одно княжество…
…Доплыли наконец-то до истока. Познакомимся с Альберто Аццо II, графом Луниджаны и синьором Ровиго. Он ещё пока не д’Эсте, станет им только в 1073 году, когда построит свой замок в маленькой деревне Эсте. Которая со временем выросла в город и вплоть до завоевания Феррары была резиденцией герцогов, увековечивших её название.
Путешествие во времени было коротким, не хотелось утомлять. Да и рассказ не о многочисленных представителях д’Эсте, а о месте, откуда они родом. Какой он этот город, что в нём интересного, как прожил это тысячелетие после своего рождения? Город оказался если и не многолюдным, по крайней мере и не пустым. Над всем городом, на небольшом холме Колле дель Принчипе, возвышается тот самый замок, построенный первым Эсте. Несмотря на то, что в 1338–1339 годах замок был перестроен и расширен падуанцем Каррарези, до наших дней дошли развалины. Лучше всего сохранилась центральная высокая башня.
До сих пор замок окружает величественная массивная стена длиною в километр с 12 четырехгранными башнями.
Замок состоит из двух частей: нижнего, в стенах которого сейчас организован великолепный городской парк, с разноцветными клумбами, фонтанами и тенистыми аллеями с многовековыми деревьями, и верхнего на холме, закрытого для посещения.
Среди живописных Эвганейских холмов городок под латинским названием Атеcис (впоследствие сокращённый в Эсте) был основан венетами ещё во времена Рима. После падения Римской Империи жители подверглись разрушительным нападениям варваров, городок в итоге сократился до размеров небольшой деревни.
И возродился только вокруг феодального замка владельца Аццо, а что его привлекло в эдакой глухомани, так и осталось загадкой. О античной истории рассказывает Национальный музей Атестино с одной из крупнейших в Италии коллекций доримских экспонатов.
Музей находится во дворце, который в конце шестнадцатого века построил венецианский патриций Мочениго Сироне, встроив главный фасад прямо в стены замка.
Дворцу досталось в последующие эпохи, только в двух залах сохранились прежние росписи и фрески.
В стороне от главной улицы и стен замка незаметно стоит каменный портал — вход на улицу Капуцинов. Арку построил в 1525 году известный архитектор из Вероны, Джованни Мария Фальконетто, вдохновлённый аркой Януса в Риме. Арка построена из породы осадочного происхождения, очень нежной и легко подверженной эрозии, которая со временем частично разрушила богатые ренессансные украшения. Тем не менее, видны две крылатые фигуры по сторонам входа, а вот какие статуи были установлены в нишах-раковинах, можно только гадать.
Центр социальной активности города на пьяцца Маджоре — Главной площади, архитектура которой подтверждает, что почти четыре века венецианского господства не прошли даром. На площади выделяется элегантное здание муниципалитета семнадцатого века. На южной стороне площади находится Палаццо Скалигеров, это здание четырнадцатого века самое старое.
Часовая башня датируется концом семнадцатого века и стоит на разрушенных старых городских воротах. Бронзовый колокол неизменно висит наверху с 1637 года.
Как и в любом другом итальянском городке, в Эсте не менее 10 церквей и соборов разных эпох. Остановимся на трёх, самых интересных. Самая древняя в Эсте, романская церковь XI века Сан-Мартино, сразу же привлекает внимание своей падающей кампанилой.
Насчёт известности эта колокольня, несомненно уступает пизанской, но вот величиной наклона, несомненно, может с ней поспорить.
Очень необычен по форме овальный собор Санта-Текла, построенный Антонио Гаспари на месте прежней ранне-христианской церкви, которая была разрушена землетрясением, в 1688 году.
В середине строительства работы прекратились, фасад так и остался незавершенным, а колокольня была достроена в 1740 году.
Гораздо крупнее, древнее и богаче оформлена, по сравнению с Кафедральным собором, базилика Санта-Мария делле Грацие, построенная в пятнадцатом веке.
Внутри церковь была полностью перестроена и оформлена многочисленными картинами и скульптурами в 1717 году.
Полностью базилику можно сфотографировать только из дворов, где, к сожалению, не совсем приятный передний план.
Во время правления Венеции город переживал экономический подъем и демографический бум, развитие Эсте продолжилось и после его присоединения к Королевству Италии в 1866 году. В конце XIX — начале XX века в городе было развито шелководство, производство шляп, фарфоровых и фаянсовых изделий, селитры, точильных брусков; велась оживленная торговля. И сегодня город, видно, живой, развивается… Альберто Аццо, граф Луниджаны и синьор Ровиго, был бы доволен…