Начало рассказов о Турине здесь
Турин. Плащаница и церковь Святого Лаврентия.
Каждый город начинается для путешественника с отеля. Вроде бы и проводим в нем мы совсем мало времени, так сказать «постель и завтрак», но если отель расположен в приятном и удобном месте, если кровать позволяет полностью восстановить к утру покинувшие нас накануне силы, если девушки на ресепшен нам мило улыбаются, а кофе с круассаном окончательно возвращают к активной жизни- то выбор сделан правильный! И если вам захочется остановиться в Турине- обязательно включите в рассматриваемые варианты отель «NH Torino Santo Stefano» Отель расположен на via Porta Palatino,19 — буквально в нескольких шагах от этих главных античных въездных ворот в город. А прямо за зданием напротив отеля (по правую руку) находится Кафедральный собор, а далее проходим под арочкой и оказываемся на площади Кастелло между Королевским дворцом и Палаццо Мадама.
Очень интересен атриум отеля, так сказать в поддержку башен у Палатинских ворот, лифт само собой в наличии, но раза два мы спустились по этой лестнице для впечатления. Наверху есть смотровая площадка, но она довольно обычная, а вот подземный гараж — ракушка на семь этажей для автопутешественников несомненно большой плюс.
В номере ничего лишнего- все очень просто, компактно, уютно, и — важно — удобный матрац с подушками (я привереда в этом плане, все горошина под матрацом мерещится), а здесь я высыпалась отлично.
На завтраках предусмотрено кроме стандартного меню еще три — меню для детей, меню для вегетарианцев и меню без глютена, плюс большой выбор фруктов. Так что с отелем нам повезло!
Естественно, от отеля мы первым делом пошли к Porta Palatino. Турин очень бережно относится к своему прошлому, здесь я впервые увидела, что у каждой достопримечательности установлены овальные медальоны «История Турина» с описанием истории данного места, у церквей- даже с планами постройки на 2–3 языках, очень интересная идея.
Честно говоря поначалу меня они эмоционально не впечатлили никак, может быть из-за того, что только с дороги. Хотя я и понимала, что это останки древнеримского города I века н. э. Или это в мысленном сравнении с виденными ранее развалинами римского форума так случилось… Вобщем, стала я в своих настроениях разбираться- чего мне не хватило то?
Так как это самая «старая» часть прошлого Турина, то немножечко копнем из истории. А история Турина начинается с III века до нашнй эры, когда кельтские племена, называемые тауринами, в поисках плодородных земель пришли долину рек По и Дора-Рипария и основали здесь первое поселение. Маленькое поселение назвали «Тауразия» и с Римом оно было союзником. Но во времена Пунических войн в 218 г. до н. э. Ганнибал сравнял Тауразию с землей. А географически это место было для Рима стратегически очень важным, так как находилось на границе с Галлией, и потому после победы над Карфагеном сначала Юлий Цезарь, а потом император Август основывают здесь римскую колонию, военное поселение Аугусто Тауринориум. Именно планировка древнеримского военного лагеря лежит в основе прямоугольной градостроительной структуры Турина. Так вот- Porta Palatina- это единственно сохранившееся в Турине свидетельство того времени, северные ворота городских укреплений, две большие арки посередине ворот служили для проезда телег, а две арки поменьше по краям- для прохода людей. Два яруса окон в верхней части стены являются сохранившейся частью крытых балконов, используемых для дозора. Боковые башни не выдержали испытания временем и были полностью перестроены в XIV веке. Ну, в сравнении с I веком XIV век конечно новодел, если не принимать во внимание, что сейчас XXI…
Меньше всего повезло статуям Цезаря и Августа. Этим бронзовым копиям лет неприлично мало- они «родились» в 1934 году. А потому не они здесь и главные. Нет, нельзя было мне так неуважительно отнестись к этим воротам, а так как времени у меня в Турине для осмысления окружающего было, то чуть позже я принесла Porta Palatina свои извинения за столь легкомысленную первую реакцию. «Как ты могла!»- воскликнул Цезарь, подняв вверх палец. «Она исправилась»- Август был настроен более миролюбиво.
