Вряд ли при составлении марщрута на эту летнюю поездку по Италии я думала о том, какое воздействие на меня произведет Турин. В моих мыслях он являлся неким красивым связующим звеном между озером Лаго Маджоре с архипелагом Борромейских островов, поездка на которое выстраивалась аж три года, и Лигурийским побережьем Средиземного моря, поплавать в котором всегда мечтается нашими холодными зимами. Расставлять приоритеты в самом Турине нам все время что-то мешало, отвлекало, не давало сосредоточиться и мы постоянно оставляли это на потом. Никогда место, в которое мы ехали, не было настолько непроработанным «белым пятном», и только сейчас я знаю, что именно так и должно было быть. Не составила бы я в тот момент дома именно такой вариант осмотра Турина за 5 дней. Одно дело- прочитать о мистике Турина в путеводителях, другое дело- ощутить на себе удивительную магическую силу этого города. С первой минуты, как мы оказались в нем, Турин незримо взял нас за руку и стал последовательно показывать свои самые сокровенные места, вызывая сильнейшую бурю эмоций, удивляя и восхищая. Даже выбор отеля, достаточно случайный, приглянувшийся нам своим необычным архитектурным решением, оказался идеальным- в 10 шагах от Туринского Кафедрального Собора, с которого мы начали знакомство с Турином, собора, в котором хранится Святая Плащаница.
Строительство Кафедрального собора Турина началось по указанию кардинала Доменико делла Ровере и при значительной финансовой поддержке герцогов Савойских в 1491 году. Три небольшие раннехристианские церкви: базилику, посвященную San Salvatore, церковь San Giovanni Battista и церковь Santa Maria, стоящие на этом месте, решено было снести, оставив только колокольню святого Андрея. Работы по возведению храма вел архитектор Бартоломео ди Франческо, и задача у него была непростой — построить собор, отвечающий новому вкусу эпохи Возрождения. Но недаром он учился в Тоскане и Риме на примерах Брунелески и Донателло, ему удалось создать собор отличный от всего остального Турина. Фасад собора выполнен из белого мрамора и состоит из трех порталов, украшенных рельефами, средний из которых имеет треугольный фронтон, а два боковых увенчаны завитками. Мрамор для отделки собора привозили из карьеров Буссолено, его светлый оттенок совсем не смотрится монохромным, он играет разными оттенками при солнечном, вечернем или пасмурном освещении. Парадная лестница перед входом в собор была специально спроектирована таким образом, чтобы придать ему еще большее величие и поднять выше замка герцога Савойского.
На наш первый взгляд здание собора показалось очень простым и не столь величественным, как подобало бы Кафедральному собору такого уровня. Яркое дневное солнце слепило и не позволяло увидеть игру оттенков мрамора. Только возвращаясь в отель вечером я вдруг как впервые увидела его, мягкие сумерки подчеркнули оттенки камня на фасаде и пришло озарение- иногда настоящая красота кроется в самых простых решениях, так как в ней нет ничего придуманного и ничего лишнего. Проходя мимо Кафедрального собора утром и вечером я видела его постоянно немного другим, и не уставала откровенно любоваться его гармоничной лаконичностью.
Церковь выстроена в форме латинского креста, который поделен внутри помещения пилястрами на три нефа. В боковых нефах устроены капеллы попеременно полукруглых и прямоугольных форм, в которых находятся алтари. Эти алтари были переданы в дар знатным туринским семьям. Надо добавить, что Кафедральный собор посвящен небесному покровителю города Турина Пророку и Предтече Святому Иоанну Крестителю. Алтарь с изображение Джованни Баттиста работы туринского художника Рудольфо Моргари находится в одной из капелл собора.
Длина боковых нефов почти 40 метров, ширина 5,8 метра, а центральный неф шириной 9,5 метров. В отличие от многих церквей сводчатые потолки Кафедрального собора не расписаны, они полностью однотонные, светлые, и тем более выделяются на их фоне интерьеры капелл, украшенные известными художниками и скульпторами того времени.
