Так уж получилось, что старая столица Лотарингии Нанси современным составителям путеводителей в основном знакома тем, что приютила в XVIII веке уроженца польского Львова, который был очень противоречивой личностью. Этот человек, ввязавшись в «Игру престолов» тогдашней Европы, оказался абсолютно бездарным в политике, всё время ставил не на ту сторону. Но зато он был довольно умелым в дворцовых играх, сумев выдать дочь за одного из самых могущественных монархов, искренним покровителем науки и искусства, и оказался добрым и справедливым королём своего небольшого государства.
Знакомьтесь — Станислав Лещинский.
Родившись в семье львовского старосты, он к 1699 году поднялся до уровня воеводы Познани и виночерпия Польского королевства. Нет, чтобы радоваться жизни, разливая вино, надо было ввязаться в драку между Карлушей и Петей, которая, как мы все знаем, происходила в начале XVIII века под названием Северная война. Восстав против своего короля Августа II Сильного, по совместительству и курфюрста Саксонии, союзника Петра Первого, он решил поставить на шведов. Карлу, королю шведскому, ещё пять лет топать до Полтавы, он ещё полон «императорских» мыслей, и поэтому одобряет предложение Лещинского поставить его королём поляков. При условии, если тот его чем-то заинтересует. Лещинский напоил (ведь ещё при должности) казацкого гетмана Мазепу, который пообещал, что Украина навсегда станет польской, если Станиславушка победит на выборах, и с этой вестью молодой виночерпий помчался к Карлу. Шведы с помощью Франции надавили и 4 октября 1705 года состоялась торжественная коронация Лещинского в Варшаве.
Но…подавляющее большинство польской знати, интеллигенции и зажиточных горожан отказались поддержать Лещинского, объявили войну шведам и заключили с Россией 20 августа 1704 года «Нарвский союзный договор». Карл разозлился и разбил Августа II Сильного, заставил его отречься от польской короны и признать королём Лещинского. Но многочисленная оппозиция не сдалась, и Станислав должен был держать во дворце целый полк шведов, иначе спалось как-то плохо.
А потом пришла Полтава, Карла прогнали туда, где ему и надлежало быть — в Скандинавию, Станислав Лещинский в том же 1709 году пустился в бега, сначала в прусский Штеттин, откуда в Швецию. После смерти в 1718 году шведского Карла Станислав попросил Леопольда, герцога Лотарингского об убежище, пожив у которого немного, переехал в Эльзас — в Ландау, потом в Висамбур. И тут подфартило!
4 сентября 1725 его дочь Мария в возрасте 22 лет вышла замуж за короля Людовика XV, которому было всего 15 лет. Брак был продиктован исключительно политическими соображениями — искали такую невесту, чтобы не поссориться ни с одним из Европейских дворов. Ну и конечно папа подсуетился.
В 1733 году умер Август II Сильный, и Франция способствовала избранию Лещинского вновь польским королём, но против были Россия, Австрия, Пруссия — авторы первого раздела Польши, видевшие на престоле Августа III, сына Августа II Сильного. Польские дворяне обратились к России за помощью, увидев на горизонте русские войска, Станислав вновь убежал, на сей раз в Данциг.
Осада Данцига шла ни шатко, ни валко, пока одного типично русского полководца Пьера Эдмонта Ласси не сменил другой исключительно российский гражданин — Буркхарт Христофор фон Миних, который надавал сразу по шее своему не менее титулованому французскому коллеге Луи Роберу Ипполиту де Бреан де Плело (кстати, это первый раз, когда представители Франции услышали — Руби их в песи, круши в хузары!, надо было лучше делиться опытом с последующими поколениями…), а Станислав успел улизнуть в прусский Кёнигсберг.
Французскому королю опять надо было куда-нибудь пристроить тестя… И родилась одна из самых гениальных дипломатических комбинаций, оформленная в Венский договор 1735 года.
Франция заключает мир с Австрией и не возражает признать Фридриха Августа II польским королём под именем Августа III. За это за Станиславом Лещинским оставляют титул «ваше величество» и передают в управление герцогство Лотарингию и графство Бар… но только до смерти, а потом территории переходят к Французскому королю в качестве приданого его жены… через много лет после свадьбы. А куда герцога лотарингского Франца Стефана деть? Он, между прочим, в свою очередь, в родстве с австрийскими Габсбургами. У него печень болит, так мы ж ему дадим в управление Великое герцогство Тосканское, там курорты. А впридачу Парму и Пьяченцу. … Но ведь там правит великий герцог Джано Гастон Медичи… Да бросьте, говорят он скоро помрёт, так и запишем — после смерти которого, ведь он бездетный. За это Австрия передаст королевство Сицилию испанским Бурбонам, которые поблагодарят французских Бурбонов. .Кто ещё неохваченный?..ах да, как же мы про вас забыли, маленькие наши. Королик Сардинии получит от Австрии немного от Миланского герцогства…чтоб не завидовал соседней Сицилии и козней не строил. Все довольные чокнулись рюмками и разьехались ждать. Пока не помрёт последний Медичи…
Через два года он умер, говорят естественной смертью, и комбинация раскрутилась. Устроившись в Нанси, Станислав Лещинский стал получать от зятя каждый год 2 млн. ливров. И, не поверите, они все почти пошли на благоустройство города.