После Палатинских ворот мы пошли к Кафедральному собору, а потом в церковь Сан-Лоренцо, и об этом я уже написала в предыдущем отзыве. Времени в них мы провели много, потому на Турин уже медленно опускался вечер. Мы вышли на одну из самых красивейших площадей города. И хотя площадей в Турине, красивейших и просторных, множество, но площадь Кастелло стал нам еще и самой родной, самой «близкой» в прямом смысле этого слова, так сказать, нашей домашней площадью. Я решила, что в моем рассказе о Кастелло мне придется немного нарушить хронологию наших действий. Каждая достопримечательность в путешествии обычно посещается один раз, но эта площадь наше связующее звено между отелем и маршрутами по Турину, а значит нам выпала счастливая возможность дважды в день фотографировать ее в разном освещении и немного с разных ракурсов. Выбирая лучшие фотографии я выдергиваю их из разных дней, нарушая «полную правдивость», но зато картинка должна получиться более объемной (я так надеюсь).
В общем, раз мы начали с первого века нашей эры, то и на площади Кастелло вспомним про него. На месте Палаццо Мадама стояли древнеримские городские ворота, останки которых до сих пор в наличии и находятся во внутреннем дворике Палаццо. В средние века (в 1276 году) на месте городских ворот стали строить крепость, причем эти ворота стали частью этой крепости, строительство велось медленно, с большими перерывами, так как никакой особой роли эта крепость не выполняла, она принадлежала младшей ветви Савойской династии. Через сто лет крепость была расширена и к ней добавили четыре угловых цилиндрических башни, и крепость стала называться замком. Но все равно герцоги Савойские бывали здесь очень редко, пока в 1563 году Эммануэль Филиберто не перенес столицу из Шамбери в Турин. Именно в этом замке тогда стала выставляться для поклонения Туринская Плащаница по праздникам. Вот так мрачновато выглядело это строение в то время (ну или почти так, включите воображение и мысленно уберите с переднего плана памятники, а с неба паутину проводов.
Городу, объявленному столицей, по статусу следовало бы иметь парадную площадь, и в 1564 году архитектор Асканио Витоцци создает проект такой площади, которая впоследствие стала «сердцем» Турина. Лирическое отступление- на первом курсе студенткам экономического факультета строительного вуза был экспериментально введен курс по истории архитектуры и мы завороженно слушали молодого и симпатичного преподавателя о правильной организации пространства на примерах великих архитекторов и смотрели диапозитивы на диапроекторе. И так увлеченно он рассказывал нам о важности грамотной планировки площадей, так живо горели его глаза при этом, что ярко и образно я помню его лекции до сих пор. К чему это я? К тому, что эта площадь для меня один из образцов великолепно выстроенного гармоничного пространства. Так вот, по проекту Витоцци на месте Епископского дворца и дворца Сан Джованни началось строительство Королевской резиденции- Палаццо Реале, а после его смерти отец и сын Кастелломонте к 1658 году завершили строительство дворца. На протяжении двухсот лет до переноса столицы объединенной Италии в Рим этот Королевский дворец являлся самой важной резиденцией Савойского дома. Фасад дворца сдержанно-строгий, светлый, симметричный и монохромный.
Вскоре (к 1680 году) была достроена церковь Святого Лаврентия по левую руку от Дворца и постепенно все более стал вырисовываться облик главной площади Турина.
Но мрачный вид средневекового замка не очень вписывался в этот ансамбль. Сначала замок избирает своей резиденцией первая «мадама»- Кристина Мария Бурбон Французская, регентша короля Карла Эммануэля II, а через 60 лет вторая «мадама» Мария-Жанна -Савоя-Немур, регентша герцога Виктора Амадея II, обе они активно перестраивают внутреннее убранство замка, который начинает именоваться теперь как Палаццо Мадама, при этом они убирают и древний подъемный мост и часть древних ворот крепости. Только в начале XVIII века талантливый архитектор Филиппо Юварра «примиряет» замок с площадью Кастелло, не нарушая при этом исторический облик здания. Он выстраивает новый парадный фасад замка, выходящий на площадь Кастелло, в стиле барокко. Вот так рождается этот шедевр- дворец с двумя фасадами, двумя лицами разных эпох.