Одной из самых известных художественных работ в Кафедральном соборе является полиптих Святых Криспино и Криспиниано работы Джованни Мартино Спанцотти. В центральной части изображена Мадонна с младенцем на троне и с ангелами, по бокам четверо святых- Криспиниано и Орсо слева, Теобальдо и Криспино справа. Сверху на миниатюрах изображены три истории, связанные с рождением Христа, внизу пять сцен Страстей Христовых, а вокруг 18 миниатюр о жизни святых Криспино и Криспиниано. Алтарь оформлен гильдией сапожников, так как эти святые считаются их покровителями. Проповедуя идеи христианства, братья шили и бесплатно раздавали обувь бедным людям. Количество обращенных в христианство людей при этом активно росло, за что братья приняли мученическую смерть, но несмотря на пытки так и не отреклись от веры.
В правом трансепте собора расположены алтарь Распятия и орган братьев Джакомо и Карло Вегеццо Босси. Деревянное распятие выполнил Франческо Борелли, а в чаше хранится таинство евхаристии (причащения), дополнительную динамику алтарю придают две мраморные скульптуры Святой Кристины и Святой Терезы по бокам. Эти скульптуры создал французский скульптор Пьер Легрос для установки перед собором Святой Кристины, но там они так и не пригодились. Зато здесь создается полное ощущение, что они выполнены именно для этого алтаря- так гармонично они вписались в общую картину.
Одним из наиболее почитаемых в Турине является образ Девы Марии Снежной. Капелла, называемая Капелла Мадонна Гранде, устроена в память примитивной базалики Санта Мария, снесенной для строительства этого Кафедрального собора. Чуть позже по бокам были добавлены статуи Святого Иоакима и Святой Анны работы Джованни Тамоне.
Есть в Кафедральном соборе алтарь Рождества Христова, капеллы Святого Секондо мученника, Святого Михаила Архангела, Святого Луки. Очень интересна капелла Блаженного Пьера Джорджио Фрассати. Пьер родился в известной туринской семье, владеющей либеральной газетой La Stampa. но всю свою жизнь посвятил благотворительности, общественной деятельности и помощи бедным. Умер он довольно молодым, его родные были удивлены количеству людей, пришедших проститься с Пьером. Всем этим людям он непосредственно когда-то помог за время своей короткой жизни и потому они стали писать прошения епископу Турина о канонизации Пьера Фрассати. В 1932 году начался процесс по экспертизе его жизни католической церковью и завершился он в 1989 году, после чего в 1990 останки Блаженного Пьера Фрассати были перезахоронены в Кафедральном соборе.
Турин в средневековье, как и почти вся Италия, был объектом завоеваний, захватов и сложных политических игр. Эммануэле Филиберто Савойский, талантливый полководец, прозванный «Железная голова», в 1559 году возвратил себе земли отца, ранее занятые французами и в 1563 году перенес столицу своих государств из Шамбери в Турин. Он начал фундаментальные реформы по преобразованию города, и сюда же собрался перевезти основную семейную реликвию- сильно поврежденную во время пожара в Шамбери Плащаницу. Специально для ее хранения в основание кафедрального собора по проекту Гуарино Гуарини встраивается Капелла уже в стиле пьемонтского барокко. Капелла соединяет Кафедральный собор с королевским дворцом. Туда и переносится Святая Плащаница. После трагического пожара 1997 года, разрушившего шедевр Гуарини, реставрация купола Капеллы все еще не закончена, потому рассказать о гениальном проекте Гуарини я могу лишь на основании описаний в интернете и нарисованного полотна, скрывающего от наших глаз реставрационные работы. В капеллу ведут две черные мраморные лестницы из боковых нефов, облицовка стен тоже из черного мрамора, чтобы, как писал Гуарини, усилить ощущение движения вверх внутри земли. Купол матовый серый, и взгляд при движении постепенно переходит от полутьмы к свету купола, полы украшены бронзовыми звездами, которые отражают свет, падающий сверху. Система арочек купола, опирающихся друг на друга, скрывает божественные символы, задумана как результат умножения на цифру три правильных геометрических фигур- круг, треугольник и звезда. Гуарини воплотил при строительстве купола идею Плащаницы как загадки освобождения, смерти и воскрешения Христа, триумфа Христа, ведущего человека к спасению души.
Все это мы увидели в соборе потом, я немного поменяла события местами, чтобы понятнее перейти к главному. Мы зашли в левую дверь Кафедрального собора, которая была обозначена стрелочкой с надписью «porta santa»- святая дверь. Звучала тихая печальная музыка, на нескольких экранах демонстрировались кадры с Плащаницей и объяснениями, собор был почти пустой, и мы как-то беспомощно стали оглядываться по сторонам, чтобы понять что и где, настолько собор внутри не походил на церковь как таковую. Понимание того, что мы идем прямо к реликвариуму с Плащаницей, пришло внезапно.