Лещинский оказался хорошим правителем, местные жители прозвали его «король-благодетель». Он отстраивал Нанси, организовал Академию наук и Академию искусств, развивал благоустройство и торговлю благодаря низким налогам. Его правление было эпохой процветания и великолепия столицы Лотарингии. В центре города Станислав построил самую большую площадь в восточной Франции в честь Людовика, сейчас она названа именем самого Станислава Лещинского.
Станислав был умным и последовательным правителем и меценатом: восстанавливал герцогство, опустошённое войнами, окружил себя артистами и художниками. Он познакомил Лотарингию с искусством барокко.
Умер Станислав Лещинский в возрасте 88 лет в замке Люневиль недалеко от Нанси — его одежда загорелась от искры из камина, а у старика уже не было сил позвать на помощь и встать. Слуги конечно прибежали, но поздновато — размер ожогов оказался смертельным… Конечно, в истории Нанси были и другие факты и люди, можно, например, вспомнить битву при Нанси, положившую конец независимому герцогству Бургундскому. но пусть об этом расскажет кто-нибудь другой. А от меня — история о великом беглеце, который во второй половине своей жизни обрёл своё маленькое волшебное мирное королевство, Станиславе Лещинском.
Юнеско оценило заботу Лещинского о Нанси и занесло в свои списки его площадь Станислава, построенную по проекту архитектора Эммануэля Эре в 1751–1775 годах. Площадь возникла вместо части огромной Площади арены с позорным столбом для осуждённых и соединила две части города — Старый средневековый город и сравнительно новый город XVI–XVII веков. На месте статуи Станислава, отлитой из бронзы в 1820-е годы, до Французской революции стояла статуя Людовика XV, которая и не могла дожить до наших дней.
Площадь замечательна своими выверенными пропорциями, своей изящной архитектурой, ограждённой монументальными коваными решётками с лилиями и вензелями Людовика XV работы бронзовщика Жана Ламюра. Всю южную сторону площади занимает ратуша, на центральном фронтоне которой прикрепили гербы Станислава и Нанси. Статуи, изображающие справедливость и осторожность обрамляют центральные часы, под которыми находится барельеф с изображением девушки, держащей в руках чертополох — символ победы над бургундцами в XV веке.
Рядом с Ратушей находится Национальный оперный театр Лотарингии, но здание было построено не для него. Первоначально принадлежало архиепископу, и только после пожара, уничтожившего Театр комедии, комедианты переселились сюда.
На другой стороне площади находится Музей изящных искусств.
Площадь украшают два фонтана в стиле рококо работы скульптора Гюбаля. Первый посвящён Нептуну, второй — Амфитрите.
На северной стороне площади располагается триумфальная арка работы архитектора Эммануэля Эре, который за образец взял арку Септимия Севера в Риме. В этом месте Старый город переходил в Новый. Богата украшена изображениями военных трофеев, венками и надписями. На карнизе статуи Цереры, Геркулеса и Марса, позолоченный свинцовый медальон с профилем Людовика XV, который поддерживают крылатый гений и Лотарингия в образе женской фигуры.
За триумфальной аркой площадь Станислава переходит в Площадь арены, которая c XV века использовалась для рыцарских турниров и конных состязаний. Сразу же встречается здание Биржы, которое сейчас занимает Торговый трибунал Нанси.
При Станиславе Лещинском аллея была засажена апельсиновыми деревьями, позднее здесь высадили липы.
Кончается бульвар у здания бывшего Интендантства, которое легко узнать по полукруглой колоннаде. Во дворце в разное время останавливались Карл X и Луи-Филипп, а сейчас это дворец Правительства.
Самое же выдающееся здание к югу от площади Станислава — Кафедральный собор.
По стилю может показаться, что тоже строился при Станиславе Лещинском, на самом деле только достраивался, а первый камень в основание собора заложили в 1703 году при герцоге Леопольде. Проект архитектором Джованни Бетто, любителем римской архитектуры, был разработан в 1700 году.
Как фасад в классическом духе, так и интерьер, оживляют коринфские колонны, неф украшают изображения ангелов и атрибутов Девы Марии. Главный мраморный алтарь был сделан только в 1763 году из разных сортов мрамора. Среди кресел вокруг алтаря выделяется центральное — с вензелем Карла Лотарингского.
