В наш век глобальной торговли и глобальной культуры День святого Валентина уже давно стал коммерческим мероприятием. И уже не каждый поинтересуется, что же стоит за этим днём, 14 февраля. Да и многое покрыто туманом за дальностью лет. Предположительно, праздник назван по имени одного из двух раннехристианских святых с именем Валентин — Валентин Интерамнский и Валентин Римский. Но больше исследователи склоняются к Римскому. Но сам праздник — не тема этого рассказа. Интересно другое — а где хранятся святые останки? А здесь Валентин отличился. Нет, пожалуй, другого такого святого, о местонахождении мощей которого спорили между собой столько мест на Земле.
Украшенный венком череп святого давно находится в римской базилике Санта-Мария-ин-Космедин. Но на обладание мощами уже давно претендуют собор Рокмора во Франции, собор святого Стефана в Вене, базилика в Бальцане на Мальте, церковь Петра и Павла в Праге, храм в польском Хелмно….И это не полный список! Сам папа Григорий XVI поучаствовал в этом непорядке, когда передал кармелитской церкви в Дублине останки, извлечённые в 1836 году из катакомб Ипполита на Тибуртинской дороге, которые он признал мощами святого Валентина.
И даже в самой Италии не хотят признавать главенство Рима, многие считают, что святой покровитель всех влюблённых покоится в базилике Святого Валентина в Терни. Но с этим в свою очередь не согласны жители провинции Венето.
Валентинские сепаратисты уверены, что мощи Святого Валентина, которые привезли из Рима вместе с другими реликвиями в 1651 году, находятся здесь, в капелле Сан-Джорджо в уютном маленьком городке Монселиче в 30 км южнее Падуи.
Абсолютно пустынная дорога к часовне в этом полусонном городке преображается 14 февраля, когда вверх по склону изгибается живая змея из влюбленных пар, приехавших получить обязательное благословление.
Интересно, что капелла Сан-Джорджо была построена в 1592 году по проекту Скамоцци в качестве семейной церкви для знатной венецианской семьи Дуодо рядом с их резиденцией, небольшим дворцом с садами, который так и называется — Вилла Дуодо. Напротив капеллы Сан-Джорджо соорудили парадную лестницу, которую обрамляют 4 скульптуры, олицетворяющие времена года
Через 10 лет Пьетро Дуодо решил прославиться, построив уникальный религиозный мини-комплекс, состоящий из семи церквей, посещение которых приравнивалось бы Святым Престолом к паломничеству в семь папских базилик в Риме — своеобразный «Святой город в миниатюре».
Как известно, семь паломнических церквей Рима включают в себя четыре великих папских базилики (Собор Святого Петра, церковь Святого Павла за стенами, базилику Святого Иоанна, базилику Санта-Мария—Маджоре) и три малых (Святого Лаврентия за стенами, Святого Креста в Иерусалиме и Пресвятой Богородицы Божественной Любви). Маршрут почитается паломниками, прочитав определённое количество молитв, можно получить полное отпущение грехов.
Дуодо стал целью насмешек соседей, а зря — идея неожиданно получила поддержку Ватикана, в 1605 году папа Павел V разрешил строительство и даже дал право выдавать индульгенции паломникам, прошедшими по Пути Семи церквей, на территории Италии вне Рима случай беспрецедентный.
Вообще-то, неплохая идея для бизнеса. Вместо того, чтобы бегать по всему огромному Риму, паломнику предлагалась альтернатива в течение часа пройти через все святыни, успев и помолиться, и получить индульгенцию. Правда, нигде не нашёл, из чего состоял коммерческий интерес Пьетро Дуодо, но ведь не из заботы о состоянии ног и коленей потенциальных паломников… В течение следущих 10 лет вдоль дороги, ведущей вверх по склону к Вилле Дуодо возникли 6 небольших часовен в едином стиле.
Внутри часовен находятся картины в нишах алтарей, работы Якопо Пальма Джоване, посвящённые различным святым. А седьмым храмом, в качестве Собора Святого Петра, и стала капелла Сан-Джорджо.
Дорога Семи Церквей начинается от «Львиных ворот», с которых грозные цари зверей осматривают приходящих грешников.