… «И, взяв тело, Иосиф обвил его чистою плащаницею и положил его в новом своем гробе»…
Точной документации по историческим перемещениям Туринской Плащаницы до второй половины XIV века нет, есть только серьезные гипотезы на основании археологических и научных исследований, которые позволяют предположить таковое. Известны сведения о нахождении ее в Константинополе в 944 году, известно, что оттуда она была похищена при разграблении города в 1204 году. Далее неожиданно в 1353 году некий Готфрид де Шарни заявляет, что Плащаница находится в его владении в местечке Лирей во Франции. Наследница Готфрида Маргарита де Шарни в 1453 году по одной из версий передает Плащаницу в дар герцогу Людовику Второму Савойскому, который перевозит ее в Шамбери, по второй версии Маргарита просто продала ее герцогу, но савойская династия всегда умалчивала этот факт, чтобы не оскорблять чувства верующих. Лишь в 1506 году папа Юлий II дает разрешение на общественное поклонение Плащанице. Вспыхнувший в часовне Шамбери пожар в 1532 году очень повредил полотно, капли расплавленного металла от крышки ящика, в котором оно хранилось, прожгли все слои сложенной Плащаницы. Монахини ордена Клариссы починили сгоревшие части, нашив на них треугольные заплатки. Карло Борромео в 1578 году в связи с окончанием эпидемии чумы дал обет совершить паломничество из Милана к Плащанице, и чтобы сократить этот путь, Эммануэле Филиберто перевез реликвию в Турин в часовню церкви Святого Лаврентия, а после окончания строительства Капеллы в Кафедральном соборе Плащаница была перенесена туда. Плащаница никогда более не покидала Турин. С 1983 года по завещанию Умберто II Савойского Плащаница перешла в собственность Главы католической церкви Папы Римского, но с условием, что она навсегда останется в Турине. В 1898 году адвокат Секондо Пия получил разрешение сфотографировать святое Полотно, который соорудил для этого фотоаппарат большого размера. Неожиданно на негативе фотографии проявилось позитивное изображение фигуры мужчины и его спокойного и величественного лица. Эта фотография позволила исследовать с медицинской точки зрениятравматические аспекты распятого человека, полностью совпадающие с рассказом Евангелий. В 1978 году исследования группы ученых подтвердила, что фигура человека не нарисована, речь идет о поверхностном окислении целлюлозы, содержащейся в волокнах льна, труп был завернут в это Полотно и он оставил оттиск, необъяснимый на сегодняшний день. Интенсивность оттиска уменьшается пропорционально расстоянию Полотна от тела. Это подтвердило трехмерный характер оттиска и это очень важно. Пятна крови соответствуют человеческой венозной и артериальной крови IV группы до и после смерти. Тело, завернутое в Плащаницу не подвергалось гниению. Анализ видов пыльцы на ней подтверждает прохождение Полотна через палестинские и средневосточные зоны. Самый главный вывод состоит в том, что Полотно не может быть поддельным: следы протыкания рук не расположены вблизи ладони, как на иконографии, а находятся вблизи запястья, единственное место, способное выдержать вес тела; на руке видно только четыре пальца, так как большой палец резко сгибается при протыкании запястья; кровь, вытекшая из грудной клетки совершенно точно вытекла оттуда после смерти распятого. Исследования по установлению ее подлинности продолжаются. В 2002 году Плащаницу отремонтировали, сняв треугольные заплатки и заменив подкладку, кроме того ее стали хранить полностью развернутой, так как полотно уже ветхое и истиралось на местах сгибов. Она закрыта от глаз в ящике на алюминиевой подставке под газом аргоном, длина ящика 4,64 м, ширина 1,38 м, высота 2,82 м. Перед реликварием с Плащаницей в соборе запрещено разговаривать, только созерцать и молиться, молитвы на разных языках разложены тут же. Про потрясение, которое я испытала, стоя перед этим стеклом, я писала, но повторюсь еще раз. Это произошло неподконтрольно моему сознанию, мощная энергетическая волна буквально захлестнула меня, ноги дрожали и подкашивались, мне хотелось закричать в голос, рыдания пытались вырваться наружу и все это меня напугало своей неожиданностью. Я отошла к скамеечке и присела, пытаясь взять себя в руки и мне потребовалось некоторое время для этого. Мистикой является не только это, а еще и то, что при подготовке этого рассказа я неожиданно наткнулась на публикацию интервью с Зоей Суровцевой «Лик Твой, Господи, ищу я», в котором она рассказывает, что многие люди, подходя близко к стеклу, за которым находится Плащаница, испытывают на себе воздействие сильнейшей энергетики.
