Этой осенью мне достаточно неожиданно представилась возможность попасть в Санкт Петербург осенью, аж на целых 11 дней. Надо сказать, что для меня осень — совсем не лучшее время для путешествий по России, тем более — в ее северную столицу. Хуже может быть только зима. Я получаю удовольствие от путешествия, когда глаз радует нежная зелень, парки и луга дарят благоухающую радугу из цветов и теплый ветерок нежно ласкает плечи. Ну чтож, в этот раз был сентябрь с суточной температурой на несколько градусов ниже климатической нормы. Плечи и другие части тела держал в тонусе промозглый осенний ветерок, иногда в компании с мелким холодным дождиком. Частенько, идя по Невскому и втянув голову в плечи, я вспоминала героев Достоевского.
Но отставить жалобы и стоны, такое поведение неприемлимо для того, кому посчастливилось оказаться в этом городе! И точно теперь могу сказать, что Санкт-Петербург неповторим и интересен в любую погоду и в любой сезон. Да и не все было так плохо: в Царском селе нас сопровождало потрясающей синевы небо и лучезарное солнышко, замок руссого Гамлета в Гатчине тоже предстал словно через яркий каллейдоскоп. И здесь впервые в своей жизни я оченила красоту золотой осени. Но впечатлениями от посещения пригородов Санкт-Петербурга я уже поделилась ранее, а сейчас вернемся к самому городу.
В Санкт-Петербурге более 200 музеев, все посетить, естенственно, невозможно, да и не нужно, поэтому мы постарались побывать тех, в которые стремилось сердце.
Итак, 12 часов в поезде (я специально взяла себе верхнюю полку, чтобы вкусить романтики РЖД), ранний, в 5.30, приезд, пара часов на обустройство, и мы готовы к встече стобой, Питер!
Четкой программы на первый день у нас не было, решили поехать в центр и начать с того, что окажется ближе к станции метро. Вышли на станции метро «Невский проспект», посмотрели направо-и ответ нашелся сам собой: храм Спаса-на-Крови!
Несмотря на то, что храм построен на месте грустного события, смертельного ранения императора Александра II, внешнее и внутреннее убранство храма не оставляет тяжелого впечатления.
Очень люблю изображения ангелов в этом соборе — строгие и одухотворенные лица, но в то же время такие близкие и земные. Такие же я видела в Морском соборе в Кронштадте и в витраже Великокняжеской усыпальницы в Петропавловской крепости. Может быть, где — то есть еще.
Собор построен в «русском стиле», это видно сразу, довольно только взглянуть на купола. Внутри стены покрыты великолепной мозайкой. Удивительные мозаичные картины, покрывающие стены храма, выполнялись по эскизам 32 художников.
Среди художников, которые создавали эскизы для мозайк храма, были такие певцы «русского стиля» в живописи, как Виктор Васнецов и Михаил Нестеров. Когда узнаешь об этом, перед глазами сразу встают «Три богатыря», «Аленушка», созданные Васнецовым, и светлые лики с религиозных картин Нестерова. Словосочетание «Святая Русь» само собой приходит на ум. И вот уже суровые лики с венецианской мозаики смягчаются, становятся ближе и теплее.
Иконы главного иконостаса "Богоматерь" и "Христос Вседержитель" выполнены по эскизам Виктора Васнецова.
Царские врата были утрачены в 20-х годах XX века. Процесс их воссоздания занял восемь лет. На свое историческое место в храм Спаса-на-крови Царские врата вернулись 14 марта — в день трагической смерти императора Александра II.
Мозаика "Святой князь Александр Невский" выполнена по эскизу Михаила Нестерова.
Мозаика "Воскресение Христа", по эскизу Михаила Нестерова.
Уникально распятие, расположенное на месте ранения Александра II — Христос изображен здесь с открытыми глазами.
Если от Спаса-на-Крови по мостику перйти канал Грибоедова, то в старом здании на Конюшенной площади можно посетить научно-познавательную выстаку «Тело человека».
Выставка проводится силами Военно-медицинской академии им. Кирова.
В течение часа здесь можно прослушать лекцию, которую проводит сотрудник академии. В ходе лекции он рассказывает о различных системах жизнедеятельности человека, об устройстве различных органов, о влиянии на организм вредных привычек. Также он отвечает на различные вопросы посетителей. Мы с мамой пришли практически к моменту открытия выставки и оказались сначала единственными посетителями, что не помешало ему провести лекцию только для нас.
Все экспонаты выставки-настоящие, обработанные специальным образом (кратко технологию вам опишут) органы, ткани, и даже тела!