Сразу видно, что у Палаццо Мадама со стороны площади «женское лицо», легкое, одухотворенное, нарядно украшенное баллюстрадой со скульптурами и вазонами из белого мрамора. В 1859 году, накануне второй войны за независимость, перед Палаццо Мадама был установлен памятник Посланнику Сардинской армии, а со стороны улицы По конный памятник рыцарю Италии.
Но облик площади все еще не был закончен. В начале XIX века Пеладжио Пеладжи возводит ворота, ограждающие Королевский дворец от самой площади, так что часть площади за этими воротами называется теперь Пьячетта Реале. Ворота — это граница между «добрым» и «дьявольским» Турином, а на входе стоят «стражи»- бронзовые статуи братьев близнецов диоскуров- Кастора и Поллукса, сыновей Зевса, охраняющие Королевский дворец. Близнецы различаются только звездой бессмертия над головой Поллукса. Золотая медуза на воротах- символ, защищающий от проникновения шпионов. Все непросто в этом городе, везде есть тайный смысл, символ или знак. Кстати, по легенде в подземелье палаццо Мадама герцоги Савойские с помощью алхимии делали золото…
Так же на площади находятся еще несколько палаццо, в большинстве из них сейчас расположены музеи. Это Armeria Reale (Оружейная палата), Biblioteca Reale, Teatro Regio (Королевский театр), галерея Сабауда. На одном из них памятная доска Отцу Отечества- Витторио Эммануэлю II, первому королю Объединенной Италии.
Кружу и кружу я вас по площади и никак не могу остановиться! Да и как тут остановиться! Площадь Кастелло встречала нас по утрам вместе бычками на небольшой Пьячетто Реале, мы проходили через ворота между братьями-близнецами, мимо четырех бьющих из земли фонтанов перед фасадом Мадамы, которые рассыпались жемчужными брызгами в лучах утреннего солнца, и доходили до улицы По, от которой строили дальнейшие планы на каждый день.
В первый вечер мы решили прогуляться по улице По, как сказал мой муж- а пойдем-ка погуляем по набережной сегодня, она по карте недалеко! Опрометчиво так сказал! Но сначала я затащила его «восстановить силы» в Королевское кафе. Вообще-то я не ожидала, что там будет так необычно, просто увидела надпись и поняла, что без кофе умру прям на этом месте. А может это опять рука Турина меня подтолкнула? Но если вы окажетесь на площади Кастелло ни за что не пропустите это кафе во дворе Палаццо Реале, это и кафе и музей одновременно. Интерьер роскошный, на стульях чехлы с вышитым гербом Савойского дома, чувствуешь себя в гостях у короля, а от этого кофе кажется еще вкуснее. Пока я ждала кофе муж успел сделать несколько фотографий.
Река По, к которой шла улица По, оказалась совсем не так близко. С одной стороны улицы расположен средневековый фасад Палаццо Мадама, а с другой через площадь Витторио Венетто и мост Витторио Эммануэле I Храм Великой Божьей Матери. Характерной чертой архитектуры улиц Турина являются его многокилометровые аркады, которые надежно защищают прохожих от солнца и дождя. И одним из первых этот элемент архитектуры стал использовать как раз Асканио Витоцци при проектировании площади Кастелло, такие аркады окружают ее с трех сторон. Улица По вся проходит под такими арками, более того, с левой стороны улицы они идут непрерывно даже на пересечении с перпендикулярными улицами. Создается полная иллюзия, что машины проезжают под домами. Я в этот вечер несколько раз вылетала на перекрестки не глядя на светофоры (а они там и не везде), было очень непривычно. Потому фотографии улицы похожи на фотографию одного большого и бесконечно длинного здания. Аркады улицы По выполнены по заказу короля Витторио Эммануэле, он не хотел, чтобы королевская семья могла промокнуть под дождем по пути из дворца до Храма Божьей Матери.