Большая картина над главными воротами кафедрального собора была пожертвована в 1835 году королем Карлом Альбертом. Это одна из самых значимых копий «тайной вечери» Леонардо да Винчи, выполненной художником Francesco Gagna
Вышли мы из собора тихими и молчаливыми, осознавая, что мы неожиданно прикоснулись к чему-то очень значимому и сверхъестественному. Оглянемся и еще раз посмотрим на Кафедральный собор. Есть у него и еще одна загадка. Присмотритесь внимательно- на фасаде с боковой стороны видно изображение меридиана и знаков зодиака, рассмотреть которые можно лишь при определенном угле падения света. Языческие знаки на стене Кафедрального собора!
Герцоги Савойские вложили очень много финансовых средств в формирование внешнего облика Турина. По их приглашению в XVII -XVIII веке в Турине работали многие талантливейшие архитекторы, в то числе и Гуарино Гуарини, обладающий нестандартным мышлением и незаурядной фантазией. Именно пьемонтское барокко того века сейчас является визитной карточкой города Турина. Купол Гуарини над Кафедральным собором посмотреть и оценить оказалось пока невозможно (но я очень-очень хочу приехать в Турин после окончания реставрации), но сразу после Кафедрального собора «рука Турина» привела нас к церкви Сан-Лоренцо. На огромной площади Кастелло, куда выходит и Королевский дворец и Палаццо Мадама наш взгляд зацепился за это небольшое и не очень-то выделяющееся среди остальных «монстров» здание.
Как я уже писала, Филиберто Эммануэле Савойский вернул себе земли Турина в 1562 году после победы над французами при Сен-Кантене и подписания Като-Камбрезийского мира. Накануне сражения он дал обет в случае победы построить храм, посвященный Святому Лаврентию, так как это сражение состоялось как раз в день этого святого. Но строить новую церковь на тот момент возможности у Филиберто не было, потому он отреставрировал маленькую герцогскую капеллу Санта Марии Снежной и освятил ее в честь Святого Лаврентия. Именно в эту церковь сначала герцог Савойский перевез Плащаницу и Святой Карло Борромео отслужил торжественное богослужение в церкви Сан-Лоренцо по этому поводу. Существующий облик церковь приобрела только в следующем веке, в 1666 году Гуарино Гуарини приступил к ее строительству, а в 1680 сам отслужил Мессу по поводу освящения церкви в присутствии Савойского двора. Очень необычно то, что церковь не имеет фасада, она ничем не выделяется среди других зданий и вход в нее скрывается за самой обычной дверью. Есть две версии такого архитектурного решения-либо Гуарини не хватило средств на завершение проекта, либо таким образом он решил не нарушать симметрию площади Кастелло.
Удивительно, что при этом купол церкви совсем не смотрится чужеродным элементом. Считается, что его конструктивное решение является принципиально новым этапом в развитии архитектуры. Нижняя часть купола состоит из восьми вогнутых граней с прорезанными в них овальными окнами, второй ярус купола образует пирамиду арок с круглыми окнами, третий ярус опять восьмигранный, но окна в нем уже прямоугольные и завершает все это купол-фонарь.
Сразу при входе в церковь мы оказались в капелле Скорбящей Богоматери. Эта капелла находится как раз в помещении бывшей часовни герцогов Савойских, по правую руку святая лестница ведет к деревянной резной скульптуре «Оплакивание Христа Богоматерью», автор Джованни Тамоне. По центральной части лестницы можно подниматься только на коленях, верующие, которые пройдут эти 12 ступеней на коленях, читая молитву, получают отпущение грехов. Под скульптурой копия Плащаницы, а по бокам фотографическое изображение частей Плащаницы в негативе, на котором четко виден лик. К сожалению, вместе с лестницей кадр у нас не сложился, да и про то, что надо подниматься на коленях по лестнице я тоже прочитала потом. Отсутствие информации на русском языке повсеместно печалило.
