Во второй и последней части моего рассказа об осенней поездке в Санкт-Петербург будет только один музей, зато какой! Русский музей оказался для меня откровением и оставил самое сильное впечатление из всех посещенных музеев северной столицы. Саврасов, Шишкин, Серов, Брюллов, Нестеров, Иванов, Коровин… И это только мизерная часть. От имен веет таким родным, знакомым с детства, милым, добрым и радостным. Сразу вспоминаются детские годы, школа и учебник истории, параграф «Наука и искусство». Одни только «Грачи прилетели» чего стоят. Прямо хоть садись и плачь от счастья.
Основная экспозиция расположена в Михайловском дворце и корпусе Бенуа. К музейному комплексу также относятся Мраморный и Строгановский дворцы, Михайловский (Инженерный) замок и уникальные садово-парковые ансамбли - Летний сад с Летним дворцом Петра I и Михайловский сад.
Мы смогли осмотреть только основную экспозицию музея, которая располагается в Михайловском дворце и комплексе Бенуа. Начали осмотр мы в 12 часов дня…
а смогли остановиться только без пятнадцати шесть, когда смотрительница очередного зала очень вежливо посоветовала нам начинать двигаться по направлению к выходу, т. к. в 18.00 музей закрывается.
Вообще-то выбраться-то оказалось не так и просто. Бесконечный лабиринт залов мы прошли только с несколькими подсказками служителей музея.
Кстати, что приятно поразило в этой поездке — всеобщее дружелюбие. Вежливыми и дружелюбными были все: смотрительницы и гардеробщицы в музеях, служащие метро, кондукторы в автобусах, горстями выгребающие из своих сумок юбилейные монетки, которых так много в Питере...
Немного о музее... Одной из первых увиденных картин стала "Грачи прилетели".
Эта картина является, пожалуй, самой известной работой Саврасова. В Русском музее находится всего лишь реплика полотна, сама знаменитая картина хранится в Третьяковской галерее в Москве. Корявенькие голые березки, тяжелое, набухшее небо, темный снег. И птицы, готовящиеся дать начало новой жизни. «Природа вечно дышит. Всегда поет, и песнь ее торжественна. Земля ведь рай — и жизнь тайна, прекрасная тайна», — говорил Саврасов своим ученикам.
Кстати, Воскресенская церковь, которая изображена на картине, сохранилась до наших дней. Она находится в селе Сусанино (во времена Саврасова деревня называлась Молвитино) Костромской области. В настоящее время в этой церкви открыт музей Ивана Сусанина.
А вот полотна певца русского леса Ивана Ивановича Шишкина. Картину «Корабельная роща» называют картиной — завещанием. Она написана в год смерти художника.
"Корабельная роща", И.И. Шишкин
Когда я впервые увидела репродукцию картины «Дубы» несколько месяцев назад, я решила, что это фотография, настолько реалистично и сочно прописаны все детали. Лишь здесь, в музее, я узнала что это — полотно работы Шишкина.
"Сосновый лес", И.И.Шишкин
А дальше были Брюллов, Иванов, Нестеров, Серов, Репин, Венецианов и сколько еще талантливых русских авторов..
"Портрет жены художника", К.Е.Маковский
"Семейный портрет", К.Е.Маковский
"Явление Христа народу", А.А.Иванов
"Явление Христа Марии Магдалине", А.А.Иванов
"На берегу моря",К.А.Коровин
"Шестикрылый Серафим", М.А.Врубель
"Святая Русь", М.В.Нестеров
"Великий постриг",М.В.Нестеров
"Купание лошади",В.А.Серов
Никогда не увлекалась искусством 20 века, но увиденные здесь работы тронули сердце. Кустодиевская купчиха в ее сказочном сладком фруктово-кексовом мире...
"Купчиха за чаем", Б.М.Кустодиев
и Богоматерь Петрова-Водкина,
"Богоматерь. Умиление злых сердец" К.С.Петров-Водкин
крестьянская семья Филонова, чем-то напоминающая икону.
"Крестьянская семья", П.Н.Филонов
"Полдень.Теплый день" А.М.Герасимов
А еще в комплекс Русского музея входит уникальный садово-парковый ансамбль Летний сад. Его я оставила на последний день перед отъездом. Хотела совместить его с посещением крейсера «Аврора». От станции метро «Горьковская» на Петровском острове я дошла до места стоянки знаменитого корабля.
Стоянка крейсера находится прямо напротив здания Нахимовского военно-морского училища.
На «Аврору» мне попасть не удалось, по какому-то капризу флотского руководства посещение судна на сегодня было закрыто. Да еще и охранник добавил свои пять копеек к моему разочарованию, заявив «а что же вы вчера не пришли, вчера был день бесплатного посещения…».
Полюбовавшись на знаменитый крейсер снаружи и отбившись от адмирала Ушакова, настойчиво уговаривавшего меня с ним сфотографироваться, я пошла дальше по Петровской набережной.
В маленьком скверике недалеко от места стоянки крейсера находится романтического вида памятник. «Фрези Грант?» — промелькнуло у меня в голове. Но нет, оказалось, монумент носит куда более серьезное название «Памятник морякам и создателям флота России».
А я по Петровской набережной двигаюсь в сторону Троицкого моста, который приведет меня к Летнему саду. Справа на набережной находится домик Петра I — первое жилое здание и единственное сохранившееся деревянное строение Санкт-Петербурга.
Слева от домика Петра I спуск к воде охраняют фигуры фантастических китайских существ Ши-Цза. Они были привезены в Петербург из Маньчжурии в 1907 году. На своей родине в Китае эти существа, напоминающие льва, считались стражами семейного очага.
Таинственная и гордая Ши-Цза из города Горина в Манчжурии. Это львица, потому что лапкой она прикрывает львенка
А вот и Летний сад, просматривается под бушпритом элегантного парусника на Неве.
Летний сад был задумчив и молчалив. Большая часть скульптур, украшающей Летний сад, исполнена итальянскими мастерами конца XVII- начала XVIII веков и доставлена в Петербург вскоре после основания Летнего сада. Уже в 1710 году в саду насчитывалось около тридцати статуй и бюстов. В последующие годы количество их возрастало и в 1728 году достигло уже более ста.
Суровые лица и величавый вид величайших умов в истории человечества — Аристотеля, Диогена, Александра Македонского настраивают на философский лад и создают чинную и серьезную атмосферу.
Однако пусть вас это не обманывает. Ибо за спиной мыслителей творятся интересные вещи.
Кто-то кого-то соблазняет
Здесь роли поменялись, но смысл остался тот же.
В общем, атмосфера настраивает на отдых и лениевое неспешное размышление. Самое то для того, чтобы настроится на философский лад и не очень переживать о предстоящей разлуке с полюбившимся городом.
Мой первый рассказ о музейном Петербурге можно посмотреть здесь.
Теги:
Самостоятельные путешествия, Культурно-познавательный туризм