Мельк — цель практически каждого туриста, знакомящегося с Австрией вокруг Вены. Обязательный пункт маршрутов экскурсионных туров, ТОПовый обьект всех известных путеводителей заставляет сюда приехать индивидуалов. Когда говорят «Мельк», имеют как правило ввиду аббатство Мельк, которое и принесло славу городу.
Но ведь название монастырь получил по названию городка, над которым расположен на живописной скале.
Не знаю, хватает ли времени всем организованным туристам на посещение этого небольшого провинциального городка, но индивидуальные туристы спуститься на его улочки уж точно не забывают. Оживление на улицах столичное.
Расположение аббатства на гранитной скале, возвышающейся над городом и над рекой, наводит на мысль, что на этом месте должен был бы быть замок, уж очень диспозиция идеальна. И ведь так оно и есть — замок был. Построил его маркграф Леопольд I в. 976 году, сделав Мельк своей резиденцией. Более 100 лет его наследники украшали и расширяли замок, собрав много сокровищ, а в 1089 набожный маркграф Леопольд II передал замок монахам-бенедиктинцам. Хотя по договорённости династия Бабенбергов могла в любое время, в случае необходимости, использовать крепость-монастырь как опорный пункт, а также монахи должны были заботиться о родовой усыпальнице княжеского рода. Владельцы замка собрали огромную коллекцию манускриптов, произведений искусства и церковных ценностей, которая составила основу будущей библиотеки и сокровищницы монастыря. От замка сохранилась только одна башня, которая примыкает к фасаду здания монастыря в Привратном дворе.
Бывшие крепостные ворота были в 1718 году переделаны в портал монастыря, ведущий в Привратный двор.
Портал со статуями св. Леопольда и св. Коломана с двух сторон окружен бастионными укреплениями, а въездные ворота увенчаны звездой.
В 1297 году сильный пожар полностью уничтожил почти все постройки монастыря. Недосчитались и большей части хранившихся там старинных рукописей. Хотя решение отстроить заново этот важнейший монастырь было принято на папском уровне, начало реконструкции постоянно откладывалось. То неурожаи, то чума, то войны с Турцией, а то и сами святые братцы переругаются, как во время церковного раскола 1378–1417 годов. В середине XVI века даже думали закрыть полностью бенедиктинский монастырь, по причине того, что в его помещениях с трудом нашли 9 монахов.
Пересилило всё же мнение монастырь возродить, и с этой целью в Мельк в 1566 году прислали нового аббата Урбана Пентаза. Урбан оказался неплохим менеджером, расплатился с долгами, подлатал кое-какие здания, увеличил численность персонала и вновь записал обьект в список важных мест региона. Но всё же средств не хватало, и ещё почти 140 лет сам монастырь оставался невзрачным, со следами старой разрухи. Генеральная перестройка всего монастыря началась в 1702 году, и в 1746 году он предстал во всём своём сегодняшнем великолепии.
Главным архитектором назначили известного Якоба Прандтауэра, проектировать интерьеры поручили Антонио Бедуцци, сей итальянец уже достаточно зарекомендовал себя в Вене, где оформлял театры и богатые особняки. В 1738 году, правда, сгорели практически все крыши, а также ряд помещений монастыря, но бедствие не помешало к 1746 году закончить полностью реконструкцию.
Спокойное течение дальнейшей монастырской жизни на протяжении последних трёх столетий нарушил только Наполеон, который 10 ноября 1805 занял обитель. Сначала он решил организовать здесь полевой госпиталь. Вскорости здесь произошла трагедия — 14 декабря 1805 года в одном крыле случился пожар, где французы держали около трехсот российских солдат-военнопленных, все они погибли в огне. В начале 1806 года французские солдаты превратили монастырь в крепость, разместив войска и пороховые склады, только чудом не произошло дальнейших пожаров и разрушений. Из Привратного двора переходим в огромный Прелатный двор, длина которого 84 метра, а ширина 42 метра.