Второй необычный прием, который Гуарино Гуарини использовал при проектировании и строительстве этой церкви, это отказ от традиционного латинского креста в плане церкви. Вместо этого план церкви представляет собой восьмигранник, заключенный в прямоугольное пространство, внутренние стены попеременно то выпуклые, то вогнутые и таким образом усложняют пространство. Пресвитерий же имеет форму эллипса.
Число восемь постоянно присутствует в архитектуре церкви. Купол представляет собой конструкцию из перекрещивающихся арок, образующих звезду с восемью лепестками.
Кружевное переплетение арок и чередование овальных и круглых окон с льющимся из них светом создает ощущение, что купол парит в воздухе. Исследователи творчества Гуарино Гуарини назвали архитектурное решение купола церкви Сан-Лоренцо «великим образцом галлюцинаторной инженерии»
Гуарини постоянно играет с вогнутыми и выпуклыми линиями, придавая таким образом пространству динамику движения, пульсацию.
Внутреннее пространство церкви небольшое, но это не помешало Гуарини максимально использовать и этот момент для «ошеломления» любого входяшего в храм человека, показать чудо божественной логики своими художественными и техническими приемами. Игра попеременно вогнутых и выпуклых линий, богато украшенные разноцветным мрамором восемь алтарей, сверкающие позолотой деревянные и бронзовые элементы отделки, христианская символика, свет, проникающий только сверху и лишенный дополнительного освещения нижний уровень помещения- все это по замыслу Гуарини должно рождать изумление, религиозные переживания и веру в сверхъестественное, божественное. При этом нижний уровень церкви полностью находится в полумраке, совершенно естесственно, что человек невольно поднимает голову вверх, к свету. Эти свои ощущения я прекрасно помню- я зашла в церковь, прошла несколько шагов и подняла глаза вверх инстинктивно, свет магически притягивал взгляд, находясь почти в центре округлого пространства церкви я начала поворачиваться, рассматривая и купол и стены, а внутри появилось ощущение кружения, движения помещения вокруг меня. И это было завораживающе. В тот момент в церкви проходила экскурсия для англоязычной группы, они все так же зачарованно переводили взгляд за указкой экскурсовода, мне было очень жаль, что я ничего не понимаю, но я по интонациям пыталась хоть чуть-чуть уловить смысл рассказа. На фотографиях мне кажется передалось это чувство вращения пространства вокруг нас, круговой динамики. Над входом в церковь (за спиной получается) в позолоченной резной оправе орган, сам орган уже современный, 1917 года, а корпус XVIII века, на нем фигуры ангелов с музыкальными инструментами и надпись- «Хвалите Господа на струнах и органе»
Еще один прием, который именно Гуарино Гуарини впервые применил при проектировании главного алтаря этой церкви, а потом его стали использовать и другие архитекторы, это разделение непосредственно алтарного полотна и престола. Алтарную картину, изображающую Святого Лаврентия, выполнил художник Антонио Франческини, а украшения самого алтаря витыми колоннами, инкрустированными мраморными панелями, дарохранительница из мрамора и позолоченной бронзы с вкраплениями драгоценных камней еще раз подчеркивает неиссякаемую фантазию Гуарини. Барельеф Тантардини, изображающий момент клятвы герцога Савойского в битве при Сен-Кантене в день Святого Лаврентия, расположен под алтарным полотном.
Алтарь венчает герб дома Савойских и изображение всевидящего Божьего глаза внутри треугольника как символа Троицы, а прямо над алтарем есть еще один небольшой купол, из которого льется свет, опять же символ, символ Божьего света.
Над престолом находится другой купол, переплетение конструктивных ребер которого образуют шестиконечную звезду, этот любимый знак Гуарини, постоянно им используемый, и он говорит о том, что Бог создал человека на шестой день. На куполе так же изображение Святого Лаврентия в окружении ангелов, а на парусах ниже четыре добродетели (на фотографии есть только две) Благоразумие с зеркалом, Справедливость с весами, Мужество с жезлом и Умеренность, переливающая воду из одного кувшина в другой. Света от этого купола не так много и атмосфера получается таинственной, я не стала вытягивать фотографию сознательно, чтобы передать это настроение.