За этими воротами находятся вторые — так называемые Римские, построенные в 1651 году в качестве своеобразной «Святой двери».
Одновременно в 1651 году из Ватикана привезли мощи 25 христианских мучеников и другие реликвии, которые разместили в капелле Сан-Джорджо. Название города Монселиче происходит от Mons Silicis, что означает «гора из кремня». Город, основанный лангобардами в VI веке, в XI веке стал городом-крепостью, союзником феррарских герцогов д’Эсте.
Но независимость удержать не смог, в 1338 году был завоёван падуанским герцогом Каррара, от которого перешёл под власть Венеции. Город постоянно экономически рос, находясь на торговых путях, пока не достиг своего апогея в 1700-х годах.
Реки в Монселиче нет, а мосты перекинуты через канал Бисатто, который соединяет реку Баккильоне и озеро Фимон
Вместе с городом в течение веков рос и комплекс зданий, называемый Замок Чини. Основали замок в 11-м веке, пятьсот лет замок улучшался и перестраивался, постепенно превращаясь из военной крепости в поместье для знати. Каждый из владельцев старательно вносил что-то свое в архитектуру и назначение сооружения.
Сначала здесь был просто большой дом в романском стиле. Князь Эццелино III да Романо возвел вокруг дома средневековую крепость.
Во времена Венецианской республики семьей Марчелло были внесены венецианские нотки, все здания были соединены в одно целое, внутри был сделан венецианский сад с колодцем, библиотека и семейная капелла.
Следущее по возрасту гражданское строение в Монселиче — Гражданская башня, или башня с часами на площади Мадзини.
Была построена в 1244 году как часть городских укреплений, после ликвидации которых в XVI веке была переоборудована в колокольню с часами для нужд городских властей — показывать время и звонить при эпидемии или пожаре. А на горе над площадью — остатки центральной башни укреплений.
Хотя впервые церковь Сан-Мартино упоминается в 970 году, когда она принадлежала местному монастырю, сейчас это уже совсем другое здание. В XVI-м веке церковь была расширена, а в середине XVIII-го века полностью перестроена
Зато базилика Санта-Джустина — хорошо сохранившаяся романская церковь 1256 года. Над входом под защитным портиком пятнадцатого века сохранились барельеф и фреска средневекового периода. Внутри базилика, считается, выглядит так, как церкви романского периода в раннем средневековье. Здесь нет картины, фрески, реликвии моложе XV века, алтарь того же периода.
Вилла Нани Мочениго была построена в шестнадцатом веке. Верхняя часть массивной каменной ограды украшена фигурами гномов.
Не сразу поверишь, что фигуры — не простое украшение, а изображения владельцев виллы. Семья Нани Мочениго — карлики. Или гномы, кому как приятнее. Несмотря на эту особенность, Мочениго играли большую роль в политической жизни Венецианской республики.
Вилла и сейчас частная собственность, можно только заглянуть через высокие ворота в сад виллы, где видна великолепная мраморная лестница, поднимающаяся на самый верх холма.
Не люблю я новострои. Если речь идёт о религиозных сооружениях. Не верю, что может на верующих оказывать это здание, торчащее над Монселиче и больше всего похожее на элеватор, такое же впечатление, как искуссно отделанные грандиозные готические или барочные соборы.
Новый кафедральный собор, архитектора не знаю, да и не хочется искать, был открыт в 1957 году. Внутри идеально подходит для проведения дискотек.
Что красиво — так это площадь перед Кафедральным собором с высокими ступенями ко входу.
И ухоженный парк, разбитый на противоположной стороне улицы.
Монселиче не избалован вниманием туристов. В начале сентября на улицах города мы были чуть ли не единственными туристами. Да и на Пути Семи Церквей встретилось две-три пары. Идея с многочисленными паломниками как внезапно началась, так и внезапно, и достаточно давно, закончилась. Хотя разрешения действуют и сейчас, все часовни открыты, и можно поклониться мощам всех 25 святых. И сейчас Путь интересен разве что как пример небольшого, но очень амбициозного проекта. Чтобы тщательно ознакомиться с городком нужно всего 3–4 часа, Монселиче удобно посетить из Падуи, если выкроить на поездку несколько часиков.