Можно разве устать от самого совершенства, от роскоши и изящных линий, от обилия золота и бесподобных фресок позднего барокко? А вот можно. Глаза тоже требуют перемен. Насытившись архитектурой Санкт-Пёлтена и Мелька, спешим дальше по долине Дуная, в Кремс. В средневековый Кремс-на-Дунае с его косыми древними домиками с кривыми окнами и крышами, с остроконечными башенками и узкими улицами. Да и новые (относительно) улицы в центре остановили своё развитие в эпоху ренессанса, заставляя современных архитекторов соблюдать правила гладких стен и незатейливых деталей.
Кремс возник на берегу одноименной реки в том месте, где она впадает в Дунай, в X веке.
В 995 году назывался императорской крепостью, а в XII веке при Бабенбергах Кремс получил права города. Он всегда был чем-то особым, не похожим на другие города в округе. Именно в Кремсе отчеканили первую австрийскую полновесную валюту — «кремские пфеннинги». Окруженный террасами и виноградниками, быстро прославился своим вином. В эпоху Возрождения умиротворенная атмосфера и красивые пейзажи манили художников и поэтов, постепенно превратив город в подобие немецкого Веймара.
Таким он остался и сейчас, в XXI веке, культурным и экономическим центром, известным университетским городом.
Ещё несколько столетий назад Кремс начал фактически сливаться с соседними деревнями — Штайном и Ундом. Жители любят поиграть словами. Например говорят — Krems Und Stein sind drei Stadte — «Ликер и глиняная кружка — а городов три!»
Унд мы сразу вычеркнули из списка — ну кто захочет посетить город «И» ? хватит — уже пожили в своё время в городе «№ ». Город «Камень» уже как бы посолиднее, но всё же далековато от основного Кремса — пару км пёхать, так что — ориентация на Кремс, к тому же именно он центр виноделия, что придаёт дополнительный стимул.
А еще жители остальных городов в долине Дуная называют Кремс городом подкаблучников. Так уж получилось, что женщины здесь с незапамятных времён входили в органы управления, решали когда проводить ярмарки, и даже боролись за город, когда наступали шведы. Пока мужчины бегали за кем-то или за чем-то…художники все и поэты всё же. И потом просили прощения у своей жены, вот как на этом памятнике.
Символ города — эти бывшие крепостные ворота.
Это всё, что осталось от городских укреплений, которые были живы-здоровы ещё в XIX веке, но к началу XX века их снесли за ненадобностью. Название Штайнер-Тор говорит за себя — ворота в сторону Штайна. Построили их в 1480 году, а в 1756 году во времена Марии — Терезии на ворота надстроили высокую башню.
Начиная от Штайнер-Тор через весь старый центр Кремса проходит пешеходная улица Ландштрассе, мы сюда ещё вернёмся.
А пока свернём налево в гору мимо красочных бюргерских домов XVI–XVIII века.
В 1236 эрцгерцог Леопольд VI разрешил доминиканцам поселиться в Кремсе и построить монастырь. Уже в 1240 году строительство развернулось вовсю, и к 1265 году монастырь был полностью готов. Это был довольно большой по тем временам комплекс зданий, городские власти даже стали использовать самое большое помещения для собраний представителей города и провинции.
Монахи в аббатстве счастливо жили долгие годы, пока чем-то не разозлили Иосифа II, который их выселил, и в 1786 году продал здания в частные руки. Здесь были и склады с товарными лавками, и завод, позднее — театр, кино и пожарное депо. Уже в XXI веке здания бывшего монастыря доминиканцев были отремонтированы и переданы музею современного искусства и музею города Кремс
История приходской церкви Святого Вита началась в эпоху императора Генриха II, который выделил средства для её постройки. В 1178 церковьбыла полностью готова и без особых потрясений простояла более 400 лет. К концу XVI века по причине плохого состояния готическую церковь снесли, от прежней постройки сохранилась только нижняя часть башни.
Новая церковь была построена по проекту архитектора из Милана Киприано Бьячино в 1616–1630 годах.
Здание интересно тем, что считается самой первой церковью в стиле барокко в Австрии.
На самом деле это позднее Возрождение с элементами начинающегося барокко. Снаружи почти незаметно. Другое дело интерьер, который в основном XVIII века, это чистое барокко, хотя и скромное.
Над интерьерами трудились «Два Шмидта» — росписи Мартина Иоганна Шмидта, или «Кремского Шмидта»,
а главный алтарь — Иоганна Георга Шмидта, или «Венского Шмидта»,
интересно, что родственниками они не были. Скромно притаился в отдельной часовне алтарь из черного мрамора. На самом деле он очень древний, перенесён из закрытого монастыря капуцинов, а маленькая фигурка Марии на нём — реликвия 1420 года.
Напротив церкви Святого Вита устремилась в небо готическая колокольня самой старой церкви Кремса — Пиаристенкирхе.
Напротив — не значит на одном уровне, на высокую гору к Пиаристенкирхе ведёт старая лестница, которая имеет название. То есть эта лестница существует на правах короткой улицы, или переулка. В левой стене даже пара входов в жилища.
Предшественницей храму была церковь Святого Стефана, построенная в 1014 году, и перестроенная в готическом стиле в 1284 году. В 1457 году решено было расширить и перестроить церковь в позднеготическом стиле, работы завершились к 1477 году. Хотя не полностью. На двух порталах церкви стоят даты 1514 и 1515.
В начале XVII века церковь передали иезуитам, которые по соседству построили большой монастырь.
С тех пор изменился только интерьер, где появились барочные алтарь и отделка, росписи Мартина Иоганна Шмидта.
В фасаде церкви устроены ниши, где в готические времена поместили на фоне фресок скульптуры на библейские темы.
От Пиаристенкирхе начинается средневековый, хорошо сохранившийся, квартал.
Здесь, вокруг рыночной площади, жил цвет кремского общества — богатые торговцы, виноделы, есть дома судьи и бургомистра. В центре площади старинный фонтан,
за которым видна главная достопримечательность средневековой светской архитектуры — дворец Гоццобург, построенный в XIII веке в раннеготическом стиле.
В 1320 году владельцами дворца стали сами Габсбурги. В 1477 во время осады города венгерскими войсками дворец был повреждён и после войны восстановлен. После этой реконструкции Гоццобург получил черты итальянского палаццо.
От площади разбегаются узкие улочки, некоторые полметра шириной
История городской ратуши началась в середине XV века, когда жительница Кремса Маргарет фон Дахсберг пожертвовала несколько своих домов городским властям. Ещё пример активности женского населения Кремса. Но строительство ратуши в ренессансном стиле закончилось только через 100 лет. И с тех пор она украшает центральную улицу города.
Мы вновь вышли на пешеходную улицу Ландштрассе, вдоль которой стоят подлинные средневековые, ренессансные и барочные дома, которые сохранились в первозданном виде. Большая часть этих зданий сегодня занята магазинами, ресторанами, а сама улица — центр социальной жизни Кремса.
По этой улице прогуляемся до конца, свернув разве что для того, чтобы посмотреть так называемую «Тройную колонну», которую возвели в 1738 году. На самом верху авторы изобразили Святую Троицу, в центре Марию, на постаменте разместили фигуры святых — Святого Вита, Яна Непомуцкого, Карла Борромео
И снова по Ландштрассе мы вышли к средневековым городским воротам Штайнер-Тор — прогулка по старому Кремсу закончилась.