«Увидеть, чтобы понять»-девиз устроителей выставки.
В процессе экскурсии можно даже подержать экспонаты в руках, например, кости, сердце, легкие заядлого курильщика.
А можно сделать первый шаг к отказу от вредной привычки!
Мне хватило послушать лекцию и посмотреть один раз. Моя мама ходила потом еще!
Эрмитаж. Еще готовясь к поездке, я долго ломала голову — заказывать билеты на сайте или купить на месте? В результате решила все-таки попытать счастья на месте, все-таки конец сентября, уже как бы и не сезон. Посещение получилось спонтанное, в этот день мы в Эрмитаж вроде бы и не собирались. Просто гуляли по Невскому, дошли до Главного штаба, из любопытства заглянули в кассы штаба. А там… никого! Вообще нет очереди! Ну и конечно, не устояли. Но справедливости ради нужно сказать, что и на главном входе в Зимнем дворце очередь на улице была небольшая, человек двадцать.
Сам Эрмитаж… Количество требующих внимания экспонатов зашкаливает, количество залов и их расположение сбивает с толку, хочется пойти всюду одновременно, чтобы ничего не пропустить.
Глаза требуют подойти к каждому экспонату, а ноги после лабиринтов залов протестуют… В общем, нелегко.
"Святой Лука, рисующий Мадонну", Рогир ван дер Вейден
"Мадонна с младенцем", Рафаэлло Санти
"Святое семейство", Рафаэлло Санти
Что порадовало, пенсионерам вход бесплатный. Ходи себе хоть каждый день и изучай фламандцев или итальянцев эпохи Возрождения.
Следующим пунктом нашего списка был Васильевский остров и Кунсткамера — музей антропологии и этнографии Петра Великого.
Музей, основанный по указу Петра I, открылся для посетителей в 1714 г. Он был создан с целью собирания и исследования раритетов, созданных природой и руками человека.
Музей насчитывает более миллиона экспонатов и отражает многообразие культур народов Старого и Нового Света.
Еще времена Петра I гордостью Кунсткамеры была знаменитая коллекция голландского анатома Рюйша. Рюйш прославился уникальным способом инъекции: он вливал в сосуды человеческого тела окрашенный отвердевающий состав. Благодаря этому можно было увидеть мельчайшие разветвления сосудов в самых разных органах. Свои образцы Рюйш хранил сухими или в стеклянных банках, заливая их спиртом, настоенном на черном перце. Для того, чтобы они выглядели приятно и естественно, он украшал их бусами, цветами, кружевными одеяними. Современники воспринимали их как восьмое чудо света.
В 1718 году Петр I издал указ о собирании в Кунсткамеру «монстров». Сюда стали регулярно поступать уроды, как живые, так и мертвые. Тератология, т. е. наука об уродах и всевозможных монстрах, считалась в то время не только занимательной, но и полезной: с ее помощью можно было показать, что уроды появляются на свет без вмешательства дьявола, а по причинам естественным. Оценивались монстры очень высоко, а за их утаивание взимался большой штраф, и потому поступали они в Кунсткамеру в изобилии. Их препарировали здесь же, в Анатомическом театре, и готовили из них экспонаты. От изначальной коллекции сохранилось не много экспонатов, среди них — это двухголовый теленок.
Очень тягостные чувства вызывают экспонаты с различными отклонениями в развитии плода человека и животных. Но многие посетители приходят с маленькими детьми, и детки очень спокойно реагируют.
Я шла в этот музей как раз, чтобы взглянуть на эту коллекцию анатомических редкостей и аномалий, но очень быстро меня накрыло ощущение подавленности, и я ходила хвостиком за мамой, и изредка тихонько клянчила: «Ты закончила? Может, пойдем?». Мама же в это время, надев очки, детально изучала каждый экспонат.
Как и в любом музее Питера, здесь находится сувенирный магазин. Мы приобрели там симпатичную футболку дочери с питерскими котами по вполне приемлемой цене, так что магазинчик рекомендую.
После Кунсткамеры с ее уродцами хотелось развеяться. А где на это сделать лучше всего? Конечно же, на колоннаде Исакия! Полюбовались со Стрелки на Петропавловскую крепость,
и отправились на противоположную сторону Невы. Прошлись по Александровскому саду мимо Адмиралтейства
и вот он, Исакиевский собор.
Лестница на колоннаду всегда напоминает мне подъем на другой величественный собор в другом городе-музее — Собор Святого Петра в Риме. Только там ступенек больше.
На колоннаде транслируется своеобразная аудио-экскурсия, позволяющая с высота собора распознать главные достопримечательности города.