Бесконечные аркады с непонятно откуда выезжающими машинами и такие же бесконечные ряды книжных прилавков (у меня сложилось мнение, что Турин самый читающий город) несколько охладили наш романтический настрой на прогулку по набережной
По дороге мы завернули во дворик палаццо Аккорси с Музеем Декоративных Искусств, при этом постояли во дворике, повертели головами минут пять и опять пошагали к реке По. А во-первых, это был музей достойный посещения, позже я нашла и про Пьетро Аккорси историю и про этот музей. А во-вторых, самое нелепое, что разбирая фотографии дома мы вдруг раскрыли глаза: на фотографии дворика мы обнаружили табличку с указаталем- «точка съемки» и фотографию, какой кадр с этой точки можно снять! В шаге от нас мы этого прочитать не удосужились и упустили возможность сделать уникальную фотографию…
Наверное это единственное постигшее меня в Турине разочарование- момент, когда я увидела реку По. Первый вопрос был мужу- а где он видел, что здесь есть набережная? Второй вопрос был в никуда — это По? Я видела По на фотографиях- но они были сделаны явно не в августе очень жаркого лета. Зацветшая вода зеленела и прорастала коричневатыми водорослями, местами перемешиваясь с мусором. Картинка получалась неприглядная. Попытка сделать фотографию Гран Мадре с этого берега не удалась, так же и фотографии моста все выглядели неэстетично, все время вид реки портил кадр. Набережная Мурацци, «центр ночной жизни Турина с барами, ресторанами и дискотеками», «пристань с отплывающими корабликами по реке По» не показала нам своего личика.
Пройдя по первому каменному мосту Турина мы оказались прямо перед Gran Madre di Dio, Храмом Божьей Матери. Этот храм построен в честь возвращения короля Витторио Эммануэля I после победы над Наполеоном примерно в 1830 году архитектором Фердинандо Монсиньоре. Прообразом Храма в неоклассическом стиле послужил римский Пантеон. У подножия широкой лестницы, ведущей в Храм, стоит мраморная статуя Витторио Эммануэля I, а по краям лестницы две символические скульптурные группы Вера и Религия. Форма Храма не предполагала строительство колокольни, и потому она была построена позже и расположена несколько в стороне. Место у подножия Холма капуцинов, где построена эта церковь, по эзотерике есть место встречи черного и белого Турина, в день зимнего солнцестояния солнце падает прямо на врата этого Храма. По одной из легенд здесь спрятан Священный Грааль. Чашу Грааля, из которой пил Иисус во время Тайной Вечери, держит в руках статуя Веры, но ее взгляд устремлен на другое здание- здание Городского Дворца, и по другой легенде чаша спрятана именно там. В самом храме захоронены останки павших во время второй мировой войны. Храм выглядит величественно и немного подавляюще, ну и очередная мистика, произошедшая с нами в Турине- Турин не пустил нас внутрь этого храма. Шла служба, но во все церкви пускают во время службы, хотя надписи просят не фотографировать в это время. Здесь же (в моем переводе) я прочитала просьбу не заходить для осмотра церкви во время службы, но все же попыталась засунуть нос, тут же бабулечка в Храме показала мне рукой, чтобы я вышла.
Больше всего мне нравится фотографи Gran Madre di Dio с башни Антонеллиана. Гармонично она смотрится и внешне хороша несомненно. Но вот так- к себе не пустила…
Зато с лестниц Храма Богоматери открывался замечательный вид на улицу По, и вот он- обман перспективы при разной точке съемки. На первой фотографии мы видим бесконечные аркады улицы По и вдалеке-вдалеке на фоне гор замок Мадама, прикиньте время, которое вам потребуется, чтобы дойти до площади Кастелло!
А вот по этой фотографии складывается ощущение, что все это совсем даже недалеко, так, минут 10.
Пропустила в рассказе- перед мостом Витторио Эммануэле I находится самая большая площадь Турина- площадь Витторио Венето., в нее упирается улица По. Это, кстати, та самая площадь, на которой мы так опрометчиво ждали трамвай на автобусной остановке. Здесь уже вечер и площадь в тени, а на тот момент Венето вся была залита ярким солнцем.
Для первого дны впечатлений у нас было предостаточно, осталось найти симпатичное местечко за столиком в уличном ресторанчике для приятного туринского вечера и пройти тот же путь в обратном направлении. Не хочу мешать вам проделать этот путь без меня, просто любуясь вечерним Турином.
Туринцы очень любят посидеть вечером в кафе со своими питомцами (собаками иначе говоря) и с друзьями, так что все плотненько и даже есть в некоторых заведениях «ожидание» места за столиком.
А отель ждал нас плотно задернутыми шторами для ночи, откинутым уголочком одеяла, и маленькой шоколадкой. Каждый день.