Тут в общем-то самое время рассказать немного о личности Гуарино Гуарини, ведь он был не только гениальным архитектором, но и священником из ордена театинцев, автором трактатов по математике и философии, экспериментатором и мистиком. Более того, есть мнение, что он был так же членом ордена масонов, так как в его архитектуре спрятано много и сакральных и масонских символов. Например форма церкви в форме восьмигранника- а число 8 в религии есть символ Воскресения Христа, символ обновления, бесконечный день начала вечности. Форма куполов в виде шестиконечных звезд- символ сотворения Богом человека. в самой высокой точке фонаря Гуарини изобразил голубя, как символ Святого Духа. Всевидящий Божий глаз так же можно трактовать как масонский знак. Ну и самое интересное в его архитектуре- антропоморфность, повторение в элементах архитектуры форм человеческого тела. Внимательно вглядитесь в фотографию купола, и вы увидите гигантское лицо, наблюдающее за вами сверху, как образ дьявола, постоянно преследующего людей.
По сторонам восьмигранника кроме главного алтаря расположены еще шесть капелл, по правую руку капелла Распятия, капелла Святого Каетана Тиенского и капелла Непорочного Зачатия, по левую руку капелла Рождества, капелла Благовещения и капелла Душ в чистилище. Не все капеллы удачно получились на фотографиях, потому капеллу Распятия я показать не могу, хотя ее видно на предыдущей фотографии прямо под «дьявольским ликом», но она слишком в тени, к сожалению. Капелла выполнена по проекту Гуарини, а алтарная картина художником иезуитом Андреа Поццо. Следующая капелла посвящена святому Каетану Тиенскому, и создана она позже, в середине XVIII века архитектором Бенедетто Альфьери. Каетан Тиенский был родом из города Виченцо и является одним из основателей ордена театинцев, а ведь первоначально эта церковь и строилась для этого ордена.
Следующая капелла посвящена Богородице, и это капелла Непорочного зачатия по проекту Гуарино Гуарини и по просьбе и поддержке принцессы Луизы Кристины Савойской. На алтарной картине кисти Доменико Муратори изображена Дева Мария в окружении членов Савойского дома, которые были причислены к лику блаженных. В этой капелле есть еще один секрет Гуарини- в куполе капеллы имеется отверстие и когда в него проникает солнечный луч, то он освешает внутреннюю фреску с образом Бога Отца, благославляющего мир. Это можно наблюдать только в период осеннего и весеннего равноденствия несколько минут около полудня. А ранним утром в этот же период аналогичную картину можно наблюдать над капеллами Распятия и Рождества. Я не представляю, каким образом в XVII веке Гуарини смог сделать такие расчеты, это просто фантастика.
Капелла Рождества выполнена другом Гуарини Антонио Беттини и здесь очень интересно оформлена передняя панель под алтарным полотном, не очень понятно это на фотографии, но там есть чеканная панель с изображением сцены смерти святого Иосифа в присутствии Марии и Христа. Над алтарным полотном, созданным позже художником Пьетро Дюфура, расположена скульптура Вознесения Богоматери.
Следующая капелла Благовещения опять по проекту Гуарини, она расположена под полукруглым окном и куполом, потому находится в лучах света. Мраморная скульптурная группа Девы Марии и Архангела Гавриила выполнена скульптором Джузеппе Мария Карлоне
Привлекает внимание и эта кафедра проповедника, вырезанная из целого куска орехового дерева, барельефы на ней посвящены евхаристическому чуду. Изначально кафедра была предназначена для другой церкви, построенной на месте произошедшего чуда, но не прошла в дверь, а так как ее нельзя было разделить, то в XVIII веке кафедра была подарена церкви Сан-Лоренцо. Следующая капелла Душ в чистилище так же не в лучшем виде на фотографиях наших, не будем портить впечатление от церкви, тем более, что первоначальное алтарное полотно отсюда перенесено в церковь Святой Кристины, а настоящее появилось в конце XVIII века.
Как к родному кинулась я к этой скульптуре Святого Карла Борромео после Стрезы. Турин чтит его пямять, ибо пешком пришел он из Милана в Турин в 1578 году, чтобы поклониться Плащанице и поблагодарить Бога за окончание чумы.
Это невероятная церковь, вслед за Кафедральным собором она глубоко проникла в мое сердце и осталась в нем навсегда. Но в первый день столько душевных волнений- это уже максимум. Давайте вернемся к светской жизни, но напоследок окинем взглядом площадь Кастелло, с которой мы видим два купола Гуарино Гуарини, не слишком выделяющиеся на первый взгляд, но мы то теперь знаем, что они скрывают.