Купол декорирован фреской, над которой потрудился местный художник Клод Жаккарт в 1720-х годах. Не Корреджо, конечно, но видно, что о-очень старался.
Орган собора находится на своём месте с 1757 года.
От собора начинается главная торговая улица Нового города, где можно видеть разные архитектурные стили, кончая модерном.
Церковь святого Себастьяна стоит в районе, где издавна селились богатые ремесленники, торговцы, мануфактурщики. Церковь была построена в 1731 году и на следущий год освящена архиепископом Тулским. Часы на фронтоне установили только в XIX веке, до этого на этом месте два орла держали герб Лотарингии, но их убили якобинцы. Немного ниже — две внушительные статуи Святого Себастьяна и герцога Леопольда.
Симпатичная остроконечная башенка на этом здании не имеет никакого отношения к древней истории — архитекторы Эмиль Андре и Пьер Шабонье добавили её как оригинальное украшение к своему проекту здания для отделения Парижского банка в Нанси.
Итальянец Джованни Бетто построил в 1635 году и эту церковь по заказу местного монастыря. Революционеры закрыли монастырь, во времена Бонапарта церковь под именем храма Святого Иоанна была передана протестантам.
Перед протестантским храмом установлен памятник под названием Память, созданный Полем Дюбуа в самом начале XX века. Это памятник о аннексии Эльзаса и Лотарингии Германией после 1870 года. Во время создания памятника эти провинции всё ещё находились в составе Германии, хотя сам город Нанси изначально по договору остался на французской стороне. Памятник изображает двух грустных молодых женщин, одетых в национальные костюмы Эльзаса и Лотарингии, сидящих на скале из вогезского гранита.
Ворота Деси на дороге в Мец были построены в качестве триумфальной арки при герцоге Леопольде I, между 1782 и 1784 годами. Арка должна была увековечить память граждан Нанси, погибших за независимость Америки в битве при Йорктауне в 1761 году. Как известно, королевская Франция выступила в тесном союзе с новым зарождающимся государством в Северной Америке против Великобритании — ненависть к извечному сопернику переборола боязнь идеи республики. Но позднее ворота назвали в честь лейтенанта Деси, который погиб в 1790 году, чтобы не допустить братоубийственного кровопролития во время войскового бунта. Позднее ворота стали служить для увековечивания памяти погибших в самых разных конфликтах — можно видеть мемориальные доски погибшим в ходе военных действий в Индокитае, Алжире, Тунисе и Марокко.
А что в средневековой части Нанси? сохранилось немного, но всё же…
Самая примечательная светская постройка — резиденция герцогов Лотарингии эпохи Ренессанса
После поражения Карла Смелого в битве при Нанси дворец забросили, но при Рене II в. 1502 году о нём вспомнили и приступили к реконструкции.
Завершил ремонт герцог Антуан в 1512 году, событие отметил своей статуей из известняка, которая и сегодня украшает флигель. Леопольд I пожелал превратить дворец в новый Лувр, весь перекопал, посносил лестницы и стены, но началась Тридцатилетняя война и нью-Лувр остался мечтой.
И снова Станислав Лещинский, кто же ещё, этот незаконченный дворец превратил в свою резиденцию, восстановив и украсив. Сейчас внутри музей Лотарингии. А самое известное культовое здание в Старом городе — Базилика святого Апра.
Несмотря на то, что базилике всего 170 лет. Святой Апр был епископом города Туля в VI веке и основал первый церковный приход в Нанси.
Церковь в романском стиле на этом месте была ещё в XI веке, в XV веке ей на смену пришла готическая постройка, однако к XIX веку от неё осталась только башня. Базилику из розового песчаника, в неоготическом стиле, которую видим сегодня, воздвигли в XIX веке при аббате Труэ, ратовавшем за её создание.
87 метров — такова высота центральной стреловидной башни, строительство монументальной лестницы спонсировал австрийский император Франц-Йозеф I, кое-где на витражах можно его разглядеть. Несколько витражей — подарки Наполеона III и императрицы Евгении.
Напротив базилики — конная статуя лотарингского герцога Рене II, который и победил бургундского герцога под стенами Нанси в XV веке.
Ворота Порт-де-ла-Крафт — единственная часть средневековых укреплений, которая хорошо сохранилась.
Ворота города стояли уже с XIV века, в 1463 году были построены две мощные круглые башни ворот со стенами толщиной более 3 метров, которые выдержали не одну атаку Карла Смелого во время битвы при Нанси. Между башнями видны галереи, откуда защитники выливали на нападавших горячие смолу и масло. В XIX веке, когда ворота уже давно были только украшение города, решено было украсить их изображениями Девы, лотарингского креста и портретами лотарингских герцогов.
Пройдёмся ещё немного по Нанси, где много широких улиц, красивых классических зданий… дальше наш путь лежит в Мец