С XIX века во дворе находится фонтан, который перевезли из закрывшегося монастыря Вальдхаузен.
В левой части двора можно найти императорскую лестницу на второй этаж, ведущую через 196-метровый Императорский ход с изображениями Бабенбергов и Габсбургов в Императорские покои.
Эта часть монастыря при реконструкции была задумана для размещения императорского двора.
Сейчас в апартаментах императора размещен музей, экспонаты рассказывают о монастыре, его истории и современной жизни. Несколько ценных экспонатов из библиотеки и сокровищницы.
И бывший сундук для монастырской казны. Интересный пример средневекового секьюрити-замка
К императорским покоям примыкает красивейший, просторный и светлый, мраморный зал.
Это полностью светское помещение — здесь была трапезная для императорского семейства и зал для приема гостей. Потолок — творение Пауля Трогера, фрески изображают Афину Палладу на колеснице, запряженной львами, как символ мудрости, и Геркулеса, борющегося с трехголовым змеем, как символ силы.
Из мраморного зала выход на большую террасу, откуда как на ладони виден исторический центр города Мельк, куда мы спустимся позже.
Кульминация всего барочного великолепия аббатства — это монастырская церковь.
В глазах рябит от обилия золота, разноцветного мрамора, потолочных фресок и росписей куполов.
Роскошь позднего барокко обступает со всех сторон.
Монастырская церковь Святых Петра и Павла считается одной из самых красивых действующих церквей не только в Австрии, но и в Европе.
Прощающиеся фигуры апостолов Петра и Павла украшают главный алтарь.
Выходим из монастыря, чтобы извилистыми лестницами спуститься в сам город Мельк, по которому тоже необходимо прогуляться. Симпатичный и очень оживлённый старый центр состоит из нескольких улиц и двух площадей. Половина домов сохранилась с XVI века, Мельк очень красочный, цветной и весёлый городок.
В тени великолепного аббатства совсем незаметна Мариенкирхе — приходская церковь горожан. Хотя она имеет давнюю историю. Первая, романская, церковь была построена на этом месте ещё в 1020 году, а нынешний, готический вид приобрела к 1481 году. В XX веке церковь подновили — в ней новый орган, новые колокола.
На ратушную площадь смотрят фасады домов XVI века, в центре фонтан с фигурой Святого Коломана. Фонтан подарил городу аббат монастыря Бертольд Битмайер в 1722 году, так как он уже не отвечал барочной концепции реконструировавшегося монастыря.
На другой стороне площади два здания отведены под ратушу, городские службы и инфоцентр.
От ратушной улицы отходят параллельно две улицы — Главная и Звёздная (необычное название), на углу которых бросается в глаза необычный дом с двумя круглыми башенками. Дом называется «Старая хлебная лавка», когда-то здесь продавали свой хлеб все три пекаря Мелька.
Звёздная улица — старейшая в Мельке, здесь можно встретить средневековые дома — так называемый дом с фресками, которыми когда-то были расписаны все стены половины домов на этой улице…
или бывшую монастырскую таверну…
или интересный ренессансный дом с укреплённой на нём незаметной табличкой с отрывком из «Песни о Нибелунгах». Вообще-то это западно-немецкий эпос, и как попал в Мельк, непонятно…
Напротив — дом, где шла торговля солью с XVI по XVII век, позднее был переделан под гостиницу.
Над ним возвышается один из самых старых домов — «Дом смотрителя за водой», в нём жил человек, следящий за уровнем воды в Дунае, отметки говорят, что должность существует по крайней мере с 1501 года… 2002 год не забудем и мы в Праге…
Ну и конечно самый красивый почтамт в Австрии.
Богато украшенное здание почтамта было построено в 1792 году по проекту архитектора из Вены Франца Випплингера, идеальный пример перехода от позднего барокко к раннему классицизму.
Пожалуй, барокко уже на этот день, а начали мы его в Санкт-Пёлтене, достаточно. Нас ждёт средневековый и ренессансный Кремс.